КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 7
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 9
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 1997 года
О РАЗВИТИИ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегии Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской
Федерации на совместном заседании, заслушав представленные доклады
и ознакомившись с материалами выставки, отмечают, что Минздравом
России совместно с Минобразованием России приняты необходимые меры
по реализации Указа Президента Российской Федерации N 468 от
20 апреля 1993 г. "О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения Российской Федерации" в части реформирования системы
подготовки медицинских кадров и защите отечественного медицинского
интеллектуального потенциала.
Коллегии констатируют, что федеральными (центральными)
органами управления образованием в последние годы разработан и
утвержден ряд документов, важных для развития системы
медицинского и фармацевтического образования. Минздравом России и
Минобразованием России совместно с учебно-методическим
объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию
разработаны и утверждены Государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям
группы 040000 - Здравоохранение, примерные учебные планы, а также
примерные программы дисциплин, предусмотренных Федеральной
компонентой образовательного стандарта. Наряду с другими
законодательными, нормативными и методическими документами:
уставами вузов, оформленными договорами образовательных учреждений
с учредителем, лицензиями на право ведения образовательной
деятельности, Положением об итоговой государственной аттестации и
Положением о клинической ординатуре, утверждение Государственного
образовательного стандарта не только определило правовой статус
вузов, но и способствовало развитию единого образовательного
пространства России, сохранению и восстановлению лучших традиций
российской системы медицинского и фармацевтического образования,
становлению системы непрерывного образования.
Вместе с тем, коллегии отмечают, что реальные проблемы и
противоречия текущего периода не позволили в необходимой степени
соблюдать межведомственную координацию как по подготовке
медицинских и фармацевтических кадров, так и по биохимии,
биофизике, биотехническим и медицинским аппаратам и системам,
инженерному делу в медико-биологической практике и другим
специальностям и направлениям высшего профессионального
образования, сопряженным с качеством медицинского обслуживания
населения.
Подчеркивая необходимость интенсификации усилий по
согласованию деятельности всех ведомств, имеющих в своем
подчинении образовательные учреждения медицинского и
фармацевтического профиля в области развития фундаментальных и
прикладных научных исследований в вузах и их интеграции с
образовательным процессом, подготовки и издания учебной и
учебно-методической литературы, подготовки педагогических кадров
для высшей школы, повышения качества и эффективности высшего и
послевузовского образования, проблемам нравственного воспитания
студентов, а также по вопросам лицензирования, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений.
Коллегии решили:
1. Признать положительной работу Минздрава России, проводимую
совместно с Минобразованием России по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных
мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и
Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.95 N 770
"О совершенствовании системы профессиональной подготовки
медицинских и фармацевтических кадров".
2. Одобрить представленную стратегию развития системы
медицинского и фармацевтического образования, направленной на
подготовку специалистов, способных осуществлять свою деятельность
в условиях реформирования здравоохранения.
3. Согласиться с предложением Минздрава России о сохранении
сложившейся системы федерального управления государственными
образовательными учреждениями высшего медицинского и
фармацевтического образования, переподготовки и повышения
квалификации специалистов здравоохранения.
4. Министерству здравоохранения Российской Федерации
(Володину В.Д.) и Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации (Жураковскому В.М.) в целях
оптимизации системы подготовки медицинских кадров разработать к
30 ноября 1997 года план совместной работы министерств по
дальнейшему совершенствованию медицинского и фармацевтического
образования в Российской Федерации.
5. Структурным подразделениям Минздрава России и
Минобразования России в научной и научно-методической области:
5.1. Управлению научных учреждений (Самко Н.Н.), Управлению
учебных заведений (Володину Н.Н.), Планово-финансовому управлению
(Климкину М.В.) Минздрава России, Управлению
научно-исследовательских работ (Суворинову А.В.), Управлению
финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.),
Управлению экономики (Белякову С.А.), Управлению образовательных
стандартов и программ (Шестакову Г.К.), Управлению гуманитарного
образования и развития личности (Серикову В.В.) Минобразования
России совместно с Российской академией медицинских наук
(Покровским В.И.), Российской академией образования
(Петровским А.В.) и МГУ им. Ломоносова (факультету фундаментальной
медицины по согласованию с Садовничим В.А.) в целях развития
интеграции образования с фундаментальными научными исследованиями,
формирования инфраструктуры внедрения прикладных разработок и
выработки единой государственной политики в области медицинского и
фармацевтического образования:
5.1.1. Подготовить и представить в Минобразование России к
01.11.97 согласованные с Минздравом России предложения по созданию
межведомственного учебно-научного центра, возложив на него
координацию работ в области медицинского и фармацевтического
образования, а также формирование межведомственного
координационного совета по медицинскому и фармацевтическому
образованию, включающего представителей Минздрава России,
Минобразования России, высших и средних медицинских и
фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов
государственных университетов, медицинской промышленности,
практического здравоохранения, Российской академии медицинских
наук и федеральных органов управления образованием и
здравоохранением.
5.1.2. Разработать и представить на утверждение в
Минобразование России и Минздрав России к 30 декабря 1997 года
комплексный межведомственный план научно-исследовательской работы
в области медицинского и фармацевтического образования,
здравоохранения, медицинской науки и инновационной деятельности.
5.1.3. Совместно с Всероссийским учебно-методическим центром
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
(Душенковым П.А.) при Минздраве России, научно-методическими
советами по гуманитарному и социально-экономическому образованию,
Координационным советом по психологии Минобразования России,
Советом по философским проблемам современной медицины при
Президиуме РАМН и межведомственным координационным советом по
медицинскому и фармацевтическому образованию разработать и
представить на утверждение в Минобразование России и Минздрав
России к 30 июня 1998 года комплексную научно-методическую
программу "Гуманитарное и социально-экономическое образование в
системе подготовки медицинских и фармацевтических кадров",
направленную на улучшение психологических, экономических и
правовых основ медицинского и фармацевтического образования.
Ректорам вузов, осуществляющих подготовку кадров по медицинским и
фармацевтическим специальностям, и деканам медицинских факультетов
государственных университетов обеспечить с сентября 1998 года
современный уровень преподавания вопросов экономики
здравоохранения, предусмотренных Государственным образовательным
стандартом в области здравоохранения.
5.1.4. Совместно с Всероссийским учебно-методическим центром
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
(Душенковым П.А.) при Минздраве России, учебно-методическим
объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию
(Денисовым И.Н.) и учебно-методическим объединением по
педагогическому образованию (Матросовым В.Л.) разработать и
представить на утверждение в Минобразование России к 30 ноября
1997 г. согласованный проект "Валеология образовательной среды"
для включения его в качестве подпрограммы в Федеральную программу
"Развитие образования в России".
6. Структурным подразделениям Минобразования России и
Минздрава России в области учебной и учебно-методической работы:
6.1. Управлению учебных заведений высшего профессионального
образования (Новикову Ю.А.) Минобразования России и Управлению
учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава России обобщить к
30 ноября 1997 года результаты итоговой государственной аттестации
выпускников медицинских и фармацевтических вузов в 1997 году и
составить план мероприятий по ее совершенствованию в системе
медицинского и фармацевтического образования.
6.2. Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.), Управлению учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимову П.Ф.) Минобразования
России и Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава
России разработать к 30 ноября 1998 года предложения по реализации
преемственности среднего и высшего профессионального образования
по специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
6.3. Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.) Минобразования России с целью обеспечения
практического здравоохранения руководящими кадрами по проблемам
сестринского дела предусмотреть возможность организации заочной
формы высшего образования по специальности 040600 - Сестринское
дело для лиц, имеющих среднее специальное медицинское образование.
6.4. Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.) Минобразования России совместно с Управлением
учебных заведений (Володиным Н.Н.) Минздрава России,
учебно-научно-методическим объединением по медицинскому и
фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и Всероссийским
учебно-методическим центром по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию (Душенковым П.А.) при Минздраве
России разработать и представить Межведомственному экспертному
совету по государственным образовательным стандартам
Минобразования России к 1 октября 1997 года проект Государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
высших учебных заведений по специальности "Клиническая психология"
и к 1 декабря 1997 года проект комплекта материалов по
учебно-методическому сопровождению подготовки выпускников по этой
специальности с учетом анализа результатов эксперимента,
проводившегося на базе Курского и Самарского государственных
медицинских университетов и экспериментальных учебных программ,
утвержденных Приказом Минздрава России от 26.11.96 N 391 "О
подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую помощь".
6.5. Управлению по работе с научно-педагогическими и
руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.) и Управлению образовательных
стандартов и программ (Шестакову Г.К.) Минобразования России
совместно с Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.)
Минздрава России, учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию (Денисовым И.Н.) и
научно-методическим советом по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации преподавательских кадров для высших учебных
заведений (Проворовым А.С.) разработать и представить в
Минобразование России к 30 апреля 1998 года проект
учебно-методического сопровождения в соответствии с
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы" для подготовки преподавательских
кадров системы высшего и среднего медицинского и фармацевтического
образования и проект сертификата, удостоверяющего присвоение этой
квалификации.
6.6. Управлению книгоиздания, библиотек и
информационно-методического обеспечения (Голосову А.И.) совместно
с Управлением образовательных стандартов и программ
(Шестаковым Г.К.), Управлением учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением
гуманитарного образования и развития личности (Сериковым В.В.),
Управлением экономики (Беляковым С.А.) Минобразования России,
Управлением учебных заведений (Володиным Н.Н.) и
Планово-финансовым управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России
разработать и представить на утверждение по подчинению к 30 ноября
1998 года согласованный план подготовки и издания учебников и
учебно-методических пособий нового поколения по дисциплинам,
предусмотренным в качестве обязательных в Государственных
требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
6.7. Управлению экономики (Белякову С.А.) Минобразования
России и Планово-финансовому управлению (Климкину М.В.) Минздрава
России, учитывая приоритетность подготовки специалистов в области
здравоохранения, до 30 августа 1997 года перераспределить
финансирование с целью выделения средств на обеспечение подготовки
не менее 30% выпускников медицинских факультетов в
подведомственных высших учебных заведениях по программам
интернатуры и ординатуры.
6.8. Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.),
Планово-финансовому управлению (Климкину М.В.) Минздрава России,
Управлению по работе с научно-педагогическими и руководящими
кадрами (Ганькину Ю.А.), Управлению образовательных стандартов и
программ (Шестакову Г.К.), отделу повышения квалификации и
переподготовки специалистов (Безлепкину В.В.) и Управлению
экономики (Белякову С.А.) Минобразования России совместно с
ректорами медицинских и фармацевтических вузов, медицинских
академий последипломного образования, институтов
усовершенствования врачей, деканами медицинских факультетов
государственных университетов и руководителями территориальных
органов управления здравоохранением разработать и представить в
Минздрав России к 30 мая 1998 года комплексную программу по
улучшению учебно-методического обеспечения образовательной
деятельности региональных учреждений повышения квалификации
специалистов.
6.9. Государственной центральной научной медицинской
библиотеке Минздрава России (Логинову Б.Р.) по согласованию с
Планово-финансовым управлением (Климкиным М.В.) Минздрава России
принять на себя обязанности головной организации по созданию
центра дистанционного медицинского и фармацевтического образования
и телекоммуникациной информационной сети медицинских и
фармацевтических учебных заведений с привлечением
научно-технического и информационного потенциала государственных
университетов на основе использования сети INTERNET.
7. Структурным подразделениям Минздрава России и
Минобразования России в организационно-методической области:
7.1. Всероссийскому учебно-научно-методическому центру по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию при
Минздраве России (Душенкову П.А.) совместно с Координационным
учебно-методическим советом по фармации (Арзамасцевым А.П.),
Планово-финансовым управлением (Климкиным М.В.), Управлением
обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой
(Кирсановой Т.Г.) Минздрава России, Управлением экономики
(Беляковым С.А.) и Управлением учебных заведений высшего
профессионального образования (Новиковым Ю.А.) Минобразования
России разработать к 30 декабря 1997 года проект положения об
основах экономических взаимоотношений аптечной службы с высшими
медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями и
медицинскими факультетами государственных университетов,
осуществляющими подготовку фармацевтов и провизоров, по проведению
различных форм их непрерывного обучения.
7.2. Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава
России, Управлению учебных заведений высшего профессионального
образования (Новикову Ю.А.), Управлению по работе с
научно-педагогическими и руководящими кадрами (Ганькину Ю.А.)
Минобразования России совместно с территориальными органами
управления здравоохранением разработать и представить в Минздрав
России к 30 ноября 1997 года план использования крупных
лечебно-диагностических центров в качестве баз для организации
послевузовской подготовки специалистов для здравоохранения, в том
числе через интернатуру и клиническую ординатуру, в регионах, где
отсутствуют высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по
специальностям группы 040000 - Здравоохранение.
7.3. Управлению учебных заведений высшего профессионального
образования (Новикову Ю.А.), Управлению учебных заведений среднего
профессионального образования (Анисимову П.Ф.) Минобразования
России и Управлению учебных заведений (Володину Н.Н.) Минздрава
России представить по подчинению к 30 мая 1998 года на утверждение
согласованный план мероприятий по повышению эффективности
реализации Постановления Минтруда России и Госкомвуза России
N 73/7 от 27.12.95 "О типовых контрактах между студентом и учебным
заведением высшего (среднего) профессионального образования,
студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой
контрактной подготовки специалистов с высшим м средним
профессиональным образованием".
7.4. Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации
(Гуничеву В.Н.) совместно с Управлением образовательных стандартов
и программ (Шестаковым Г.К.), Управлением учебных заведений
высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.)
Минобразования России и Управлением учебных заведений
(Володиным Н.Н.) Минздрава России разработать и представить в
Минобразование России на утверждение к 30 мая 1998 года
согласованный проект Требований к лицензированию вузов
медицинского и фармацевтического профиля и открытия медицинских и
фармацевтических специальностей, а также порядка контроля за
соблюдением лицензионных требований государственными и
негосударственными образовательными учреждениями, реализующими
программы медицинского и фармацевтического образования.
8. Территориальным органам управления здравоохранением
представить в Минздрав России к 30 октября 1997 года предложения
по обеспечению медицинскими и фармацевтическими кадрами учреждений
здравоохранения с учетом сложившейся сети образовательных
учреждений по подготовке специалистов отрасли.
9. Считать обязательным регулярное проведение совместных
коллегий Минздрава России и Минобразования России по проблеме
совершенствования и развития подготовки кадров для
здравоохранения.
10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра общего и профессионального образования
Российской Федерации Асмолова А.Г. и заместителя министра
здравоохранения Российской Федерации Володина В.Д.
Министр общего и
профессионального образования
Российской Федерации
В.Г.КИНЕЛЕВ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
------------------------------------------------------------------
|