МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 1997 г. N 131
О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ"
(с изм., согл. Приказа Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353)
Вопросы рационального использования лекарственных средств и
обеспечения целесообразности их закупок являются весьма
актуальными для практического здравоохранения России.
Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств,
недостаточная информация врачей о более эффективных средствах,
слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена
между лечащим врачом и провизором значительно снижают
эффективность фармакотерапии.
Опыт зарубежных стран и отдельных лечебно-профилактических
учреждений Российской Федерации продемонстрировал целесообразность
введения новой врачебной специальности и должности - "врач -
клинический фармаколог". Введение в практическом здравоохранении
специалистов, занимающихся клинической фармакологией, позволило
улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, способствовало
профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий
лекарств, обеспечило более целесообразное составление заявок на
лекарственные препараты и осуществление контроля за правильностью
их использования.
В связи с вышеизложенным приказываю:
1. Начальнику Управления кадров Торопцеву А.И. внести
дополнение номенклатуры врачебных специальностей в учреждениях
здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, директорам научно-исследовательских
институтов и центров, главным врачам лечебно-профилактических
учреждений федерального подчинения, ректорам медицинских ВУЗов и
институтов усовершенствования врачей:
2.1. Разрешить введение должностей врачей - клинических
фармакологов, руководствуясь утвержденными документами (Приложения
2, 3);
2.2. Рекомендовать установление штатной численности врачей -
клинических фармакологов из расчета 1 должность на 150 коек в
стационаре и 1 должность на 500 посещений в смену в поликлинике.
3. Управлению учебных учреждений:
3.1. Совместно с кафедрами клинической фармакологии в срок до
01.09.97 разработать унифицированную программу последипломной
подготовки врачей - клинических фармакологов;
3.2. Совместно с центральной аттестационной комиссией в срок до
01.02.98 разработать и представить на утверждение типовые тестовые
задания для проведения аттестации врачей - клинических
фармакологов на присвоение квалификационных категорий в
соответствии с Положением "Об аттестации врачей, провизоров и
других специалистов с высшим образованием в системе
здравоохранения Российской Федерации".
4. Управлению организации медицинской помощи населению:
4.1. В срок до 01.07.97 разработать Инструктивно-методические
указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по
специальности "клиническая фармакология";
4.2. Оказать органам управления и лечебно-профилактическим
учреждениям организационно-методическую помощь по внедрению в
практику специальности и должности "врач - клинический
фармаколог";
4.3. Обобщить опыт работы врачей - клинических фармакологов в
лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации и к
01.01.99 внести предложения по ее совершенствованию.
5. Отделу медицинской статистики и информатики внести
необходимые дополнения в формы отчетов учреждений здравоохранения,
в связи с внедрением специальности "клиническая фармакология".
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
министра Стародубова В.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Приложение 1
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
ДОПОЛНЕНИЕ
НОМЕНКЛАТУРЫ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16.02.95 N 33
Утратило силу. - Приказ Минздрава РФ от 28.09.1999 N 353
Приложение 2
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ - КЛИНИЧЕСКОМ ФАРМАКОЛОГЕ
Общие положения
1. Врач - клинический фармаколог - специалист с высшим
медицинским образованием по специальности "лечебное дело" и
"педиатрия", прошедшей последипломную подготовку (интернатуру,
ординатуру) или дополнительную подготовку (повышение квалификации,
специализацию) по клинической фармакологии, имеющей теоретические
знания и практические навыки в соответствии с требованиями
квалификационной характеристики.
2. Первичная специализация по клинической фармакологии
проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на
кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений
последипломного образования. Практический и теоретический уровень
врач - клинический фармаколог повышает через каждые 5 лет на
соответствующих кафедрах.
3. Назначение и увольнение врача - клинического фармаколога
проводится руководителем учреждения в установленном порядке.
4. В своей работе врач - клинический фармаколог руководствуется
положением о лечебно-профилактическом учреждении, о кабинете или
отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями,
приказами, настоящим Положением и другими действующими
нормативными документами.
5. Врач - клинический фармаколог, при отсутствии
самостоятельного отделения клинической фармакологии, подчиняется
заместителю главного врача по медицинской части.
Обязанности врача - клинического фармаколога
7. Основные обязанности врача - клинического фармаколога:
- контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-
профилактического учреждения;
- обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению
побочных действий лекарственных препаратов;
- участвовать в курации больных, у которых диагносцированы
побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается
резистентность к проводимой фармакотерапии;
- контролировать соблюдение правил парентерального введения
лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно
препаратов списка А и Б.
- организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению
лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их
побочного действия;
- участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-
профилактического учреждения, контролировать его соблюдение;
- участвовать в реализации программ (в соответствии с
требованиями GCP) клинической апробации лекарственных препаратов,
осуществлять контроль за ее проведением и проводить оценку
полученных результатов; консультировать врачей, проводящих
клинические исследования;
- осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным
в России лекарственным средствам;
- организовывать практические конференции по вопросам
применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных
средств.
Права врача - клинического фармаколога
8. Врач - клинический фармаколог имеет право:
- вносить предложения администрации по вопросам улучшения
деятельности подразделения, организации и условий труда;
- участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным
с фармакотерапией и лекарственным обеспечением.
Ответственность врача - клинического фармаколога
Врач - клинический фармаколог несет в соответствии с
действующим законодательством и другими нормативными документами
юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную,
клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового
распорядка.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 3
к Приказу Минздрава России
от 5 мая 1997 г. N 131
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВРАЧА - КЛИНИЧЕСКОГО ФАРМАКОЛОГА
В соответствии с требованиями специальности врач - клинический
фармаколог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства здравоохранения и директивные
документы, определяющие деятельность органов и учреждений
здравоохранения;
- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и
обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения,
в том числе и больных в соответствии с нозологическими формами
заболеваний;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и
физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики,
фармакологии и фармации, физические и параклинические методы
диагностики с учетом их возрастных аспектов;
- клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний
внутренних органов, центральной и периферической нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, кожи, мочеполовой системы, глаз,
ЛОР-органов с учетом возрастных аспектов;
- условия проведения лабораторных, биохимических, электро-
физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других
параклинических методов исследования в медицинской практике с
учетом возрастных аспектов и состояния пациента;
- особенности течения основных заболеваний внутренних органов,
периферической и центральной нервной системы, органов пищеварения,
глаз, ЛОР-органов, кожи, опорно-двигательного аппарата,
мочеполовой системы;
- принципы проведения фармакотерапии при различном течении и
тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое,
хроническое);
- принципы регистрации новых отечественных и зарубежных
лекарственных препаратов в России, в том числе законы и
подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических
испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской
практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы
по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;
- этические нормы применения лекарственных средств, как при
апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические
аналгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие
беременность и т.д.;
- основные требования, регламентирующие применение
лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия
их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и
обеспечивание ими стационаров, роддомов и других мед. учреждений;
- основные принципы проведения кинетических и
фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных
препаратов в клинике с целью определения их эффективности и
безопасности;
- формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по
рациональному применению лекарственных средств, формы информации о
новых лекарственных средствах с учетом эффективности, режима
дозирования, взаимодействия и побочного действия;
- формы и методы работы с населением по повышению знаний о
рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом
и применяемых самостоятельно пациентами.
2. Общие умения.
1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать
комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного.
2. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических,
биохимических, иммунологических, микробиологических и других
методов исследования.
3. Уметь оценивать результаты основных современных методов
функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних
болезней:
- ЭКГ-мониторирование,
- АД-мониторирование,
- реовазографию сосудов головы и конечностей,
- велоэргометрию (ВЭМ),
- исследование функции внешнего дыхания (ФВД) - спирография,
бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия,
- телерадио-рН-метрию,
- ультразвуковые методы исследования внутренних органов -
щитовидная железа, сердце, почки, органы малого таза, сосуды.
4. Уметь оценивать результаты эндоскопических методов
исследования - бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия,
колоноскопия, ректоскопия, лапороскопия.
5. Уметь оценивать результаты рентгенологических методов
исследования:
- рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов,
черепа,
- рентгенография сердца,
- рентгенотомография легких.
6. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов
исследования легких, сердца, почек, костей.
7. Уметь проводить самостоятельно:
- венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное
введение лекарственных средств,
- плевральную пункцию,
- парацентез,
- определение центрального венозного давления,
- кровопускание,
- переливание крови и кровезаменителей,
- снятие ЭКГ и ее оценку,
- определение времени свертывания, гематокрита.
8. Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять
объективные методы обследования, назначать и расшифровывать данные
параклинических методов диагностики, проводить дифференциально
диагностический поиск, формулировать диагноз, определить
направленность лечебных мероприятий и их последовательность и
выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-
двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов.
9. Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить
реанимационные мероприятия, определять показания для
госпитализации больного.
10. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую
помощь и организовать мероприятия по их купированию при:
- инфаркте миокарда,
- нарушении мозгового кровообращения,
- бронхиальной астме,
- острой почечной колике,
- отеке легких,
- тромбоэмболии,
- "остром животе",
- внутреннем кровотечении,
- диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой
комах.
11. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при
выявлении инфекционных заболеваний.
12. Участвовать в:
- формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного
учреждения;
- оформлять медицинскую документацию, предусмотренную
законодательством по здравоохранению;
- уметь организовать в лечебном учреждении систему информации
по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования,
взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;
- оказывать помощь в составлении заявки по потребности
лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста
и характера профиля заболеваний.
13. Проводить контроль за использованием лекарственных средств
в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением
совместимости, правильности проведения внутривенных и
внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил
хранения.
3. Специальные знания.
Общие вопросы клинической фармакологии:
- фармакодинамика лекарственных средств,
- принципы механизма действия, их специфичность и
избирательность,
- фармакокинетика лекарственных средств: адсорбция, связь с
белком, биотрансформация, распределение, выведение,
- понятия о природе полувыведения, равновесной кривой,
кумуляции,
- взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое,
фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,
- фармакогенетики и биоритмы,
- побочные действия лекарственных средств, прогнозируемые и
непрогнозируемые,
- пути предупреждения и коррекции,
- возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных,
плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,
- общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств,
дозы, режим их дозирования,
- знать клиническую фармакологию основных лекарственных
средств, применяемых в широкой медицинской практике
(фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания,
режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):
- психотропных, антимикробных, противовоспалительных
лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус
сосудов и на основные физиологические функции сердца,
- лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную
функцию желудочно-кишечного тракта,
- лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожные
покровы,
- лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной
системы,
- лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез,
- метаболических лекарственных средств,
- анестетиков и средств для наркоза,
- лекарственных средств, влияющих на сократимость матки;
- знать лекарственные средства, требующие лекарственного
мониторинга;
- особенности клинической фармакологии лекарственных средств
при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы,
органов пищеварения, почек, центральной нервной системы,
нейроэндокринной системы;
- знать вопросы организации контроля за проведением
современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и
регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию;
- знать показания к проведению острого лекарственного теста.
4. Специальные умения:
- уметь организовать исследования основных показателей по
фармакодинамике и фармакокинетике лекарственные средства или
определить и оценить равновесную концентрацию;
- изучение окислительной и ацетилирующей функции с определением
биотрасформации лекарственных средств у больного;
- уметь проводить лекарственный тест;
- уметь проводить поиск по вопросам клинической фармакологии с
использованием информационных систем;
- уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus
ower, двойным "слепым" методом, или по "пилотной" системе, или
путем чередования;
- определить контрольную группу и методы оценки полученных
данных;
- уметь разработать протокол исследования;
- определить характер фармакотерапии, проводить выбор
лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования,
выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;
- прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь
их предупреждать, а при развитии их купировать;
- прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома
отмены, обкрадывания;
- уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с
целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД,
снижения эффективности базового лекарственного средства;
- уметь оказать помощь в случае развития тахифилоксии к
применяемому лекарственному средству;
- контролировать правильность, своевременность введения
лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно
лекарственных средств списка А;
- контролировать правильность внутривенного введения
лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый
фармакологический эффект;
- помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и
поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием
функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей
фармакокинетики во всех возрастных группах.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
|