ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N СШ-6-08/412
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 16
УКАЗАНИЕ
от 31 мая 1997 года
О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЦ,
НЕ ПРЕДСТАВИВШИХ ДЕКЛАРАЦИИ, И ПРИНЯТИЯ К НИМ МЕР,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
В целях координации работы по выполнению пункта 3 протокола от
21 апреля 1997 г. N КА-П24-6пр совещания у заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации - министра
внутренних дел Российской Федерации Куликова А.С. Госналогслужбой
России и Федеральной службой налоговой полиции Российской
Федерации проанализированы предварительные итоги проведенной
кампании по приему деклараций о доходах физических лиц.
Кампания по обеспечению декларирования физическими лицами
своих доходов осуществляется налоговыми органами на основании
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц", в связи с чем Госналогслужбой России и Федеральной службой
налоговой полиции Российской Федерации был разработан и утвержден
План мероприятий по активизации работы, направленной на
обеспечение декларирования гражданами своих доходов и на выявление
физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Отчетные данные по обеспечению декларирования, материалы
проверок и информация госналогинспекций свидетельствуют о том, что
число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма
подоходного налога, уплаченная ими, возрастают.
Этот рост обусловлен экономической ситуацией (спад
производства, рост безработицы, реформирование экономики в
рыночную), в результате чего граждане изъявляют желание
организовать частное дело. Не в малой степени повлияло и усиление
информационно-методологической и контрольной работы налоговых
органов и федеральных органов налоговой полиции по выявлению лиц,
имеющих крупные доходы.
Большая помощь в организации проводимой кампании была оказана
практически всеми главами местных администраций, которые с должным
пониманием откликнулись на просьбу Госналогслужбы России оказать
помощь налоговым органам в выделении помещений для открытия
дополнительных консультационных пунктов по организации приема
посетителей, в представлении им эфирного времени по местному радио
и телевидению для разъяснения действующего законодательства.
Проводимая кампания широко освещалась всеми средствами
массовой информации. Трудно назвать программу телевидения, начиная
от центральных каналов, а также центральных газет и экономические
журналы, где бы не освещалась данная тема.
В результате принятых организационных и других мер
эффективность работы по декларированию гражданами своих доходов в
текущем году по сравнению с предыдущим годом заметно повысилась,
что подтверждается следующими показателями.
Таблица 1
---------T-----------T-----------------T-------------------------¬
¦ ¦Количество ¦Подоходный налог,¦ Удельный вес суммы ¦
¦ ¦полученных ¦ уплаченный по ¦ налога, уплаченной по ¦
¦ ¦деклараций,¦ декларациям, ¦ декларациям, к общей ¦
¦ ¦ тыс. ¦ млрд. руб. ¦сумме подоходного налога,¦
¦ ¦ ¦ ¦ в процентах ¦
+--------+-----------+-----------------+-------------------------+
¦1993 год¦ 860 ¦ 33,9 ¦ 0,8 ¦
¦1994 год¦ 1079 ¦ 279,6 ¦ 1,6 ¦
¦1995 год¦ 1811 ¦ 980,8 ¦ 2,7 ¦
¦1996 год¦ 2815 ¦ 2436,6 ¦ 4,3 ¦
L--------+-----------+-----------------+--------------------------
В 1996 году, а по существу со II полугодия, начал работать
порядок упрощенной (патентной) системы налогообложения физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В 1996 году
выдано 16,2 тыс. патентов общей стоимостью 27,2 млрд. руб., а за
3 месяца 1997 года - 168,4 тыс. на сумму 105,3 млрд. рублей.
Наиболее активно проводится кампания по декларированию
физическими лицами своих доходов, полученных за 1996 год. До
1 апреля с.г. налоговыми органами получено 3,3 млн. деклараций,
что в 1,5 раза больше, чем за тот же период 1996 рода. По
полученным декларациям исчислено к доплате 1,6 трлн. руб.
подоходного налога, что в 1,9 раза больше, чем за тот же период
1996 года.
Распределение количества принятых деклараций в зависимости от
рода занятия физических лиц характеризуется следующим образом.
