ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июня 1997 г. N 29
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ ОРГАНОВ
ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Обсуждение на заседании коллегии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации результатов проверки показало, что в сложных
условиях нарастания негативных явлений в армии и на флоте,
обусловленных социально - экономическими трудностями, военная
прокуратура проводит значительную, разностороннюю работу по
укреплению законности и правопорядка, защите прав и законных
интересов военнослужащих, пресечению фактов разбазаривания
материальных и денежных средств, выделяемых на оборону страны,
хищения военного имущества, борьбе с преступностью.
В 1996 г. выявлено 21,5 тыс. нарушений законности (в 1995 г. -
14,7 тыс.), в том числе около 3 тыс. незаконных правовых актов.
Принесено 1780 протестов, внесено 4960 представлений об устранении
нарушений законов. Привлечен к уголовной ответственности ряд
высокорангированных должностных лиц за различные злоупотребления и
коррупцию.
Некоторые важные мероприятия по борьбе с преступностью и
правонарушениями проведены в координации с другими
правоохранительными органами и воинским командованием.
Особое внимание уделялось обеспечению прокурорского надзора в
зоне боевых действий в Чеченской Республике, защите прав
военнослужащих, а также своевременному расследованию преступлений
в отношении местных жителей.
Вместе с тем в деятельности органов военной прокуратуры
имеются серьезные недостатки, снижающие влияние прокурорского
надзора на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных
Силах. Сказываются просчеты в организации работы, в руководстве
подчиненными прокуратурами, в кадровой политике, в обеспечении
исполнительской дисциплины.
В работе Главной военной прокуратуры, прокуратур округов нет
еще должной системы, нацеленной на достижение реальных
результатов. Недостает оперативного реагирования на происходящие
процессы, сосредоточения усилий на главных вопросах адекватно
складывающейся в войсках ситуации. Проверки исполнения законов,
сигналов о преступлениях нередко носят неглубокий характер, не
вскрывают истинного положения дел.
Заместитель Главного военного прокурора Гавето С.Э., начальник
управления надзора за исполнением законов органами дознания,
предварительного следствия и оперативно - розыскной работы Яковлев
Ю.П. не приняли всех необходимых мер к повышению уровня
деятельности следственного аппарата и прокурорского надзора за
следствием и дознанием.
Многие материалы, уголовные дела о серьезных злоупотреблениях,
к которым приковано общественное внимание, в течение длительного
времени не получают законного разрешения. При расследовании
допускаются многочисленные нарушения процессуальных норм,
волокита, следствие по отдельным делам порой идет годами, зачастую
необоснованно приостанавливается и прекращается. Немало фактов
грубейших нарушений законности, фальсификации, которые далеко не
всегда получают острую оценку как со стороны прокуроров округов,
так и Главной военной прокуратуры.
До настоящего времени не завершено расследование всех
обстоятельств трагических событий на острове Русском в 1992 г., а
также чрезвычайного происшествия в Дальневосточном военном округе
в феврале 1996 г. Недостаточна роль следственного аппарата Главной
военной прокуратуры, особенно в расследовании экономических
преступлений (начальник следственного управления Шеин В.С.).
Проверка показала, что практически повсеместный характер носят
факты дедовщины, нарушения прав военнослужащих. Однако многие
прокуроры занимают примиренческую позицию, нередко идут на поводу
у командиров, уходят от принципиальной оценки деятельности органов
дознания. Не изжита порочная практика сокрытия преступлений. Все
это способствует живучести этих позорных явлений в армии.
Недостаточно активно осуществляется надзор за соблюдением прав
военнослужащих на ежедневный отдых и личное время, определенную
продолжительность еженедельной службы, на законный отпуск. Не
везде проводятся обязательные проверки соблюдения законности на
гауптвахтах, соответствия закону приказов командования воинских
частей. Широкое распространение получили факты неисполнения
командирами частей законодательства о государственном личном
страховании военнослужащих.
Допускается неправильная практика надзора за исполнением
ведомственных приказов и директив.
Методами прокурорского надзора не удалось оказать весомое
влияние на пресечение незаконного отчуждения государственного
имущества и извлечения неконтролируемой прибыли. Прокурорский
надзор не всегда оказывал должное противодействие разбазариванию
государственной собственности, военного имущества (заместитель
Главного военного прокурора Смирнов В.А., начальник управления
Мережко К.А.).
Военным прокурорам зачастую недостает последовательности и
настойчивости в устранении нарушений законности, взыскательной и
самокритичной оценки собственной деятельности, не делается
практических выводов из конкретных фактов, материалов уголовных
дел и прокурорских проверок.
Недостаточное внимание уделяется работе основного звена
военной прокуратуры - гарнизонным прокуратурам. Многие прокуроры
слабо владеют обстановкой, не располагают полными данными о
состоянии законности и правонарушениях в поднадзорных воинских
частях, что не позволяет правильно планировать работу, выделять
актуальные проблемы, требующие прокурорского вмешательства.
Просчеты в работе гарнизонного звена повторяются из года в год,
однако со стороны Главной военной прокуратуры, прокуратур округов
действенных мер к исправлению положения принимается явно
недостаточно.
Низка еще организующая роль аппарата, коллегии, руководителей
Главной военной прокуратуры. Нет должного спроса с прокуроров и
следователей за нарушения законности, неисполнение служебного
долга, порочащие проступки. Принимаемые решения нередко не
исполняются. Не выработано необходимой концепции кадровой политики
(начальник отдела кадров Кудряшов А.С.).
Бывший заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
- Главный военный прокурор Паничев В.Н., первый заместитель
Главного военного прокурора Носов Г.Н. ослабили требовательность к
руководящим работникам аппарата Главной военной прокуратуры за
обеспечение четкой организации работы на основных направлениях.
Отрицательно сказывается излишняя заорганизованность,
необоснованные направления на места многочисленных заданий,
поручений, при этом поступающая информация должным образом не
используется. Не всегда делаются необходимые выводы из результатов
проверок работы подчиненных прокуратур, качество которых остается
неудовлетворительным.
Нуждается в серьезном укреплении исполнительская дисциплина.
Немало фактов ненадлежащего рассмотрения жалоб и заявлений
граждан, обращений депутатов.
Не всегда обеспечивается необходимое взаимодействие с
территориальными, специализированными прокуратурами.
С учетом изложенного приказываю:
1. Обратить внимание первого заместителя Главного военного
прокурора Носова Г.Н., заместителей Главного военного прокурора
Смирнова В.А. и Гавето С.Э. на серьезные недостатки в организации
работы Главной военной прокуратуры на закрепленных за ними
участках прокурорской деятельности, ослабление требовательности к
подчиненным.
2. Вновь назначенному заместителю Генерального прокурора -
Главному военному прокурору Демину Ю.Г., руководителям Главной
военной прокуратуры, управлений и отделов сделать практические
выводы из результатов обсуждения, осуществить меры по устранению
просчетов в организации надзора и управления, по обеспечению
тесного взаимодействия всех отраслей надзора.
Взыскательно оценивать результаты деятельности военной
прокуратуры, принципиально реагировать на выявляемые упущения и
просчеты. Постоянно совершенствовать прокурорскую практику,
оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию.
Основные усилия сосредоточить на обеспечении действенного
надзора за исполнением законов об охране жизни и здоровья
военнослужащих, соблюдении их прав, защите государственных
интересов в сфере исполнения законодательства об управлении и
распоряжении федеральной собственностью, своевременном пресечении
незаконного отчуждения и разворовывания государственного
имущества, извлечения неправомерных доходов, разного рода
злоупотреблений и финансовых махинаций, хищения оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ.
Осуществлять деловое взаимодействие с управлениями и отделами
Генеральной прокуратуры, территориальными и специализированными
прокуратурами с тем, чтобы деятельность органов военной
прокуратуры как составной части единой централизованной системы
прокуратуры Российской Федерации была взаимоувязана и подчинена
решению общих задач.
В июле - августе 1997 г. на расширенном заседании коллегии
Главной военной прокуратуры с участием прокуроров военных округов,
войск и флотов обсудить ход работы по устранению недостатков и
усилению влияния прокурорского надзора на укрепление законности в
Вооруженных Силах.
3. В целях повышения роли следствия и дознания в выявлении,
пресечении, раскрытии и предупреждении преступных проявлений:
выработать действенную систему прокурорского надзора,
обеспечивающую тщательную и своевременную проверку сигналов, жалоб
и заявлений о правонарушениях, проявлениях насилия и жестокости в
отношении военнослужащих, неуставных отношениях с тем, чтобы были
исключены случаи сокрытия преступлений и по каждому факту было
принято законное решение;
остро и принципиально реагировать на бездеятельность, факты
волокиты и безответственности со стороны военных прокуроров и
командования воинских частей;
обстоятельства чрезвычайных происшествий, как правило,
проверять работникам Главной военной прокуратуры в максимально
сжатые сроки с выездом на место;
взять на особый контроль Главной военной прокуратуры
рассмотрение материалов и расследование уголовных дел о серьезных
злоупотреблениях, чрезвычайных происшествиях, к которым приковано
общественное внимание;
в срок до 1 августа 1997 г. разобраться в организации
расследования по делам со сроками следствия свыше года и принять
меры к их законному разрешению;
наиболее актуальные дела о коррупции, должностных
злоупотреблениях и других преступлениях повышенной общественной
опасности принимать к производству Главной военной прокуратуры.
4. Руководству, начальникам управлений и отделов Главной
военной прокуратуры организовать систематический анализ положения
дел на местах, проблем, возникающих в практике надзора, для
внесения необходимых корректив в организаторскую работу. Оказывать
прокурорам, в особенности гарнизонного звена, необходимую
практическую помощь в организации работы. Не допускать
заорганизованности и формализма, направления прокурорам
значительного числа внеплановых заданий и поручений.
5. Главному военному прокурору Демину Ю.Г. в срок до 1
сентября 1997 г. разработать концепцию работы с кадрами военных
прокуроров и следователей, направленную на их закрепление,
повышение ответственности за надлежащее выполнение возложенных
функций, уровня профессиональной подготовки и дисциплины,
мобилизации усилий на целенаправленное выполнение стоящих перед
органами военной прокуратуры задач.
В единой системе учебы прокурорско - следственных работников
органов прокуратуры Российской Федерации предусматривать участие
военных прокуроров и следователей (Розанов А.А., Волженкин Б.В,
Смирнов А.Ф.).
6. Повысить организующую роль коллегии Главной военной
прокуратуры в руководстве деятельностью подчиненными органами,
укреплении исполнительской дисциплины, в работе с кадрами.
Наиболее актуальные проблемы укрепления законности и борьбы с
преступностью в Вооруженных Силах, отчеты прокуроров военных
округов, групп войск и флотов о работе вносить на рассмотрение
коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
Чайку Ю.Я.
Проверить ход исполнения настоящего Приказа в декабре 1997 г.
Приказ направить в управления и отделы Генеральной
прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним
прокурорам специализированных прокуратур, в Главную военную
прокуратуру, военным прокурорам округов, войск и флотов.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|