ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 1997 г. N СШ-6-08/315
В соответствии с пунктами 3.21 и 3.22 Плана работы
Государственной налоговой службы России на 1997 год направляется
для практического применения в работе примерная Программа и
методические рекомендации по проведению проверок правильности
исчисления и своевременности перечисления в бюджет подоходного
налога с физических лиц туристическими и аудиторскими фирмами.
С.С.ШТАРЕВ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКАМ ПРАВИЛЬНОСТИ
ИСЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ТУРИСТИЧЕСКИМИ
КОМПАНИЯМИ И АУДИТОРСКИМИ ФИРМАМИ
Госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации в мае -
августе 1997 года надлежит организовать проведение проверок
правильности взимания, полноты и своевременности перечисления в
бюджет подоходного налога с физических лиц туристическими
компаниями и аудиторскими фирмами.
Проверки могут проводиться как тематические, либо при
проведении комплексных проверок названных организаций необходимо
отразить вопросы соблюдения законодательства по подоходному налогу
с физических лиц.
Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц" на предприятия, учреждения и
организации, являющиеся источниками дохода, возложена обязанность
вести учет этих доходов, удерживать с них подоходный налог и в
установленном порядке перечислять налоговые платежи в бюджет.
Проверки проводятся в целях обеспечения контроля за
соблюдением законодательства по подоходному налогу с физических
лиц, выявления фактов его нарушения, а также обеспечения полного и
своевременного внесения налоговых платежей в соответствующие
бюджеты.
Проверке подлежат:
российские и иностранные юридические лица независимо от их
организационно - правовой формы, осуществляющие на территории
Российской Федерации туроператорскую и турагентскую деятельность,
иную деятельность по организации путешествий как в пределах
Российской Федерации, так и в другие страны;
аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том
числе иностранные и созданные совместно с иностранными
юридическими и физическими лицами.
До проведения документальной проверки следует проанализировать
поступившие от таких организаций справки, отчеты (Приложения
N N 3, 8 к Инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35),
имеющиеся данные о перечислениях в бюджет сумм подоходного налога,
изучить материалы ранее проведенных проверок, характер имевших
место нарушений, предложения по предыдущей проверке и их
выполнение, другую имеющуюся информацию о деятельности и
финансовом состоянии организаций, занимающихся в проверяемом
регионе туристской, аудиторской деятельностью.
Проверка должна начинаться с ознакомления с учредительными
документами, включая лицензии на осуществление туристской и
аудиторской деятельности, структурой организации, учетной
политикой, порядком формирования уставного капитала, распределения
прибыли, оплаты труда, фондов стимулирования, а также с
внутренними документами на куплю - продажу, аренду имущества и
т.д.
В учредительных документах, договорах и соглашениях содержатся
данные о характере осуществляемой деятельности, порядке ее
организации, распределения прибыли, предоставлении работникам
социальных и материальных благ.
Наряду с общими вопросами по порядку применения
законодательства по подоходному налогу с физических лиц особое
внимание следует уделить отдельным особенностям деятельности:
1) организаций туристического бизнеса;
2) аудиторских фирм.
При этом проверка проводится по двум направлениям:
- по доходам, выплачиваемым штатным и нештатным сотрудникам
проверяемых организаций;
- по доходам, получаемым от этих организаций другими
физическими лицами.
1. При проверке туристических фирм и компаний следует
руководствоваться следующими законодательными актами и
нормативными документами:
- Федеральным законом от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации";
- Положением о лицензировании международной туристической
деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.12.95 N 1222;
- Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и
дополнениями;
- Инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По
применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц";
- письмами Минфина России "О туристских путевках" от 16.06.94
N 16-30-65, от 10.04.96 N 16-00-30-19, зарегистрированными
Минюстом России 30.01.97 N N 1236 - 1239.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" деятельность по формированию,
продвижению и реализации туристского продукта осуществляется на
основании лицензии.
Осуществление деятельности по направлению туристов за рубеж и
приему иностранных туристов на территории Российской Федерации
лицензируется Государственным комитетом Российской Федерации по
физкультуре и туризму, он также имеет право передавать подобные
полномочия соответствующим органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим лицензирование туристической
и экскурсионной деятельности в краях, областях, автономных
образованиях, городах федерального подчинения.
При изучении договоров, заключаемых туроператорами или
турагентами по реализации туристского продукта, следует обратить
особое внимание на принятый в организации порядок первичного учета
туроператора или турагента (ведение учета движения путевок
(ваучеров), их оформление, форма оплаты). Для проверки
достоверности учета рекомендуется выборочно проверить движение
путевок за месяц (квартал).
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского
продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу
турагентом (туроператором). Путевка является неотъемлемой частью
договора на реализацию туристского продукта, а также документом
первичного учета туроператора (турагента). При этом туристско -
экскурсионные путевки на поездки как в пределах Российской
Федерации, так и в другие страны могут оформляться на бланках
строгой отчетности по формам, утвержденным письмами Минфина России
от 16.06.94 N 16-30-65, 10.04.96 N 16-00-30-19,
зарегистрированными Минюстом России 30.01.97 N N 1236 - 1239.
