Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 29.04.97 N 826 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 24.01.2002 N 180
   
          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 29 апреля 1997 г. N 826
   
           О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
        МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
          ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
               КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"
   
       Во исполнение Приказа Госкомвуза России от 30  марта  1995  г.
   N  439   (п.  5)   и   в   целях   совершенствования    подготовки
   преподавательских  кадров  для  системы  высшего профессионального
   образования Российской Федерации приказываю:
       1. Ввести  в  действие  с  30  апреля 1997 г.  Государственные
   требования  к  минимуму  содержания  и   уровню   профессиональной
   подготовки  выпускников  магистратуры для получения дополнительной
   квалификации "Преподаватель высшей школы" (Приложение).
       2. Присваивать   дополнительную   квалификацию  "Преподаватель
   высшей  школы"  выпускникам  магистратуры,  выполнившим  за  время
   обучения  по  основной  образовательной  программе Государственные
   требования  к  минимуму  содержания  и   уровню   профессиональной
   подготовки  выпускника  для  получения дополнительной квалификации
   "Преподаватель высшей школы" (далее - Требования).
       3. Высшие  учебные заведения,  ведущие подготовку магистров по
   направлениям   высшего   профессионального   образования,    могут
   предоставлять студентам возможности выполнения Требований в рамках
   государственных  образовательных  стандартов  направлений  высшего
   профессионального  образования за счет курсов по выбору независимо
   от нормативной трудоемкости стандарта.
       4. Установить,   что   реализация   программы   по  выполнению
   Требований  может  производиться  в  высших  учебных   заведениях,
   имеющих  магистратуру  и  (или) аспирантуру,  на основании решения
   ученого совета вуза.
       5. Ректорам  высших  учебных  заведений,  реализующих в рамках
   своих структурных подразделений (аспирантура, факультеты повышения
   квалификации  и  т.д.)  подготовку студентов и (или) слушателей по
   дисциплинам,  тематика которых затронута в Требованиях,  направить
   до  15  мая  1997  г.  в  Управление  образовательных стандартов и
   программ (Сенашенко В.С.) авторские программы по этим дисциплинам.
       6. Управлению    образовательных    стандартов    и   программ
   (Шестакову Г.К.):
       6.1. Совместно   с  Управлением  гуманитарного  образования  и
   развития личности (Сериковым В.В.), отделом повышения квалификации
   и  переподготовки  специалистов  (Безлепкиным  В.В.),  президиумом
   Учебно-методического объединения университетов (Садовничим В.А.) и
   Научно-методическим   советом   по  подготовке,  переподготовке  и
   повышению   квалификации   в    сфере    психолого-педагогических,
   социально-экономических  и информационно-технологических дисциплин
   для преподавательской деятельности  в  высших  учебных  заведениях
   (Проворовым   А.С.)  организовать  работу  по  созданию  примерных
   учебных программ,  проектов учебников и  пособий  по  дисциплинам,
   которые включены в Требования.
       6.2. Совместно  с   Управлением   по   работе   с   научно   -
   педагогическими и руководящими кадрами (Ганькиным Ю.А.) определить
   порядок применения Требований в аспирантуре.
       7. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа возложить на
   заместителя министра А.Г. Асмолова.
   
                                          Первый заместитель Министра
                                                        В.ЖУРАКОВСКИЙ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                          к Приказу Минобразования РФ
                                           от 29 апреля 1997 г. N 826
   
                                                            Утверждаю
                                          Первый заместитель Министра
                                                        В.ЖУРАКОВСКИЙ
                                                 10 февраля 1997 года
   
                       ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
            К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
            ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА МАГИСТРАТУРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
               ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
                             ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"
   
        1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
            программы подготовки преподавателя высшей школы
   
       1.1. Назначением   образовательно-профессиональной   программы
   является   комплексная   психолого-педагогическая,   социально   -
   экономическая   и   информационно-технологическая   подготовка   к
   педагогической  деятельности  в  высшем учебном заведении в рамках
   основной профессиональной подготовки.
       1.2. Программа  рассчитана  на  использование  при  подготовке
   магистров    в    качестве    составной    части     магистерского
   образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.
       1.3. Квалификация  "Преподаватель   высшей   школы"   является
   дополнительной  к  основной  квалификации,  получаемой выпускником
   магистратуры.
       1.4. Нормативная  трудоемкость образовательно-профессиональной
   программы при очной форме обучения - 600 часов (из них  100  часов
   педагогической практики).
       1.5. Целью  данной  программы  является  подготовка   будущего
   преподавателя высшей школы к следующим видам деятельности:
       - реализации   профессионально-образовательных   программ    и
   учебных  планов  на  уровне,  отвечающем  принятым образовательным
   стандартам высшего профессионального образования;
       - разработке    и   применению   современных   образовательных
   технологий,   выбору   оптимальной   стратегии   преподавания    в
   зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
       - выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и  учебного
   процессов  в высшей школе,  возможностей использования собственных
   научных  исследований  в   качестве   средства   совершенствования
   образовательного процесса;
       - формированию    профессионального    мышления,    воспитанию
   гражданственности,   развитию   системы   ценностей,  смысловой  и
   мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
       - проведению    исследований    частных    и   общих   проблем
   преподавания.
       1.6. Сферами   профессиональной   деятельности   преподавателя
   высшей школы являются:
       - высшие учебные заведения;
       - техникумы,  школы,  лицеи,  гимназии,  колледжи   и   другие
   образовательные учреждения;
       - организации и предприятия,  деятельность которых  связана  с
   различными аспектами преподавания.
   
                 2. Требования к уровню подготовки лиц,
          успешно завершивших обучение по программе подготовки
               для получения дополнительной квалификации
                      "Преподаватель высшей школы"
   
       Преподаватель высшей школы должен:
       знать:
       - фундаментальные  основы,  основные  достижения,  современные
   проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной
   области; ее взаимосвязи с другими науками;
       - основы психологии личности и социальной психологии, сущность
   и проблемы обучения и воспитания в высшей  школе,  валеологические
   аспекты образования,  биологические  и   психологические   пределы
   человеческого восприятия  и усвоения,  психологические особенности
   юношеского   возраста,   особенности   влияния    на    результаты
   педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
       - основные   достижения,   проблемы   и   тенденции   развития
   отечественной  и  зарубежной педагогики высшей школы,  современные
   подходы к моделированию педагогической деятельности;
       - правовые  вопросы,  связанные  с  функционированием  системы
   образования;
       уметь:
       - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь
   дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами;
       - использовать при изложении предметного материала взаимосвязь
   научно-исследовательского  и  учебного  процессов  в высшей школе,
   включая возможности привлечения собственных научных исследований в
   качестве средства совершенствования образовательного процесса;
       - использовать  знания   культурного   наследия   прошлого   и
   современных   достижений  науки  и  культуры  в  качестве  средств
   воспитания студентов;
       - создавать творческую атмосферу образовательного процесса;
       владеть:
       - методами    научных    исследований    в    сфере   основной
   профессиональной  подготовки,  методами  организации  коллективной
   научно-исследовательской работы;
       - основами научно-методической работы в высшей школе, навыками
   самостоятельной     методической     проработки    профессионально
   ориентированного  материала  (трансформация,  структурирование   и
   психологически  грамотное преобразование научного знания в учебный
   материал и его моделирование);
       - основами учебно-методической работы в высшей школе, методами
   и приемами составления  задач,  упражнений,  тестов  по  различным
   темам, систематикой учебных и воспитательных задач;
       - способами создания требовательно-доброжелательной обстановки
   образовательного    процесса,    разнообразными   образовательными
   технологиями,  методами и приемами устного и письменного изложения
   предметного материала;
       - методами  формирования   навыков   самостоятельной   работы,
   профессионального  мышления  и  развития  творческих  способностей
   студентов;
       - культурой жизненного самоопределения, методами эмоциональной
   саморегуляции;
       - основами  применения  компьютерной  техники и информационных
   технологий в учебном и научном процессах;
       - деловым профессионально ориентированным иностранным языком.
   
          3. Обязательный минимум содержания профессиональной
           программы, обеспечивающей получение дополнительной
               квалификации "Преподаватель высшей школы"
   
   -------T----------------------------------------------T----------¬
   ¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Количество¦
   ¦      ¦                                              ¦  часов   ¦
   +------+----------------------------------------------+----------+
   ¦ОП.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины               ¦   240    ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦ОП.01 ¦Психология человека:                          ¦    60    ¦
   ¦      ¦общая психология: объект и предмет психологии;¦          ¦
   ¦      ¦основные этапы  развития психологии как науки;¦          ¦
   ¦      ¦основные разделы и методы психологии; психика,¦          ¦
   ¦      ¦поведение и      деятельность;     общее     и¦          ¦
   ¦      ¦индивидуальное в психике человека;  психология¦          ¦
   ¦      ¦личности и  социальная психология:  психология¦          ¦
   ¦      ¦развития; межличностное   общение,   жизненный¦          ¦
   ¦      ¦путь личности;  личностный  и профессиональный¦          ¦
   ¦      ¦рост; мотивация познания и обучения           ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦ОП.02 ¦Педагогика:                                   ¦    60    ¦
   ¦      ¦предмет педагогики;    цели    образования   и¦          ¦
   ¦      ¦воспитания; педагогический   идеал    и    его¦          ¦
   ¦      ¦конкретно-историческое   воплощение;  средства¦          ¦
   ¦      ¦и методы   педагогического   воздействия    на¦          ¦
   ¦      ¦личность; общие   принципы   дидактики   и  их¦          ¦
   ¦      ¦реализация в  конкретных предметных  методиках¦          ¦
   ¦      ¦обучения;   нравственно-психологические      и¦          ¦
   ¦      ¦идейные взаимоотношения  поколений;   семейное¦          ¦
   ¦      ¦воспитание и        семейная       педагогика;¦          ¦
   ¦      ¦межличностные отношения     в      коллективе;¦          ¦
   ¦      ¦нравственно-психологический   образ  педагога;¦          ¦
   ¦      ¦формирование педагогического мастерства       ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦ОП.03 ¦История и методология соответствующей  области¦    60    ¦
   ¦      ¦науки                                         ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦ОП.04 ¦Информационные технологии     в     науке    и¦    60    ¦
   ¦      ¦образовании:                                  ¦          ¦
   ¦      ¦аппаратные и   программные  средства  в  новых¦          ¦
   ¦      ¦информационных технологиях;        технические¦          ¦
   ¦      ¦средства ЭВМ;   операционная   система;   пути¦          ¦
   ¦      ¦развития информационных   систем;    обработка¦          ¦
   ¦      ¦текстов; машинная     графика;     особенности¦          ¦
   ¦      ¦разработки прикладных  программ;   программная¦          ¦
   ¦      ¦документация; электронные     таблицы;    базы¦          ¦
   ¦      ¦данных; примеры   баз    данных    учебно    -¦          ¦
   ¦      ¦методического назначения;  экспертные системы;¦          ¦
   ¦      ¦представление знаний;    примеры    экспертных¦          ¦
   ¦      ¦систем соответствующей     научной    области;¦          ¦
   ¦      ¦локальные и  глобальные   компьютерные   сети,¦          ¦
   ¦      ¦телекоммуникации                              ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.00 ¦Специальные дисциплины                        ¦   260    ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.01 ¦Дополнительные        психолого-педагогические¦    60    ¦
   ¦      ¦дисциплины по психологии и  педагогике  высшей¦          ¦
   ¦      ¦школы (конкретный перечень определяется вузом,¦          ¦
   ¦      ¦факультетом):                                 ¦          ¦
   ¦      ¦основные достижения,   проблемы   и  тенденции¦          ¦
   ¦      ¦развития отечественной и зарубежной психологии¦          ¦
   ¦      ¦и педагогики высшей школы;                    ¦          ¦
   ¦      ¦биологические и     психологические     основы¦          ¦
   ¦      ¦развития и  обучения;  валеологические аспекты¦          ¦
   ¦      ¦образования; психологические       особенности¦          ¦
   ¦      ¦юношеского возраста;   психологические  основы¦          ¦
   ¦      ¦проектирования и     организации      ситуаций¦          ¦
   ¦      ¦совместной продуктивной           деятельности¦          ¦
   ¦      ¦преподавателя и  студентов; развитие  личности¦          ¦
   ¦      ¦студентов в  процессе  обучения и  воспитания;¦          ¦
   ¦      ¦движущие силы,  условия и  механизмы  развития¦          ¦
   ¦      ¦личности; личность         и        коллектив;¦          ¦
   ¦      ¦функционирование малых социальных групп;      ¦          ¦
   ¦      ¦психологические                 закономерности¦          ¦
   ¦      ¦структурирования     предметно-содержательного¦          ¦
   ¦      ¦знания и  системной организации учебных задач;¦          ¦
   ¦      ¦систематика учебных и воспитательных задач (по¦          ¦
   ¦      ¦дисциплине); методология  научного творчества;¦          ¦
   ¦      ¦взаимосвязь репродуктивной    и     творческой¦          ¦
   ¦      ¦деятельности в  научном познании;  взаимосвязь¦          ¦
   ¦      ¦интуитивного, неосознанного и сознательного  в¦          ¦
   ¦      ¦научном      творчестве;      социальные     и¦          ¦
   ¦      ¦индивидуально-психологические мотивы  научного¦          ¦
   ¦      ¦творчества;   проблемы   нравственной   оценки¦          ¦
   ¦      ¦результатов   научного    творчества;   методы¦          ¦
   ¦      ¦развития  творческой   личности   в   процессе¦          ¦
   ¦      ¦обучения   и    воспитания;    психологические¦          ¦
   ¦      ¦проблемы  формирования   профессионализма   (в¦          ¦
   ¦      ¦научном направлении);   системный   подход   к¦          ¦
   ¦      ¦исследованию    педагогических    явлений    и¦          ¦
   ¦      ¦процессов;  структура  и  методы   психолого -¦          ¦
   ¦      ¦педагогических исследований; пути формирования¦          ¦
   ¦      ¦педагогического мастерства                    ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.02 ¦Технологии профессионально    ориентированного¦    60    ¦
   ¦      ¦обучения:                                     ¦          ¦
   ¦      ¦виды учебной  деятельности   преподавателя   в¦          ¦
   ¦      ¦вузе: лекции, семинары, практикумы и практики,¦          ¦
   ¦      ¦их общие и частные цели; содержание, методы  и¦          ¦
   ¦      ¦средства обучения   каждого   вида  занятий  и¦          ¦
   ¦      ¦примеры их    реализации;    методические    и¦          ¦
   ¦      ¦технологические проблемы современной дидактики¦          ¦
   ¦      ¦высшей школы    (на     примере     конкретной¦          ¦
   ¦      ¦дисциплины);                                  ¦          ¦
   ¦      ¦основы научно-методической  работы:  методы  и¦          ¦
   ¦      ¦примеры методической                проработки¦          ¦
   ¦      ¦профессионально ориентированного    материала;¦          ¦
   ¦      ¦трансформация, структурирование              и¦          ¦
   ¦      ¦психологически грамотное        преобразование¦          ¦
   ¦      ¦научного знания   в  учебный  материал  и  его¦          ¦
   ¦      ¦моделирование на конкретных примерах;         ¦          ¦
   ¦      ¦основы учебно-методической  работы:  методы  и¦          ¦
   ¦      ¦приемы составления задач,  упражнений,  тестов¦          ¦
   ¦      ¦по различным   темам,  систематика  учебных  и¦          ¦
   ¦      ¦воспитательных задач; отбор и структурирование¦          ¦
   ¦      ¦информации на материале конкретной дисциплины;¦          ¦
   ¦      ¦использование различных      заданий       как¦          ¦
   ¦      ¦инструмента диагностики  и метода формирования¦          ¦
   ¦      ¦нового знания  по   дисциплине;   методическая¦          ¦
