МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 1997 г. N 217
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Приказа Министра обороны РФ от 12.09.2005 N 389)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" приказываю:
1. Переименовать:
службу экстренной медицинской помощи Вооруженных Сил Российской
Федерации в Службу медицины катастроф Министерства обороны
Российской Федерации;
Всеармейский научно-практический центр экстренной медицинской
помощи во Всеармейский центр медицины катастроф.
2. Утвердить Положение о Службе медицины катастроф Министерства
обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему
Приказу).
3. Финансирование Службы медицины катастроф Министерства
обороны Российской Федерации осуществлять в пределах средств,
предусмотренных сметой Министерства обороны, а также за счет
средств, выделенных на реализацию соответствующих федеральных
целевых программ с участием Министерства обороны Российской
Федерации.
4. Возложить организацию деятельности Службы медицины катастроф
Министерства обороны Российской Федерации на Главное военно-
медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации.
5. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской
Федерации, командующим войсками округов, флотами обеспечивать в
первоочередном порядке выделение по заявкам начальника Главного
военно-медицинского управления Министерства обороны Российской
Федерации, начальников военно-медицинских управлений (медицинских
служб) округов (флотов) воздушных судов для доставки в зоны
чрезвычайных ситуаций и обратно медицинских работников,
медицинского и другого имущества, эвакуации пострадавших.
6. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской
Федерации приказы Министра обороны СССР и внести изменения в
Приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню
(Приложение N 2 к настоящему Приказу).
Первый заместитель
Министра обороны
Российской Федерации
А.КОКОШИН
Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 мая 1997 г. N 217
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, состав и задачи
Службы медицины катастроф Министерства обороны Российской
Федерации (далее - Служба).
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и
директивами Министра обороны Российской Федерации и его
заместителей, директивами Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации, решениями Главного военно-медицинского
управления Министерства обороны Российской Федерации и настоящим
Положением.
3. Организация и руководство деятельностью Службы возлагается
на Главное военно-медицинское управление Министерства обороны
Российской Федерации (далее - Главное управление).
4. Медицинские воинские части и учреждения, подразделения
Службы привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций для оказания помощи пострадавшему населению
в порядке, установленном главой 12 Устава гарнизонной и караульной
служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
II. Предназначение, состав и задачи Службы
медицины катастроф Министерства обороны
Российской Федерации
5. Служба является составной частью подсистемы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера Вооруженных Сил Российской Федерации <*> и предназначена
для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
объектах Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное
время и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
Служба функционально входит во Всероссийскую службу медицины
катастроф (далее - ВСМК).
--------------------------------
<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 200.
6. Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление медицинского обеспечения войск и
населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов военного управления медицинской
службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинских воинских
частей, учреждений и нештатных формирований Службы и систем их
оповещения к действиям по предназначению в условиях чрезвычайных
ситуаций;
сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-
санитарного характера по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия органов военного управления Службы с
органами управления единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ВСМК;
создание и рациональное использование медицинских и материально-
технических ресурсов для обеспечения работы Службы в чрезвычайных
ситуациях;
организация научно-исследовательских работ по проблемам
медицины катастроф в научно-исследовательских организациях
медицинской службы Министерства обороны Российской Федерации.
7. Состав Службы:
органы военного управления медицинской службы Вооруженных Сил
Российской Федерации; силы и средства медицинских воинских частей
и учреждений видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов
(флотов); медицинских воинских частей и учреждений, военно-учебных
заведений и научно-исследовательских организаций медицинской
службы центрального подчинения.
8. Органы военного управления Службы <*>:
--------------------------------
<*> Основные задачи постоянным (штатным) органам военного
управления, оперативно-дежурным службам и оперативным группам
определены Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г.
N 200.
а) постоянные (штатные) органы военного управления:
при Главном военно-медицинском управлении - Всеармейский центр
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации
(далее - Центр);
медицинские службы видов Вооруженных Сил, военно-медицинские
управления (медицинские службы) округов (флотов);
б) нештатные органы военного управления:
оперативные группы Главного управления и военно-медицинских
управлений (медицинских служб) округов (флотов), временно
создаваемые органы военного управления на период ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
9. Силы и средства медицинской службы, предназначенные для
предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций:
на уровне Министерства обороны Российской Федерации: летающая
лаборатория операционно-реанимационного самолета; нештатные
бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-
сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-
профилактических, санитарно-профилактических учреждений Центра,
военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций
медицинской службы; резервные койки клиник Военно-медицинской
академии, главного и центральных военных клинических госпиталей;
запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских
складов; воздушные (операционно-реанимационный эвакуационный
самолет), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских
воинских частей и учреждений) эвакуационные средства, используемые
в интересах Службы;
на уровне округа (вида Вооруженных Сил, флота): медицинские
отряды специального назначения (далее - Отряд) <*> округов
(флотов), отдельные автомобильные санитарные взводы округов;
нештатные бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-
сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-
профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов
(видов Вооруженных Сил, флотов), военно-учебных заведений
медицинской службы; резервные койки военных госпиталей округов
(видов Вооруженных Сил, флотов), военно-медицинских факультетов;
запасы текущего медицинского имущества на медицинских складах
округов (видов Вооруженных Сил, флотов); воздушные (операционно-
реанимационные эвакуационные самолеты "Спасатель", операционно-
реанимационные эвакуационные вертолеты "Биссектриса", санитарный
вариант транспортных вертолетов округов), морские (госпитальные
суда флотов) медицинские эвакуационные средства, наземные
(санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и
учреждений), используемые в интересах Службы;
--------------------------------
<*> Задачи, предназначение и обязанности должностных лиц
определены Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г.
