ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 1997 г. N ВК-6-16/435
О ПРОЕКТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА УЧЕТОМ ВЫРУЧКИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККМ
Госналогслужба России направляет на рассмотрение проект
Методических рекомендаций по осуществлению контроля учета выручки,
полученной с применением контрольно-кассовых машин, в целях
обеспечения полноты исчисления и уплаты налогов юридическими и
физическими лицами, разработанных во исполнение Приказа
Госналогслужбы России от 21 марта 1997 г. N ВА-3-17/52 "О
результатах проведенных Счетной палатой Российской Федерации
тематических проверок налоговых органов по вопросам организации и
обеспечения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в
1996 году".
Предложения и замечания по данному проекту просим направить в
Управление методологии и организации контрольной работы
Госналогслужбы России до 1 июля 1997 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
Проект
Утверждаю
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
В.Г.КОРАБЛЕВ
"__" июня 1997 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕТА ВЫРУЧКИ, ПОЛУЧЕННОЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН, В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ
ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях
повышения эффективности контроля налоговых органов за
своевременным оприходованием и полнотой учета выручки, полученной
с применением контрольно-кассовых машин, всеми предприятиями (в
том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица), учреждениями и
организациями (далее - предприятия) и на основании:
Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г.
N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин
предприятиями, учреждениями и организациями всех форм
собственности при осуществлении расчетов с населением";
Постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22 февраля 1993 г. N 150 "О мерах по реализации Указа
Президента Российской Федерации "Об обязательном применении
контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с
населением";
Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ);
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от
18 июня 1993 г. N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением";
Постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по
применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в
том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин";
Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября
1995 г. N 1028 "О внесении изменений и дополнений в Перечень
отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу
специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г.
N 745";
Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января
1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на
других территориях, отведенных для осуществления торговли".
При подготовке данных Методических рекомендаций учтены
сложившаяся практика и опыт работы налоговых органов по
осуществлению контроля за полнотой и своевременностью учета
выручки, полученной предприятиями от реализации товаров (работ,
услуг) населению с применением контрольно-кассовых машин, а также
возможность повышения эффективности этого контроля в связи с
внедрением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
1. В соответствии со статьей 6 Закона о применении ККМ
налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением
правил использования контрольно-кассовых машин и полнотой учета
выручки денежных средств на предприятиях, осуществляющих торговые
операции или оказывающих платные услуги населению, и для
выполнения своих обязанностей имеют право беспрепятственного
доступа к контрольно-кассовым машинам, проверять документы,
связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать
необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках.
2. Права и обязанности должностных лиц, кассиров -
операционистов и других материально ответственных лиц предприятий
торговли и обслуживания населения в части осуществления расчетов с
населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин и
оформления выручки от реализации товаров (работ, услуг) изложены в
разделах IV, V и VI Типовых правил эксплуатации контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением,
утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104 во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.93
N 745.
3. Предприятия, являющиеся юридическими лицами (независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности) и
осуществляющие свою деятельность в сферах торговли, общественного
питания и оказания услуг населению, отражают фактическую выручку
от объема реализованных товаров (работ, услуг) по кредиту счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)" с дебетом счетов по учету
денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством малым
предприятиям сферы обращения, являющимся юридическими лицами,
рекомендовано применять упрощенную форму бухгалтерского учета и
осуществлять учет реализации продукции (работ, услуг) по кредиту
счета 46 "Реализация", а прием и выдачу денежных средств,
оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой
книги, составление отчета о кассовых операциях осуществлять в
общеустановленном порядке (Указания по ведению бухгалтерского
учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для
субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом
Минфина России от 22.12.95 N 131).
Для субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица), перешедших на упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, Приказом Минфина
Российской Федерации от 22.02.96 N 18 утверждена форма Книги учета
доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных
операций.
Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в
порядке, установленном налоговым законодательством Российской
Федерации (Приказ Госналогслужбы России от 24.01.96 N ВГ-3-02/5,
письмо Госналогслужбы России от 06.02.96 N НП-6-02/77).
4. Для осуществления контроля учета фактической выручки от
реализации товаров, полученной с применением контрольно-кассовых
машин предприятием розничной торговли или общественного питания
(если оно применяет контрольно-кассовые машины), налоговые органы
используют данные фискальной памяти контрольно-кассовых машин, а
также следующие документы:
книгу кассира - операциониста;
кассовую книгу;
мемориальный ордер (журнал - ордер N 1);
приходные кассовые ордера кассира - операциониста (старшего
кассира) на приход денежной наличности в кассу предприятия;
Главную книгу или оборотный баланс;
отчет о движении денежных средств (форма N 4).
5. Проверка полноты учета выручки, полученной с применением
контрольно-кассовых машин, производится налоговыми органами по
итогам работы за проверяемый период путем сопоставления выручки,
согласно денным фискальной памяти используемых предприятием
контрольно-кассовых машин, с записями в книгах кассира -
операциониста и данными бухгалтерского учета и отчетности.
Проверяемый период определяется проверяющим. Это может быть
рабочий день (смена), любое количество рабочих дней (смен), а
также любой календарный период (неделя, месяц, квартал, полугодие,
9 месяцев, год и т.п.).
