Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.06.97 ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31 ЯНВАРЯ 1997 ГОДА О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНОГО АКТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 10 июня 1997 года

                                                     Дело N 33Г-97-11

       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В.П.,
   судей Жилина  Г.А.  и   Василевской  В.П.  рассмотрела  в судебном
   заседании от 10  июня  1997  года  кассационные  жалобы  открытого
   акционерного общества "Холдинг Петрохлеб",  открытого акционерного
   общества  "Приозерский  деревообрабатывающий   завод",   Санкт   -
   Петербургского     отделения    Октябрьской    железной    дороги,
   Государственного  предприятия  "Октябрьская  железная  дорога"  на
   решение  Ленинградского  областного суда от 31 января 1997 года по
   их  заявлениям,  а  также  по  заявлению  закрытого   акционерного
   общества  "Сясьский  целлюлозно - бумажный комбинат"  о  признании
   нормативного акта недействительным.
       Заслушав доклад судьи  Верховного  Суда  Российской  Федерации
   Василевской   В.П.,   объяснения   представителей:   ОАО  "Холдинг
   Петрохлеб"  -  Иванова  В.К.,  Санкт  -  Петербургского  отделения
   Октябрьской  железной  дороги  -  Тихомирова  О.Ю.  и  Пицик В.Ф.,
   Государственного  предприятия  Октябрьской   железной   дороги   -
   Никольской   Н.Э.,    ОАО   "Приозерский  ДОЗ"  -  Евсеева А.Г.  и
   Терещенко Т.Н., судебная коллегия установила:
       28 марта 1994 года правительство Ленинградской области приняло
   постановление "О введении в Ленинградской области  дополнительного
   налога   на   содержание  инженерной  инфраструктуры  и  сбора  на
   благоустройство территории",  которым на предприятия, организации,
   учреждения,   филиалы,  представительства  и  другие  обособленные
   подразделения независимо от их организационно - правовых форм,  не
   имеющие  в  ведении  жилищного  фонда и не несущие расходов по его
   содержанию,   возложена   обязанность   по   уплате   с   01.04.94
   дополнительного   налога   на  содержание  и  развитие  инженерной
   инфраструктуры населенных пунктов в размере до двух  процентов  от
   суммы  реализации  продукции  выполненных  работ и предоставляемых
   услуг (п. п. 1, 2).
       Одновременно рекомендовано   главам  администраций  районов  и
   городов, области ввести целевой сбор на благоустройство территорий
   с граждан предприятий,  учреждений и организаций, независимо от их
   организационно - правовых форм (п. 3 л.д. ГИ).
       Во исполнение   данного   Постановления   была  разработана  и
   утверждена начальником ГНИ по Ленинградской  обл.  и  руководством
   Департамента финансов Ленинградской обл.  Инструкция N 1 о порядке
   исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры
   (л.д. 7 - 9).
       ОАО "Холдинг     -      Петрохлеб",      ОАО      "Приозерский
   деревообрабатывающий   завод",  Санкт  -  Петербургское  отделение
   Октябрьской   железной   дороги,    Государственное    предприятие
   "Октябрьская  железная  дорога"  обратились  в  суд с заявлением о
   признании  п.  п.  1  и  3  Постановления  Правительства   области
   недействительными,  Сясьский  целлюлозно  -  бумажный комбинат - с
   заявлением о признании данного  Постановления  недействительным  в
   полном  объеме.  ОАО  "Холдинг  - Петрохлеб",  кроме того,  просил
   признать недействительной и Инструкцию N 1 "О порядке исчисления и
   уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры".
       В обоснование  своих   требований   заявители   указали,   что
   обжалуемые  нормативные правовые акты не соответствуют требованиям
   ст.  57  Конституции  Российской  Федерации  и  Закону  Российской
   Федерации  от  27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской
   Федерации" (с последующими изменениями и  дополнениями).  Принимая
   названные  акты,  правительство Ленинградской обл.  превысило свои
   полномочия, предусмотренные как федеральным законодательством, так
   и  Временным  положением  о законодательном собрании Ленинградской
   обл. от 18.01.94.
       Решением Ленинградского   областного   суда   от   31.01.97  в
   удовлетворении заявлений отказано.
       Обжалуя судебное   решение,   ОАО   "Холдинг  Петрохлеб",  ОАО
   "Приозерский деревообрабатывающий завод",  Санкт  -  Петербургское
   отделение Октябрьской железной дороги, Государственное предприятие
   "Октябрьская железная дорога" просит  о  его  отмене  и  вынесении
   нового об удовлетворении заявленных требований по тем же мотивам.
       Проверив материалы дела и обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   судебная  коллегия  Верховного  Суда  Российской Федерации находит
   решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
       Признавая состоявшимися  28.03.94  Постановление правительства
   Ленинградской обл.  и Инструкцию N 1  по  вопросу  о  введении  на
   территории  Ленинградской  обл.  дополнительных  налогов  и сборов
   законными,  суд сослался  на  п.  7  Указа  Президента  Российской
   Федерации  от  22.12.93  "О  формировании республиканского бюджета
   Российской Федерации  и  взаимоотношениях  с  бюджетами  субъектов
   Российской  Федерации  в  1994 г.",  разрешающим государственным и
   местным  органам  власти  устанавливать   на   своих   территориях
   дополнительные     налоги     и    сборы,    не    предусмотренные
   законодательством;   на   день   признания   оспариваемых    актов
   представительные  органы  власти в Ленинградской обл.  хотя и были
   избраны,  но "еще не работало и поэтому не могло разрешать вопросы
   об установлении налогов".
       Эти выводы  суда  не  основаны  на  законе   и   не   являются
   ошибочными.
       В соответствии со ст.  57 Конституции Российской  Федерации  и
   ст.   2  Закона  Российской  Федерации  от  27.12.91  "Об  основах
   налоговой системы в Российской Федерации" взиманию подлежат только
   налоги и сборы, установленные законным порядком. Налоги, взимаемые
   на основе закона,  не  могут  считаться  "законно  установленными"
   (Постановление   Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от
   04.04.96).
       В нарушение   названных  требований  дополнительный  налог  на
   содержание инженерной инфраструктуры  и  сбор  на  благоустройство
   территорий  обл.  был  установлен первым заместителем председателя
   правительства Ленинградской обл., тогда как Конституция Российской
   Федерации  и упомянутый выше Закон (ст.  18) исключают возможность
   установления налогов и сборов органами исполнительной власти.
       Издавая 28.03.94  постановление  о  введении  налога  и сбора,
   заместитель председателя правительства обл. вышел за пределы своих
   полномочий  и  вопреки  требованиям  действующего законодательства
   вмешался в сферу деятельности законодателя.
       Более того, как видно из текста Инструкции, объектом обложения
   дополнительным  налогом  служит  прибыль  предприятий  (л.д.   8).
   Согласно  же  пп.  "к"  ч.  1  ст.  19 и ст.  18 Закона Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы  в  Российской  Федерации"
   налог   на  прибыль  относится  к  федеральным  налогам  и  органы
   государственной  власти  всех  уровней   (и   тем   более   органы
   исполнительной  власти)  не вправе вводить дополнительные налоги и
   отчисления,  не   предусмотренные   законодательством   Российской
   Федерации.
       Ссылка  суда  на  п.  7 Указа Президента Российской  Федерации
   N 2268   от  22.12.93  "О  формировании  республиканского  бюджета
   Российской Федерации  и  взаимоотношениях  с  бюджетами  субъектов
   Российской Федерации в 1994 г.",  которым введен специальный налог
   с предприятий,  учреждений и организаций для финансовой  поддержки
   важнейших  отраслей  народного  хозяйства  Российской  Федерации и
   обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей,  является
   неправомерной,   в   частности,   потому,   что  на  день  издания
   обжалуемого постановления этот Указ не действовал,  он  вступил  в
   силу лишь с 01.04.94.
       Судом установлено  и  материалами   дела   подтверждено,   что
   законодательное собрание Ленинградской области избрано 20.03.94.
       Следовательно, с этого дня только оно вправе принимать  законы
   и   нормативные   акты,   то   есть   заниматься   правотворческой
   деятельностью  по  вопросам,  относящимся   к   его   компетенции,
   независимо от того, приостановлено ли оно к работе или нет.
       Таким образом, решение суда является незаконным и на основании
   п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР подлежит отмене.
       В связи с  тем,  что  по  делу  собирания  или  дополнительной
   проверки   доказательств   не   требуется,   обстоятельства   дела
   установлены судом в полном объеме и правильно,  но допущена ошибка
   в  применении норм материального права,  судебная коллегия находит
   возможным  вынести  по  делу  новое  решение   об   удовлетворении
   заявленных   требований  и  признании  обжалуемых  правовых  актов
   недействительными со дня их принятия,  не  передавая  дело  в  суд
   первой инстанции на новое рассмотрение.
       Руководствуясь ст.  311,  п.  4 ст.  305 ГПК  РСФСР,  судебная
   коллегия Верховного Суда РФ определила:
       Решение судебной коллегии по гражданским делам  Ленинградского
   областного суда от 31 января 1997 г. отменить.
       Признать Постановление правительства Ленинградской обл.  N  54
   от  28.03.94  "О  введении в Ленинградской области дополнительного
   налога  на  содержание  инженерной  инфраструктуры  и   сбора   на
   благоустройство  территории",  а  также  Инструкцию  N 1 о порядке
   исчисления   и   уплаты   налога    на    содержание    инженерной
   инфраструктуры, утвержденной начальником ГНИ по Ленинградской обл.
   и  руководителем   департамента   финансов   Ленинградской   обл.,
   недействительными   и   недействующими   со   дня   их   принятия,
   удовлетворив заявленные требования.


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz