Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.05.1997 N 74-Г97-3 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 27.10.1996 И ОТ 26.12.1996 О ПРИЗНАНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ НЕЗАКОННЫМИ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ СУЩЕСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕ ДОПУЩЕНО

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 27 мая 1997 года
   
                                                       Дело N 74-Г97-3
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании от  27  мая  1997  года  по
   кассационной  жалобе А. на решение Верховного Суда Республики  Саха
   (Якутия)  от 21 февраля 1997 года дело по заявлению А. о  признании
   недействительными постановлений Центральной избирательной  комиссии
   Республики Саха (Якутия) от 27 октября и 26 декабря 1996 года.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова  Б.А.,  объяснения А., его представителя  Позднякова  Ю.П.
   (доверенность - т. 1 л.д. 72), представителя Президента  Республики
   Саха  (Якутия) Назарова С.Н. (доверенность N 01-56 от 20  мая  1997
   года),  адвоката Дамильченко А.А.; заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Корягиной   Л.Л.,   полагавшей
   решение   суда  оставить  без  изменения,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       в  декабре  1991 года Президентом Республики Саха (Якутия)  был
   избран  Николаев М.Е. В связи с истечением срока его полномочий  на
   22  декабря  1996  года  были  назначены  новые  выборы  Президента
   Республики  Саха (Якутия). Различными избирательными  объединениями
   кандидатами  на  должность Президента были выдвинуты  А.,  Алексеев
   А.Н.,  Осипов  П.Д., Николаев М.Е., Санников М.С.;  постановлениями
   Центральной  избирательной комиссии Республики  Саха  (Якутия)  все
   они  зарегистрированы таковыми: А. и Алексеев А.Н. 23 октября  1996
   года;  Осипов  П.Д., Николаев М.Е. и Санников М.С., соответственно,
   27 октября 1996 года.
       22  декабря  1996  года  в  Республике состоялось  голосование.
   Постановлением  Центральной избирательной комиссии Республики  Саха
   (Якутия)   от   26   декабря   1996  года   утверждены   результаты
   голосования,  согласно  которым голоса  избирателей  распределились
   следующим  образом: за Алексеева А.Н. - 25,5%, за  А.  -  1,5%,  за
   Николаева М.Е. - 59%, за Осипова П.Д. - 5,8%, за Санникова  М.С.  -
   2%.  Центральная избирательная комиссия по результатам  голосования
   постановила:   "Считать  избранным  Президентом   Республики   Саха
   (Якутия) Николаева М.Е., вице-президентом - Борисова С.С.".
       А.  обратился  в суд с заявлением о признании недействительными
   постановления  о  регистрации кандидатом  на  должность  Президента
   Республики Николаева М.Е. и постановления от 26 декабря  1996  года
   "Об  итогах  выборов  Президента  Республики  Саха  (Якутия)"  и  о
   признании выборов незаконными.
       В  обоснование своих требований А. ссылался на то, что Николаев
   М.Е.  в нарушение ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях
   избирательных прав граждан Российской Федерации" на период  участия
   в  выборах  не  сложил свои обязанности действующего  Президента  и
   открыто   использовал  свою  государственную  должность   в   целях
   достижения  преимуществ  в  агитации своей  предвыборной  программы
   путем   оказания  воздействия  на  средства  массовой   информации;
   направил   многомиллиардные   суммы  государственных   средств   на
   финансирование  своей предвыборной кампании;  в  нарушение  ст.  37
   Закона  "О  выборах  Президента Республики  Саха  (Якутия)"  широко
   использовал  выдвинутый  им  националистический  лозунг;   в   ходе
   предвыборной   кампании  средства  массовой   информации   всячески
   нарушали     права    избирательного    объединения     "Социально-
   демократической  партии  Якутии",  права  кандидатов  на  должность
   Президента А. и на должность вице-президента Логинова А.А.
       А.  также ссылался на то, что в ходе выборов были нарушены  его
   права  избирать  и  быть избранным в органы государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации.  При  этом  в  обоснование   своих
   требований  он  указывал  на  то,  что  ст.  3  Закона  "О  выборах
   Президента   Республики  Саха  (Якутия)"  противоречит  федеральным
   законам и Конституции Российской Федерации.
       Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля
   1997 года требования А. были оставлены без удовлетворения.
       В  кассационной жалобе заявитель просит отменить  решение,  как
   вынесенное   с  нарушением  норм  материального  и  процессуального
   права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда Российской Федерации оснований для отмены  решения
   не усматривает.
       Порядок проведения выборов главы исполнительной власти субъекта
   Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6  декабря
   1994  года  N  56-ФЗ  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав
   граждан   Российской  Федерации"  и  законами  субъекта  Российской
   Федерации.
       В  соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона  и  со
   ст.  33  Закона от 8 мая 1996 года "О выборах Президента Республики
   Саха  (Якутия)"  действующий Президент Республики Николаев  М.Е.  и
   еще  четыре  претендента  на  эту должность  были  зарегистрированы
   кандидатами  на должность Президента Республики Саха  (Якутия)  без
   каких-либо  нарушений.  Вопрос об отмене решения  о  регистрации  в
   силу   ч.   3   ст.  25  Федерального  закона  и  ч.   3   ст.   37
   Республиканского  закона  "О  выборах  Президента  Республики  Саха
   (Якутия)"  может  быть  поставлен в суде Центральной  избирательной
   комиссией  Республики Саха (Якутия) при злоупотреблении  кандидатом
   свободой  массовой  информации, в том числе при пропаганде  расовой
   ненависти и национального превосходства.
       Верховным  Судом  Республики Саха (Якутия) правильно  отмечено,
   что  доказательств утверждения заявителя о том, что Николаевым М.Е.
   в  ходе  предвыборной  агитации была допущена  пропаганда  расового
   превосходства  коренного  населения Республики  Саха  (Якутия)  над
   представителями  других  национальностей или  национальной  вражды,
   суду  представлено не было. Выдержки из книги Николаева М.Е. и  его
   предвыборной  программы  доводов А. о  пропаганде  Николаевым  М.Е.
   расового  превосходства якутов и о распространении им  сообщений  и
   материалов, возбуждающих национальную вражду, не подтверждают.
       При  указанных обстоятельствах оснований для отмены  решения  о
   регистрации  Николаева  М.Е.  кандидатом  на  должность  Президента
   Республики Саха (Якутия) у суда не было.
       Не  было  у  суда  и достаточных оснований и для удовлетворения
   требования  А.  о  признании недействительными  выборов  Президента
   Республики Саха (Якутия), состоявшихся 22 декабря 1996 года.
       А.  в  подтверждение доводов о допущенных в  ходе  предвыборной
   кампании  нарушениях  ссылался на ст. 22  Федерального  закона  "Об
   основных    гарантиях   избирательных   прав   граждан   Российской
   Федерации",   согласно   которому  после   регистрации   кандидаты,
   находящиеся на государственной или муниципальной службе,  на  время
   их   участия  в  выборах  освобождаются  от  выполнения   служебных
   обязанностей   и   не   вправе  использовать  преимущества   своего
   служебного  положения.  В  связи  с  этим  заявитель  полагал,  что
   Николаев М.Е. обязан был сложить свои полномочия Президента.
       Этот довод заявителя суд правильно признал ошибочным.
       Вышеуказанный Федеральный закон принят Государственной Думой РФ
   в   октябре   1994   года   и   устанавливает   основные   гарантии
   избирательных  прав  граждан  Российской  Федерации   при   выборах
   Президента  Российской  Федерации, депутатов Государственной  Думы,
   Федерального Собрания, при выборах в органы государственной  власти
   субъектов   Российской  Федерации,  проводимых  в  соответствии   с
   федеральными   законами,  законами  и  иными  нормативными   актами
   законодательных    органов   государственной    власти    субъектов
   Российской   Федерации.  Согласно  ст.  65  Конституции  Российской
   Федерации  Республика  Саха (Якутия) является субъектом  Российской
   Федерации.   Законом   "О   выборах  Президента   Республики   Саха
   (Якутия)",   принятым   в   пределах   предоставленных   полномочий
   законодательным  органом  Республики  8  мая  1996  года,  детально
   регламентируется   порядок   избрания  Президента   Республики.   В
   соответствии  со  ст.  35 указанного Закона  Президент  Республики,
   баллотирующийся на второй срок и зарегистрированный  кандидатом  на
   должность Президента, продолжает выполнять свои обязанности, но  не
   должен   на   период  выборов  пользоваться  преимуществом   своего
   служебного  положения.  Аналогичная норма  в  отношении  Президента
   Российской  Федерации, баллотирующегося на второй срок,  содержится
   в   ст.  37  Закона  Российской  Федерации  "О  выборах  Президента
   Российской Федерации", принятого в апреле 1995 года, то есть  позже
   вышеуказанного Федерального закона и в его развитие.
       Правильность  вывода  суда  о  том,  что  Николаев  М.Е.,   как
   Президент  Республики  Саха  (Якутия),  баллотирующийся  на  второй
   срок,   вправе  был  продолжать  в  ходе  выборов  исполнять   свои
   обязанности,  подтверждается и тем, что в соответствии  со  ст.  22
   Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав
   граждан  Российской  Федерации" правило об освобождении  на  период
   выборов  от  выполнения служебных обязанностей распространяется  на
   государственных  и  муниципальных  служащих.  Президент  Республики
   Саха  (Якутия) не является государственным служащим по  смыслу  ст.
   ст.  2  и  3 Федерального Закона от 31 июля 1995 года N 119-Ф3  "Об
   основах  государственной  службы Российской  Федерации",  поскольку
   его   должность   устанавливается   уставом   субъекта   Российской
   Федерации  для  непосредственного  исполнения  полномочий   высшего
   исполнительного  органа  государственной  власти  Республики   Саха
   (Якутия)   и   в  соответствии  с  п.  1  ч.  1  ст.  1  указанного
   Федерального   закона   отнесена  к   категории   "А".   Полномочия
   Президента   Республики   Саха   (Якутия)   определяются    Уставом
   Республики и ее законами.
       Выводы  суда  о  том,  что  ссылки  А.  на  нарушение  в   ходе
   предвыборной   кампании   Николаева  М.Е.   правил   финансирования
   предвыборной  агитации и на привлечение к проведению этой  кампании
   государственных   служащих,   достоверными   доказательствами    не
   подтверждены,  соответствуют  материалам  дела  и  в   кассационной
   жалобе А. не опровергнуты.
       Из  материалов  дела и из финансового отчета  о  поступлении  и
   расходовании   средств   избирательного   фонда   Николаевым   М.Е.
   усматривается,    что   предвыборная   агитация   Николаева    М.Е.
   проводилась в допускаемых законом формах и законными методами.
       Центральной  избирательной комиссией Республики в  соответствии
   со  ст.  28 Федерального закона каждому из кандидатов были выделены
   денежные  средства на предвыборную агитацию в равном размере  -  15
   млн. рублей, что подтверждается финансовыми отчетами кандидатов.
       Вместе с тем в соответствии со ст. 28 Федерального закона и ст.
   43  Закона  "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)"  каждый
   кандидат имел право создать собственный избирательный фонд за  счет
   собственных   средств,  добровольных  пожертвований  физических   и
   юридических лиц.
       Как  видно из дела, избирательный фонд Николаева М.Е.  составил
   1466707 рублей.
       Статья   43  Закона  "О  выборах  Президента  Республики   Саха
   (Якутия)" предусматривает ограничения по размеру пожертвований,  по
   кругу  юридических  лиц,  имеющих право на подобные  пожертвования.
   Как  видно  из перечня денежных средств, поступивших на счет  фонда
   Николаева  М.Е., нарушения указанных требований Закона не допущено.
   Этот  вывод  суда  соответствует  содержанию  исследованного  судом
   финансового   отчета   Николаева  М.Е.  об  учете   поступления   и
   расходования    денежных    средств,   предоставленного    Якутским
   отделением Сбербанка Российской Федерации.
       Неравное  количество поступивших добровольных пожертвований  от
   различных предприятий, групп избирателей зависит от их отношения  к
   программам  того  или  иного кандидата,  оценки  его  деятельности,
   формы и характера предвыборной агитации.
       Таким образом, создание Николаевым М.Е. избирательного фонда  и
   финансирование    через    него   своей   предвыборной    кампании,
   произведенное    в   рамках   закона,   не   является    нарушением
   избирательных прав А.
       Доводы  заявителя  о том, что Николаев М.Е. в нарушение  закона
   направил   многомиллиардные   суммы  государственных   средств   на
   финансирование  своей предвыборной кампании, помимо  избирательного
   фонда,  голословны  и  материалами дела не  подтверждаются,  как  и
   доводы   об   участии  в  предвыборной  кампании   Николаева   М.Е.
   государственных органов и их должностных лиц.
       Доводы  А.  о  проведении  выборов Президента  Республики  Саха
   (Якутия)   на  основании  республиканских  законов,  противоречащих
   федеральному законодательству при рассмотрении настоящего дела,  во
   внимание   быть   приняты  не  могли  потому,  что   несоответствие
   республиканских   законов  Конституции   Российской   Федерации   и
   федеральному    законодательству   должно   быть   установлено    с
   соблюдением     предусмотренной    федеральным    законодательством
   процедуры и потому что конкретных нарушений избирательных  прав  А.
   в   ходе   выборов   допущено   не  было:   он   был   своевременно
   зарегистрирован кандидатом на должность Президента Республики  Саха
   (Якутия)  и  в  полном  объеме реализовал  пассивное  избирательное
   право;  каких-либо  данных  о нарушениях  активного  избирательного
   права А. в деле нет.
       Результаты  выборов  Президента Республики  Саха  (Якутия),  на
   которых  за  Николаева М.Е. было подано 59% голосов избирателей,  а
   за   А.   -  1,5%  голосов,  не  дают  оснований  для  сомнений   в
   достоверности результатов волеизъявления избирателей.
       Ссылка  заявителя на имевшие место в ходе выборов нарушения  не
   может  быть признана убедительной, поскольку его мнение о том,  что
   волеизъявление  избирателей было искажено не в  его  пользу,  носит
   предположительный и бездоказательный характер.
       Оснований для отмены правильного решения суда нет.
       На  основании  п.  1  ст. 305 ГПК РСФСР  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля
   1997  года  оставить без изменения; кассационную жалобу  А.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz