ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 1997 г. No. 4711/96
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.96 по делу
No. А26-4-243/96 и постановление Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа от 19.09.96 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской
области обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к
Комитету по управлению имуществом города Кемерово о применении
последствий ничтожных сделок: договора аренды части нежилого
помещения, расположенного по адресу: город Кемерово, Советский
проспект, 35, заключенного ответчиком с муниципальным
предприятием - магазином No. 13 "Люкс", и договора купли-продажи
части этого нежилого помещения, заключенного ответчиком и
обществом с ограниченной ответственностью "НК-СИБ", а также о
возмещении убытков в сумме 155,5 млн. рублей.
По ходатайству истца к участию в деле привлечены третьи лица
на стороне ответчика: муниципальное предприятие магазин No. 13
"Люкс" и ООО "НК-СИБ".
Решением от 23.05.96 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.07.96 решение
изменено: ООО "НК-СИБ" обязано освободить спорное помещение и
возвратить в федеральный бюджет 155,5 млн. рублей. В остальной
части производство по делу прекращено.
Определением от 06.08.96 апелляционная инстанция уменьшила
подлежащую возврату сумму до 47458400 рублей.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 19.09.96 оставил без изменений постановление от
22.07.96 и определение от 06.08.96 апелляционной инстанции
Арбитражного суда Кемеровской области.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается постановления апелляционной
инстанции от 22.07.96 и кассационной инстанции от 19.09.96
отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Кемеровской
области от 23.05.96.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, спорный объект, не вошедший в
состав приватизируемого имущества при приватизации и
преобразовании балансодержателя - Кемеровского коксохимического
завода в АООТ "Кокс", впервые был отнесен к разряду объектов
муниципальной собственности решением малого Совета Кемеровского
областного Совета народных депутатов от 21.09.92 No. 171
"О разграничении государственной собственности на муниципальную по
городским административно-территориальным образованиям Кемеровской
области".
В примечании к этому решению предусмотрена передача в
муниципальную собственность встроенно-пристроенных помещений
независимо от ведомственной принадлежности, в которых расположены
предприятия бытового обслуживания, общественного питания,
торговли. Указанное примечание было исключено из текста решения
распоряжением администрации Кемеровской области от 16.03.94
No. 223-р на основании протеста прокурора Кемеровской области.
Комитет по управлению имуществом города Кемерово в
соответствии с Положением об определении пообъектного состава
федеральной, государственной и муниципальной собственности и
порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением
Президента Российской Федерации от 18.03.92 No. 114-рп, письмом от
10.03.93 No. 382 передал на рассмотрение Комитету по управлению
государственным имуществом Кемеровской области реестр встроенно -
пристроенных помещений, подлежащих передаче в муниципальную
собственность, утвержденный решением малого Совета Кемеровского
городского Совета народных депутатов от 08.12.92 No. 343.
Данный реестр, в котором значится и объект, относящийся к
предмету спора, не был принят Комитетом по управлению
государственным имуществом Кемеровской области к регистрации, о
чем ответчик был уведомлен письмом от 12.03.93 No. 4-353/9.
Ответчик 23.03.93 вторично направил Комитету по управлению
государственным имуществом Кемеровской области реестр объектов
муниципальной собственности, в который был включен и спорный
объект.
Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного
состава федеральной, государственной и муниципальной собственности
и порядке оформления прав собственности при обнаружении в перечне
объектов, не соответствующих требованиям, установленным
приложением No. 3 к постановлению Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.91 No. 3020-1, они исключаются из перечня с
уведомлением органа, утвердившего его, в недельный срок со дня его
регистрации, что не было сделано Комитетом по управлению
государственным имуществом Кемеровской области, получившим реестр.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в
муниципальную собственность по истечении двухмесячного срока со
дня его регистрации.
Обоснованность отнесения спорного объекта к уровню
муниципальной собственности вытекает из содержания пункта 1.2
распоряжения Госкомимущества России от 05.02.93 No. 217-р, в
соответствии с которым в реестры объектов муниципальной
собственности подлежат внесению все здания, сооружения, нежилые
помещения, в том числе встроенно-пристроенные, арендуемые либо
используемые на других основаниях предприятиями торговли,
общественного питания, бытового обслуживания.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
постановление от 22.07.96, определение от 06.08.96
апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по
делу No. А26-4-3/96 и постановление Федерального арбитражного
суда Западно-Сибирского округа от 19.09.96 по тому же делу
отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23.05.96.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|