Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ О СОСТОЯНИИ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ (ПРОТОКОЛ ОТ 30.05.97 N 8)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
   
                                ПРОТОКОЛ
                         от 30 мая 1997 г. N 8
   
       О СОСТОЯНИИ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                         И МЕРАХ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ
   
       Уровень младенческой смертности в Поволжском регионе в течение
   ряда лет определяется положением в Саратовской области. Показатель
   несмотря на  снижение  за 3 года на 11,6%   имеет высокие значения
   (1996 год - 22,9; РФ - 17,1 на 1000 родившихся в 1996 году), более
   10 лет  превышает  средние  данные  по  Российской Федерации.  Эта
   картина разворачивается,  как и в целом по стране, на фоне падения
   рождаемости,  высокого  уровня  общей  смертности,  отрицательного
   естественного прироста.
       Как в  городской,  так  и  в  сельской  местности в возрастном
   разрезе преобладает  неонатальная  смертность,   имеющая   высокие
   показатели. Ее  доля  среди  смертности детей на первом году жизни
   составляет 68,6%, причем в городах - 75%, на селе - 43,3%.
       В структуре  причин  младенческой  смертности так же,  как и в
   целом по России,  ведущее место занимают состояния,  возникающие в
   перинатальном периоде,  далее  идут  врожденные аномалии развития,
   болезни органов дыхания и инфекционные заболевания.
       Областные показатели  смертности  от состояний,  возникающих в
   перинатальном  периоде,  в  1,8  раз  превышают   российские,   от
   инфекционных  заболеваний  -  в  2,2 раза,  от заболеваний органов
   дыхания (несмотря на снижение смертности от них  в  1996  году  на
   4,8%  по  отношению к 1995 году) - в 1,4 раза,  что и определяет в
   целом неблагополучие с младенческой смертностью.
       Отмечается также  высокая перинатальная смертность (1996 год -
   21,7 на 1000 родившихся живыми и  мертвыми,  Российская  Федерация
   1995 год - 15,84,  Поволжский район 1995 год - 16,74), в структуре
   которой 62,2% приходится на раннюю неонатальную смертность.
       Повышенный уровень  младенческой  смертности,  ее возрастная и
   причинная структура, несоответствие уровня младенческой смертности
   возрастной структуре,  высокие показатели перинатальной смертности
   свидетельствует  о  проблемах  состояния  здоровья  беременных   и
   новорожденных, а  также  организации и качества медицинской помощи
   этому контингенту населения.
       По данным Министерства здравоохранения Саратовской области 79%
   беременных страдают экстрагенитальной патологией,   осложнения  во
   время беременности  и родов отмечены в 70%   случаев,  нормальными
   родами завершено 28,8%  беременностей  (РФ  -  33,9%).     С  этим
   связана высокая заболеваемость новорожденных, которая за последние
   3 года увеличилась в 1,6 раза.
       Показатель материнской   смертности   по   оперативным  данным
   Министерства здравоохранения Российской   Федерации  составил    в
   1996 году  92,94 на 100 тыс.  родившихся живыми (РФ - 54,81),  что
   превысило уровень 1995 года на 33,3%  и  составило  2,9%  от  всех
   умерших  в  стране  женщин  в  связи  с  беременностью  и  родами.
   Неблагополучная   структура    причин    материнской    смертности
   обусловлена       кровотечениями,        гестозом,       сепсисом,
   экстрагенитальными   заболеваниями   и   разрывами   матки.    Это
   свидетельствует  о  том,  что при достаточно высоком уровне ранней
   явки     беременных  женщин  под наблюдение врача (в 1996  году  -
   98,6%) эффективность этого наблюдения неудовлетворительная.
       При низком качестве здоровья новорожденных  им  не  обеспечена
   достаточная и адекватная медицинская помощь, о чем можно судить на
   основании высоких  показателей  летальности  в родовспомогательных
   учреждениях, которые   составили   в   1996  году  при  врожденных
   аномалиях развития 7,5%  (РФ - 4,8%),  при  синдроме респираторных
   нарушений 26,3%   (РФ - 10,5%),  при внутричерепной родовой травме
   30,6% (РФ - 6,8%).
       Крайне неблагоприятная  ситуация  с младенческой и материнской
   смертностью   в   областях   диктует   необходимость    пересмотра
   сложившейся   системы   оказания   медицинской  помощи  беременным
   женщинам и новорожденным детям как  в  организационном,  так  и  в
   лечебном планах.
       Прежде всего,     не     определена     стратегия     оказания
   квалифицированной  медицинской  помощи беременным женщинам высоких
   групп риска,  отсутствует единый подход в обследовании  и  лечении
   беременных с гестозами, особенно при тяжелых формах, не отработана
   тактика   ведения   родов   при    экстрагенитальной    патологии,
   своевременного  принятия  решений для оперативного родоразрешения,
   ведения преждевременных родов.
       Низкий уровень    оснащения   родовспомогательных   учреждений
   области (менее чем на 1/3 родильные дома  оснащены  дыхательной  и
   следящей  аппаратурой,  доплеровскими приставками для исследования
   плацентарного  кровообращения  и  гемодинамики  плода  и  др.)  не
   позволяет  внедрять современные технологии для выявления патологии
   у новорожденных и оказания высокоспециализированной помощи.
       В работу   родильных  домов  медленно  внедряются  современные
   технологии первичной   реанимационной   помощи   новорожденным   в
   родильном зале, введенные  в  действие  Приказом  Минздравмедпрома
   России от 28.12.95 N 372.
       Одним из  самых  серьезных  недостатков в оказании медицинской
   помощи новорожденным   является    отсутствие    единой    системы
   реанимационной службы  для новорожденных детей,  преемственности в
   работе между    неонатологами     родильных     домов,     врачами
   неонатологической  реанимационной     бригады    скорой    помощи,
   реанимационных отделений больниц, что приводит к резкому ухудшению
   состояния новорожденных   за   время  транспортировки  и  высокому
   проценту досуточной летальности в реанимационных отделениях.
       Перинатальные центры  не  выполняют  свои задачи в полной мере
   из-за неправильной их структуры  (нет  второго  этапа  выхаживания
   реанимационных и больных детей),  недостаточной укомплектованности
   квалифицированными кадрами,   слабой   технической   оснащенности.
   Центры  не  имеют возможности оказать новорожденным реанимационную
   помощь в полном объеме с последующей интенсивной терапией.
       Больные дети  из  акушерских стационаров переводятся в детские
   больницы на   7   -   10   день,   что   создает   неблагоприятную
   эпидобстановку в  родильных  домах,  о чем свидетельствует высокая
   гнойно-септическая заболеваемость среди новорожденных и родильниц.
       Материально-техническая база  службы  охраны здоровья матери и
   ребенка неудовлетворительная.  Не проводилось систематических  мер
   по упорядочению  сети детских больниц,  рассчитанных в основном на
   40 - 60 коек,  не приспособленных для  оказания  квалифицированной
   помощи новорожденным и недоношенным, нерентабельных с точки зрения
   их эффективного     оснащения      современным      оборудованием,
   лабораторно-диагностической техникой. Реанимационная служба в этих
   больницах практически не представлена.
       Не прослеживается      влияние     потенциала     Саратовского
   государственного медицинского  университета,  имеющего  3  кафедры
   акушерства и  гинекологии  и 9 кафедр педиатрического профиля,  на
   состояние материнской и младенческой смертности.
       Министерством здравоохранения  Саратовской области принимаются
   меры по развитию медицинской  помощи  матерям  и  детям,  снижению
   материнской и младенческой заболеваемости и смертности.  В феврале
   1997 г.  проведена коллегия  по  этому  вопросу,  07.04.97  принят
   Приказ  N 296-п "О путях снижения уровня младенческой смертности в
   Саратовской   области".   Во   исполнение   принятых    документов
   неонатологическая служба укрепляется кадрами врачей,  организована
   серия обучающих семинаров по реанимации и  интенсивной  терапии  в
   акушерстве  и  неонатологии,  первичной  реанимации новорожденных,
   намечен ряд мероприятий по унификации  деятельности  перинатальных
   служб,    укреплению   совместной   деятельности   с   Саратовским
   государственным медицинским  университетом  и  т.д.  С  1996  года
   начато  проведение Программы "Подготовленные роды" в г.  Саратове,
   которая охватывает  врачей  акушеров  -  гинекологов  и  акушерок.
   Областной  Думой  утверждена  Целевая  программа "Дети Саратовской
   области",  которая  составлена  в  соответствии  с   Президентской
   программой "Дети России".
       Министерством здравоохранения Российской  Федерации  в  рамках
   реализации Президентской  программы  "Дети  России"  (подпрограмма
   "Планирование семьи")  Саратовской  области  выделено  медицинское
   оборудование, оргтехника,  средства  контрацепции,  информационные
   материалы, что   способствовало   созданию    областного    центра
   планирования семьи  и  репродукции  и  44  кабинетов  планирования
   семьи, 16 из которых расположены в г.  Саратове.  За 3 года  число
   абортов в области снизилось на 23,4%,   а в г. Саратове - на  62%;
   а количество  абортов  среди   подростков - на   57,5%.      Охват
   гормональной контрацепцией   повысился   с  33,1  на  1000  женщин
   фертильного возраста в 1993 году до 55,3%  в 1996 году.
       За счет  средств  Федеральной  программы "Дети - инвалиды" для
   медико-генетической консультации г. Саратова закуплена лаборатория
   "Флюороскан" для   осуществления   неонатального    скрининга   на
   фенилкетонурию и  врожденный  гипотиреоз,   к   которой   ежегодно
   выделяются тест-системы. В 1996 году обследовано 88% новорожденных
   на фенилкетонурию (выявлено 5  больных)  и  86%  новорожденных  на
   врожденный  гипотиреоз  (выявлено  2  больных) при необходимом для
   достижения эффективности охвате не менее 95%. Выявленные больные с
   фенилкетонурией  обеспечены  лечебным продуктом питания,  лишенным
   фенилаланина (135 кг).
       Для осуществления  аудиологического  скрининга  новорожденных,
   введенного Приказом  Минздравмедпрома  России  от  29.03.96 N 108,
   выделено 55     звукореактотестов    для    детских    поликлиник,
   обеспечивающих II этап скрининга,  однако часть из них размещена в
   родильных домах. Учитывая         наличие        квалифицированной
   сурдологической службы   в   г.   Саратове,    начато    оснащение
   регионального, для   территорий  Поволжья,  центра  подтверждающей
   диагностики выявленных  на  II  этапе  скрининга  нарушений  слуха
   (поставлена система  для  регистрации  отоакустической эмиссии для
   диагностики заболеваний внутреннего уха).
       В мае   1997   года   поступил   транспортный   инкубатор  для
   перинатального центра,  также закупленный  по  Программе  "Дети  -
   инвалиды".
       В 1996 году для нужд  здравоохранения  Саратовской  области  в
   счет средств,  подлежащих  передаче  в  1996  году из федерального
   бюджета субъектам  Российской  Федерации  по  взаимным   расчетам,
   отпущены медикаменты   на  сумму  3287,7  млн.  рублей.  Бесплатно
   передан препарат гормон роста на сумму 160 млн. рублей для больных
   детей. В  1997  году  отгружены  медикаменты  на сумму 1453,5 млн.
   рублей с отсрочкой платежа 90 дней.  Для  лечебно-профилактических
   учреждений области     поставлено     медицинское    оборудование,
   выпускаемое на  конверсионных  предприятиях  совместно  с   фирмой
   "Филипс".
       Коллегия решает:
       1. Принять  к  сведению,  что  Министерством   здравоохранения
   Саратовской  области принято решение коллегии от 25.02.97 N 2/2 "О
   состоянии смертности детей в Саратовской области  в  1996  году  и
   мерах  по ее снижению" и Приказ 07.04.97 N 296-п "О путях снижения
   уровня младенческой смертности в Саратовской области".
       2. Министру здравоохранения Саратовской области  Марону  В.М.,
   ректору Саратовского  государственного  медицинского  университета
   Киричуку В.Ф.  определить совместные меры по улучшению медицинской
   помощи матерям и детям, повышению ее качества:
       2.1. Обеспечить  систематическую  работу  экспертных  комиссий
   всех уровней по разбору материнской и младенческой смертности и их
   анализу.
                                                    Срок - постоянно.
       2.2. Принять  поэтапные  меры  по  упорядочению  сети  детских
   стационаров, в  первую очередь имеющих неонатальные подразделения,
   а также  привести  в   соответствие   с   требованиями   структуру
   перинатальных центров.
                                             Срок - в течение 1997 г.
       2.3. Разработать   стандарты  медицинской  помощи  беременным,
   роженицам, родильницам и новорожденным в зависимости от уровня  ее
   оказания.
                                           Срок - III квартал 1997 г.
       2.4. Повсеместно   внедрить   протоколы  первичной  реанимации
   новорожденных в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от
   28.12.95 N  372  "О  совершенствовании  первичной и реанимационной
   помощи новорожденным в родильном доме".
                                                   Срок - немедленно.
       2.5. Обеспечить  аудиологический  скрининг  в  соответствии  с
   Инструкцией по  проведению  аудиологического  скрининга  у  детей,
   утвержденной Приказом Минздравмедпрома России от 29.03.96 N 108 "О
   введении  аудиологического скрининга новорожденных и детей первого
   года жизни".
                                                   Срок - немедленно.
       2.6. Отработать   маршруты   оказания  медицинской,  в    т.ч.
   реанимационной и интенсивной, помощи беременным и новорожденным на
   территории области   с   учетом   угрожаемых   состояний,  степени
   тяжести патологии, наличия сопутствующих заболеваний.
                                                  Срок - июль 1997 г.
       2.7. Направить специалистов в НПО    "Медсоцэкономинформ"  для
   обучения работе     с     информационно-аналитической     системой
   формирования программ снижения младенческой смертности.
                                                  Срок - июнь 1997 г.
       3. Директору НПО "Медсоцэкономинформ" Комарову  Ю.М.  передать
   Министерству здравоохранения   Саратовской   области  компьютерную
   информационно-аналитическую систему формирования программ снижения
   младенческой смертности    (программные    средства,   программное
   сопровождение).
                                                  Срок - июнь 1997 г.
       4. Начальнику  Управления  охраны  здоровья  матери  и ребенка
   Зелинской Д.И.   совместно    с   Министерством    здравоохранения
   Саратовской области:
       4.1. Представить  в  установленном  порядке  в   правительство
   Саратовской области   программу   неотложных   мер   по   снижению
   материнской и младенческой смертности.
                                                  Срок - июль 1997 г.
       4.2. Разработать   программу   экстренного   оснащения   служб
   реанимации и интенсивной помощи в акушерстве  и  неонатологии  для
   обращения в    Федеральный    фонд    обязательного   медицинского
   страхования.
                                                  Срок - июль 1997 г.
       5. Начальнику Управления  учебных  заведений  (Володину  Н.И.)
   совместно с   Управлением   охраны   здоровья   матери  и  ребенка
   организовать сертификацию всех акушеров - гинекологов,  работающих
   в ЛПУ области.
                                              Срок - сентябрь 1998 г.
       6. О   результатах   выполнения  настоящего  решения  коллегии
   представить отчет в январе 1998 г.
       7. Контроль   за   выполнением   настоящего  решения  коллегии
   возложить на  заместителя  министра   здравоохранения   Российской
   Федерации Царегородцева А.Д.
   
                                            За Председателя коллегии,
                                                 Заместитель Министра
                                                      здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                     А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
   
                                                   Секретарь коллегии
                                                         М.В.ПАЛИНКАШ
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz