ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 мая 1997 г. N 70
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИОННОМ
ЦЕНТРЕ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в
области защиты информации (утверждено решением Гостехкомиссии
России и ФАПСИ от 27 апреля 1994 г. N 10), а также руководствуясь
совместными решениями Гостехкомиссии России и Минсвязи России от
2 августа 1996 г. N 38, ФАПСИ и Минсвязи России от 30 октября
1996 г. об аккредитации Ассоциации документальной электросвязи в
качестве отраслевого лицензионного центра в области защиты
информации и отраслевого аттестационного центра в области
криптографической защиты информации, в целях упорядочения системы
лицензирования и усиления координирующей роли Госкомсвязи России,
приказываю:
1. Ввести в действие Положение о лицензионном центре по защите
информации в отрасли связи (прилагается), являющемся структурным
подразделением общественного объединения "Ассоциация
документальной электросвязи" (АДЭ) (юридический адрес: 103375,
г. Москва, ул. Тверская, 7).
2. УБ (Оранжереев):
Оказывать необходимую организационную и методологическую
помощь "Ассоциации документальной электросвязи" в работе
отраслевого лицензионного центра в области защиты информации.
3. Руководителям организаций:
3.1. При решении вопросов получения лицензий, связанных с
осуществлением мероприятий по защите информации, использовать
возможности отраслевого лицензионного центра (контактные телефоны:
229-2732, 201-6110).
3.2. Учесть, что основные принципы и организационную структуру
системы государственного лицензирования устанавливает Положение о
государственном лицензировании деятельности в области защиты
информации (Приказ Минсвязи России от 23.08.94 N 214).
Председатель Комитета
А.Е.КРУПНОВ
Приложение
к Приказу Госкомсвязи России
от 21 мая 1997 г. N 70
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
ОТРАСЛИ СВЯЗИ
1. Организационная структура системы
лицензирования в отрасли связи
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о
государственном лицензировании деятельности в области защиты
информации, утвержденного решением Гостехкомиссии России и ФАПСИ
от 27 апреля 1994 г. N 10, и устанавливает цели и задачи, порядок
формирования и организацию работы лицензионного центра по защите
информации, его основные функции, права и обязанности, определяет
место лицензионного центра в государственной системе защиты
информации.
1.2. Лицензионный центр отрасли связи создан совместными
решениями:
председателя Гостехкомиссии России и министра связи Российской
Федерации N 38 от 02.08.96,
генерального директора ФАПСИ и министра связи Российской
Федерации от 30.10.96.
1.3. Лицензионный центр отрасли связи аккредитуется в качестве
отраслевого лицензионного центра Гостехкомиссией России и
Федеральным агентством правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации.
1.4. Лицензионный центр является структурным подразделением
Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) (юридический адрес:
103375, г. Москва, ул. Тверская, 7, телефоны 229-27-32, 201-61-10)
и создан для непосредственной организации лицензионной работы,
проведения экспертизы предприятий - заявителей (далее -
заявителей) на право выполнения ими работ по оказанию услуг в
области защиты информации и контроля за качеством реализации этих
услуг в соответствии с установленными требованиями по защите
информации.
1.5. Лицензионный центр отрасли связи (далее - лицензионный
центр) осуществляет следующие функции:
- формирует экспертные комиссии и представляет их состав на
согласование с руководителями соответствующих государственных
органов по лицензированию;
- планирует и проводит работы по экспертизе заявителей;
- контролирует полноту и качество выполненных лицензиатами
работ;
- систематизирует отчеты лицензиатов и ежегодно представляет
сводный отчет в соответствующие государственные органы по
лицензированию;
- принимает участие в работе соответствующих государственных
органов по лицензированию при рассмотрении спорных вопросов,
возникающих в процессе экспертизы предприятия - заявителя, и
фактов некачественной работы лицензиатов.
1.6. Для всестороннего обследования предприятий - заявителей с
целью оценки их возможностей проводить работы по защите информации
в избранном направлении при лицензионном центре создана экспертная
комиссия. Она сформирована из числа компетентных в соответствующей
области защиты информации специалистов. Для работы в экспертной
комиссии могут приглашаться специалисты отраслей промышленности,
органов государственного управления, других организаций и
учреждений.
2. Порядок проведения лицензирования и контроля
за деятельностью лицензиатов
Порядок проведения лицензирования предприятий - заявителей в
области защиты информации включает следующие действия:
- проведение экспертизы заявителя;
- подачу, рассмотрение заявления на лицензирование, оформление
и выдачу лицензий.
2.1. Экспертиза предприятия - заявителя осуществляется
экспертной комиссией лицензионного центра на основании заявки
предприятия, содержащей лицензируемые виды деятельности и перечни
необходимых для их обеспечения производственного и испытательного
оборудования, нормативной и методической документации, имеющейся
на предприятии.
Результатом работы комиссии является экспертное заключение, в
котором дается оценка возможности заявителя осуществлять работы в
избранном виде деятельности по защите информации. Заключение
утверждается руководителем лицензионного центра и действует в
течение трех месяцев со дня его выдачи.
Экспертиза проводится на основе договора между АДЭ и
предприятием - заявителем. Оплата работы членов экспертной
комиссии проводится АДЭ.
2.2. Заявление на получение лицензии подается в АДЭ и
принимается к рассмотрению только при наличии всех перечисленных в
п. 1.7 Положения о государственном лицензировании деятельности в
области защиты информации документов.
2.3. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при
экспертизе предприятия - заявителя, может проводиться
дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии
формируется государственным органом по лицензированию по
согласованию с предприятием - заявителем. Заключение экспертной
комиссии является определяющим для принятия соответствующего
решения в связи с заявлением о выдаче лицензии.
Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для
выдачи лицензии, не включается.
Финансирование издержек за проведение дополнительной
независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в
конфликте.
2.4. Лицензионный центр приостанавливает или прекращает
действие лицензии досрочно в случаях:
- по заявлению владельца лицензии;
- ликвидации юридического лица или прекращения действия
документа об индивидуальной трудовой деятельности;
- несоблюдения владельцем лицензии условий по поддержанию
нормативной базы и технической оснащенности на уровне требований
по обеспечению безопасности информации;
- несообщения в установленные сроки органу, выдавшему
лицензию, информации, предусмотренной настоящим Положением.
О приостановлении или прекращении действия лицензии ее
владелец информируется в письменном виде лицензионным центром не
позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок
после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в
лицензионный центр.
2.7. Учет лицензиатов ведется государственными органами по
лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионного
центра отрасли связи.
2.8. Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых
лицензиатами работ в области защиты информации осуществляется:
- Гостехкомиссией России, ФАПСИ и лицензионным центром отрасли
связи в пределах их компетенции в ходе плановых проверок состояния
защиты информации на предприятиях - потребителях,
воспользовавшихся услугами лицензиатов:
- при контроле государственными органами по лицензированию и
лицензионным центром отрасли связи качества выполненных
лицензиатами работ по рекламациям предприятий - потребителей.
3. Требования к организации, проведению и оформлению
материалов экспертизы
3.1. К организации лицензионной работы предъявляются следующие
требования:
1. Лицензионный центр в месячный срок обязан рассмотреть по
существу заявку предприятия, претендующего на получение лицензии и
направить заявителю уведомление о сроках проведения обследования и
экспертизы, предполагаемых затратах на выполнение работ и проект
договора на проведение экспертизы заявителя.
2. Продолжительность обследования заявителя зависит от
количества видов деятельности, по которым заявитель намеревается
получить лицензию, и определяется договором.
3. По результатам обследования заявителя лицензионный центр в
месячный срок обязан организовать проведение экспертизы материалов
обследования на экспертной комиссии и подготовить представление в
государственный орган по лицензированию или заключение о
нецелесообразности выдачи лицензии.
4. В необходимых случаях, определяемых руководителем
лицензионного центра и экспертной комиссией, для проведения
обследования используются средства тестирования для оценки
результатов практической деятельности заявителя по конкретному
направлению работ.
3.2. Требования к оформлению результатов обследования
заявителя:
1. По результатам обследования заявителя экспертной комиссией
или ее рабочей группой оформляются материалы, отражающие:
- кадровый состав и уровень квалификации специалистов;
- наличие и полноту нормативно - технической и методической
базы;
- наличие и качество измерительной базы;
- наличие и качество производственных помещений;
- уровень технологической оснащенности, готовности стендов,
испытательных камер.
2. В материалах обследования должна быть итоговая запись,
отражающая готовность (неготовность) заявителя к проведению работ
по конкретному виду (видам) деятельности, рекомендации по
доведению уровня работы заявителя до требуемого и рекомендации о
возможности (невозможности) предоставления лицензии.
В случае неготовности заявителя к получению лицензии
экспертная комиссия (рабочая группа) мотивирует свой отказ
конкретными техническими и организационными причинами.
Конкретные формы и содержание материалов определяются
направленностью работ заявителя.
3. Материалы обследования доводятся до сведения руководства
заявителя.
3.3. Материалы обследования рассматриваются на заседании
экспертной комиссии, по результатам которого принимается
заключение, подписываемое экспертами и утверждаемое председателем
экспертной комиссии и руководителем лицензионного центра.
В заключении дается оценка возможности заявителя оказывать
услуги в избранном виде деятельности по защите информации.
3.4. По результатам обсуждения на заседании экспертной
комиссии материалов обследования и заключения лицензионным центром
готовится представление в государственный орган по лицензированию
на выдачу лицензии, о чем уведомляется заявитель.
4. Хозяйственный механизм взаимодействия сторон
в государственной системе лицензирования
4.1. Лицензионная работа по организации и осуществлению
обследования заявителя, оформлению и экспертизе материалов
обследования, а также представлению заключения в государственный
орган по лицензированию является хозрасчетным видом деятельности и
в этой части включает в себя:
- заключение хозяйственных договоров с заявителями на
организацию и проведение работ по обследованию;
- заключение трудовых договоров (контрактов) с постоянными
членами экспертной комиссии на проведение работ в составе этих
комиссий;
- заключение договоров с привлекаемыми членами рабочих групп
экспертной комиссии по оказанию услуг по аттестации и
обследованию;
- заключение договоров с потребителями услуг лицензированных
предприятий на проведение экспертизы качества работ в случае
предъявления первыми рекламаций.
4.2. Заключение договоров с членами экспертной комиссии и ее
рабочих групп осуществляется лицензионным центром по согласованию
с руководством предприятий по месту их основной работы.
4.3. При заключении договора лицензионного центра с заявителем
в договорную цену услуг по обследованию заявителя и экспертизе
материалов обследования включаются затраты, обусловленные
характером проводимых работ и предусмотренные законодательством.
4.4. Оплата работы членов экспертной комиссии, ее рабочих
групп и штатных сотрудников лицензионного центра производится по
фактическим затратам за счет финансовых средств от договоров с
заявителями.
4.5. В случае предъявления потребителем рекламации на качество
выполнения работ, проведенных лицензированным предприятием,
лицензионный центр организует по договору силами экспертной
комиссии проверку правомочности претензий за счет потребителя. В
случае обоснованности претензий и выявления серьезных недостатков
в оказании услуг лицензированным предприятием, влияющих на
эффективность защиты информации, расходы, отнесенные на проверку,
оплачиваются пользователю предприятием, допустившим брак в своей
работе.
Кроме того, лицензированное предприятие обязано в этом случае
бесплатно устранить выявленные недостатки.
4.6. В случае несогласия лицензированного предприятия
выполнить указанные требования или несогласия с предъявленными
финансовыми претензиями потребитель имеет право обратиться в
государственный орган по лицензированию.
5. Права, обязанности и ответственность
лицензионного центра
5.1. Лицензионный центр имеет право:
- на приоритетное проведение лицензионной работы на
предприятиях отрасли связи;
- привлекать для проведения лицензионной работы на
хозрасчетной основе специалистов - экспертов;
- отказывать в экспертизе заявителям, указывая при этом мотивы
отказа и альтернативные варианты лицензирования;
- направлять своих представителей, в том числе членов
экспертной комиссии и рабочих групп, на заседания государственного
органа по лицензированию при рассмотрении им представления
отраслевого лицензионного центра;
- ходатайствовать перед государственным органом по
лицензированию о предоставлении лицензии заявителю и лишении
лицензии предприятия, допустившего нарушения при оказании услуг в
области защиты информации;
- принимать участие в осуществлении надзора за деятельностью
лицензированных предприятий, проводимого государственным органом
по лицензированию;
- участвовать в рассмотрении в государственном органе по
лицензированию рекламаций потребителей на деятельность
лицензированных предприятий;
- ходатайствовать перед государственном органом по
лицензированию о получении им лицензии на виды деятельности,
находящиеся в его компетенции.
5.2. Лицензионный центр обязан:
- в установленные договором с заявителем сроки организовать и
провести обследование, экспертизу представленных материалов и дать
мотивированное заключение о возможности (невозможности)
предоставления заявителю лицензии;
- в приоритетном порядке провести экспертизу заявителя отрасли
связи;
- принимать к рассмотрению рекламации потребителей на
некачественную деятельность предприятий, получивших лицензию по
представлению данного лицензионного центра;
- представлять в государственный орган по лицензированию
информацию о деятельности центра, о результатах экспертизы
заявителей, рассмотрения рекламаций потребителей.
5.3. Лицензионный центр несет ответственность:
- за формирование и квалификацию экспертной комиссии и ее
рабочих групп;
- за полноту и качество экспертизы заявителя, проведенной
экспертной комиссией и рабочей группой центра;
- за соблюдение установленных сроков обследования заявителя и
экспертизы материалов обследования;
- за обеспечение сохранности государственных и коммерческих
секретов заявителя;
- за качество выполнения работ предприятиями, получившими
лицензию по представлению лицензионного центра.
Действия лицензионного центра могут быть обжалованы в
претензионном или судебном порядке.
6. Информация о деятельности лицензионного центра
и система отчетности перед государственным
органом по лицензированию
6.1. Лицензионный центр подотчетен государственному органу по
лицензированию и Государственному комитету Российской Федерации по
связи и информатизации и представляет им информацию (аналитические
обзоры, годовые отчеты) о проведенной им работе.
6.2. Через печатные органы отрасли связи лицензионный центр
периодически информирует о своей работе.
|