ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 1997 г. N 03-10/8493
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С ДОЛЖНОСТНЫМИ
ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В I КВАРТАЛЕ 1997 Г.
В соответствии с Приказом ГТК России от 21.04.97 N 219
направляю аналитическую записку о состоянии работы по борьбе с
должностными правонарушениями в таможенных органах.
Анализ состояния работы по борьбе с должностными
преступлениями и обеспечению безопасности деятельности таможенных
органов показывает, что, несмотря на принимаемые меры, в
таможенных органах не сокращается, а в ряде таможен увеличивается
количество должностных правонарушений, не обеспечен коренной
перелом в укреплении дисциплины, обеспечении упреждающего,
активного и наступательного воздействия на нарушителей закона и
лиц, потворствующих им.
В первом квартале по подозрению в совершении должностных
преступлений правоохранительными органами задерживалось
69 сотрудников (в I квартале 1996 г. - 52). В отношении
49 таможенников возбуждены уголовные дела.
67% должностных преступлений вскрыто с участием службы
собственной безопасности таможенных органов (в 1996 г. - около
40%).
Кроме того, на 9 человек возбуждены дела за совершение
общеуголовных преступлений.
Необходимо отметить следующие особенности сложившейся
оперативной обстановки:
- тенденция роста преступлений, совершенных на корыстной
основе. 72% сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности
за должностные преступления, обвинялись в получении взяток (26%),
злоупотреблении служебным положением (24%) и содействии
контрабанде (22%) за вознаграждение;
- активизировались попытки преступных группировок по
втягиванию должностных лиц таможен в преступную деятельность за
счет шантажа, подкупа, усиления морального и физического
воздействия. Увеличилось число руководителей различных
подразделений таможенных органов, прямо или косвенно втянутых в
совершение преступных деяний. За злоупотребление служебным
положением и другие должностные преступления привлечены к
уголовной ответственности начальник Ульяновской таможни ГСТС-3
Бошков В.Л., заместители начальников Подольской (Ашурков О.М.) и
Калмыцкой (Осичкин В.И., Щепин А.Г.) таможен, начальник Бердского
таможенного поста Новосибирской таможни (Соломатов С.П.), а также
ряд начальников отделов в Благовещенской, Калужской,
Багратионовской и Калмыцкой таможнях;
- значительно возросло количество преступлений, совершавшихся
группами сотрудников по предварительному сговору. Анализ
материалов расследования показывает, что наиболее часто
преступления подобного рода совершаются при организации оформления
автотранспортных средств и грузов (Толмачевская, Благовещенская,
Восточная таможни, МАГТ), взимании платежей за таможенное
оформление автомобилей иностранного производства физическими
лицами (Новосибирская, Калмыцкая таможни), организации контроля
доставки товаров (Курганская, Балтийская, Орская таможни);
- криминальные структуры и недобросовестные участники ВЭД
продолжают наращивать усилия по добыванию и накоплению в
преступных целях информации о служебной деятельности таможенных
подразделений, наличии уязвимых мест в технологических схемах
таможенного оформления. В этих целях особое внимание уделяется
отделам контроля доставки товаров, подразделениям ГНИВЦ. В феврале
с.г. за незаконный съем информации с ЭВМ по заданию криминальных
структур арестован и привлечен к уголовной ответственности
и.о. начальника отдела АСУ Калининградской таможни Ежов В.Е.;
- особую опасность представляет тенденция увеличения
преступлений, в том числе и должностных, совершаемых сотрудниками
правоохранительного блока таможенных органов. За три месяца
текущего года к уголовной ответственности привлечено 9 сотрудников
(за весь 1996 год - 18) отделов дознания, таможенных расследований
и борьбы с таможенными правонарушениями Набережночелнинской,
Калмыцкой, Калужской, Багратионовской, Неманской таможен.
Полная бесконтрольность со стороны начальника Калмыцкой
таможни и СКТУ за деятельностью правоохранительного блока таможни
привела к тому, что оказались вовлеченными в противоправную
деятельность и были арестованы заместитель начальника таможни по
правоохранительной работе, начальники отделов таможенных
расследований и борьбы с таможенными правонарушениями. Кроме того,
за незаконное приобретение конфискованного автомобиля арестован
заместитель начальника по личному составу Калмыцкой таможни. В
результате работа правоохранительного блока таможни парализована,
нанесен ущерб авторитету всех таможенных органов как субъекту
правоохранительной деятельности.