Допускается выдача путевок по образцам, разрабатываемым
турагентствами и туроператорами.
При осуществлении международного туризма могут использоваться
туристские ваучеры, также являющиеся документом, устанавливающим
право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающим
факт их оказания.
При зарубежных поездках помимо путевки (ваучера) турист
приобретает у турфирмы полис медицинской страховки, существующий в
качестве самостоятельного документа.
При проверке доходов, получаемых физическими лицами,
состоящими с турфирмами в трудовых отношениях, включая
совместителей, следует иметь в виду, что в случае направления
таких сотрудников в служебные командировки в качестве
сопровождающих тургрупп, в целях налогообложения в совокупный
доход, полученный этими работниками, не включаются суммы суточных
в пределах норм, установленных законодательством, а также
фактически произведенные и документально подтвержденные целевые
расходы по проезду и проживанию. Если поездки таких работников
оформляются в ином порядке, например, за счет средств турфирмы или
тургруппы, оплачивается стоимость путевки для сопровождающего,
стоимость таких путевок подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке по совокупности с другими доходами,
полученными работником турфирмы.
Доходы, получаемые физическими лицами от турфирм от выполнения
работ по договорам гражданско - правового характера (на
сопровождение групп, оказание услуг в качестве гида - переводчика
и т.д.), подлежат налогообложению в этой организации, включая
возмещаемую за счет средств организации стоимость поездок по таким
договорам.
Физические лица, извлекавшие доходы от выполнения работ по
гражданско - правовым договорам, вправе уменьшить свой
налогооблагаемый доход на суммы документально подтвержденных
расходов, произведенных этими лицами, непосредственно связанных с
извлечением дохода по таким договорам, при подаче декларации в
налоговый орган.
Если турфирма заключает договора на приобретение путевок с
юридическими лицами, производившими перечисление средств за
приобретаемые путевки, рекомендуется провести встречные проверки
на предмет включения стоимости таких поездок в налогооблагаемый
доход физических лиц, совершивших поездки за счет средств
организации.
При проверке следует обратить внимание на принятую турфирмой
систему скидок и призов. Стоимость путевок (ваучеров), страховых
полисов, выдаваемых турфирмой бесплатно или со скидками от обычной
цены реализации, например, по результатам розыгрыша лотерей на
получение бесплатной путевки, скидки постоянным клиентам,
работникам турфирмы и т.д., подлежит налогообложению в турфирме в
общеустановленном порядке исходя из размера полученной льготы в
размере стоимости путевки или скидки.
2. При проверке аудиторских фирм следует руководствоваться
следующими законодательными актами и нормативными документами:
- Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263
"Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвердившим
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О
подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и
дополнениями;
- Инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По
применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц".
В соответствии с Временными правилами юридические лица -
аудиторские фирмы, в том числе иностранные и созданные совместно с
иностранными юридическими и физическими лицами, имеют право
заниматься аудиторской деятельностью после получения лицензии на
осуществление такой деятельности и включения в государственный
реестр аудиторов и аудиторских фирм. Занятие аудиторской
деятельностью без получения лицензий запрещается. Налоговые органы
вправе предъявить в таком случае в арбитражный суд иск о взыскании
доходов, полученных в результате незаконной деятельности, и
штрафа.
Учитывая, что согласно Временным правилам аудит представляет
собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной
документации, налоговых деклараций и других финансовых
обязательств и требований экономических субъектов, а также
оказанию иных аудиторских услуг, подготовка физического лица -
аудитора за счет средств организации, включая обучение,
прохождение аттестации (сдачу квалификационного экзамена), не
может в связи с этим рассматриваться для целей налогообложения как
повышение квалификации.
Стоимость обучения на подготовительных курсах по аттестации
сотрудников аудиторской фирмы на право осуществления аудиторской
деятельности, а также стоимость аттестации (сдачи
квалификационного экзамена), оплаченная за счет средств фирмы,
подлежит включению в совокупный налогооблагаемый доход этих
сотрудников в общеустановленном порядке. Если организация
производит оплату лицензии на осуществление аудиторской
деятельности, выдаваемой физическому лицу - аудитору, стоимость
такой оплаченной лицензии учитывается в составе совокупного
налогооблагаемого дохода этого лица.
Проверка налогообложения доходов аудиторов - сотрудников фирмы
проводится после изучения принятой фирмой системы и условиями
оплаты труда аудиторов.
Согласно Временным правилам аудиторские фирмы для проведения
проверок вправе привлекать на договорной основе аудиторов,
работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также
иных специалистов. На таких привлеченных специалистов аудиторская
фирма должна представлять сведения по ф. 3 в общеустановленном
порядке.