N 72.
на уровне гарнизона: дежурные силы и средства медицинской
службы; нештатные бригады специализированной медицинской помощи,
врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов
лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений
гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасы
текущего медицинского имущества медицинских складов; медицинские
эвакуационные средства: штатные санитарно-транспортные средства
медицинских воинских частей и учреждений, транспортные средства,
выделяемые начальником гарнизона.
10. Органы военного управления медицинской службы Вооруженных
Сил Российской Федерации, медицинские воинские части и учреждения
Службы в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или
возникшей чрезвычайной ситуации функционируют в следующих режимах:
режим повседневной деятельности - при нормальной
производственной, радиационной, химической, биологической,
сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной,
радиационной, химической, биологической, сейсмической,
гидрометеорологической, санитарно-эпидемической обстановки, при
получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных
ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации принимают руководители соответствующих органов военного
управления.
11. Основные мероприятия при функционировании Службы:
а) в режиме повседневной деятельности организуются и проводятся
мероприятия по предупреждению медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, а именно:
анализ обстановки, предусматривающий выявление возможных
источников чрезвычайной ситуации на данной территории;
ведение учета потенциально опасных объектов Вооруженных Сил
Российской Федерации, прогнозирование риска возникновения
санитарных потерь и ущерба при возможных чрезвычайных ситуациях на
этих объектах;
сбор, обобщение и обмен информацией об обстановке в зоне
возможных чрезвычайных ситуаций;
разработка конкретных мер по снижению или предотвращению
санитарных потерь и ущерба при чрезвычайных ситуациях;
оперативное планирование в рамках планов действий
(взаимодействия) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
создание и поддержание в готовности к использованию резервов
материальных и других ресурсов для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных правовых актов и других
документов по вопросам предупреждения и ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение тренировок (учений) по готовности
формирований Службы к работе в чрезвычайных ситуациях и проверке
реальности планов взаимодействия;
б) при повышенной готовности:
доклад руководству об ухудшении обстановки в зоне возможной
чрезвычайной ситуации;
доведение информации об ухудшении обстановки до медицинских
воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений медицинской
службы и формирований Службы;
уточнение планов действий органов военного управления,
медицинских воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений
медицинской службы при ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций и планов взаимодействия;
усиление наблюдения и контроля за санитарно-эпидемической
обстановкой в районах расположения, базирования и действия войск
(сил);
приведение в готовность к действиям сил и средств Службы,
определенных для проведения первоочередных мероприятий по оказанию
экстренной медицинской помощи, а при необходимости, их выдвижение
в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
усиление оперативно-дежурных служб органов военного управления;
в) при чрезвычайной ситуации:
в установленном порядке информирование соответствующих органов
военного управления о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
проведение оценки обстановки, медицинской разведки зоны аварии,
катастрофы, принятие решения на ликвидацию медико-санитарных
последствий чрезвычайной ситуации;
выдвижение сил и средств в район чрезвычайной ситуации и
организация лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий в соответствии с планами действий
органов военного управления медицинской службы при ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
планами взаимодействия.
12. На всех уровнях на базе лечебно-профилактических, санитарно-
профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-
исследовательских организаций медицинской службы создаются
нештатные формирования:
врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной
помощи в военных госпиталях, санаториях (до 200 коек - одна; от
200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100
штатных коек - одна) в составе 5 - 7 специалистов (2 врача, 3 - 5
медицинских сестер), с выделением для обеспечения их работы
санитарного автомобиля;
бригады специализированной медицинской помощи, предназначенной
для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих
массовый прием пораженных, в военных госпиталях на 500 и более
коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской
службы в составе 3 - 5 специалистов (1 - 2 врача, 2 - 3
медицинские сестры);
подвижные группы специалистов создаются в санитарно-
профилактических учреждениях для участия в организации и
проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации
радиационных и химических поражений, по предупреждению
возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди
личного состава войск в учреждениях Центра из 10 - 12 специалистов
(4 - 5 врачей, 6 - 7 средних медицинских работников), в санитарно-
эпидемиологических отрядах округов (флотов) из 8 - 10 специалистов
(3 - 4 врача, 5 - 6 средних медицинских работников) и в санитарно-
эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и
отдельных противочумных отрядах из 4 - 6 специалистов (1 - 2
врача, 3 - 4 средних медицинских работника), с выделением для
организации их работы необходимого медицинского имущества и
специальной техники.
