СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1997 г. N 163-СФ
О КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает, что кризис в экономике и социальной сфере северных
районов Российской Федерации продолжает нарастать. Снижаются
объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются
предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов.
Северные районы, дающие почти пятую часть национального дохода и
основные валютные поступления, оказались в ситуации, когда
большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов
находится уже за этой гранью.
Во многом это явилось следствием того, что проводимая в
Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику
северных территорий, особенности формирования в них рыночных
отношений. Разрушена система государственной поддержки
экономического и социального развития северных регионов, ниже
допустимого уровня сокращены бюджетные ассигнования на
жизнеобеспечение населения, в том числе на организацию досрочного
северного завоза, не выполняется Федеральный закон "Об основах
государственного регулирования социально-экономического развития
Севера Российской Федерации".
До настоящего времени не начато выделение из федерального
бюджета 1997 года жилищных субсидий и инвестиций по Федеральной
программе "Свой дом" для граждан, выезжающих из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей, не начато финансирование
ряда федеральных целевых программ, направленных на социальное и
экономическое развитие Севера России.
Правительством Российской Федерации не выполняется требование
статьи 41 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год"
о финансировании мероприятий по завозу нефти, нефтепродуктов и
топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с
ограниченными сроками завоза грузов до 15 мая 1997 года (не менее
70 процентов от общей суммы расходов, предусмотренных на эти цели
федеральным бюджетом на 1997 год). К настоящему времени выделено
всего 982 млрд. рублей, или 40 процентов от объема,
запланированного на это время. Из-за отсутствия средств не
заключаются договоры на поставку продукции, в морских и речных
портах накоплено грузов для северных районов намного меньше по
сравнению с соответствующим периодом 1996 года. Фактически
ситуация с организацией северного завоза требует принятия
чрезвычайных мер.
Несмотря на это, в проекте Федерального закона "О секвестре
расходов федерального бюджета на 1997 год", внесенном
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации, предусматривается
сокращение на 30 процентов расходов на государственную поддержку
завоза нефти, нефтепродуктов и топлива в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза
грузов. Это приведет к невозможности функционирования экономики и
жизнеобеспечения населения в этих регионах в осенне-зимний период.
В разработанной Правительством Российской Федерации концепции
бюджетной политики на 1998 год предполагается дальнейшее
сокращение государственной поддержки северных территорий, а в
проекте Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются
специфика хозяйственной деятельности в северных районах и
необходимость компенсации повышенных издержек, обусловленных
природно-климатическими условиями.
В Совет Федерации, другие федеральные органы государственной
власти поступили обращения органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), Корякского автономного округа, других
северных регионов с настойчивыми требованиями принять необходимые
меры, вплоть до введения в отдельных районах чрезвычайного
положения, для стабилизации социально-экономического положения на
Севере России.
Совет Федерации считает, что если в ближайшее время не будет
изменена государственная политика по отношению к северным районам
и не будут приняты чрезвычайные меры по исправлению сложившейся
кризисной ситуации, в экономике и социальной сфере Севера России
произойдут необратимые разрушительные изменения, которые будут
иметь катастрофические последствия для всей страны.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Президенту Российской Федерации принять
комплекс чрезвычайных мер по выходу северных регионов из
сложившейся кризисной ситуации и обеспечению подготовки их к
осенне-зимнему периоду, в том числе завоза продукции и товаров в
эти районы.
2. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на
недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и
жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать
в проводимой экономической политике специфику северных территорий
и особенности их перехода к рыночным отношениям.
3. Предложить Правительству Российской Федерации в полном
объеме и в установленные сроки обеспечить выполнение Федерального
закона "О федеральном бюджете на 1997 год" в части финансирования
мероприятий по завозу нефти, нефтепродуктов и топлива в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов.
4. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации при рассмотрении проекта Федерального закона
"О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год" включить в
перечень расходов, не подлежащих сокращению, расходы на
государственную поддержку завоза нефти, нефтепродуктов и топлива в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с
ограниченными сроками завоза грузов, жилищные субсидии гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, финансирование Президентской программы "Строительство
на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и
Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера".
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ
|