Правильность определения налогооблагаемого дохода проверяется
с учетом данных о размерах и порядке расчетов за выполненные
работы, предусмотренные в договорах, заключаемых между аудиторской
фирмой и проверяемой организацией. На стоимость услуг аудитора
также может составляться отдельный протокол соглашения о
договорной цене на проведение аудиторской проверки, прилагаемый к
основному договору.
Если выплаты по договорам на проведение проверок, заключенным
между аудиторской фирмой и ее клиентом, произведены физическим
лицам - аудиторам непосредственно проверяемой организацией минуя
счет аудиторской фирмы, выплаченные суммы следует рассматривать в
качестве дохода, подлежащего налогообложению в порядке статьи 11
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"
у источника его выплаты, то есть в порядке, предусмотренном для
налогообложения доходов, полученных физическими лицами наряду с
доходами по месту основной работы от других предприятий,
учреждений, организаций или иных работодателей. Аудиторы фирм,
получавшие вознаграждение от проверяемых организаций, по окончании
календарного года должны подать налоговую декларацию по месту
жительства.
В случае заключения аудиторами фирмы, имеющими именные
лицензии, договора на проведение проверок от своего имени,
подоходный налог с суммы выплаченных вознаграждений у источника
выплаты не должен удерживаться лишь в случае, если упомянутые лица
предъявили свидетельства о государственной регистрации в качестве
субъекта предпринимательской деятельности без образования
юридического лица на право занятия аудиторской деятельностью.
Суммы по оплате работы аудиторов - сотрудников аудиторской
фирмы, проводивших аудиторскую проверку по поручению органа
дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда,
выплачиваемые как за счет проверяемого экономического субъекта,
так и средств федерального бюджета, подлежат включению в их
совокупный налогооблагаемый доход у источника выплаты в
общеустановленном порядке.
Вопросы своевременности перечисления подоходного налога в
бюджет, порядок представления сведений по форме N 3 и
достоверности отчетных данных проверяются с момента предыдущей
проверки.
Все факты нарушения норм Закона Российской Федерации "О
подоходном налоге с физических лиц" фиксируются в акте проверки,
на основании которого налоговыми органами принимается решение о
мерах ответственности за нарушения налогового законодательства.
Материалы проверок оформляются актом.
О результатах проверки не позднее 15 октября 1997 года следует
представить информацию в Управление методологии налогообложения
физических лиц Госналогслужбы России в виде справки с заполнением
таблиц отдельно по туристическим и аудиторским фирмам согласно
Приложению.
В справке укажите основные виды нарушений, причины и условия,
способствующие их совершению, примеры по наиболее характерным
нарушениям и значительным доначислениям по результатам проверок,
предложения по совершенствованию методики проверок.
Начальник Управления
методологии налогообложения
физических лиц -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
М.П.СОКОЛ
Приложение
Госналогинспекция по _____________
ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОВЕРКАХ ТУРИСТИЧЕСКИХ
И АУДИТОРСКИХ ФИРМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
--------T------T----------T---------------T----------T-----------¬
¦ ¦Кол-во¦Кол-во ¦Сумма доначис- ¦ Недоимка ¦Привлечено ¦
¦ ¦прове-¦орг., до- ¦лений в тыс. ¦ ¦к адм. от- ¦
¦ ¦ренных¦пустивших ¦руб. ¦ ¦ветствен- ¦
¦ ¦орг. ¦нарушения ¦ ¦ ¦ности ¦
¦ ¦(в ¦законод. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ед.) +----T-----+----T----------+----T-----+-----T-----+
¦ ¦ ¦все-¦в ¦все-¦в том ¦сум-¦пеня ¦кол- ¦сум- ¦
¦ ¦ ¦го ¦т.ч. ¦го ¦числе ¦ма ¦за ¦во ¦ма ¦
¦ ¦ ¦ ¦не- ¦ +---T------+за- ¦не- ¦долж.¦штра-¦
¦ ¦ ¦ ¦свое-¦ ¦не-¦штраф.¦дол-¦свое-¦лиц ¦фа ¦
¦ ¦ ¦ ¦врем.¦ ¦до-¦санк- ¦жен.¦врем.¦ ¦тыс. ¦
¦ ¦ ¦ ¦пере-¦ ¦бор¦ции ¦ ¦пере-¦ ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦числ.¦ ¦по ¦ ¦ ¦чис- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦нало-¦ ¦на-¦ ¦ ¦ление¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦га ¦ ¦ло-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------+----+-----+----+---+------+----+-----+-----+-----+
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+-------+------+----+-----+----+---+------+----+-----+-----+-----+
¦Турис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фирмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------+----+-----+----+---+------+----+-----+-----+-----+
¦Ауди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фирмы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+------+----+-----+----+---+------+----+-----+-----+------
Заместитель начальника
инспекции _________________ Исполнитель ____________________
(подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.,
телефон)
|