ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 16 апреля 1997 г. N 15-57
О РАЗВИТИИ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межведомственная комиссия по подрядным торгам при Госстрое
России рассмотрела на своем заседании итоги работы комиссии в
1996 году, план ее работы на 1997 год и о создании Российской
ассоциации организаторов подрядных торгов.
Направляя протокол заседания комиссии об итогах ее работы,
Межведомственная комиссия просит администрации территориальных
органов власти, министерства и ведомства Российской Федерации
принять дополнительные меры по внедрению конкурсного отбора
подрядчиков по строительству. В соответствии с Генеральным
соглашением о взаимодействии Минстроя России и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
строительства, архитектуры, градостроительства и
жилищно-коммунального хозяйства просим органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации оказать содействие в
организации федерального государственного единовременного
статистического наблюдения согласно Постановлению Госкомстата
России от 19 декабря 1995 г. N 199 "Об утверждении формы
федерального государственного единовременного статистического
наблюдения за проведением подрядных торгов и кратких указаний по
ее заполнению".
Ответственный секретарь
Межведомственной комиссии
А.Д.КОЧЕРОВ
Приложение N 1
ПРОТОКОЛ
от 4 апреля 1997 г. N 7
ЗАСЕДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПОДРЯДНЫМ ТОРГАМ
Председательствовал - А.А. Бабенко
Присутствовали: Ишутин П.К., Кочеров А.Д., Абарыков В.П.,
Дидковский В.М., Кузнецов В.И., Михеев С.А., Абрамов В.П.,
Васильев В.С., Шакиров Р.Б., Жуковский Ю.Б., Текучев Н.И.,
Максимов С.Н., Сметанников С.А., Олейников О.В., Вербицкая Н.И.,
Абдурахманов С.С., Кондратьева Н.И.
I. Об итогах работы Межведомственной комиссии
по подрядным торгам в 1996 году и плане ее работы
на 1997 год
(Кочеров А.Д., Жуковский Ю.Б., Абарыков В.П.,
Бабенко А.А.)
1. Отметить, что Межведомственной комиссией в 1996 году
проведена определенная работа по дальнейшему развитию практики
организации и проведения подрядных торгов и совершенствованию
договорных отношений в строительстве.
Создана инфраструктура рынка подрядных торгов. Завершено
образование постоянно действующих региональных тендерных комиссий
во всех администрациях (кроме Чеченской Республики).
Кроме того, в большинстве регионов функционируют специально
созданные т.н. отраслевые тендерные комитеты по подрядным торгам
(в автодорожных департаментах, при таможенных комитетах, при
размещении кредитных средств Международного валютного фонда и
Европейского банка развития и реконструкции, в ряде крупных
акционерных обществ, таких как "Газпром", "Росуголь" и др.).
Всего в Российской Федерации функционируют более 150 постоянно
действующих тендерных комитетов.
Продолжалось учебно-методическое обеспечение учебных заведений
программами, лекционным материалом, непосредственным чтением
лекций по организации и проведению подрядных торгов и
совершенствованию договорных отношений.
Расширен круг учебных заведений, в которых ведется обучение
порядку проведения подрядных торгов и заключения договоров
строительного подряда. Кроме институтов, уже традиционно ведущих
повышение квалификации работников строительных профессий (ИПК
Госстроя России, ЦМИПКС, института "АСПОпроект"), в прошлом году
введены курсы по вышеназванным темам в ИПК Минтопэнерго, общества
"Знание".
За отчетный период прошли обучение по указанным выше темам
более 1500 человек.
С нового 1996 - 1997 учебного года в учебные программы
строительных вузов, а также высших учебных заведений, где есть
строительные факультеты, введены специальные курсы по организации
и проведению подрядных торгов.
Осуществляется пропагандистское обеспечение деятельности
наиболее активных тендерных комитетов и наилучших строительных
организаций, побеждающих на подрядных торгах.
Проведены региональный семинар - совещание с руководителями
тендерных комитетов, инжиниринговых фирм и строительных
организаций, заказчиками - застройщиками в г. Волгограде и
"круглый стол" в г. Москве с участием 47 крупных строительных
компаний, с целью обмена опытом эффективной работы в рыночных
условиях.
Расширяется сеть инжиниринговых фирм, оказывающих
специализированные услуги по подготовке и проведению подрядных
торгов в строительстве. Сегодня в России таких фирм насчитывается
более 2 тысяч.
Проводимая работа в определенной мере содействовала
активизации инвесторов по выбору подрядчиков на конкурсной основе.
Если в 1995 году по вновь начинаемым стройкам размещение
заказов на конкурсной основе составило только 35 процентов, то в
1996 году уже 51 процент новостроек был размещен с использованием
механизма подрядных торгов.
В общей сложности в строительстве проведено в 1996 году более
800 подрядных торгов.
В прошлом году резко возрос удельный вес подрядных торгов по
стройкам для государственных региональных нужд за счет местных
бюджетов. Администрациями регионов проводится более 45 процентов
торгов от их общего числа.
Наибольшее количество тендеров проводится в Москве,
Санкт-Петербурге, Ленинградской, Самарской, Волгоградской,
Тверской, Пензенской, Тюменской, Нижегородской областях,
Республиках Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртия.
Больше всего на конкурсы выставлялись объекты строительства
автодорог и мостов, таможен, жилья, поликлиник, оздоровительных
комплексов, офисов банков и частных фирм и т.п.
Из крупных производственных объектов подрядные торги проведены
по реконструкции Челябинского электрометаллургического комбината,
Братского и Красноярского алюминиевых заводов, ряда объектов
Тюменского нефтегазового комплекса и других.
В составе победителей на подрядном рынке отмечены
положительные тенденции. Число российских фирм, победивших на
конкурсах в прошлом году, составило более 80 процентов.
В то же время имеющиеся возможности по более широкому
развитию подрядных торгов используются не в полной мере.
Целый ряд инвесторов продолжают отдавать подряд по прямым
связям, своим местным подрядным организациям.
Отдельные подрядные торги проводятся без предварительной
квалификации претендентов.
Имеются факты, когда тендерная документация подготавливается
не в полном объеме, что мешает претендентам принять решение об
участии в предлагаемых торгах или представить необходимую и
всесторонне обоснованную оферту.
Отельные организаторы торгов допускают нарушения процедуры
конкурсного отбора победителя, в результате чего возникают
конфликтные ситуации, доходящие до арбитражных разбирательств.
Все еще не изжиты недостатки в заключительной стадии подрядных
торгов - при подготовке договоров строительного подряда.
Отдельные заказчики - застройщики составляют договора по
упрощенной схеме, на принципах взаимного администрирования, без
учета мер имущественной ответственности.
Существенным недостатком в договорных отношениях является
отсутствие практики банковских гарантий финансового обеспечения
сделок, страхования рисков в подрядной деятельности, использование
третейских судов.
Для устранения названных недостатков Центром проектной
продукции Минстроя России изданы утвержденные Межведомственной
комиссией Методические рекомендации о порядке составления
важнейших разделов договоров строительного подряда: по гарантиям и
поручительствам; по мерам имущественной ответственности; по
условиям производства работ.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 19.12.95
N 199 "Об утверждении формы федерального государственного
единовременного статистического наблюдения за проведением
подрядных торгов и кратких указаний по их заполнению" с 1996 года
введена отчетность заказчиков - застройщиков по результатам
проведенных подрядных торгов.
В 1996 году получены отчеты от 20 администраций регионов
России, в том числе 9 областей: Белгородской, Тульской, Кировской,
Астраханской, Курской, Смоленской, Пермской, Мурманской и
Тюменской; 6 Республик: Мордовия, Карелия, Коми,
Кабардино-Балкария, Удмуртия и Татарстан; 3 краев:
Ставропольского, Алтайского и Хабаровского, Ханты-Мансийского а/о
Тюменской области и г. Москвы.
Администрациями этих регионов организовано и проведено
62 подрядных торга.
Анализ полученных данных показывает, что экономический эффект
от проведенных конкурсов составил 157,2 млрд. рублей или
22,5 процентов от стартовой стоимости проекта. Средняя стоимость
одного объекта составила около 9 млрд. рублей.
Наибольшее количество подрядных торгов было проведено: в
Республике Карелия (13); Республике Коми (9); Астраханской
области (7); Республике Мордовии (5); Удмуртской Республике (4);
Курской области (4); Республике Татарстан (4), Пермской
области (2); Тюменской области (3).
Кроме регионов, ранее освоивших конкурсное размещение заказов
на подрядные работы, таких как Карелия, Белгородская, Пермская и
другие регионы, внедряют подрядные торги в Мурманской, Кировской и
Тульской областях, Ставропольском, Алтайском и Хабаровском краях.
