Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.04.97 N ГКПИ 97-133 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ИЗВЕКОВА О.В., ФАСТОВСКОГО И.А., ШЕРШНЕВА В.В., ГИППА А.С., ПОРУБЕНСКОГО А.П., ДОРОФЕЕВА А.К., ШАРАФУТДИНОВА А.Н., ОЛЕСИКОВА С.Н., СИЛАНТЬЕВА В.Я., ДЕШЕВЫХ А.И. И ГАНЖЕНКО Г.З. О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ Ч.2 СТ. 140 ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ МИНОБОРОНЫ РФ ОТ 19.06.95 N 238

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 23 апреля 1997 г. N ГКПИ 97-133
   
       Именем Российской Федерации
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
       председательствующего                 судьи Верховного Суда РФ
                                                       Редченко Ю.Д.,
       народных заседателей                           Королевой Л.Г.,
                                                   Мараховского В.И.,
       при секретаре                                    Поповой Ю.В.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,
   
       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлениям Извекова   О.В.,   Фастовского   И.А.,  Шершнева  В.В.,
   Гиппа А.С., Порубенского А.П., Дорофеева А.К., Шарафутдинова А.Н.,
   Олесикова С.Н.,  Силантьева В.Я.,  Дешевых А.И.  и Ганженко Г.З. о
   признании незаконной части второй ст.  140  приложения  к  Приказу
   Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 1995 г.  N 238 "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Приказ   Министра   обороны
   Российской Федерации 1994 г. N 350" в части, касающейся сохранения
   за пенсионерами из числа  военнослужащих,  прослуживших  не  менее
   15 календарных   лет  в  районах  Крайнего  Севера  или  не  менее
   20 календарных лет в приравненных к ним местностях и  выбывших  из
   этих  местностей  после  1  января 1997 г.,  права на получение по
   новому   месту   жительства   пенсии,   исчисленной    с    учетом
   соответствующего   районного   коэффициента   по   прежнему  месту
   жительства,  возложении   на   Министерство   обороны   Российской
   Федерации  обязанности  по  перерасчету  пенсии с учетом районного
   коэффициента и возмещении морального вреда,
   
                               установил:
   
       Приказом Министра  обороны  Российской  Федерации  N  238   от
   19 июня  1995  г.  были  внесены  изменения  и дополнения в Приказ
   Министра обороны Российской  Федерации  1994  г.  N  350  согласно
   приложению,  в  соответствии с которым статья 140 дополнена частью
   второй  следующего   содержания:   "За   пенсионерами   из   числа
   военнослужащих, прослуживших не менее 15 календарных лет в районах
   Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в  приравненных  к
   ним  местностях, которые  непосредственно  проходили службу в этих
   районах и местностях,  где им была назначена пенсия за выслугу лет
   или по  инвалидности  с  соответствующим районным коэффициентом, в
   случае переезда их на  новое  постоянное  место  жительства  после
   1 января 1997 г.  в местности, для которых районный коэффициент не
   установлен или установлен в меньшем размере,  сохраняется право на
   получение по новому месту жительства пенсии,  исчисленной с учетом
   соответствующего  районного   коэффициента   по   прежнему   месту
   жительства (в том числе и при последующих ее перерасчетах)...".
       Считая данный Приказ в указанной части незаконным и ущемляющим
   права  граждан,  проходивших  военную  службу  в  районах Крайнего
   Севера и приравненных к ним  местностях,  на  получение  пенсии  с
   учетом  соответствующего  районного  коэффициента при выезде их из
   этих районов до 1 января 1997 г., заявители обратились в Верховный
   Суд  Российской  Федерации  с  заявлениями  о признании названного
   Приказа в этой части недействительным и сохранении за  ними  права
   на  получение  военной  пенсии  с  учетом  районного коэффициента,
   начиная с 1 января 1997 г.  Кроме этого,  заявитель  Извеков  О.В.
   просил  также  взыскать  с  Министерства  обороны  причиненный ему
   нарушением его прав моральный вред.
       В обоснование своих требований заявители сослались на то,  что
   указанное выше положение Приказа  о  сохранении  пенсии  с  учетом
   соответствующего   районного   коэффициента   только   за  лицами,
   выбывшими  из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   местностей  после  1  января  1997  г.,  противоречит Федеральному
   закону "О внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской
   Федерации "О   пенсионном  обеспечении  лиц,  проходивших  военную
   службу,  службу в органах внутренних дел,  и их  семей",  а  также
   п. 16.1   Постановления   Правительства  Российской  Федерации  от
   15 апреля 1996 г.  N 434 "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
   решения Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного
   обеспечения лиц,  проходивших военную  службу,  службу  в  органах
   внутренних дел,   налоговой  полиции,  и  их  семей",  которые  не
   содержат  каких-либо  ограничений  на  выплату  пенсий  с   учетом
   соответствующего   районного  коэффициента  с  1  января  1997  г.
   указанной  категории  лиц.  Полагают,  что  Министерство  обороны,
   установив  фактически  порядок  выплаты  пенсии  названным  лицам,
   превысило свои полномочия.
       В судебном заседании  заявители  свои  требования  поддержали.
   Извеков   О.В.  при  этом  пояснил,  что  требование  о  взыскании
   морального вреда им заявлено в связи  с  нарушением  Министерством
   обороны  его права на получение квартиры и к этому процессу оно по
   существу отношения  не  имеет,  но  с  учетом  всех  обстоятельств
   данного дела настаивает на его рассмотрении.
       Представитель Министерства  обороны  Парков  А.Ч.  с  доводами
   заявителей  не согласился и просил об оставлении их требований без
   удовлетворения,  пояснив,  что при существующей редакции названных
   выше  Закона  и  Постановления  Правительства Российской Федерации
   Министерство обороны Российской  Федерации  не  может  выплачивать
   пенсии с учетом районного коэффициента лицам,  выбывшим из районов
   Крайнего Севера и  приравненных  к  ним  местностей  до  1  января
   1997 г.,  поскольку ни в Законе,  ни в Постановлении Правительства
   не  содержится  указаний  о  перерасчете  выплачиваемых этим лицам
   пенсий, а говорится лишь о сохранении получаемых пенсий.
       Выслушав объяснения   заявителей,  представителя  Министерства
   обороны Российской  Федерации,  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской   Федерации  Федотовой  А.В.,  полагавшей
   заявленные  требования  удовлетворить   частично,   и   исследовав
   материалы дела,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда   Российской   Федерации   находит   требования    заявителей
   подлежащими частичному удовлетворению.
       В соответствии  с ч.  2 ст.  43 Закона Российской Федерации "О
   пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу,  службу в
   органах внутренних дел,  и их семей" с изменениями и  дополнениями
   от  28  ноября 1995 г.  за пенсионерами из числа лиц,  проходивших
   военную  службу,  прослуживших  в  районах   Крайнего   Севера   и
   приравненных к   ним  местностях  соответственно  не  менее  15  и
   20 календарных лет,  которым пенсия (включая надбавки и повышения,
   кроме  предусмотренных ст.  45 настоящего Закона) была исчислена с
   применением части первой настоящей  статьи,  при  выезде  из  этих
   районов и   местностей   на   новое  постоянное  место  жительства
   сохраняется размер пенсии,  исчисленной с учетом  соответствующего
   районного  коэффициента,  в  порядке, определяемом  Правительством
   Российской Федерации.
       Пунктом же   16.1   Постановления   Правительства   Российской
   Федерации  от  15  апреля  1996  г.  N 434 "О внесении изменений и
   дополнений  в  решения  Правительства  Российской   Федерации   по
   вопросам пенсионного обеспечения лиц,  проходивших военную службу,
   службу в органах внутренних  дел,  налоговой  полиции,  их  семей"
   предусмотрено  сохранять  размер  пенсии с учетом соответствующего
   районного коэффициента за пенсионерами  из  числа  военнослужащих,
   прослуживших  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к ним
   местностях соответственно не менее  15  и  20  календарных  лет  и
   непосредственно  перед  увольнением  проходивших  военную службу в
   этих районах и местностях, где им была начислена пенсия за выслугу
   лет  или по инвалидности с соответствующим районным коэффициентом,
   в  случае  их  последующего  выезда  на  новое  постоянное   место
   жительства  в местности,  в которых соответствующий коэффициент не
   установлен. Данный  пункт  Постановления  введен  в   действие   с
