ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 1997 г. N 490
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ
УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104,
от 15.09.2000 N 693, от 01.02.2005 N 49)
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15,
ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N
3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных
услуг в Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня
1994 г. N 669 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных
услуг в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 871);
последний абзац Постановления Правительства Российской
Федерации от 28 февраля 1996 г. N 199 "О внесении изменений в
решения Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 948).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 апреля 1997 г. N 490
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104,
от 15.09.2000 N 693, от 01.02.2005 N 49)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) и
регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг
(далее именуются - услуги).
2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах,
означают:
"гостиница" - имущественный комплекс (здание, часть здания,
оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления
услуг;
"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать либо
заказывающий и использующий услуги исключительно для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
"исполнитель" - организация независимо от организационно-
правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,
оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
II. Информация об услугах, порядок оформления
проживания в гостинице и оплаты услуг
3. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя свое
фирменное наименование (наименование), место нахождения
(юридический адрес) и режим работы. Исполнитель размещает
указанную информацию на вывеске.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель должен
предоставить потребителю информацию о своей государственной
регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
4. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю
необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
Информация размещается в помещении, предназначенном для
оформления проживания, в удобном для обозрения месте и в
обязательном порядке включает в себя:
настоящие Правила;
сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;
свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории,
если категория присваивалась;
сведения о подтверждении соответствия услуг установленным
требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия,
орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о
соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя,
принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104)
сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе,
выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит
лицензированию;
извлечения из государственного стандарта, устанавливающего
требования в области оказания услуг;
цену номеров (места в номере);
перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную
плату;
сведения о форме и порядке оплаты услуг;
предельный срок проживания в гостинице, если он установлен
исполнителем;
перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а
также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
порядок проживания в гостинице;
сведения о работе размещенных в гостинице предприятий
общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и
др.;
сведения об органе по защите прав потребителей при местной
администрации, если такой орган имеется;
сведения о вышестоящей организации.
Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере
информации о порядке проживания в гостинице, правил
противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми
приборами.
Указанная информация должна доводиться до сведения потребителей
на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родных
языках народов Российской Федерации.
5. Исполнитель обязан обеспечить предоставление льгот при
оказании услуг тем категориям граждан, которым такие льготы
предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.
6. Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в
гостинице путем составления документа, подписанного двумя
сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование
посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей
достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.
В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за
бронирование также плата за фактический простой номера (места в
номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на
сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить
бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей
очереди.
7. Исполнитель - коммерческая организация обязан заключить с
потребителем договор на предоставление услуг, кроме случаев, когда
отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе если
учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым
договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность
исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги
соответствующей категории лиц.
8. Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении
потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности,
иного документа, оформленного в установленном порядке и
подтверждающего личность потребителя.
При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает
квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение
договора на оказание услуг, который должен содержать:
наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей -
фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
фамилию, имя, отчество потребителя;
сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
цену номера (места в номере);
другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.
9. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в
гостинице, одинаковый для всех потребителей.
10. Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление
потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее.
11. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять
дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от
оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе
потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
Запрещается обуславливать выполнение одних услуг обязательным
оказанием других услуг.
12. Цена номера (места в номере), а также форма его оплаты
устанавливаются исполнителем.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
Исполнителем может быть установлена посуточная или почасовая
оплата проживания.
Исполнитель определяет перечень услуг, которые входят в цену
номера (места в номере).
Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном
объеме услугу после принятия ее потребителем. С согласия
потребителя услуга может быть оплачена им при заключении договора
в полном объеме или путем выдачи аванса.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
13. Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с
единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному
времени.
При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за
проживание не взимается.
В случае задержки выезда потребителя плата за проживание
взимается в следующем порядке:
не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину
суток;
от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки
(если нет почасовой оплаты).
При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за
сутки независимо от расчетного часа.
Исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить
единый расчетный час.
III. Порядок предоставления услуг
14. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать
условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора
- требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам.
Если нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные
требования к услугам, качество предоставляемых услуг должно
соответствовать этим требованиям.
Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и
качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям
присвоенной ей категории.
15. Исполнитель обязан предоставить потребителю без
дополнительной оплаты следующие виды услуг:
вызов скорой помощи;
пользование медицинской аптечкой;
доставка в номер корреспонденции по ее получении;
побудка к определенному времени;
предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды
и столовых приборов.
16. Порядок проживания в гостинице устанавливается
исполнителем.
17. Исполнитель в соответствии со статьей 925 Гражданского
кодекса Российской Федерации отвечает за сохранность вещей
потребителя.
В случае обнаружения забытых вещей исполнитель обязан
немедленно уведомить об этом владельца вещей. Если лицо, имеющее
право потребовать забытую вещь, или место его пребывания
неизвестны, исполнитель обязан заявить о находке в милицию или
орган местного самоуправления.
18. В организациях общественного питания, связи и бытового
обслуживания, размещенных в гостинице, лица, проживающие в
гостинице, обслуживаются вне очереди.
19. Потребитель обязан соблюдать установленный исполнителем
порядок проживания и правила противопожарной безопасности.
20. Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в
любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части
оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и
возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в
целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть
цены услуги.
(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
IV. Ответственность исполнителя и потребителя
за предоставление услуг
21. Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги
вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков;
соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу.
Потребитель вправе расторгнуть договор на предоставление услуг
и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в
установленный срок не устранил эти недостатки.
Потребитель также вправе расторгнуть договор, если он обнаружил
существенные недостатки в оказанной услуге или иные существенные
отступления от условий договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
Исполнитель должен устранить недостатки оказанной услуги в
течение часа с момента предъявления потребителем соответствующего
требования.
Требования потребителя об уменьшении цены оказанной услуги, а
также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора на
предоставление услуг, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со
дня предъявления соответствующего требования.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения
убытков, причиненных ему в связи с недостатком оказанной услуги.
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения
соответствующих требований потребителя.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном
устранении недостатков при оказании услуг не освобождает
исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение
срока окончания оказания услуги.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
22. За нарушение сроков удовлетворения отдельных требований
потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый час
(день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в
размере 3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены
отдельной услуги, если ее можно определить.
23. За нарушение сроков начала оказания услуг по договору на
бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю
за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов
суточной цены забронированных мест.
Если исполнитель нарушил сроки начала оказания услуг по
договору на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему
выбору вправе:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
назначить исполнителю новый срок;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
расторгнуть договор об оказании услуги.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения
убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания
услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для
удовлетворения соответствующих требований потребителя.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
Назначенные потребителем новые сроки оказания услуги
указываются в договоре об оказании услуги.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
При расторжении потребителем договора об оказании услуги по
договору на бронирование мест в гостинице исполнитель не вправе
требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе
оказания услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением
случая, если потребитель принял оказанную услугу.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 N 693)
24. Исполнитель в соответствии с законодательством Российской
Федерации несет ответственность за вред, причиненный жизни,
здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков при
оказании услуг, а также компенсирует моральный вред, причиненный
потребителю нарушением прав потребителя.
25. В случае нарушения исполнителем настоящих Правил защита
прав потребителей, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, осуществляется в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
26. Потребитель в соответствии с законодательством Российской
Федерации возмещает ущерб в случае утраты или повреждения
имущества гостиницы, а также несет ответственность за иные
нарушения.
27. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и другими федеральными органами
исполнительной власти в пределах их компетенции.
(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
|