ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1997 г. N 01-15/7883
(в ред. Приказа ГТК РФ от 30.12.1999 N 946)
Направляем на исполнение совместное указание "Об усилении
координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и
нарушениями законов в сфере внешнеэкономической деятельности".
Контроль за исполнением указания таможенными органами возложен
на Главное управление по борьбе с контрабандой ГТК России.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 30.12.1999 N 946)
Заместитель Председателя
Комитета
И.А.МЕЖАКОВ
Приложение
УКАЗАНИЕ
ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ
В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы прокурорских проверок, уголовных дел, данные
контролирующих и правоохранительных органов свидетельствуют о
дальнейшей криминализации внешнеэкономических процессов.
Существующий уровень контроля со стороны государства за экспортом
и импортом капиталов, товаров и услуг по-прежнему не является
надежным барьером на пути нелегальной утечки российских ресурсов
за рубеж.
Продолжает увеличиваться контрабандный вывоз из страны нефти и
нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов, леса и
лесоматериалов, валюты. Усиливается противоправный ввоз на
территорию России потребительских товаров без уплаты таможенных
пошлин и различных видов налогов. Эти негативные явления приобрели
угрожающий характер для экономической безопасности государства.
Несмотря на принимаемые меры, эффективность работы
контролирующих и правоохранительных органов по борьбе с
правонарушениями во внешнеэкономической сфере остается
неадекватной складывающейся в ней криминогенной обстановке.
Некоторые руководители правоохранительных органов на местах
примиренчески относятся к фактам нарушений указанного
законодательства, не в полной мере используют предоставленные им
полномочия для выявления и пресечения правонарушений, затягивают
принятие решений о привлечении виновных к установленной законом
ответственности. Расследование по уголовным делам этой категории
зачастую проводится некачественно, по ним иногда принимаются
незаконные и необоснованные решения. Большинство раскрываемых
преступлений относится к категории малозначительных, к уголовной
ответственности привлекаются в основном второстепенные участники
преступлений. Единичны факты разоблачения международных преступных
группировок. Медленно нарабатывается практика выявления и
раскрытия преступлений, связанных с невозвращением из-за границы
средств в иностранной валюте.
Прокуроры субъектов Российской Федерации не рассматривают
надзор за соблюдением внешнеэкономического законодательства в
качестве приоритетного направления, самоустранились от
координирующей роли в этой сфере.
Криминализация рыночных отношений во внешнеэкономической сфере,
отмеченные негативные процессы и тенденции требуют принятия
комплексных дополнительных мер организационного и правового
характера.
С учетом изложенного предлагаем:
1. Руководителям всех уровней органов прокуратуры, внутренних
дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции,
Государственного таможенного комитета Российской Федерации:
- считать одной из основных задач защиту интересов государства
от внешнеэкономических преступлений. Незамедлительно осуществить
согласованные меры по усилению борьбы с преступлениями и
нарушениями законов во внешнеэкономической деятельности;
- особое внимание обратить на разоблачение коррумпированных
государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере
внешнеэкономической деятельности. По делам наибольшей сложности
практиковать создание следственных групп, обеспечивать
безотлагательную подготовку международных следственных поручений,
учитывая длительность их исполнения. Не допускать необоснованного
прекращения и приостановления дел названной категории;
- провести сверку материалов о нарушениях таможенного и
валютного законодательства, переданных в правоохранительные
органы;
- не реже одного раза в полугодие проводить совместные проверки
исполнения внешнеэкономического законодательства;
- принять меры к созданию в регионах единой информационной базы
правоохранительных и контролирующих органов о состоянии законности
в сфере внешнеэкономической деятельности и обеспечить к ней доступ
всех заинтересованных государственных органов.
2. Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД краев,
областей, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов, начальникам управлений внутренних дел на
транспорте:
- взять на особый контроль организацию работы УЭП (ОЭП) на
данном направлении, а также реализацию ими указаний и методик,
подготовленных МВД и ГУЭП МВД России по данной проблеме;
- организовать работу по пресечению преступлений в свободных
экономических и таможенных зонах;
- усилить борьбу с контрабандным вывозом из России
стратегически важных сырьевых ресурсов;
- провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по
пресечению контрабандного ввоза товаров в Россию через Северо -
Западный и другие регионы;
- сосредоточить основные усилия в работе на уровне
республиканских, краевых и областных подразделений по
экономическим преступлениям; совершенствовать уровень
взаимодействия с другими службами, правоохранительными органами, а
также заинтересованными министерствами и ведомствами.
3. Начальникам управлений, отделов Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной области, автономным
округам, отделу по г. Ленинску и космодрому Байконур:
- активизировать работу по выявлению налоговых преступлений и
правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, прежде
всего в отношении фирм, осуществляющих операции по экспорту
стратегически важных сырьевых товаров из России (нефти,
нефтепродуктов, древесины, целлюлозы, цветных и редкоземельных
металлов и т.д.);
- усилить контроль за работой инофирм, осуществляющих финансово-
хозяйственную деятельность и получающих прибыль на территории
России за счет средств, привлекаемых из местного или федерального
бюджета (строительство, разработка полезных ископаемых и т.п.).
4. Начальникам региональных таможенных управлений
Государственного таможенного комитета Российской Федерации:
- повысить эффективность таможенного контроля в целях
обеспечения полноты собираемости налогов и выявления
правонарушений, наносящих ущерб экономике России;
- завершить в I полугодии 1997 года формирование
специализированных оперативно-розыскных таможен;
- выработать и внедрить в практику эффективные методы контроля
за деятельностью всех участников внешнеэкономических операций,
повысить выявляемость таможенных правонарушений на всех стадиях
таможенного контроля;
- обеспечить полное и всестороннее производство по делам о
нарушениях таможенных правил, соблюдение законности при
производстве по ним и их рассмотрении;
- осуществлять своевременное и обоснованное принятие решений о
возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, проведение
дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
- принимать все необходимые меры в соответствии с Таможенным
законодательством Российской Федерации по розыску лиц, совершивших
таможенные правонарушения, и взысканию с них штрафов.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным,
военным и другим специализированным (на правах областных)
прокурорам:
- проверить законность принятых решений по материалам,
уголовным делам данной категории;
- проанализировать работу по поддержанию государственного
обвинения по указанным делам, принять меры к повышению качества
поддержания государственного обвинения и своевременному
опротестованию незаконных и необоснованных судебных постановлений;
- в целях возмещения причиненного ущерба своевременно
использовать обращения в арбитражные суды с исками в защиту
государственных и общественных интересов;
- опротестовать незаконные акты государственных органов о
предоставлении таможенных льгот коммерческим и иным структурам.
О проведенной работе по исполнению настоящего указания
информировать соответствующие вышестоящие органы к 01.01.98.
Заместитель Генерального
прокурора Российской
Федерации, Государственный
советник юстиции 1 класса
В.И.ДАВЫДОВ
Первый заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации,
генерал-полковник милиции
В.И.КОЛЕСНИКОВ
Заместитель Директора
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации,
генерал-полковник
А.А.БЕСПАЛОВ
Первый заместитель Директора
Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации,
генерал-лейтенант налоговой полиции
В.И.ВОЛКОВСКИЙ
Заместитель Председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации, советник
таможенной службы 1 ранга
И.А.МЕЖАКОВ
|