   1 января 1997 г.
       Как установлено судом,  перерасчет  получаемой  пенсии  лицам,
   выехавшим   из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
   местностей на постоянное место жительства в местности, для которых
   в  которых соответствующий коэффициент не установлен,  до 1 января
   1997 г.,  военными комиссариатами не  произведен  и  заявители  до
   настоящего  времени  с  учетом Приказа Министра обороны Российской
   Федерации N 238 от 19 июня 1995 г.  продолжают получать пенсию без
   сохранения  соответствующего  районного коэффициента,  несмотря на
   то,  что ранее до выезда из указанных выше местностей они получали
   пенсию с учетом такого коэффициента.
       Утверждение при  этом   представителя   Министерства   обороны
   Российской  Федерации  Маркова А.В.  о том,  что ни названным выше
   Законом,  ни Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   15  апреля  1996  г.  N  434 не предусмотрен перерасчет получаемых
   пенсий лицам,  выехавшим из указанных выше местностей до 1  января
   1997  г.,  в  связи  с  чем  в  приложении к оспариваемому Приказу
   Министра обороны Российской  Федерации  (ч.  2  ст.  140)  и  было
   указано о сохранении пенсий с учетом районного коэффициента только
   тем лицам, которые выехали из этих местностей лишь после названной
   даты, нельзя признать убедительным.
       Из содержания ст. 2 Федерального закона (N 186-ФЗ) "О внесении
   изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О пенсионном
   обеспечении лиц,  проходивших военную  службу,  службу  в  органах
   внутренних дел,  и их семей" следует, что Правительство Российской
   Федерации должно обеспечить перерасчет пенсий, ранее назначенных в
   соответствии   с   Законом   Российской  Федерации  "О  пенсионном
   обеспечении лиц,  проходивших военную  службу,  службу  в  органах
   внутренних дел, и их семей", в сроки, указанные в ст. 3 настоящего
   Федерального закона, т.е. до 1 января 1997 г.
       Исходя из  этого,  довод  представителя  Министерства  обороны
   Российской Федерации о том,  что данным  Законом  не  предусмотрен
   перерасчет  ранее  назначенных  пенсий, опровергается  содержанием
   вышеприведенной нормы.
       Кроме того,  в  соответствии  с  ч.  2  ст.  43  этого  Закона
   исчисление пенсий с учетом районного коэффициента  производится  в
   порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, который
   фактически определен Постановлением от 15 апреля 1996 г.  N 434. С
   учетом положений ст.  ст. 2 и 3 названного Закона  оспариваемым же
   заявителями  Приказом  Министра  обороны   Российской   Федерации,
   вопреки упомянутым Закону и Постановлению Правительства Российской
   Федерации,  по существу установлен иной порядок исчисления  пенсии
   указанным выше  лицам,  что противоречит требованиям ч.  2 ст.  48
   названного Закона и свидетельствует о превышении Министром обороны
   представленных ему полномочий при решении данного вопроса.
       В случае неясности вопроса  о  том,  в  каком  порядке  должна
   исчисляться  пенсия  лицам,  выбывшим из районов Крайнего Севера и
   приравненных к ним местностей до 1 января  1997  г.,  Министерству
   обороны  Российской Федерации следовало обратиться за разъяснением
   этого вопроса в Правительство Российской Федерации, а не дополнять
   его своим Приказом.
       Согласно ч.  3 ст.  15 Конституции любые нормативные  правовые
   акты,  каковым  является  и  обжалуемый  Приказ  Министра  обороны
   Российской Федерации,  затрагивающие права,  свободы и обязанности
   человека   и   гражданина,  не  могут  применяться,  если  они  не
   опубликованы официально для всеобщего сведения.
       В судебном   заседании   установлено,  и  этого  не  оспаривал
   представитель  Министерства  обороны  Российской  Федерации,   что
   обжалуемый    Приказ   Министра   обороны   Российской   Федерации
   государственную  регистрацию  в  Министерстве  юстиции  Российской
   Федерации  до  настоящего  времени  не  прошел  и  официально  для
   всеобщего сведения не опубликован.
       При таких  данных  оспариваемый  заявителями  Приказ  Министра
   обороны и приложение к нему в  указанной  выше  части,  по  мнению
   суда, не подлежит применению.
       Что касается требования заявителей о возложении обязанности на
   Министерство   обороны   Российской   Федерации   по   перерасчету
   выплачиваемых им пенсий, то оно не может быть рассмотрено в данном
   судебном  процессе,  поскольку  перерасчет  выплачиваемых пенсий в
   соответствии   с   требованиями   закона   должен    производиться
   соответствующими   военными  комиссариатами  по  месту  жительства
   заявителей. В  случае  же отказа в таком перерасчете пенсий каждый
   из заявителей вправе обратиться с этим требованием в районный  суд
   по своему месту жительства.
       Не подлежит  рассмотрению в данном процессе также и требование
   Извекова О.В.  о возмещении  ему  морального  вреда,  причиненного
   нарушением   его   права  на  получение  жилья,  а  доказательств,
   свидетельствующих  о  причинении  ему  такого   вреда   обжалуемым
   Приказом  Министра  обороны  Российской  Федерации,  им в судебном
   заседании не приведено,  что дает  основания  суду  для  отказа  в
   удовлетворении этого требования.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239  ГПК РСФСР,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                                решила:
   
       требования заявителей:  Извекова   О.В.,   Фастовского   И.А.,
   Шершнева  В.В.,  Гиппа  А.С.,  Порубенского А.П.,  Дорофеева А.К.,
   Шарафутдинова А.Н.,  Олесикова С.Н., Силантьева В.Я., Дешевых А.И.
   и Ганженко Г.З. удовлетворить частично.
       Признать незаконной часть вторую ст.  140 приложения к Приказу
   Министра обороны Российской Федерации от 19 июня 1995 г.  N 238 "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Приказ   Министра   обороны
   Российской Федерации 1994 г.  N 350" в части сохранения  пенсий  с
   учетом   соответствующего   районного  коэффициента  только лицам,
   выехавшим  из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
   местностей на постоянное место жительства в местности, для которых
   такой коэффициент не установлен  лишь  после  1  января  1997  г.,
   недействительной и не подлежащей применению.
       Извекову Олегу   Викторовичу  в  удовлетворении  требования  о
   возмещении морального вреда отказать.
       Настоящее решение  обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz