ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 1997 г. N 25/7
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 1997 г. N 1/8588
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
16 апреля 1997 г. N Д0-5-27/166
УКАЗАНИЕ
ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ
С НАРУШЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ
О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ЛЕСОНАРУШЕНИЯХ
В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
В последние годы в Российской Федерации отмечается
значительный рост нарушений федерального лесного законодательства.
Только за 1990 - 1996 гг. число зарегистрированных случаев
незаконных порубок леса возросло с 8,8 до 22,3 тыс., кубомасса
незаконно вырубленного леса - с 319 до 400 тыс. куб. м, порубки с
невыявленными лесонарушителями - с 39 до 150 тыс. куб. м.
В стране ежегодно возникает до 30 тыс. лесных пожаров,
уничтожающих сотни тысяч гектаров леса, из них 80% - по вине
человека. Наибольшее количество пожаров отмечается в Республиках
Бурятия, Тыва и Саха (Якутия), Красноярском и Хабаровском краях,
Амурской, Иркутской, Читинской и других областях.
Вместе с тем, несмотря на распространение нарушений лесного
законодательства, к уголовной ответственности привлекается около
2% виновных, к административной - 10%.
Таким образом, количество возбуждаемых уголовных и
административных дел явно не соответствует числу реально
совершаемых правонарушений, отражает неадекватность реакции
органов управления лесным хозяйством и правоохранительных органов
на сложившуюся кризисную ситуацию в сфере борьбы с нарушениями
федерального лесного законодательства.
Все чаще нарушители отказываются повиноваться законным
требованиям работников гослесоохраны и оказывают вооруженное
сопротивление. Участились случаи нападения на работников
гослесоохраны с применением оружия. В результате поджогов
уничтожается большое количество производственных зданий, кордонов
и жилых домов, хозяйственных построек, служебного транспорта.
В то же время органы управления лесным хозяйством не всегда
дают принципиальную оценку установленным фактам нарушений, в ряде
случаев не ставят вопросы об отмене незаконных решений и
постановлений местных органов власти и управления, не используют в
должной мере установленных законом полномочий, а ограничиваются
зачастую привлечением нарушителей к материальной ответственности.
Следственный аппарат органов прокуратуры и внутренних дел,
органы дознания не всегда используют имеющиеся возможности в
оперативном и квалифицированном расследовании нарушений
федерального лесного законодательства, фактов возникновения лесных
пожаров. Отсутствует должное взаимодействие правоохранительных
органов и гослесоохраны, допускается волокита при принятии решений
в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Все это вызывает безотлагательную необходимость укрепления
законности в сфере охраны лесов России, установления четкого
взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел и
территориальных органов гослесоохраны при проведении
соответствующих проверок и передаче материалов о нарушениях
федерального лесного законодательства с признаками уголовно
наказуемых деяний.
В этих целях рекомендуется создание на местах
специализированных следственно - оперативных групп из опытных,
прошедших специальную подготовку сотрудников органов внутренних
дел, владеющих методикой проведения неотложных следственных
действий и оперативных мероприятий по делам о нарушениях лесного
законодательства, лесных пожарах, включающих также работников
гослесоохраны.
Для регламентации передачи материалов о нарушениях лесного
законодательства и лесных пожарах в органы прокуратуры и
внутренних дел установить следующий порядок:
1. Органам управления лесным хозяйством в обязательном порядке
не позднее чем в 3-дневный срок со дня получения протокола о
лесонарушении или протокола о лесном пожаре направлять
материалы <*> в территориальные органы прокуратуры и внутренних
дел, а в бассейне реки Волга - в Волжскую природоохранную
прокуратуру для проверки и принятия по ним процессуального решения
в соответствии с действующим уголовно - процессуальным
законодательством в случаях:
--------------------------------
<*> Материалы, содержащие признаки преступления,
предусмотренные ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 261 и ст. 262 УК РФ,
направляются в органы внутренних дел для производства
предварительного расследования; предусмотренные ч. 1 ст. 260 и
ч. 1 ст. 261 УК РФ - в органы дознания, содержащие признаки иных
уголовно наказуемых деяний - в органы прокуратуры.
- уничтожения или повреждения пожарами лесов и насаждений;
- незаконных порубок деревьев и кустарников, совершенных в
значительном или крупном размере <*> или на особо охраняемых
природных территориях;
- самовольных захватов земель лесного фонда и других нарушений
лесного законодательства, повлекших значительный или крупный
ущерб.
--------------------------------
<*> значительным размером признается исчисленный по
существующим таксам ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер
оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации
на момент совершения преступления, крупным размером - в 200 раз.