В отраслевом разрезе наибольшее количество подрядных торгов
проведено по объектам дорожного хозяйства (строительство
автодорог - до 75%), объектам социального назначения (школы,
больницы - до 15%). Основными предметами подрядных торгов
являлись: новое строительство - до 35%, поддержание действующих
мощностей (капремонт) - до 30%, техническое перевооружение и
реконструкция - более 20%.
Конкурсное размещение заказов на строительный подряд
осуществляли застройщики в основном с государственной региональной
формой собственности - более 80%. Проявили интерес к такой форме
размещения заказов также заказчики - застройщики муниципальной и
смешанной форм собственности.
По источникам финансирования объектов строительства
доминирующее положение занимает бюджет субъектов Российской
Федерации - до 80%. Кроме того, заказчики использовали для
финансирования строек такие источники финансирования, как прибыль
(10%), субвенции из федерального бюджета - до 15% и внебюджетные
фонды - до 5%.
Анализ процедуры проведения подрядных торгов показывает, что
заказчики в большинстве своем торги осуществляли с предварительной
квалификацией претендентов (90%).
Среднее число претендентов, принимавших участие в одних
торгах, составляет около 3.
Наибольшее число претендентов в одних торгах (13) участвовало
в Хабаровском крае при размещении заказа на строительство
автодороги.
На стадии предварительной квалификации отбор претендентов
составил в целом на уровне 88 процентов. Более "строгими" в этой
процедуре были заказчики Кировской (50%), Курской и Тюменской (по
75%) областей.
Значительно повысилось качество оферт, представляемых на
рассмотрение в тендерные комитеты. Возврат оферт, не
соответствующих требованиям тендерных условий, составил 18%.
Наибольший "отсев" оферт зафиксирован на торгах в Астраханской
(61%) и Тюменской (25%) областях.
Не все торги завершились с выбором победителя. В конкурсе на
проектирование и строительство аэровокзального комплекса аэропорта
"Бесовец" на 100 пассажиров в час в Карелии победитель не выявлен.
Однако, несмотря на неоднократные обращения в адрес
администраций (письма Минстроя России от 06.02.96 N 15-14,
22.03.96 N 15-35 и 14.05.96 N 15-70) о принятии необходимых мер по
обобщению и представлению отчетов по всем проведенным в регионах
подрядным торгам, большая часть регионов не сумела организовать
сбор, обобщение и ежеквартальное представление в Минстрой
названных отчетов.
2. В целях дальнейшего развития подрядных торгов,
совершенствования процедуры их проведения и упорядочения
договорных отношений в строительстве в деятельности МВК считать
важнейшими задачами:
- продолжение работы по разработке необходимых дополнительных
правовых и нормативно-методических документов по государственному
регулированию договорных отношений и процедуры подрядных торгов;
- усиление информационного обеспечения участников
инвестиционного процесса на основе систематического анализа опыта
организации и проведения подрядных торгов и договорных отношений в
строительстве;
- оказание практической помощи субъектам Российской Федерации,
региональным тендерным комитетам, заказчикам - застройщикам,
инвесторам, строительным организациям, инжиниринговым фирмам в
дальнейшем развитии подрядных торгов и совершенствовании
договорных отношений.
3. Одобрить в основном план работы Межведомственной комиссии
на 1997 год с учетом высказанных предложений.
4. Управлению по реализации инвестиционных программ и
взаимодействию с субъектами Российской Федерации (Ишутину П.К.,
Кочерову А.Д.):
- принять дополнительные меры по сбору и обобщению отчетности
о проведенных подрядных торгах в регионах России в соответствии с
Приказом Минстроя России от 02.02.96 N 17-13;
- совместно с членом Межведомственной комиссии В.П. Абрамовым
проработать вопрос и подготовить предложения об организации
специального выпуска журнала "Промышленное и гражданское
строительство", посвященного вопросам развития подрядных торгов в
России, с учетом его выхода в июне месяце с.г.;
- в недельный срок направить всем государственным заказчикам и
субъектам Российской Федерации рекомендации об обязательном
размещении заказов на строительство объектов на конкурсной основе;
- в срок до 15 апреля разработать предложения о системе
контроля за выполнением обязательного проведения подрядных торгов
при размещении заказов для федеральных государственных нужд;
- обобщить опыт по подготовке и организации подрядных торгов,
осуществляемых Управлением инвестиционной политики г. Москвы,
работы инжиниринговых фирм, оказывающих помощь в их проведении, и
довести эту информацию до сведения всех субъектов Российской
Федерации.
5. Директору Экспертно-консультативного центра Абрамову В.П.:
- дополнительно изучить опыт работы ряда инжиниринговых
консалтинговых фирм - организаторов подрядных торгов и подготовить
материал для информации участников подрядных торгов на планируемых
региональных семинарах - совещаниях;
- проанализировать и обобщить практику изучения в вузах
специального курса по организации и проведению подрядных торгов с
целью оказания им помощи в предоставлении фактического материала и
дополнительных нормативно-правовых документов;
- изучить опыт проведения подрядных торгов на разработку
проектной документации и подготовить информационный материал для
рассмотрения на заседаниях МВК и направления региональным
тендерным комитетам.
6. Рекомендовать руководителям администраций субъектов
Российской Федерации, корпораций, предприятий и организаций
строительного комплекса:
- шире развивать конкурсный способ выбора подрядчиков при
размещении объектов строительства заказчиками - застройщиками
независимо от формы собственности;
- принять меры по повышению качества организации и проведения
подрядных торгов при размещении заказов для региональных
государственных нужд, практикуя главным образом открытые конкурсы
с участием претендентов не только своего региона;
- способствовать укреплению сети хозрасчетных консалтинговых и
инжиниринговых фирм по оказанию услуг в проведении подрядных
торгов.
II. О создании Российской ассоциации организаторов
подрядных торгов
(Дидковский В.М., Максимов С.Н., Бабенко А.А.)
1. Поддержать предложение ЦНИИЭУС Госстроя России, ЭКЦ при
Госстрое России, АО корпорации "Трансстрой" и ТОО "КО-ИНВЕСТ" по
учреждению Ассоциации по подрядным торгам в России (РАОТ).
2. Рекомендовать осуществлять деятельность этой ассоциации в
координации с деятельностью МВК по подрядным торгам при Госстрое
России, а ее региональных и отраслевых структур - с деятельностью
соответствующих государственных структур, созданных в отраслях и
регионах.
3. Оказать содействие ассоциации в разъяснении целей, задач,
форм, методов и результатов ее деятельности широкому кругу
инвесторов, заказчиков, подрядчиков, проектных и инжиниринговых
фирм.
Председатель
Межведомственной комиссии
А.А.БАБЕНКО
Ответственный секретарь
А.Д.КОЧЕРОВ
Приложение N 2
Утверждаю
Председатель Межведомственной
комиссии по подрядным торгам
А.А.БАБЕНКО
4 апреля 1997 года
ПЛАН
РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПОДРЯДНЫМ ТОРГАМ
НА 1997 ГОД
----T-------------------------------T--------T-------------------¬
¦ N ¦ Перечень вопросов для ¦ Сроки ¦ Ответственный за ¦
¦п/п¦ рассмотрения ¦ ¦ подготовку ¦
¦ ¦ ¦ ¦ вопроса ¦
+---+-------------------------------+--------+-------------------+
¦1. ¦ Рассмотрение вопросов: ¦4 апреля¦ Зам. председате- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ля комиссии - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ П.К. Ишутин ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а) Об итогах работы Межве- ¦ ¦ Ответственный ¦
¦ ¦домственной комиссии по под- ¦ ¦ секретарь комис- ¦
¦ ¦рядным торгам в 1996 году ¦ ¦ сии - А.Д. Кочеров¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) О плане работы Межведомст- ¦- " - ¦ Зам. председате- ¦
¦ ¦венной комиссии на 1997 год ¦ ¦ ля комиссии - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ П.К. Ишутин ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Ответственный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ секретарь комис- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ сии - А.Д. Кочеров¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в) О создании Российской ассо- ¦- " - ¦ Председатель ¦
¦ ¦циации организаторов подрядных ¦ ¦ подкомиссии - ¦
¦ ¦торгов ¦ ¦ В.М. Дидковский ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦ Изучение опыта, подготовка ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационно-аналитического ¦ ¦ ¦
¦ ¦материала с выездом членов Меж-¦ ¦ ¦
¦ ¦ведомственной комиссии по ¦ ¦ ¦
¦ ¦подрядным торгам при Госстрое ¦ ¦ ¦
¦ ¦России в отдельные регионы ¦ ¦ ¦
¦ ¦страны и проведение кустового ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинара - совещания с руково- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дителями тендерных комитетов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительных организаций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦заказчиков - застройщиков, ин- ¦ ¦ ¦
