ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ III ПЛЕНУМА от 23.04.97
О ПОЛОЖЕНИИ В ОБРАЗОВАНИИ
И ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЯХ ПРОФСОЮЗА
Продолжающееся бездействие федеральной власти и власти в
субъектах РФ привело к значительному ухудшению положения
работников образования, обучающихся, всей системы образования в
целом.
Федеральное правительство, администрация многих регионов
фактически устранились от решения проблем образования, школы,
детства, учащейся молодежи. Единственная конкретная реакция многих
властных структур, допускающих массовые нарушения трудового
законодательства, - угрозы сокращения, увольнения, судебного
преследования учителей.
Нарастают масштабы замены бесплатного образования платными
образовательными услугами, сокращения сети образовательных
учреждений, в первую очередь малочисленных, в наиболее отдаленных
территориях.
Продолжает осуществляться сокращение установленных для
работников образования (прежде всего на селе) и студентов
социальных гарантий и льгот.
Не соглашаясь с политикой властей, только в текущем году
работниками образования проведены три всероссийские акции в защиту
образования, не прекращаются локальные забастовки, катастрофически
нарастает число учителей, принимающих решение о проведении
голодовок, прибегающих к акциям гражданского неповиновения.
Тысячи педагогических коллективов поддержали обращения
участников пикета у Дома правительства 13 января и 17 февраля 1997
г. в адрес Правительства РФ и Президента РФ, содержащие
предложения отраслевого профсоюза по нормализации положения в
образовании.
Обещания, звучавшие от правительственных чиновников о
досрочном погашении долга по заработной плате работникам
образования, дезориентируют общественное сознание, способствуют
росту социальной напряженности в педагогических коллективах.
Однако ни одно распоряжение Правительства РФ, принятое по этой
острейшей проблеме, своевременно и в полном объеме не выполнено.
Утвержденный Правительством РФ график погашения задолженности
по зарплате работникам образовательных учреждений, финансируемых
из федерального бюджета, выполнен лишь за март текущего года. Из
суммы авансового трансферта, направленного в 15 регионов России по
поручению Правительства РФ целевым порядком для погашения долгов
по заработной плате работникам образования, до учителей дошло
менее 50 процентов.
Руководители многих регионов используют коллективные акции
протеста учителей для получения максимально возможной финансовой
поддержки от федеральной власти, имея средства на счетах
администраций, не принимают достаточных в условиях чрезвычайной
ситуации мер по выплате заработной платы даже за текущий период.
Министерство общего и профессионального образования РФ не
приняло необходимых упреждающих мер по нормализации ситуации в
отрасли и, в частности, по стабилизации текущего финансирования
образовательных учреждений, преодолению тенденции нарастания
задолженности по заработной плате работникам образования.
В результате задолженность по заработной плате работникам
образования уже составляет 9,6 трлн. рублей.
Закрытость бюджетов, нежелание чиновников во властных
структурах всех уровней предоставлять своевременную информацию о
сроках и порядке прохождения бюджетных средств не только
общественным организациям, но и нередко территориальным органам
Рострудинспекции не дают возможности осуществлять эффективный
государственный и общественный контроль за целевым использованием
средств федерального бюджета, направляемых из Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов РФ на погашение задолженности по
заработной плате работникам образования и других бюджетных
отраслей.
Федеральное собрание РФ не осуществляет контроль за
реализацией собственных многочисленных постановлений и
рекомендаций парламентских слушаний по вопросам положения в
образовании, принимаемых нередко под воздействием политического
момента; не обеспечивает приоритетность создания и
совершенствования законодательной базы, способствующей правовой
защищенности образовательных учреждений, работников отрасли,
обучающихся.
Пленум ЦК профсоюза отмечает отсутствие четкой и
последовательной государственной политики в области образования в
переходный период.
Попытка федерального правительства решить проблему погашения
задолженности по заработной плате учителям, другим работникам
образования в субъектах РФ явно продемонстрировала неэффективность
принятого механизма оказания финансовой помощи субъектам РФ через
систему трансфертов, неспособность государственной власти
обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств, создать
условия для реализации конституционных гарантий граждан на
получение бесплатного образования.
III пленум ЦК профсоюза постановляет:
1. Считать, что:
1.1. Положение в образовании сложилось чрезвычайное.