13. Медицинское имущество (укладки) нештатных врачебно-
сестринских бригад, бригад специализированной медицинской помощи и
подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и
учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских
организаций медицинской службы формируется заблаговременно за счет
имущества текущего снабжения из расчета пяти суток автономной
работы. Имущество хранится в готовности к немедленному
использованию.
14. Основным формированием Службы, обеспечивающим оказание
квалифицированной и специализированной медицинской помощи в зоне
чрезвычайной ситуации или на ее границе, является Отряд.
15. Доукомплектование медицинских отрядов специального
назначения личным составом, обеспечение вооружением, военной
техникой и всеми видами материальных средств осуществляется
заблаговременно командующими войсками округов (флотами) в первую
очередь за счет ресурсов округа (флота).
16. Отряды содержат запас медицинской техники и имущества,
обеспечивающий автономность оказания экстренной медицинской помощи
1200 пораженным, в соответствии с Нормой снабжения медицинским
имуществом медицинских отрядов специального назначения.
Медицинское имущество, включенное в Норму снабжения, содержится в
постоянной готовности и может использоваться полностью или
частично, а при необходимости, дополняться медицинским имуществом
сверх установленной нормы из запасов текущего обеспечения в
зависимости от характера и объема задач, выполняемых Отрядом.
17. Начальник Отряда в 10-дневный срок после выполнения задач
по предназначению обязан представить начальнику военно-
медицинского управления (медицинской службы) округа (флота) отчет
о проделанной работе, а в соответствующие довольствующие органы -
об израсходованных финансовых и материальных средствах для их
пополнения.
18. Организация материально-технического и медицинского
снабжения в чрезвычайных ситуациях возлагается на штаб округа
(флота), на территории которого проводятся мероприятия по
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
III. Права и обязанности начальника Центра
19. Начальник Центра отвечает за постоянную готовность Центра к
работе в условиях чрезвычайной ситуации, боевую и специальную
подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину личного
состава, материально-техническое и финансовое обеспечение Центра,
организацию своевременной квалифицированной и специализированной
медицинской помощи пострадавшим при техногенных катастрофах и
стихийных бедствиях в различных регионах страны и их эвакуацию по
предназначению. Он подчиняется начальнику Главного управления
Министерства обороны Российской Федерации, является прямым
начальником всего личного состава Центра.
20. Начальник Центра обязан:
организовывать и осуществлять мероприятия по поддержанию
высокой готовности сил и средств Службы;
организовывать взаимодействия с Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, ВСМК по вопросам
использования частей и формирований Службы при авариях,
катастрофах, стихийных бедствиях, а также проведения совместных
учений и тренировок;
планировать организацию медицинского обеспечения пострадавших в
чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с медицинскими службами
других ведомств;
представлять начальнику Главного управления и его заместителям
проект решения на медицинское обеспечение пострадавших в
чрезвычайной ситуации;
немедленно докладывать при получении информации на ВСМК
начальнику Главного управления о всех крупномасштабных техногенных
катастрофах и стихийных бедствиях, произошедших в стране;
составлять на основе полученной информации прогноз возможного
развития чрезвычайной ситуации;
разрабатывать и представлять начальнику Главного управления
проекты предложений по совершенствованию организационно-штатной
структуры, оснащенности и деятельности Службы.
21. Начальник Центра имеет право:
представлять Главное управление в министерствах и ведомствах
Российской Федерации по вопросам Службы медицины катастроф
Министерства обороны Российской Федерации.
Начальник Главного
военно-медицинского управления
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
медицинской службы
И.ЧИЖ
Приложение N 2
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 мая 1997 г. N 217
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР, НЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1997 Г. N 217
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 12.09.2005 N 389)
I. Приказы Министра обороны СССР, не действующие в Вооруженных
Силах Российской Федерации:
Приказы Министра обороны СССР 1990 г. N 214;
Приказы Министра обороны СССР 1990 г. N 248.
II. Изменения и дополнения, внесенные в Приказы Министра
обороны Российской Федерации:
1. Утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 12.09.2005 N
389
2. Абзац седьмой статьи 2 раздела II Положения о функциональной
подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, действующей в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра
обороны Российской Федерации 1996 г. N 200, изложить в следующей
редакции:
"Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской
Федерации".
Начальник Главного военно
медицинского управления
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
медицинской службы
И.ЧИЖ
|