Данные фискальной памяти по проверяемому периоду
документируются посредством снятия фискального отчета (ФО) с
проверяемой контрольно-кассовой машины, который и служит в
дальнейшем исходным документом для сопоставления с данными
бухгалтерского учета и отчетности.
Цели и условия осуществления проверок могут различаться.
В частности, при проверке какой-либо торговой точки
проверяющего может интересовать как приходуется выручка,
получаемая с использованием контрольно-кассовой машины,
установленной в этой торговой точке. В этом случае исходные данные
для проверки берутся из ФО, полученного на указанной контрольно -
кассовой машине за выбранный проверяющим период.
В другом случае объектом проверки может быть предприятие в
целом, осуществляющее торговые операции из нескольких
принадлежащих ему торговых точек. Тогда исходные данные для
проверки должны быть взяты из ФО, снятых за один и тот же период,
по всем контрольно-кассовым машинам, находившимся на предприятии в
этот период в эксплуатации.
6. В процессе эксплуатации контрольно-кассовой машины в ее
фискальную память автоматически заносятся все суммы денежных
расчетов, в том числе ошибочно введенные кассиром, а также суммы,
которые впоследствии выданы покупателю (клиенту) по возвращенным
чекам. Возвращенные покупателем или ошибочно пробитые чеки
актируются (если они не погашены в течение смены) и прикладываются
к кассовому отчету, а в книге кассира - операциониста делается
соответствующая исправительная запись.
Поэтому данные учета выручки каждой контрольно-кассовой машины
необходимо сверить с соответствующими записями в книге кассира -
операциониста и, если за проверяемый период были допущены ошибки
при напечатании чека или возвращены покупателями (клиентами) чеки
и это документально подтверждено, то данные учета выручки должны
быть уменьшены на общую сумму допущенных ошибок и возвращенной
денежной наличности.
Если предприятие не имеет оправдательных документов о суммах
по возвращенным чекам и допущенным ошибкам, данные учета выручки,
полученные с применением этой контрольно-кассовой машины,
корректировке не подлежат и проверка производится в следующем
порядке:
6.1. При выборочной проверке на предприятии (юридическое лицо)
за период, не совпадающий с квартальной отчетностью (рабочий день
(смена), несколько дней, неделя, месяц и т.п.), данные выручки ФО
за каждый рабочий день (смену) проверяемого периода сверяются с
данными за этот же день по кассовой книге предприятия, а также с
соответствующими записями в мемориальном ордере (журнал -
ордер N 1). При несоответствии проверяемых данных рекомендуется
также проверить отчетные документы за этот день кассира -
операциониста (старшего кассира): приходный кассовый ордер,
кассовый отчет с приложениями и контрольной лентой (если не истек
срок хранения этой ленты).
В случае несоответствия данных выручки ФО данным
бухгалтерского учета и выяснения причин имеющихся расхождений
проверяющий определяет характер допущенного нарушения: ошибка
подсчета в документе, неполное оприходование выручки или
осуществление расчетов с населением без применения контрольно -
кассовых машин (если данные выручки по бухгалтерскому учету
превышают данные выручки ФО и не представлены оправдательные
документы).
6.2. Если проверяемый период совпадает по срокам с
бухгалтерской отчетностью, то данные выручки ФО за проверяемый
период (квартал и т.д.) сверяются с соответствующими данными
кассовой книги предприятия, мемориального ордера (журнал -
ордер N 1) и Главной книги по кредиту счета 46 "Реализация
продукции (работ, услуг)".
При несоответствии проверяемых данных и после выяснения
причины расхождений проверяющий определяет характер допущенного
нарушения: осуществление расчетов с населением без применения
контрольно-кассовых машин или неполное оприходование данных
выручки ФО, а также ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
Для подтверждения вывода о ненадлежащем ведении бухгалтерского
учета на предприятии рекомендуется также сверить данные выручки ФО
со справочными данными строк 290, 291 и 292 (поступление денежных
средств по наличному расчету с физическими лицами с применением
контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности) формы N 4
"Отчет о движении денежных средств".
6.3. Юридические лица и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, отражают хозяйственные операции в Книге учета доходов
и расходов на основе первичных документов в хронологической
последовательности. При этом сумма выручки от реализации товара,
ежедневно записываемая в доходную часть указанной книги, должна
соответствовать сумме, записанной на эту дату в книге кассира -
операциониста, и показаниям счетчиков контрольно-кассовой машины.
Если проверка производится по итогам работы за отчетный период
(квартал), то данные учета выручки, полученные с применением
контрольно-кассовой машины, сверяются с записями в книге кассира -
операциониста, Книге учета доходов и расходов и кассовой книге
предприятия.
В случае несоответствия проверяемых данных необходимо выяснить
причины расхождений и определить характер нарушения.
7. Результаты проверки полноты оприходования денежной выручки,
полученной с применением контрольно-кассовых машин, оформляются
актом и в зависимости от характера выявленного нарушения (какое
законодательство нарушено - налоговое или о применении
контрольно-кассовых машин) проверяющий принимает меры согласно
действующему законодательству и соответствующим методическим
рекомендациям.
Управление
методологии и организации
контрольной работы
Отдел применения положений
по бухгалтерскому учету
в налоговой работе
------------------------------------------------------------------
|