Таблица 2
-------------------------T-----------T-----------T---------------¬
¦ ¦ Получено ¦ Исчислено ¦ Исчислено в ¦
¦ ¦деклараций,¦подоходного¦среднем на одну¦
¦ ¦ тыс. шт. ¦ налога, ¦ декларацию, ¦
¦ ¦ ¦млрд. руб. ¦ тыс. руб. ¦
+------------------------+-----------+-----------+---------------+
¦Всего ¦ 3301,0 ¦ 1644,9 ¦ 498,3 ¦
¦в том числе: от ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпринимателей ¦ 2319,4 ¦ 798,6 ¦ 344,31 ¦
¦ от лиц, имеющих ¦ ¦ ¦ ¦
¦доходы от ¦ ¦ ¦ ¦
¦нескольких ¦ ¦ ¦ ¦
¦источников ¦ 837,5 ¦ 470,8 ¦ 562,15 ¦
¦ от нотариусов ¦ 4,9 ¦ 277,7 ¦ 56673,47 ¦
¦ от иностранных ¦ ¦ ¦ ¦
¦физических лиц ¦ 53,9 ¦ 81,2 ¦ 1506,49 ¦
¦ от прочих ¦ ¦ ¦ ¦
¦физических лиц ¦ 85,1 ¦ 17,3 ¦ 203,29 ¦
L------------------------+-----------+-----------+----------------
Распределение количества принятых деклараций в зависимости от
доходов по разным категориям налогоплательщиков характеризуется
следующими данными.
Таблица 3
----------------------------T------------------------------------¬
¦ ¦ Количество деклараций по состоянию ¦
¦ ¦ на 01.04.97, в которых облагаемый ¦
¦ ¦ совокупный годовой доход составил: ¦
¦ +-------------T------------T---------+
¦ ¦ от 10 до 50 ¦от 50 до 300¦свыше 300¦
¦ ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦млн. руб.¦
+---------------------------+------T------+------T-----+----T----+
¦За первый квартал ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1996 ¦1997 ¦1996¦1997¦
+---------------------------+------+------+------+-----+----+----+
¦Всего ¦453956¦910404¦ 29711¦74366¦2326¦5987¦
¦ в том числе количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деклараций: ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦ x ¦
¦ предпринимателей ¦121751¦304059¦ 10759¦21870¦ 624¦1709¦
¦ лиц, имеющих доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от нескольких источников ¦324400¦592009¦ 16231¦49460¦ 600¦1926¦
¦ нотариусов ¦ 580¦ 438¦ 2051¦ 1893¦ 873¦1773¦
¦ иностранных физических лиц¦ 2855¦ 3676¦ 351¦ 1672¦ 205¦ 561¦
¦ прочих физических лиц ¦ 5050¦ 12084¦ 309¦ 608¦ 21¦ 40¦
L---------------------------+------+------+------+-----+----+-----
Как видно из приведенных выше, данных в целом число
деклараций, в которых облагаемый совокупный доход составил выше
50 млн. руб. возросло более чем в 2 раза.
Все вышеизложенное подтверждает, что в истекшем году налоговые
органы и федеральные органы налоговой полиции обеспечили
дальнейшее повышение эффективности работы по проведению
декларирования. Вместе с тем фактическое положение дел по
выявлению лиц, не представивших декларации, обязывает налоговые
органы и федеральные органы налоговой полиции осуществлять на
постоянной основе мероприятия по дальнейшему совершенствованию
форм и методов контроля за правильностью исчисления подоходного
налога, полнотой и своевременностью его поступления в бюджет.
Как показывает практика контрольной работы, в настоящее время
получили широкое распространение факты уклонения физических лиц от
декларирования своих доходов, а также занижения размера доходов в
налоговых декларациях. Исходя из этого, важным направлением
деятельности налоговых органов и налоговой полиции должна являться
работа по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи деклараций о
полученных доходах.
Важнейшим условием, необходимым для обеспечения результативной
работы налоговых органов по выявлению граждан, уклоняющихся от
подачи деклараций о доходах, является организация эффективной
системы сбора, анализа, обработки и систематизации информации о
полученных различными категориями граждан доходах. Информационная
база данных о физических лицах, уклоняющихся от декларирования
полученных доходов, должна формироваться на основе использования
сведений, получаемых налоговым органом и органом налоговой полиции
как из внутренних, так и из внешних источников. В частности может
быть получена информация:
- о суммах доходов, выплаченных гражданам предприятиями,
учреждениями и организациями, не являющимися для них местом
основной работы;
- о суммах доходов, выплаченных гражданам от сдачи ими в
аренду строений, квартир, комнат, гаражей, автомобилей и другого
движимого и недвижимого имущества;
- о фактах продажи гражданами крупных партий товаров,
количество и ассортимент которых свидетельствует об их
приобретении с целью реализации, либо производства продукции,
предназначенной для последующей реализации;
- о сдаче в аренду автотранспортными предприятиями физическим
лицам грузовых, легковых автотранспортных средств, автобусов и
т.п. для перевозки грузов и пассажиров (частный извоз);
- о проживании иностранных физических лиц в гостиницах,
пансионатах, домах отдыха, общежитиях;
- о привлечении предприятиями, учреждениями и организациями
иностранной рабочей силы;
- о проводимых в концертно-зрелищных и спортивных учреждениях
выступлениях артистов, спортсменов, демонстрациях мод, моделей и
доходах, получаемых от участия в шоу-бизнесе, круизах;
- о гражданах - членах клубов животных, в том числе
собаководства, занимающихся разведением и реализацией животных;
- о зачислении на банковские лицевые счета физических лиц
денежных средств;
- по грузовым таможенным декларациям, в которых физические
лица оформляют перемещение товаров через границу. Эти сведения
налоговые органы могут получать как от местных таможенных органов,
так и от Государственного таможенного комитета Российской
Федерации, с которым Госналогслужбой России и ФСНП заключено
соответствующее соглашение;
- о совершении физическим лицом (резидентом или нерезидентом)
разовых операций в рублях или в иностранной валюте в наличной или
безналичной форме (зачисление средств на счета по вкладу
физического лица либо другая операция по поступлению денежных
средств в пользу физического лица, снятие средств со счета по
вкладу физического лица, покупка или продажа ценных бумаг или
иностранной валюты) на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов
США и выше, предоставляемая банками и другими кредитными
учреждениями в соответствии с пунктом 8 Указа Президента
Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей".
Кроме того, для полноты и объективности анализа необходимо
иметь сведения от паспортно-визовых подразделений городских и
районных органов МВД России (ОВИР), миграционной службы, службы
трудоустройства и занятости об использовании труда иностранных
граждан, а также данные органов внутренних дел о российских и
иностранных физических лицах, совершивших правонарушения в сфере
экономической деятельности.
В целях координации работы по проведению комплекса мероприятий
по выявлению лиц, не представивших декларации, и принятию к ним
мер, предусмотренных действующим законодательством,
государственным налоговым инспекциям и федеральным органам
налоговой полиции по субъектам Российской Федерации предлагается:
1. Проанализировать эффективность работы, направленной на
обеспечение декларирования гражданами своих доходов за 1996 год.
2. Принять конкретные меры по выявлению физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью, уклоняющихся от
государственной регистрации, постановки на учет в налоговых
органах и скрывающих свои доходы, используя информацию, получаемую
у нотариусов, ГАИ, таможенных органов, органов, сертифицирующих
продукцию в комитетах по управлению имуществом, местных
администрациях и т.п.
3. Организовать информационное взаимодействие по выявлению
лиц, скрывающих свои доходы, и проводить рабочие встречи,
направленные на координацию усилий по выявлению таких физических
лиц.
4. Практиковать проведение совместных проверок
налогоплательщиков, имеющих крупные доходы.
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
С.ШТАРЕВ
Заместитель Директора Федеральной
службы налоговой полиции
Российской Федерации,
генерал-лейтенант
налоговой полиции
Ю.ЧИЧЕЛОВ
|