УТРАТИЛ СИЛУ - УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 31.03.2000 N 766-У
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 1997 г. N 457
О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВ
В целях совершенствования методики банковского надзора за
деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним
адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения
финансового состояния подразделяются на две категории с выделением
в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:
1 категория. Финансово стабильные банки
Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.
Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
2 категория. Проблемные банки
Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.
Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом
положении.
Отнесение банков к той или иной классификационной группе
производится на основании данных отчетности и другой информации за
прошедший период (месяц).
Краткая характеристика групп:
Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет
все требования действующего законодательства и Банка России,
включая пруденциальные нормы деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Под пруденциальными нормами деятельности здесь и далее
понимаются требования, определенные Инструкцией Банка России от
31.03.97 N 59, а именно: предельные величины рисков, принимаемых
банками; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность
банков и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение
которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков
или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности,
включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению
отчетности и информации при регистрации, лицензировании и
расширении деятельности банков.
Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При
этом финансовые трудности носят, главным образом, потенциальный
характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные
признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов
банка отсутствует.
Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и
далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала
(снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и
увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием
средств на корсчетах банка).
Ко второй группе относятся банки, имеющие как минимум один из
перечисленных ниже признаков:
- невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных
платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с
отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до
трех дней <*>;
- снижение абсолютной величины собственных средств
(капитала) <**> банка в размере от 5% до 10% их максимального
значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка,
но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала <***>;
-------------------------------
<*> Здесь и далее при определении длительности неоплаченных
платежных и других расчетных документов следует брать данные о
картотеках к внебалансовым счетам N N 9919 и 9920 из отчетности о
неоплаченных расчетных документах из-за отсутствия средств на
корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций
(ф. N 723).
Данный признак рассматривается применительно к ситуации по
банку в целом. Банки, имеющие в своем составе филиалы, при наличии
неоплаченных платежных и других расчетных документов и
достаточности средств на корсчетах в их сводных балансах
(бал/сч. N 161 с учетом операций по всем корреспондентским
субсчетам) относятся к группе, предшествующей той, к которой они
должны быть отнесены в соответствии с данными указаниями, исключая
возможность их отнесения к 1-й группе.
<**> Здесь и далее по тексту рассчитанных в соответствии с
Инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1 (с учетом изменений и
дополнений).
<***> При введении новой методики расчета капитала здесь и
далее сравнение ведется с интерполированными величинами
(6 месяцев).
- выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности
(завышение либо занижение финансового результата, величины
капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);
- поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на
деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка
России, отсутствие положительного аудиторского заключения, в
случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об
испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных
документов и иной информации (например, о наличии просроченной
задолженности по платежным и другим расчетным документам). В этих
случаях для уточнения реального финансового состояния банков, а
также для подтверждения достоверности представляемой ими в Банк
России отчетности следует проводить комплексные или тематические
инспекционные проверки их деятельности;
- неблагоприятные изменения в положении или составе участников
и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние
собственников банка, привлечение в оборот банка капитала
сомнительного происхождения и т.п.);
- другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках
в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской,
финансовой отчетности и другой имеющейся в территориальном
учреждении Банка России).
При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков
либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм,
наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению
Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в
деятельности банка, Главные управления (Национальные банки) Банка
России вправе отнести его к менее "благополучной" группе
проблемности.
Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам,
отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших
эти проблемы, и могут варьироваться от рекомендаций и
предупреждений до направления предписаний об устранении указанных
недостатков, взыскании штрафа.
Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует
реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.
К третьей группе относятся банки, имеющие как минимум один из
перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных
платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с
отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до
30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала)
банка на 10% и более против их максимального значения за последние
двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня
фактически оплаченного уставного капитала;
- выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и
отчетности (значительное завышение либо занижение финансового
результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная
классификация кредитов и т.д.);
- непредставление на текущую отчетную дату (представление с
задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности,
если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти
месяцев, предшествующих анализируемой дате.
Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные
выше, а также требования к банку по разработке программы
финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение
ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских
операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о
замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение
временной администрации по управлению банком, стимулирование
мероприятий по реорганизации банка.
Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый или/и затяжной
характер.
К четвертой группе относятся банки, имеющие как минимум один
из перечисленных ниже признаков:
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных
платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с
отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
- снижение абсолютной величины собственных средств (капитала)
банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного
капитала;
- повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском
учете и отчетности (значительное завышение либо занижение
финансового результата, завышение величины капитала, заведомо
неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней
и более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая
анализируемую за последние шесть месяцев.
Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости
данного банка для экономики страны (региона) могут включать
требование к участникам банка об изыскании реальных источников
рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера
банка, введение ограничений и/или запретов на осуществление
отдельных банковских операций, введение временной администрации по
управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации
банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации
ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских
операций.
Сведения об отнесении банков к классификационным группам
носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только
самому банку, его владельцам (Совету директоров) и Банку России.
С выходом настоящего письма утрачивает свое действие письмо
Банка России от 02.04.96 N 265.
Заместитель Председателя
Центрального Банка России
А.В.ТУРБАНОВ
____________________________________________
"Вестник Банка России", N 22, 08.04.98
"Бизнес и банки", N 18, N 1998
|