Учреждения образования почти не финансируются, долг по заработной
плате растет, что ставит под угрозу продолжение учебного года и
своевременное начало нового 1997/98 учебного года, физическое
существование главного интеллектуального потенциала государства -
учителей, преподавателей вузов.
1.2. Правительство РФ не обеспечивает реализацию
конституционных гарантий граждан на получение полноценного
бесплатного образования, нарушает законы РФ, не контролирует и не
принимает мер по устранению нарушений законодательства РФ в
субъектах Российской Федерации.
2. Обратиться к председателю Правительства РФ, руководителям
субъектов РФ и предложить министру общего и профессионального
образования РФ В.Г. Кинелеву поддержать предложения участников III
пленума ЦК профсоюза:
- не позднее 15 мая т.г. принять решение, обеспечивающее
своевременную выплату отпускных работникам образовательных
учреждений, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов и предусматривающее погашение не
позднее 15 августа 1997 г. задолженности по заработной плате
работникам образования на принципах долевого участия федеральной
власти и администраций регионов по графикам, согласованным
руководителями субъектов РФ с территориальными организациями
профсоюза;
- ввести в практику работы Правительства РФ рассмотрение на
заседаниях вопросов об ответственности глав администраций
регионов, не обеспечивающих целевое использование бюджетных
средств, выполнение конституционных гарантий граждан на бесплатное
образование и указов Президента РФ от 28.02.97 N 134 и от 26.03.97
N 263;
- изменить механизм предоставления из федерального бюджета
финансовой поддержки субъектов РФ с учетом возможности
территориальных бюджетов обеспечить конституционные гарантии
граждан на получение бесплатного образования;
- внести предложения по изменению законодательной основы
создания и использования в территориях внебюджетных фондов с
использованием доходов от государственной и муниципальной
собственности.
3. В случае невыполнения Правительством РФ предложений III
пленума ЦК профсоюза призвать работников образования.
- использовать предоставляемое законодательством РФ о труде
право не уходить в очередной отпуск в случае невыплаты в полном
объеме заработной платы за все время отпуска в установленный срок;
- не начинать новый 1997/98 учебный год в случае невыполнения
графиков погашения задолженности по заработной плате.
4. Считать действия Минобразования РФ, органов управления
образованием, администраций образовательных учреждений,
направленные на формальное завершение учебного процесса в первую
очередь в выпускных классах, в которых итоговая аттестация
признана Законом РФ "Об образовании" обязательной, не отвечающими
интересам учащихся, родителей, общества в целом.
5. Президиуму ЦК профсоюза обратиться от имени III пленума ЦК
профсоюза:
- в Федеральное собрание РФ по вопросу безусловного
фактического обеспечения объемов финансирования расходов на
образование, утвержденных Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 1997 год", независимо от степени выполнения доходной
части федерального бюджета в 1997 году;
- к государственным органам законодательной и исполнительной
власти в субъектах РФ, органам местного самоуправления с
предложением закрепить в бюджетах всех уровней приоритетность
финансирования и защищенность всех статей расходов на образование
в объемах, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий
граждан на бесплатное образование;
- в Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ с предложением
предусмотреть в федеральном бюджете на 1998 год финансирование
расходов, обеспечивающих реализацию норм, предусмотренных
законодательством РФ об образовании и науке.
6. Президиуму ЦК профсоюза, территориальным комитетам
профсоюза продолжить работу по отстаиванию трудовых,
профессиональных, социально-экономических прав и интересов
работников, студентов, используя для этого возможности принятия
согласованных решений трехсторонних комиссий всех уровней,
Генерального соглашения, отраслевых (тарифных) соглашений,
территориальных соглашений, колдоговоров. Обеспечить более тесный
контакт с территориальными органами Рострудинспекции.
Добиваться безусловного выделения бюджетных средств на оплату
отпускных и погашение задолженности по заработной плате
работникам, социальных выплат студентам в соответствии с
графиками, согласованными с комитетами профсоюза.
7. Территориальным организациям профсоюза рассмотреть итоги
обсуждения на пленуме вопроса о положении образования в России,
принять постановления выборных органов по реализации решений III
пленума профсоюза и направить их в ЦК профсоюза не позднее 20 мая
т.г.
Председатель профсоюза В.М. Яковлев
|