¦ ¦жиниринговых фирм по обмену ¦ ¦ ¦
¦ ¦опытом развития подрядных тор- ¦ ¦ ¦
¦ ¦гов в строительстве: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в г. Москве - Центрального, Се-¦июль ¦ Ответственный ¦
¦ ¦веро-Западного и Поволжского ¦ ¦ секретарь комис- ¦
¦ ¦регионов ¦ ¦ сии - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ А.Д. Кочеров, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ члены МВК ¦
¦ ¦в г. Красноярске - Уральского, ¦октябрь ¦ Ответственный ¦
¦ ¦Западно-Сибирского, Восточно - ¦ ¦ секретарь комис- ¦
¦ ¦Сибирского и Дальневосточного ¦ ¦ сии - ¦
¦ ¦регионов ¦ ¦ А.Д. Кочеров, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ члены МВК ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦ Рассмотрение вопроса "О хо- ¦декабрь ¦ ¦
¦ ¦де разработки нормативно-ме- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тодической документации по ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствованию договорных ¦ ¦ ¦
¦ ¦отношений и подрядных торгов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- "Основных положений по ор- ¦ ¦ Зам. директора ¦
¦ ¦ганизации работы и оказанию ¦ ¦ ЦНИИЭУС - ¦
¦ ¦услуг инжиниринговыми фир- ¦ ¦ В.М. Дидковский ¦
¦ ¦мами в части проведения ¦ ¦ ¦
¦ ¦подрядных торгов и развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦договорных отношений" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- "Положения о формировании ¦ ¦ Зам. директора ¦
¦ ¦договорных отношений между ¦ ¦ ЦНИИЭУС - ¦
¦ ¦инвесторами, заказчиками - ¦ ¦ В.М. Дидковский ¦
¦ ¦застройщиками и подрядными ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациями в новых ры- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ночных условиях хозяйство- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вания" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦ Организация, обобщение и ¦еже- ¦ Ответственный ¦
¦ ¦анализ статистической от- ¦квар- ¦ секретарь комис- ¦
¦ ¦четности по проведенным ¦тально ¦ сии - ¦
¦ ¦подрядным торгам в стро- ¦ ¦ А.Д. Кочеров ¦
¦ ¦ительстве и представление ¦ ¦ ¦
¦ ¦материалов руководству ¦ ¦ ¦
¦ ¦Госстроя России и в ре- ¦ ¦ ¦
¦ ¦гионы России ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦ Организация тематического ¦II ¦ Член комиссии - ¦
¦ ¦выпуска журнала "Промышлен- ¦квар- ¦ В.П. Абрамов ¦
¦ ¦ное и гражданское строи- ¦тал ¦ ¦
¦ ¦тельство", посвященного во- ¦ ¦ ¦
¦ ¦просам проведения подрядных ¦ ¦ ¦
¦ ¦торгов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦ Организация в "Строитель- ¦май ¦ Член комиссии - ¦
¦ ¦ной газете" специальной ¦ ¦ В.П. Абрамов ¦
¦ ¦рубрики по объявлениям и ¦ ¦ ¦
¦ ¦обмену опытом проведения ¦ ¦ ¦
¦ ¦подрядных торгов в стро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ительстве ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦ Разработка и согласова- ¦1997 год¦ Зам. председате- ¦
¦ ¦ние с соответствующими фе- ¦ ¦ ля комиссии - ¦
¦ ¦деральными и региональны- ¦ ¦ П.К. Ишутин ¦
¦ ¦ми органами проекта Фе- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дерального закона "О ¦ ¦ ¦
¦ ¦подрядах для государст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦венных нужд" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦ Подготовка и контроль ¦1997 год¦ Зам. председате- ¦
¦ ¦за реализацией предложе- ¦ ¦ ля комиссии - ¦
¦ ¦ний по защите отечествен- ¦ ¦ П.К. Ишутин ¦
¦ ¦ных подрядных организаций, ¦ ¦ ¦
¦ ¦внесенных Минстроем России ¦ ¦ ¦
¦ ¦при разработке проекта ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерального закона "Об ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации торгов на за- ¦ ¦ ¦
¦ ¦купку товаров, строительных ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ и услуг для государ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственных нужд" ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+--------+--------------------
Примечания. 1. В план работы комиссии могут быть включены
дополнительные вопросы.
2. В соответствии с настоящим планом подкомиссии составляют
свои планы организационной работы.
Ответственный секретарь
А.Д.КОЧЕРОВ
------------------------------------------------------------------
|