   ¦      ¦обработка различных    примеров    предметного¦          ¦
   ¦      ¦материала;                                    ¦          ¦
   ¦      ¦влияние содержания   конкретных  дисциплин  на¦          ¦
   ¦      ¦выбор технологии  обучения;  способы  создания¦          ¦
   ¦      ¦требовательно-доброжелательной      обстановки¦          ¦
   ¦      ¦образовательного процесса,  обзор  современных¦          ¦
   ¦      ¦образовательных технологий;         совместная¦          ¦
   ¦      ¦исследовательская деятельность преподавателя и¦          ¦
   ¦      ¦студентов (конкретная    реализация);   методы¦          ¦
   ¦      ¦организации самостоятельной работы  студентов;¦          ¦
   ¦      ¦цели, методы    и   приемы   оценки   качества¦          ¦
   ¦      ¦образования и    качества     образовательного¦          ¦
   ¦      ¦процесса, методы  анализа   учебно-социального¦          ¦
   ¦      ¦состояния студенческой     группы;     способы¦          ¦
   ¦      ¦математической обработки  результатов  учебной¦          ¦
   ¦      ¦работы и психолого-педагогического анализа    ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.03 ¦Профессионально ориентированные   правовые   и¦    30    ¦
   ¦      ¦эколого-экономические               дисциплины¦          ¦
   ¦      ¦(устанавливаются вузом (факультетом))         ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.04 ¦Тренинг профессионально        ориентированных¦    60    ¦
   ¦      ¦риторики, дискуссий и общения:                ¦          ¦
   ¦      ¦основные проблемы постановки голоса, техника и¦          ¦
   ¦      ¦артикуляция речи,     развитие     способности¦          ¦
   ¦      ¦воздействия на людей  своей  речью,  анализ  и¦          ¦
   ¦      ¦управление специфическими  языковыми барьерами¦          ¦
   ¦      ¦(на профессионально            ориентированном¦          ¦
   ¦      ¦материале); основы  создания  понятного текста¦          ¦
   ¦      ¦(восприятие основных    параметров     текста,¦          ¦
   ¦      ¦взаимодействие текста и иллюстраций)          ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦СП.05 ¦Курсы по   выбору   студента,  устанавливаемые¦    50    ¦
   ¦      ¦вузом (факультетом)                           ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦ПП.00 ¦Педагогическая практика:                      ¦   100    ¦
   ¦      ¦лекции, семинары, практикумы и практики       ¦          ¦
   +------+----------------------------------------------+----------+
   ¦      ¦Всего часов                                   ¦   600    ¦
   +------+----------------------------------------------+----------+
   ¦И.00  ¦Итоговая государственная аттестация           ¦          ¦
   ¦      ¦                                              ¦          ¦
   ¦И.01  ¦Защита выпускной  квалификационной  работы или¦          ¦
   ¦      ¦квалификационный экзамен (по усмотрению вуза) ¦          ¦
   L------+----------------------------------------------+-----------
   
       Примечание. Вуз (факультет) имеет право:
       1. Осуществлять  преподавание  дисциплин  в  форме   авторских
   лекционных   курсов   и   разнообразных   видов   коллективных   и
   индивидуальных  практических   занятий,   заданий   и   семинаров,
   обеспечивающих    реализацию    минимума   содержания   дисциплин,
   определяемого данной программой.
       2. Перезачитывать   лицам,  осваивающим  настоящую  программу,
   дисциплины,  которые изучались ими в период обучения  по  основным
   образовательным программам высшего профессионального образования.
       3. Использовать настоящую программу при подготовке  аспирантов
   и лиц,  имеющих законченное высшее образование третьего уровня,  в
   рамках   факультетов   и    отделений    повышения    квалификации
   преподавателей.   При   условии   полного   выполнения   программы
   присваивать им квалификацию "Преподаватель высшей школы" с выдачей
   соответствующего сертификата.
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz