КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
от 16 мая 1997 г. N 7
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОТИВОЧУМНОЙ
СИСТЕМЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОСОБО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В Российской Федерации угроза распространения карантинных и
других особо опасных инфекционных заболеваний обусловлена:
резко обострившейся эпидемиологической обстановкой по
карантинным и другим особо опасным заболеваниям в мире;
активизацией природных очагов этих инфекций на территории
страны;
"открытостью" государственной границы на участках,
сопредельных с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств, низким уровнем профилактической работы на территориях
природных очагов чумы в Республике Казахстан и других странах СНГ;
широким развитием международных связей, усилением миграционных
процессов, а также значительно возросшим уровнем международных и
пассажирских перевозок;
сложной социально-экономической обстановкой в стране,
сокращением объемов профилактических и противоэпидемических
мероприятий;
несовершенством международно-правовой базы по вопросам
санитарной охраны территорий от завоза и распространения
карантинных и других особо опасных инфекционных заболеваний.
Ежегодно в мире регистрируется свыше 350 000 заболеваний
холерой, 2500 - чумой и 500 случаев желтой лихорадки. В 1994 -
1996 гг. отмечены крупные вспышки чумы в непосредственной близости
от границ России с Китаем и Монголией, а также в Индии и
Мадагаскаре. За последние шесть лет в мире заболело холерой более
2,4 млн. человек, из которых более 60 тыс. погибло.
Ситуация усугубляется появлением в 1992 году эпидемий
заболеваний, обусловленных ранее неизвестным эпидемическим штаммом
возбудителя 0139 "Бенгал" и нарастающей резистентностью холерного
вибриона к наиболее распространенным антибиотикам.
В Российской Федерации расположены 12 природных очагов чумы
общей площадью свыше 30 млн. га, повышенному риску заражения этой
болезнью подвергается более 20 тыс. человек. Наиболее активные
очаги находятся на территории Астраханской области,
Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республик,
Республик Дагестан, Калмыкия, Тыва, Алтай. В 1992 - 1996 гг. от
грызунов - носителей и переносчиков инфекции было выделено
1075 штаммов возбудителя чумы, отмечен рост площади эпизоотий
более чем в два раза.
Самая крупная за период 7 пандемии вспышка холеры, возникшая в
результате завоза инфекции паломниками, была зарегистрирована в
Республике Дагестан в 1994 году. Во время вспышки заболело
1119 человек и выявлено более 1200 вибриононосителей. Сумма затрат
на проведение только лечебно-диагностических и
противоэпидемических мероприятий составила более 2 млрд. рублей
без учета ущерба, нанесенного экономике республики проведением
ограничительных и других мероприятий.
В последние два года было зарегистрировано 15 случаев
инфицирования холерой, как завозного, так и местного характера
(г. Москва, Астраханская, Московская, Ростовская области,
Республика Дагестан и Чеченская Республика). Уже в апреле
1997 года в г. Москве зарегистрирован завоз холеры из стран
индийского субконтинента.
Следует констатировать, что прогноз о неблагоприятном развитии
эпидемической ситуации по особо опасным заболеваниям в стране,
сделанный коллегией министерства в 1990 году, оправдался.
Целенаправленные профилактические и противоэпидемические
мероприятия, осуществляемые противочумными учреждениями, органами
и учреждениями госсанэпидслужбы и здравоохранения, позволяют
обеспечивать относительное эпидемиологическое благополучие по
чуме, холере и другим особо опасным инфекциям в стране.
Вопросы совершенствования мероприятий по предупреждению
карантинных и других особо опасных инфекционных заболеваний
неоднократно рассматривались на заседаниях Санитарно -
противоэпидемической комиссии Правительства Российской Федерации,
Межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации
по пограничной политике и охране здоровья населения.
Организация основных мероприятий по санитарной охране
территории и санитарно-карантинного контроля, включая их научное и
кадровое обеспечение, осуществляется в рамках выполнения
Федеральной целевой программы "Об охране территории Российской
Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных
заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ
на 1994 - 1997 годы". В Правительство Российской Федерации внесен
проект федерального закона о санитарной охране территории.
Утверждены санитарные правила "Санитарная охрана территории
Российской Федерации", изданы санитарные и ветеринарные правила
"Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека
и животных", санитарные правила "Безопасность работ с
микроорганизмами 1 - 11 групп патогенности", Порядок учета,
хранения и передачи и транспортирования микроорганизмов 1 -
4 групп патогенности, Инструкция по организации и проведению
противохолерных мероприятий, Приказ Госкомсанэпиднадзора России от
29.03.96 N 44 "Об организации специализированных
противоэпидемических бригад". В Российской Федерации создано
275 санитарно-карантинных пунктов пропуска через государственную
границу в речных, морских портах, аэропортах и на автодорожных
переходах.
В целях реализации мероприятий по охране территории России от
завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, а
также токсических веществ подготовлен проект постановления
Правительства Российской Федерации о создании системы центров
генодиагностики особо опасных инфекционных заболеваний.
Значительная роль в обеспечении эпидемиологического
благополучия принадлежит специализированным противочумным
учреждениям, формирование которых в России началось в 1897 году.
После 1992 г. система противочумных учреждений в стране
представлена 5 научно-исследовательскими противочумными
институтами, осуществляющими научно-методическое и практическое
обеспечение деятельности по профилактике карантинных и других
особо опасных заболеваний людей, 12 практическими противочумными
учреждениями, работающими непосредственно в природных очагах чумы
и на территориях, примыкающих к природным очагам чумы сопредельных
стран, а также в местах интенсивных международных транспортных
связей и активной миграции населения. Штатная численность
сотрудников этих учреждений составляет около 5,5 тысяч должностей,
в том числе 1387 врачей, 576 научных сотрудников.
Координация научных исследований по вопросам профилактики
особо опасных инфекций осуществляется Межведомственным научным
советом по санитарно-эпидемиологической охране территории
Российской Федерации, созданным при Российском научно -
исследовательском противочумном институте "Микроб". Опыт работы
научных учреждений позволил профилизировать научно -
исследовательские противочумные институты по основным направлениям
противоэпидемической защиты населения от особо опасных
инфекционных заболеваний. На производственных базах Российского
НИПЧИ "Микроб", Иркутского, Ставропольского, Ростовского НИПЧИ
выпускается около 40 наименований иммунобиологических препаратов,
в том числе вакцины против чумы, холеры, диагностические препараты
и питательные среды, что позволяет обеспечить потребности
практических и научно-исследовательских учреждений
здравоохранения, а также мобилизационного резерва страны.
В Российском НИПЧИ "Микроб" создана и хранится национальная
коллекция патогенных микроорганизмов особо опасных инфекций.
На базе ряда противочумных учреждений создано
15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ),
способных обеспечить, в том числе в автономном режиме, весь
комплекс неотложных мер по обеспечению эпидблагополучия населения
при стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях. Опыт
использования этих формирований в период землетрясения в Армении в
1988 г., эпидемии холеры в Республике Дагестан, событий в
Чеченской Республике позволил сформировать современную политику
проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Сложившаяся структура, формы и методы управления,
материально-техническая оснащенность, квалификация специалистов
противочумных учреждений позволяют в целом выполнять задачу
обеспечения эпидемического благополучия страны от завоза и
распространения чумы, холеры и других особо опасных заболеваний, а
также предотвращение выноса чумы за пределы природных очагов.
Вместе с тем за последние годы произошло резкое сокращение
объемов профилактических и противоэпидемических мероприятий,
осуществляемых противочумными станциями. Так, в 1996 году
запланированные санитарно-профилактические противочумные
мероприятия реализованы всего на 30%, в природные очаги выставлено
только 13 эпидотрядов из 27, которые работали по сокращенному
графику и неполным составом, число микробиологических исследований
на чуму уменьшилось в 4,5 раза.
