СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 1997 года
Дело N 33Г-97-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В.П.,
судей Жилина Г.А. и Василевской В.П. рассмотрела в судебном
заседании от 10 июня 1997 года кассационные жалобы открытого
акционерного общества "Холдинг Петрохлеб", открытого акционерного
общества "Приозерский деревообрабатывающий завод", Санкт -
Петербургского отделения Октябрьской железной дороги,
Государственного предприятия "Октябрьская железная дорога" на
решение Ленинградского областного суда от 31 января 1997 года по
их заявлениям, а также по заявлению закрытого акционерного
общества "Сясьский целлюлозно - бумажный комбинат" о признании
нормативного акта недействительным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Василевской В.П., объяснения представителей: ОАО "Холдинг
Петрохлеб" - Иванова В.К., Санкт - Петербургского отделения
Октябрьской железной дороги - Тихомирова О.Ю. и Пицик В.Ф.,
Государственного предприятия Октябрьской железной дороги -
Никольской Н.Э., ОАО "Приозерский ДОЗ" - Евсеева А.Г. и
Терещенко Т.Н., судебная коллегия установила:
28 марта 1994 года правительство Ленинградской области приняло
постановление "О введении в Ленинградской области дополнительного
налога на содержание инженерной инфраструктуры и сбора на
благоустройство территории", которым на предприятия, организации,
учреждения, филиалы, представительства и другие обособленные
подразделения независимо от их организационно - правовых форм, не
имеющие в ведении жилищного фонда и не несущие расходов по его
содержанию, возложена обязанность по уплате с 01.04.94
дополнительного налога на содержание и развитие инженерной
инфраструктуры населенных пунктов в размере до двух процентов от
суммы реализации продукции выполненных работ и предоставляемых
услуг (п. п. 1, 2).
Одновременно рекомендовано главам администраций районов и
городов, области ввести целевой сбор на благоустройство территорий
с граждан предприятий, учреждений и организаций, независимо от их
организационно - правовых форм (п. 3 л.д. ГИ).
Во исполнение данного Постановления была разработана и
утверждена начальником ГНИ по Ленинградской обл. и руководством
Департамента финансов Ленинградской обл. Инструкция N 1 о порядке
исчисления и уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры
(л.д. 7 - 9).
ОАО "Холдинг - Петрохлеб", ОАО "Приозерский
деревообрабатывающий завод", Санкт - Петербургское отделение
Октябрьской железной дороги, Государственное предприятие
"Октябрьская железная дорога" обратились в суд с заявлением о
признании п. п. 1 и 3 Постановления Правительства области
недействительными, Сясьский целлюлозно - бумажный комбинат - с
заявлением о признании данного Постановления недействительным в
полном объеме. ОАО "Холдинг - Петрохлеб", кроме того, просил
признать недействительной и Инструкцию N 1 "О порядке исчисления и
уплаты налога на содержание инженерной инфраструктуры".
В обоснование своих требований заявители указали, что
обжалуемые нормативные правовые акты не соответствуют требованиям
ст. 57 Конституции Российской Федерации и Закону Российской
Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Принимая
названные акты, правительство Ленинградской обл. превысило свои
полномочия, предусмотренные как федеральным законодательством, так
и Временным положением о законодательном собрании Ленинградской
обл. от 18.01.94.
Решением Ленинградского областного суда от 31.01.97 в
удовлетворении заявлений отказано.
Обжалуя судебное решение, ОАО "Холдинг Петрохлеб", ОАО
"Приозерский деревообрабатывающий завод", Санкт - Петербургское
отделение Октябрьской железной дороги, Государственное предприятие
"Октябрьская железная дорога" просит о его отмене и вынесении
нового об удовлетворении заявленных требований по тем же мотивам.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб,
судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит
решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая состоявшимися 28.03.94 Постановление правительства
Ленинградской обл. и Инструкцию N 1 по вопросу о введении на
территории Ленинградской обл. дополнительных налогов и сборов
законными, суд сослался на п. 7 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 "О формировании республиканского бюджета
Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов
Российской Федерации в 1994 г.", разрешающим государственным и
местным органам власти устанавливать на своих территориях
дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные
законодательством; на день признания оспариваемых актов
представительные органы власти в Ленинградской обл. хотя и были
избраны, но "еще не работало и поэтому не могло разрешать вопросы
об установлении налогов".
Эти выводы суда не основаны на законе и не являются
ошибочными.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и
ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" взиманию подлежат только
налоги и сборы, установленные законным порядком. Налоги, взимаемые
на основе закона, не могут считаться "законно установленными"
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
04.04.96).
В нарушение названных требований дополнительный налог на
содержание инженерной инфраструктуры и сбор на благоустройство
территорий обл. был установлен первым заместителем председателя
правительства Ленинградской обл., тогда как Конституция Российской
Федерации и упомянутый выше Закон (ст. 18) исключают возможность
установления налогов и сборов органами исполнительной власти.
Издавая 28.03.94 постановление о введении налога и сбора,
заместитель председателя правительства обл. вышел за пределы своих
полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства
вмешался в сферу деятельности законодателя.
Более того, как видно из текста Инструкции, объектом обложения
дополнительным налогом служит прибыль предприятий (л.д. 8).
Согласно же пп. "к" ч. 1 ст. 19 и ст. 18 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
налог на прибыль относится к федеральным налогам и органы
государственной власти всех уровней (и тем более органы
исполнительной власти) не вправе вводить дополнительные налоги и
отчисления, не предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
Ссылка суда на п. 7 Указа Президента Российской Федерации
N 2268 от 22.12.93 "О формировании республиканского бюджета
Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов
Российской Федерации в 1994 г.", которым введен специальный налог
с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки
важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и
обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, является
неправомерной, в частности, потому, что на день издания
обжалуемого постановления этот Указ не действовал, он вступил в
силу лишь с 01.04.94.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что
законодательное собрание Ленинградской области избрано 20.03.94.
Следовательно, с этого дня только оно вправе принимать законы
и нормативные акты, то есть заниматься правотворческой
деятельностью по вопросам, относящимся к его компетенции,
независимо от того, приостановлено ли оно к работе или нет.
Таким образом, решение суда является незаконным и на основании
п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР подлежит отмене.
В связи с тем, что по делу собирания или дополнительной
проверки доказательств не требуется, обстоятельства дела
установлены судом в полном объеме и правильно, но допущена ошибка
в применении норм материального права, судебная коллегия находит
возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении
заявленных требований и признании обжалуемых правовых актов
недействительными со дня их принятия, не передавая дело в суд
первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная
коллегия Верховного Суда РФ определила:
Решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского
областного суда от 31 января 1997 г. отменить.
Признать Постановление правительства Ленинградской обл. N 54
от 28.03.94 "О введении в Ленинградской области дополнительного
налога на содержание инженерной инфраструктуры и сбора на
благоустройство территории", а также Инструкцию N 1 о порядке
исчисления и уплаты налога на содержание инженерной
инфраструктуры, утвержденной начальником ГНИ по Ленинградской обл.
и руководителем департамента финансов Ленинградской обл.,
недействительными и недействующими со дня их принятия,
удовлетворив заявленные требования.
------------------------------------------------------------------
|