В случае неустановления юридического или физического лица,
причастного к совершению преступного нарушения федерального
лесного законодательства, материалы направляются в органы
внутренних дел для проведения необходимых оперативно - розыскных
мероприятий и принятия процессуального решения.
2. Материалы, направляемые государственными органами
управления лесным хозяйством в правоохранительные органы, должны
содержать:
- сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе,
существа нарушения лесного законодательства; справки с полным
расчетом причиненного ущерба; ходатайства о признании органа
управления лесным хозяйством гражданским истцом по уголовному делу
(при наличии ущерба), доверенность на лицо, представляющее в суде
интересы органа управления лесным хозяйством; перечень прилагаемых
документов, предметов, которые могли быть признаны вещественными
доказательствами;
- протокол о лесонарушении или протокол о лесном пожаре,
содержащий исчерпывающие сведения о месте, времени и
обстоятельствах нарушения или лесного пожара;
- копии донесения летчика - наблюдателя, обнаружившего пожар,
а также составленных им карт и схем визуального наблюдения;
- письменное объяснение нарушителя по существу совершенных
действий;
- письменное объяснение лиц, принимавших участие в обнаружении
и задержании нарушителей;
- копию извещения руководителя органа управления лесным
хозяйством о предъявлении нарушителю иска о возмещении ущерба.
3. Все документы, направляемые в органы прокуратуры и
внутренних дел, должны быть надлежаще оформлены в соответствии с
Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение
лесного законодательства, утвержденной Постановлением
Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86
N 1.
4. Органы прокуратуры и внутренних дел при получении
материалов о нарушениях федерального лесного законодательства в
установленные законом сроки принимают соответствующие
процессуальные решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
В случае истребования прокурором, следователем или органом
дознания дополнительных материалов орган управления лесным
хозяйством обязан обеспечить их своевременное предоставление, дать
информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
О принятом по материалам процессуальном решении прокурор,
следователь, орган дознания уведомляют руководство органа
управления лесным хозяйством.
Кроме материалов о фактах нарушений лесного законодательства,
содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, органам управления
лесным хозяйством следует информировать органы прокуратуры о
принятии органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления незаконных правовых
актов или совершении действий, нарушающих федеральное лесное
законодательство, в том числе:
- о незаконной выдаче разрешений на рубку леса в лесах всех
групп;
- о необоснованном переводе лесных земель в нелесные в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства;
- о нарушениях установленного порядка выдачи разрешений
(лицензий) на пользование лесным фондом и т.д.
В целях обеспечения законности, совершенствования
взаимодействия и повышения эффективности борьбы с нарушениями
федерального законодательства об охране лесов предлагаем:
- прокурорам республик, краев, областей, автономной области,
автономных округов, г. г. Москвы и Санкт - Петербурга, военным,
природоохранным и другим специализированным прокурорам принять
реальные меры к улучшению координации и взаимодействия с органами
внутренних дел и органами управления лесным хозяйством по усилению
борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.
Органам прокуратуры обеспечить действенный надзор за
соблюдением законодательства, полнотой и объективностью
расследования уголовных дел данной категории, законностью
принимаемых органами гослесоохраны мер. Особое внимание уделять
надзору за рассмотрением материалов о посягательстве на жизнь и
здоровье работников гослесоохраны и общественных инспекторов при
выполнении ими служебных обязанностей;
- природоохранным и территориальным прокурорам регулярно
проводить семинарские занятия с госинспекторами по вопросам
оформления материалов о совершении уголовно наказуемых деяний и
исполнения действующего лесного законодательства;
- министрам и начальникам управлений внутренних дел субъектов
Российской Федерации, начальникам ОВД районов, городов разработать
конкретные меры по улучшению координации и взаимодействия с
органами управления лесным хозяйством в целях усиления борьбы с
нарушениями федерального лесного законодательства;
- правоохранительным органам при отказе в возбуждении либо при
прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела,
но при наличии в действиях правонарушителя административного
правонарушения в 3-дневный срок направлять материалы
уполномоченным органам для привлечения виновных к административной
ответственности;
- руководителям правоохранительных органов и органов
управления лесным хозяйством ежеквартально проводить сверку
переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений;
- руководителям органов управления лесным хозяйством
обеспечить незамедлительное оповещение органов внутренних дел о
возникновении лесных пожаров и ходе их развития; доставку
лесхозами и авиаотделениями следственно - оперативных групп к
местам возникновения лесных пожаров, оформление и своевременную
передачу материалов о нарушениях федерального лесного
законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний в
правоохранительные органы.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
В.И.ДАВЫДОВ
Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации,
генерал - полковник милиции
П.М.ЛАТЫШЕВ
Заместитель Руководителя
Федеральной службы
лесного хозяйства России
Д.И.ОДИНЦОВ
|