ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 1997 г. N ЕВ-09-28/4137
ОБ ИСКАХ ПРОКУРОРОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ ПЕНСИЙ
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для сведения и
руководства письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
16.05.97 N 8-2226-97 о нецелесообразности вмешательства прокуроров
в дела по пенсионному обеспечению граждан и письмо Пенсионного
фонда Российской Федерации Генеральному прокурору Российской
Федерации от 02.04.97 N ВБ-09-20/2576.
При взыскании денежных средств по решению суда в пользу
пенсионеров одного района, одной области нарушаются права
пенсионеров других регионов, срок выплаты пенсий которым будет
отодвинут, так как взыскание денежных средств по решению суда
неизбежно приведет к нарушению графика очередности погашения
задолженности по финансированию выплаты пенсий перед органами
социальной защиты.
Пенсионный фонд Российской Федерации принимает все меры для
погашения задолженности по финансированию выплаты пенсий. Денежные
средства на выплату пенсий направляются в объемах, поступивших в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При рассмотрении народными судами исковых заявлений по
несвоевременной выплате пенсий просим руководствоваться письмом
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.05.97
N 8-2226-97.
Заместитель Председателя
Правления ПФ РФ
Е.Я.ВАСИЛЬЕВ
Приложение
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 1997 г. N 8-2226-97
В связи с обращением сообщаю, что иск прокурора Парфеньевского
района в интересах пенсионеров Парфеньевского района к Пенсионному
фонду РФ и отделению Пенсионного фонда по Костромской области о
взыскании 1,9 млрд. руб. удовлетворен 21.03.97 (с учетом
добровольно погашенной задолженности в сумме 1,4 млрд. руб.).
Решение суда исполнено и в силу этого вмешательство по данному
конкретному делу признано нецелесообразным.
Одновременно прокурором Костромской области обращено внимание
прокуроров на необходимость оценки общей ситуации в стране по
пенсионному обеспечению граждан, возможных негативных последствий
для интересов других пенсионеров.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
С.Г.КЕХЛЕРОВ
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 1997 г. N ВБ-09-20/2576
В Пенсионный фонд Российской Федерации поступила копия
искового заявления прокурора Парфеньевского района Костромской
области в Парфеньевский районный народный суд в защиту
2834 пенсионеров. В исковом заявлении содержатся требования о
погашении задолженности по выплате пенсий с ноября 1996 года.
В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР гражданское дело в суде возбуждается по заявлению
истца, обращающегося за защитой своего права или охраняемого
законом интереса. Следовательно, в качестве ответчика должно
выступать лицо, нарушившее это право. Пенсионный фонд Российской
Федерации не является ответчиком по данным искам.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от
20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" и пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Пенсионный фонд
Российской Федерации осуществляет финансирование выплаты пенсий.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Пенсионном фонде
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет
страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет
ассигнований из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде
Российской Федерации средства Пенсионного фонда Российской
Федерации направляются исключительно на финансирование выплаты
государственных пенсий в Российской Федерации. В случае задержки
перечисления страховых взносов организациями - плательщиками или
средств из федерального бюджета Пенсионный фонд Российской
Федерации для обеспечения своевременного финансирования выплаты
пенсий вынужден привлекать дополнительные средства в виде кредитов
коммерческих банков. Это связано с тем, что в бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации отсутствуют резервы на покрытие
возникающего разрыва в поступлении и расходовании средств.
Общеизвестным является факт кризисного состояния экономики
Российской Федерации, в частности факт неплатежей из-за отсутствия
денежных средств на расчетных счетах организаций.
Федеральным законом от 08.07.96 N 88-ФЗ "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 1996 год" установлено, что сумма
страховых взносов работодателей и граждан в Пенсионный фонд
Российской Федерации в 1996 году должна составить 137,3 трлн.
рублей. Сумма фактически собранных средств, составляет 113 трлн.
рублей страховых взносов и 4,2 трлн. руб. пеней и штрафных санкций
за задержку уплаты страховых взносов.
Задолженность федерального бюджета Пенсионному фонду
Российской Федерации на 01.01.97 составляет 14,1 трлн. рублей.
Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает, что
каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство
человека и гражданина перед законом и судом. Принятие решения о
принудительном взыскании пенсии в пользу одного пенсионера
означает, что другой пенсионер недополучит пенсию на сумму,
которую с Пенсионного фонда взыскали по суду, так как других
источников финансирования, кроме средств бюджета, у Пенсионного
фонда нет.
Вышесказанное подтверждает отсутствие виновности в действиях
Пенсионного фонда Российской Федерации по несвоевременному
финансированию выплаты государственных пенсий, так как средства на
выплату пенсий направляются в объемах, поступивших в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации из определенных
законодательством источников, то есть, таким образом, Пенсионный
фонд Российской Федерации не нарушает действующее
законодательство, регламентирующее его деятельность.
Конкретно по Костромской области ситуация со сбором страховых
взносов и выплатой пенсий следующая.
Задолженность по выплате пенсий на 01.01.97 составила
120 млрд. рублей. В соответствии с бюджетом Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Костромской области за январь
1997 года сумма поступлений должна была составить 53 млрд. рублей.
Фактически же было собрано 30,7 млрд. руб., то есть доходная часть
бюджета отделения была исполнена на 57,9%. Для выплаты пенсий за
январь в полном объеме в целом по Костромской области необходимы
71,1 млрд. рублей. Для погашения образовавшейся задолженности по
выплате пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации была оказана
финансовая помощь Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации
по Костромской области в размере 10 млрд. рублей. Задолженность по
выплате пенсий на 01.02.97 составила 150 млрд. рублей.
В феврале доходная часть бюджета отделения была запланирована
в размере 56,9 млрд. рублей. Фактически же было собрано 28,9 млрд.
руб., то есть 50% от запланированного. Сумма пенсий за февраль
1997 года по Костромской области также составила 71,1 млрд.
рублей. Пенсионным фондом Российской Федерации была оказана
финансовая помощь Костромской области в сумме 65 млрд. рублей.
Итого общая задолженность по выплате пенсий в Костромской
области составила на 01.03.97 129,1 млрд. руб., в том числе
61,2 млрд. руб. за январь 1997 года и 67,9 млрд. руб. за февраль
1997 года. Задолженность по выплате пенсий за 1996 год полностью
погашена.
Из данных по выплате пенсий по Костромской области видно, что
Пенсионный фонд Российской Федерации предпринимает все необходимые
действия для скорейшего погашения задолженности по выплате пенсий.
В то же время ситуация с выплатой пенсий в области не улучшается
из-за роста неплатежей организаций в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Действия прокурора Парфеньевского района Костромской области
приводят к дезорганизации работы Пенсионного фонда Российской
Федерации, препятствуя погашению задолженности по выплате пенсий,
так как в случае принятия судом решения о принудительном взыскании
пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации вынужден оплачивать
судебные расходы, что уменьшает средства, направляемые на выплату
пенсий.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 22
Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской
Федерации" в целях пресечения дезорганизации деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате пенсий прошу
рассмотреть указанные факты и принять соответствующие меры.
Председатель Правления
ПФ РФ
В.В.БАРЧУК
|