Главной причиной снижения всех видов работ, проводимых этими
учреждениями, является существенный дефицит их бюджета. Объемы
финансирования противочумных станций в 1996 г. реально сократились
в 4,5 раза по сравнению с 1992 г. Существенно ухудшилась
материально-техническая база противочумных учреждений, обеспечение
их современным лабораторным оборудованием, лабораторными
животными, автотранспортом.
Особенно неблагополучная ситуация сложилась с обеспечением
лабораторий учреждений госсанэпиднадзора медицинскими
иммунобиологическими препаратами и питательными средами,
производимыми за пределами страны, всего 29 наименований.
Не введен в эксплуатацию лабораторный корпус Противочумного
центра в г. Москве, отвечающего всем требованиям максимального
уровня биологической безопасности и имеющего 70% строительной
готовности, из-за необеспечения финансирования.
Не в полной мере используется потенциал лабораторий других
министерств и ведомств, имеющих необходимые условия для
обеспечения максимального уровня биологической безопасности при
работе с возбудителями высококонтагиозных вирусных геморрагических
лихорадок (Эбола, Марбург, Ласса и др.) и неизвестными
биологическими объектами. Недостаточно осуществляется со стороны
Минздрава России координация деятельности других министерств и
ведомств по вопросам защиты населения от распространения
карантинных и других особо опасных инфекционных заболеваний, в том
числе и возможного их применения в террористических целях.
Из-за невыделения финансовых средств в 1995 - 1996 гг. была
затруднена реализация Федеральной целевой программы "Об охране
территории Российской Федерации от завоза и распространения особо
опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а
также токсичных веществ на 1994 - 1997 годы".
В целях совершенствования деятельности противочумных
учреждений страны, обеспечения профилактических и
противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территорий
от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний
коллегия решает:
1. Считать, что неблагоприятный прогноз эпидемиологической и
эпизоотической ситуации в природных очагах чумы, расширение
международных связей, в том числе с эндемичными по карантинным
инфекциям странами, требуют совершенствования работы противочумных
станций и институтов в рамках единой для всей страны управляемой
из центра противочумной системы.
2. Одобрить проект Постановления Правительства Российской
Федерации "О мерах по созданию в Российской Федерации системы
центров генной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний,
а также токсичных веществ" и внести его в Правительство Российской
Федерации в установленном порядке (приложение 1) <*>.
3. Одобрить и доработать в 2-недельный срок проект Приказа
Минздрава России "О проведении мероприятий по профилактике чумы"
(приложение 2) <*>.
4. Одобрить проект "Отраслевой научно-исследовательской
программы по проблеме чумы и другим особо опасным инфекционным
заболеваниям до 2000 года" (приложение 3) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
5. Считать необходимым внести в Правительство Российской
Федерации предложение о продлении на 1998 г. действия Федеральной
целевой программы "Об охране территории Российской Федерации от
завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний
людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994 -
1997 годы". Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.)
подготовить проект письма в Правительство Российской Федерации о
выделении финансовых средств на ее реализацию. Срок - до
01.06.97.
6. Заместителю министра здравоохранения Российской Федерации
Вилькену А.Е. принять необходимые меры по вводу в эксплуатацию в
1997 г. специализированного лабораторного корпуса Противочумного
центра Минздрава России в г. Москве.
7. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Планово -
финансовому управлению (Климкин М.В.): разработать проект
Программы "Об охране территории Российской Федерации от завоза и
распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,
животных и растений, а также токсичных веществ на 1998 -
2000 годы" и внести его в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации. Срок - до 01.08.97.
8. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.):
8.1. Подготовить предложения в Совет по сотрудничеству в
области здравоохранения Содружества Независимых Государств о
проведении в 1998 г. научно-практической конференции государств -
участников СНГ по проблемам санитарной охраны территории,
организации эпиднадзора за чумой, холерой и другими особо опасными
инфекциями, разработке и осуществлению совместных действий по их
профилактике. Срок - III квартал 1997 г.
8.2. Разработать оптимальные объемы санитарно-профилактических
противочумных мероприятий в природных очагах чумы в условиях
ограниченных финансовых и материально-технических ресурсов. Срок -
I квартал 1998 г.
8.3. Подготовить информационное письмо органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона о
неблагоприятном прогнозе по эпизоотической ситуации в природных
очагах чумы и заболеваемости особо опасными инфекциями в летне -
осенний период 1997 г., необходимости усиления мероприятий
профилактического характера. Срок - июнь 1997 г.
9. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), главному
врачу Противочумного центра (Кюрегян А.А.):
9.1. Улучшить работу по выполнению Соглашения о сотрудничестве
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
государств - участников СНГ в части взаимной информации о
состоянии заболеваемости карантинными и другими особо опасными
инфекциями в этих странах, а также ситуации в природных очагах
чумы.
9.2. Решить вопрос об улучшении обеспечения противочумных
учреждений медицинскими иммунобиологическими препаратами,
производимыми за пределами России.
10. Управлению обеспечения лекарственными средствами и
медицинской техникой (Кирсанова Т.Г.), Департаменту
госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Планово-финансовому управлению
(Климкин М.В.) представить руководству министерства предложения по
централизованной закупке медицинских иммунобиологических
препаратов, производимых в государствах - участниках СНГ для нужд
государственной санитарно-эпидемиологической службы и
противочумной системы. Срок - до 01.09.97.
11. Управлению обеспечения лекарственными средствами и
медицинской техникой (Кирсанова Т.Г.), Департаменту
госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) принять неотложные меры к
организации производства на предприятиях Российской Федерации
медицинских иммунобиологических препаратов и питательных сред для
диагностики чумы и других особо опасных инфекционных заболеваний,
закупаемых за пределами страны.
12. Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.):
12.1. Обеспечить приоритетное финансирование противочумных
учреждений в пределах утвержденного бюджета.
12.2. Выделить Противочумному центру Минздрава России
предусмотренные бюджетом финансовые средства на организацию работы
эпидотрядов в природных очагах чумы. Срок - июль 1997 г.
12.3. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств
на реализацию "Отраслевой научно-исследовательской программы по
проблеме чумы и другим особо опасным инфекционным заболеваниям до
2000 года" (приложение 3).
13. Руководителям органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации обеспечить готовность медицинских
учреждений к организации и проведению противоэпидемических
мероприятий на случай выявления больных чумой, холерой и другими
особо опасными инфекциями.
14. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации, регионам на транспорте:
14.1. Внести на рассмотрение санитарно-противоэпидемической
комиссии вопрос о состоянии профилактики карантинных и других
особо опасных инфекций, а также первоочередных мерах по
предотвращению завоза и распространения этих инфекций. Срок -
II квартал 1997 г.
14.2. Завершить разработку и внести в установленном порядке в
органы исполнительной власти региональные программы по Санитарной
охране территорий от завоза и распространения особо опасных
инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также
токсичных веществ. Срок - в течение 1997 г.
14.3. Усилить контроль за организацией и проведением
мероприятий по предупреждению возникновения и распространения
карантинных и других особо опасных инфекций.
15. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации, главному врачу Противочумного центра
(Кюрегян А.А.), директорам научно-исследовательских противочумных
институтов заключить договора о совместной работе, оказании
научно-методической и практической помощи по проблемам
профилактики особо опасных инфекций. Срок - в течение 1997 г.
16. Директорам научно-исследовательских противочумных
институтов, главному врачу Противочумного центра (Кюрегян А.А.)
совместно с главными государственными санитарными врачами
курируемых субъектов Российской Федерации организовать и провести
региональные совещания по вопросам профилактики карантинных и
других особо опасных заболеваний для специалистов здравоохранения
и госсанэпидслужбы. Срок - IV квартал 1997 г.
17. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии
возложить на первого заместителя министра здравоохранения
Российской Федерации Онищенко Г.Г.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь Коллегии
М.В.ПАЛИНКАШ
|