МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 1997 г. N 15/567-6
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ II ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ
ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации направляет для ознакомления и использования в работе
информационное письмо о II Всероссийской научно-практической
конференции "Компенсирующее обучение: опыт, проблемы,
перспективы".
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
16 - 18 апреля 1997 года в Москве проходила II Всероссийская
научно-практическая конференция "Компенсирующее обучение: опыт,
проблемы, перспективы". Организаторы конференции - Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации,
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования, Институт коррекционной педагогики РАО.
В конференции принимали участие ученые, управленцы и
практические работники из 43 регионов Российской Федерации. Были
обсуждены теоретические, организационно-управленческие,
психологические и методические аспекты компенсирующего обучения.
На конференции отмечалось, что в настоящее время во всех
регионах России организовано в той или другой форме компенсирующее
обучение. В 1993/94 учебном году им было охвачено 390074 учащихся,
в 1994/95 учебном году - 441880, в 1995/96 учебном году - 459444,
в 1996/97 учебном году - свыше 560000 учащихся. Большое внимание
педагогической общественности к проблемам обучения детей риска
школьной и социальной дезадаптации, целенаправленная работа в этом
направлении педагогических коллективов во всех регионах России
позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходит
становление коррекционно-развивающей практики как важнейшего
направления всей педагогической деятельности. Однако
неподготовленность педагогических кадров, недостаточность учебно -
методического обеспечения, проблемы финансирования не позволяют в
настоящий момент охватить различными формами компенсирующего
обучения всех нуждающихся в этом детей.
В общеобразовательных учреждениях России, кроме классов
компенсирующего обучения, появились и другие формы организации
коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Ряд педагогических
коллективов Москвы и других территорий осуществляют коррекционно -
развивающее обучение, не выделяя детей со специфическими
трудностями в обучении в отдельные группы. Коррекционно -
развивающая работа с ними проводится учителями, психологами,
логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших
группах за счет школьного компонента базисного учебного плана и
консультативных часов групп продленного дня, организации
разнообразной развивающей деятельности в различных кружках
эстетической, прикладной и профессиональной направленности.
Одной из форм компенсирующего обучения являются классы
педагогической поддержки. Такое название классы для детей риска
получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене
школы.
Следует заметить, однако, что опыт и данные экспериментальной
работы показывают, что чем позднее создаются классы
компенсирующего обучения, тем более ограниченными оказываются их
коррекционно-развивающие возможности, поскольку в этих случаях
первоначальная проблема ребенка многократно завуалирована, скрыта
последующими наслоениями психологического и педагогического
порядка, которые возникли на ее основе в условиях неадекватного
обучения.
Нормативно-правовую базу в документах Минобразования получили
два типа классов для детей с трудностями в обучении в
общеобразовательной школе - классы выравнивания и классы
компенсирующего обучения.
Примерным положением о классе (классах) компенсирующего
обучения в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 08.09.92 N 333) были
определены основные формы и направления коррекционно-развивающей
работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в
общеобразовательных учреждениях. Но это Положение - примерное. В
письме Минобразования России от 9 сентября 1992 г. N 30-95-6
указывалось, что не следует его рассматривать как нечто застывшее,
раз и навсегда данное. По мере дальнейшего накопления опыта и
данных научных исследований Положение может и должно уточняться,
дополняться, что и происходит в реальности. В настоящее время этот
процесс находится в развитии. Так, на основе Примерного положения,
с учетом региональных особенностей разработаны положения о классах
компенсирующего обучения в Московской, Новгородской, Иркутской,
Кемеровской и других областях, Ханты-Мансийском автономном округе,
Хабаровском крае. Комитетом образования г. Москвы и Институтом
коррекционной педагогики РАО в 1995 году разработана концепция
коррекционно-развивающего обучения и утверждено положение о
классах коррекционно-развивающего обучения. В указанных документах
концепция компенсирующего обучения и положение о классах
компенсирующего обучения получили свое дальнейшее развитие. Как
положительный момент в них отмечалась нацеленность на сохранение
непрерывности реабилитационного пространства, раннюю диагностику и
коррекцию, комплексный подход путем организации взаимодействия
дошкольных учреждений общего и специального (коррекционного)
типов, а также параллельных служб, обеспечивающих диагностику
детей и консультирование их родителей и педагогов, пролонгирование
коррекционно-развивающей работы на II ступень. За счет
регионального и местного бюджетов предусмотрено финансирование
коррекционно-развивающего обучения, введены дополнительные штатные
единицы.
Органам управления образованием рекомендуется
руководствоваться принципом вариативности при организации учебного
процесса для детей с трудностями в обучении с учетом сложившейся
педагогической практики, региональных кадровых и финансовых
возможностей, научно-методического обеспечения. Возможны два
варианта:
1. Организация классов выравнивания для детей с задержкой
психического развития и классов компенсирующего обучения для детей
группы риска школьной и социальной дезадаптации.
2. Организация коррекционно-развивающего обучения для детей с
трудностями в обучении в соответствии с концепцией коррекционно -
развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной
педагогики РАО и Комитетом образования правительства г. Москвы.
Формирование и функционирование классов компенсирующего
обучения, классов и групп коррекционно-развивающего обучения все
чаще представляет собой мобилизацию усилий педколлективов на
создание условий, адекватных проблемам личности, направленных на
профилактику школьной дезадаптации. В большинстве случаев
отмечается профессиональный рост специалистов, работающих в этих
классах и группах.
На конференции приводились данные, свидетельствующие об
эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми риска
(Москва, Московская, Новгородская, Кемеровская, Иркутская и другие
области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ и
т.д.). В условиях компенсирующего обучения сокращается число
школьников, имеющих хроническую неуспеваемость, оставленных на
повторный курс, выводимых во вспомогательные учреждения и школы -
интернаты. Однако, к сожалению, до сих пор наблюдаются случаи
открытия классов компенсирующего обучения без должной
профессиональной и психологической подготовки кадров. Это
дискредитирует идею, затрудняет объективный анализ.
Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми риска обозначил
и проблемы, с которыми столкнулись практические работники:
недостаточная разработанность критериев отбора детей, адекватных
коррекционно-развивающих программ обучения, трудности
диагностирования, дефицит учебно-методических разработок,
отсутствие педагогических кадров со специальной подготовкой и др.
Проблемы возникают уже при комплектовании классов и групп
компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. В некоторых
территориях к этой работе привлекаются медико-психологические
службы, консультации. В их обязанности вменяются оказание помощи
учреждениям образования, родителям по раннему выявлению детей,
которым нужна коррекционная помощь, отбор учащихся в классы
компенсирующего обучения, отслеживание динамики в их
психофизическом развитии, а также тесное взаимодействие с органами
здравоохранения по медицинскому обслуживанию школьников,
своевременной коррекции их здоровья.
Однако создание консультативно-диагностических служб,
обеспечивающих диагностирование детей и консультирование их
родителей и учителей, идет крайне медленно.
Отсутствием качественной и своевременной диагностики, низким
уровнем работы психолого-медико-педагогических консилиумов (а в
ряде случаев и отсутствием таковых) объясняются многие просчеты в
организации коррекционно-развивающего обучения.
Не везде осуществляется ранняя диагностика и коррекция детей
группы риска. Анализ сети образовательных учреждений показывает
небольшое количество выявленных детей с задержками психического
развития и детей риска в дошкольных учреждениях и резкое
увеличение в начальной школе количества классов для этих детей.
Не всегда осуществляется преемственность в работе дошкольных
учреждений и начальной школы, начальной и средней школ. И, как
следствие, растет выбытие детей из средней школы, нежелание и
неспособность указанного контингента к дальнейшему обучению.
Педколлективы, органы управления образованием не всегда
анализируют усвоение программ учащимися классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего обучения, не обеспечивают динамический
перевод детей с учетом результатов их учебной деятельности,
поэтому нередко в школах нарушается право ребенка на получение
адекватных его развитию условий образования.
Продолжается превышение учебной нагрузки, невыполнение
санитарно-гигиенических требований к учебному режиму. Не везде
организован медицинский контроль за детьми, нуждающимися в
наблюдении и систематическом лечении.
В учебно-воспитательном процессе для детей с трудностями в
обучении не всегда осуществляется коррекционная направленность.
Не организован должным образом досуг детей группы риска. В
дополнительном образовании городов и районов не осуществляются
мероприятия для организации занятости детей, которые в большей
мере нуждаются в этом.
Конечно, значительная часть указанных недостатков вызвана
отсутствием средств на образование, которое ведет к сокращению
расходов на создание специальных структур (постоянно действующих
психолого-медико-педагогических консультаций, коррекционных групп
в дошкольных учреждениях, классов в общеобразовательных школах) и
оплату педагогического труда.
Ощутим и дефицит специалистов в школах и органах управления
образованием, способных оценить образовательную ситуацию и
предложить решение проблемы.
Участники конференции отмечали необходимость взвешенного
подхода к организации обучения детей группы риска, с одной
стороны, максимально расширяющего возможности образовательного
учреждения в решении задач компенсирующего обучения, с другой, -
исключающего профанацию, волюнтаризм, администрирование в этой
деликатной сфере.
Необходимо с большей мерой ответственности и надлежащим
педагогическим обеспечением подойти к целесообразности
комплектования классов и групп коррекционно-развивающего обучения
в среднем звене школы.
Следует активнее приобщать к коррекционно-развивающей работе с
конкретным ребенком и семью. По данным исследований, около 80%
родителей не воспринимают ребенка таким, каким он есть. Становится
очевидной необходимость организации постоянной консультативной
службы для родителей.
В обучении детей группы риска в настоящее время является
актуальной совместная работа с дефектологами по выработке общих
педагогических стратегий. Необходимо устранить разночтения в
понятийном аппарате, более строго определиться с понятиями
"компенсирующее" и "коррекционно-развивающее" обучение. Ученым
Российской академии образования пора определиться в понятийном
аппарате, чтобы окончательно не запутать практиков.
Требует пристального внимания подготовка и переподготовка
педагогических кадров по вопросам работы с детьми риска. Ведь в
настоящее время даже опытные учителя с тревогой говорят о своей
неподготовленности к работе с указанным контингентом детей.
Положение усугубляется тем, что в таком же положении оказываются
руководители школ и многие методисты.
Первые шаги в решении вопроса подготовки кадров уже сделаны.
Для студентов педвузов разработан курс "Коррекционная педагогика",
в котором имеется раздел "Дети риска". С этого учебного года этот
курс в качестве обязательного вводится во всех педвузах.
В Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования организованы курсы для
преподавателей педвузов и педколледжей по указанной проблематике.
В регионах во многих педвузах и институтах повышения квалификации
организованы и функционируют кафедры коррекционно-развивающего
образования.
Многое предстоит еще сделать и по учебно-методическому
обеспечению компенсирующего обучения. Над ним работает лаборатория
под руководством к.п.н. С. Шевченко в Институте коррекционной
педагогики РАО, лаборатория проблем реабилитационной педагогики
Института общего образования Минобразования РФ (руководитель -
Е. Горшкова, к.п.н.), коллектив ученых под руководством д.п.н.,
профессора Г. Кумариной (ИПК и ПРНО Московской области) и др. Но
даже те достижения коррекционной педагогики, которые уже имеются,
с большим трудом пробиваются к потребителям - практическим
педагогам. С другой стороны, накопилось немало вопросов, на
которые еще нет достаточно определенных ответов. Причина, по
мнению участников конференции, в отсутствии тесного сотрудничества
между учеными и практиками. И конечно же, необходима
педагогическая индустрия для учебно-методического обеспечения
системы компенсирующего обучения.
В перспективе владение методами коррекционно-развивающего
обучения должно стать органичной частью профессиональной
деятельности педагога в любом типе образовательного учреждения.
Компенсирующее обучение - это качественно новый уровень
образовательного процесса, который позволяет удовлетворить
потребности и интересы конкретного ребенка, учесть его
индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование,
сохранить и укрепить здоровье.
Но эта проблема комплексная. Чтобы ее решить, надо преодолеть
все еще существующую разобщенность усилий в деятельности
представителей различных ведомств и научных дисциплин, имеющих
отношение к предмету воспитания - ребенку (педагогов, психологов,
врачей, социальных работников и др.).
Таким образом, в настоящее время в учреждениях образования
создаются реальные предпосылки для дифференциации обучения
различных контингентов детей, но пока сохраняется отставание в
разработке механизма психолого-педагогической диагностики и
соответствующих ее результатам методов коррекционной педагогики.
Педагогические коллективы вправе ждать помощи в этом вопросе от
педагогической науки.
Участники конференции отметили, что сейчас все более
упрочивается взгляд на человека будущего как на саморазвивающуюся
систему. Поэтому новый подход к реализации на практике идей и
приемов коррекционно-развивающего обучения будет, по-видимому,
предполагать замещение в будущем корригирующих воздействий учителя
на обучение ребенка приемами самокоррекции и саморегуляции. Уже
получает достаточно широкое распространение направление: помощь к
самопомощи. Думается, за учителем, способным обучать детей и
подростков приемам комплексной самокоррекции и саморегуляции,
активно вовлекая их в этот процесс, - будущее.
В заключение необходимо отметить следующее. Несмотря на то,
что внедрение различных форм коррекционно-развивающей работы с
детьми риска в общеобразовательных учреждениях России имеет в
настоящее время много проблем, опыт этой работы свидетельствует о
том, что организация адекватных условий обучения и воспитания
указанной категории детей дает, в основном, положительный эффект и
обеспечивает их социальную адаптацию. Это ожидаемый от педагогики
и педагогов вклад в решение глобальной проблемы экологии детства.
Начальник Управления
реабилитационной работы и
специального образования
Д.С.ШИЛОВ
РЕЗОЛЮЦИЯ
от 16 - 18 апреля 1997 года
II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
Принципы государственной политики в области образования -
гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
детей, ориентация на реализацию личностного потенциала -
определяют направления совершенствования образования на
современном этапе жизни общества.
Предметом особого внимания является практическое воплощение
одного из ведущих принципов государственной политики в области
образования - принципа адаптивности системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Все более осознается как актуальная задача государства,
общества и всех его социальных институтов усиление внимания к
вопросам охраны здоровья обучающихся, созданию системы
общедоступного, адаптивного, личностно-ориентированного
образования для детей группы риска, с трудностями в обучении,
профилактике возникновения и развития школьной дезадаптации.
Социальная и педагогическая значимость данной проблемы
привлекла широкий круг научных исследователей и практиков -
педагогов, психологов, физиологов, коррекционных и социальных
педагогов, логопедов, медиков и др. к вопросам формирования гибкой
модели единого образовательного пространства, разработке
разнообразных организационных форм и методов, отвечающих
образовательным потребностям и возможностям детей указанных
категорий. В теории и на практике четко обозначился комплексный
психолого-педагогический подход к диагностике, коррекции и
социализации детей.
Обновляются и совершенствуются формы помощи детям риска,
разрабатываются методы коррекционно-развивающего образования.
Значительно больше внимания стало уделяться выявлению, диагностике
и профилактике возникновения школьных проблем еще в дошкольных
учреждениях. Разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный
процесс принципиально новые технологии обучения, адекватные
психофизическим возможностям детей, создаются новые и
модифицируются действующие программы, учебники и учебные пособия.
Участники конференции отмечают, что в различных регионах
страны разрабатываются концепции и модели системы коррекционно -
развивающего образования детей группы риска, с трудностями в
обучении. При своевременном использовании форм, методов,
технологий коррекционно-развивающего образования отмечается
заметная положительная динамика в развитии детей, снимаются
проявления школьной дезадаптации.
Однако, наряду с положительными тенденциями в решении проблем
компенсирующего обучения, коррекционно-развивающего образования
остаются актуальными следующие научные и практические вопросы:
- методологические аспекты проблемы и понятийный аппарат
коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования;
- дальнейшая разработка типологии детей риска, детей с
трудностями в обучении дошкольного и школьного возраста с целью
осуществления дифференцированного подхода к их обучению, развитию
общих способностей и коррекции;
- раннее дошкольное выявление детей, отстающих в развитии, их
воспитание в системе коррекционно-развивающего образования;
обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в
системе дошкольного и школьного образования, начального и
основного общего образования;
- совершенствование систем педагогического, психологического,
медицинского диагностирования с целью определения адекватного
коррекционно-развивающего процесса, сохранения и укрепления
здоровья детей;
- дальнейшая разработка учебно-методического оснащения
компенсирующего обучения, коррекционно-развивающего образования
(программ, учебников, методических пособий, наглядных и
технических средств обучения);
- создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической
работы в условиях общеобразовательных учреждений;
- определение содержания и коррекционной направленности
внеурочной деятельности (спортивные кружки, секции, кружки
художественного творчества и др.);
- определение задач и содержания социально-трудовой подготовки
детей риска к условиям рынка труда;
- отработка и широкая апробация критериев и методики оценки
эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- разработка моделей служб консультативной помощи семье;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров в системе
вузовского и послевузовского образования по коррекционной
педагогике, проблематике коррекционно-развивающего образования.
По итогам обсуждения кардинальных проблем компенсирующего
обучения конференция рекомендует:
Российской Академии образования, учреждениям вузовского и
послевузовского педагогического образования направить усилия на
дальнейшую разработку:
- методических основ и понятийного аппарата коррекционной
педагогики, коррекционно-развивающего образования;
- критериев и инструментария дифференциальной диагностики
детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии;
- здоровье сохраняющих технологий обучения;
- критериев и методики анализа и экспертизы результатов
коррекционно-развивающей образовательной практики.
Институту коррекционной педагогики РАО разработать краткий
справочник терминов коррекционной педагогики с целью устранения
разночтений в понятийном аппарате.
Министерству общего и профессионального образования Российской
Федерации:
- создать в рамках научно-методического Совета по проблемам
защиты детства при Управлении реабилитационной работы и
специального образования Минобразования России секцию по
коррекционно-развивающему образованию с участием представителей
регионов для координации деятельности научных школ,
внутридисциплинарных и междисциплинарных исследований по проблемам
обучения и воспитания детей риска, учащихся с трудностями в
обучении и отклонениями в поведении;
- обеспечить создание единого информационного пространства по
обмену опытом по проблеме коррекционно-развивающего образования;
- издать подборку федеральных нормативных документов по
оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи детям
и подросткам;
- выйти с предложениями в издательства журналов "Народное
образование", "Педагогика", "Начальная школа", а также в редакцию
"Учительской газеты" об открытии в них рубрики "Коррекционно -
развивающее образование".
Органам управления образованием:
- рассматривать коррекционно-развивающее образование как
приоритетное направление современной образовательной практики;
- соблюдать принцип вариативности при внедрении системы
коррекционно-развивающего образования с учетом сложившейся
педагогической практики, региональных кадровых и финансовых
возможностей, научно-методического обеспечения;
- в рамках управленческих и методических структур выделить
отдельные ставки для специалистов коррекционно-развивающего
образования.
|