Неразборчивость в связях, корыстолюбие и моральная
нечистоплотность послужили причинами того, что начальник ОСБ
Благовещенской таможни Трикозин А.А. по сути стал соучастником
преступления, фактически содействуя контрабанде товаров;
- отсутствие тщательного контроля за подбором и изучением
кадров в Набережночелнинской таможне не позволило своевременно
выявить использование подложных документов (диплом о высшем
образовании) старшим инспектором отдела таможенных расследований
Ивановым В.А. и предотвратить незаконное получение им более 1 млн.
руб. по поддельным справкам - вызовам на заочное обучение.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о заметном ухудшении
качества воспитательно-профилактической работы с личным составом
таможенных органов, беспринципности со стороны отдельных
руководителей в вопросах подбора и расстановки кадров.
Управление собственной безопасности до сих пор не сумело
организовать целостную систему комплексных мер по выявлению
предпосылок к совершению должностных правонарушений и
своевременному очищению сферы таможенной деятельности от
недобросовестных сотрудников.
В значительной степени негативное влияние на организацию
эффективной борьбы с должностными правонарушениями оказывают:
- пассивная реакция таможенного руководства на выявленные
правонарушения и преступления со стороны сотрудников;
- плохая организация взаимодействия с другими
правоохранительными органами при проведении совместных специальных
мероприятий;
- отсутствие четкой системы оповещения о фактах
злоупотреблений, которые могут повлечь за собой совершение
преступления.
Такое положение приводит к неинформированности руководства
таможенных органов о реальном состоянии дел, не позволяет
проводить наступательную политику по устранению недостатков, не
дает возможность в должной мере координировать усилия всех служб
таможенных органов по обеспечению надежной физической защиты
сотрудников, профилактике, выявлению и пресечению преступлений,
своевременному предотвращению нанесения ущерба государственным
интересам.
Доклады руководству ГТК России, в Управление собственной
безопасности и УК и УЗ, как правило, только констатируют уже
свершившиеся факты происшествий или преступлений, не содержат
анализа их причинно-следственных связей и экспертных оценок
функциональных подразделений (ОТО и ТК, ОБТП и др.), что снижает
эффективность выявления правонарушителей, а также препятствует
созданию системы профилактических мер, исключающих повторение
правонарушений. Результаты дальнейших расследований представляются
нерегулярно, только по дополнительному запросу, и не используются
на местах для корректировки процесса воспитательно -
профилактической работы.
Так, сведения о факте проведения специального мероприятия
правоохранительными органами на таможенном посту "Западный" МАГТ
МТУ в марте 1997 года поступил в УСБ со значительным опозданием.
Наличие предварительной информации о нарушениях на посту не было
использовано отделами СБ МТУ и таможни для проведения элементарных
проверок по выявлению нарушителей и принятию адекватных мер по
наведению порядка. Как результат, не таможенные, а другие
правоохранительные органы выявили признаки правонарушений в
деятельности 10 сотрудников таможенного поста.
Отсутствие контроля за личным составом привело к тому, что
сведения о безвестном отсутствии сотрудников, а также об
установлении в дальнейшем их местонахождения, из Курской,
Рязанской и Санкт-Петербургской таможен представлялись
несвоевременно и по сути только дезориентировали руководство
региональных таможенных управлений и ГТК России. Более того,
установлено, что отдельные сотрудники используют подобную
бесконтрольность для совершения сомнительных сделок, пособничества
преступникам в незаконной деятельности, в том числе и в служебное
время. Так, в ходе расследования обстоятельств отсутствия на
службе ведущего инспектора ОТО и ТК N 1 Рязанской таможни
Платошина Ю.В., выявлено его участие в контрабандном перемещении
импортной мебели без таможенного оформления на сумму 27 тыс.
долларов (в отношении него возбуждено уголовное дело). Инспектор
отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Калининградской таможни
Фисунов А.П. без соответствующего уведомления и разрешения
руководства таможни выехал на личном автотранспорте в Польшу, где,
находясь в состоянии опьянения, совершил ДТП, приведшее к гибели
гражданина Польши (приговорен судом к двухмесячному содержанию в
тюрьме г. Старград-Щецинский).
Замалчивание и непринятие своевременных мер по разрешению
чрезвычайной ситуации в Толмачевской таможне привело к нападению
на сотрудника таможни и может повлечь еще более тяжелые
последствия.
Следует отметить, что в целом количество нападений на
таможенников и членов их семей по сравнению с аналогичным периодом
1996 года несколько снизилось (31 - в 1997 г., 48 - в 1996 г.). В
25% случаев в результате принятых мер нападавшие задерживались (в
1996 г. - 17%). Однако анализ происшествий указывает на увеличение
числа нападений, носящих заказной характер, с целью физического
воздействия на сотрудников, проявляющих принципиальность в
исполнении служебного долга. При этом основными объектами
нападений стали сотрудники отделов ТО и ТК, собственной
безопасности, таможенных расследований и борьбы с нарушениями
таможенных правил. Причинно-следственная связь с исполнением
служебных обязанностей установлена при расследовании фактов угроз
и нападений на сотрудников ОСБ МТУ (Служинин В.Л.), Щелковской
(Лопаткин В.Ю.) и Багратионовской (Вахитов В.М.) таможен, отделов
таможенных расследований и борьбы с таможенными правонарушениями
Оренбургской (Завадский О.Е.), Сочинской (Пауков В.В.), Брянской
(Родителев Н.П.) таможен, СЗТУ (Соколов Н.И.). В ряде случаев
нападения являлись прямым следствием участия отдельных
таможенников в сомнительного рода сделках, связанных со взятыми и
невыполненными обязательствами по предоставлению незаконных услуг
криминальным структурам (как правило, факты и обстоятельства таких
нападений таможенниками не афишируются).
Наибольшую опасность представляет появление фактов захвата
таможенников и членов их семей в качестве заложников с последующим
требованием выкупа. Такие случаи произошли в ДТУ (похищен
заместитель начальника по оперативной работе т/п "Аэропорт"
Махачкалинской таможни Назаров И.Н., с его брата Шахназарова,
заместителя начальника ДТУ, требуют выкуп 500 тыс. долларов),
Северо-Осетинской (был похищен и за выкуп возвращен сын главного
инспектора т/п "Аэропорт" Ваниева Х.И.) и в Иркутской таможнях
(похищена с целью получения денег, а затем возвращена инспектор
отдела бухгалтерского учета и контроля Сопкалова Е.Н.). При этом,
если факты захвата заложников в Северо-Кавказском регионе в
определенной степени связаны с ухудшением общей криминогенной
обстановки, то захват заложников в других регионах отражает
тенденцию усиления целенаправленного силового воздействия со
стороны преступников на таможенников с целью шантажа и
вымогательства денег.
Основными причинами низкой эффективности работы по выявлению
лиц, нападавших на сотрудников и членов их семей, являются
отсутствие должного контроля за деятельностью таможенников,
невыполнение ими требований инструкций по правилам обеспечения
собственной безопасности, отсутствие тщательно отработанных схем
оповещения о нападениях, моделей поиска пропавших сотрудников,
вариантов организации взаимодействия с другими правоохранительными
органами с четкой регламентацией - с кем, в каком случае, по каким
вопросам и каналам связи, с привлечением каких средств
организуется взаимодействие.
Службой собственной безопасности без должной инициативы и
крайне медленно реализуется система мер по обеспечению
безопасности таможенников и таможенных органов в целом. До сих пор
не во всех таможнях отработан вопрос формирования для организации
физической защиты сотрудников групп быстрого реагирования с
выделением автотранспорта, оружия и необходимых специальных
средств. Расследование обстоятельств происшествий осуществляется
поверхностно, без выяснения всех причинно-следственных связей. Не
проявляется инициатива в вопросе создания с другими
правоохранительными органами постоянно действующих совместных
групп по поиску пропавших без вести и освобождению заложников из
числа таможенников и членов их семей.
Оснащение подразделений собственной безопасности вооружением,
специальной техникой и имуществом согласно "Табелю положенности" в
абсолютном большинстве таможен не осуществляется, что в
значительной мере снижает возможности таможенных органов в плане
организации эффективной системы мер по обеспечению безопасности
деятельности таможенных органов и таможенников.
Исходя из вышеизложенного, Управление собственной безопасности
во втором квартале 1997 года планирует в ходе полномасштабного
развертывания оперативно-розыскной деятельности обратить особое
внимание на выработку мер по профилактике, выявлению и пресечению
правонарушений в деятельности подразделений таможенного оформления
и таможенного контроля и отделов контроля доставки товаров, а
также по ограждению их от воздействия криминальных структур,
укрепление взаимодействия с подразделениями правоохранительного
блока, организацию системы оперативного информирования о
происшествиях и подготовку методик проведения служебных
расследований в интересах обеспечения благоприятных условий для
решения основной задачи таможенных органов по пополнению доходной
части федерального бюджета.
При организации взаимодействия с другими правоохранительными
органами в первую очередь будут решаться вопросы обмена
оперативной информацией, проведения совместных операций, отработки
практических вариантов поиска и освобождения заложников из числа
таможенников, а также нейтрализации угроз и нападений.
В этих целях разрабатывается нормативная база сотрудничества
по конкретным вопросам между управлениями и подразделениями
собственной безопасности правоохранительных органов Российской
Федерации.
Начальник Управления собственной
безопасности ГТК России
Б.М.ГУТИН
|