ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ФТС РФ ОТ 11.08.2004 N 17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 1997 г. N 02-12/6938
ПО ВОПРОСУ ОБОРУДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СКЛАДОВ И СКЛАДОВ
ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ АППАРАТУРОЙ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Для учета в работе, в связи с поступающими в ГТК России из
таможенных органов и различных организаций писем и запросов по
вопросу оборудования таможенных складов (ТС) и складов временного
хранения (СВХ) аппаратурой радиационного контроля, направляю
разъяснение по указанному вопросу.
Таможенным кодексом Российской Федерации и рядом Постановлений
Правительства Российской Федерации (от 16 марта 1996 г. N 291, от
8 мая 1996 г. N 574, от 7 марта 1997 г. N 264) на таможенные
органы была возложена дополнительная функция по проведению
таможенного контроля радиоактивных материалов. В соответствии с
федеральной целевой программой развития таможенной службы
Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
1 сентября 1996 г. N 1052, таможенным органам необходимо повысить
надежность таможенного контроля за перемещением делящихся и
радиоактивных материалов (ДРМ).
Учитывая изложенное, а также в целях реализации Закона "О
радиационной безопасности населения", в таможенные органы были
направлены письма ГТК России от 20.11.96 N 01-15/20580, от
19.12.96 N 01-15/22647 и от 06.01.97 N 02-12/138 об уточнении
конкретных требований к обустройству ТС и СВХ для осуществления
таможенного контроля за товарами, предполагаемыми для хранения на
этих складах. К этим требованиям относятся введение в состав
оборудования склада стационарной таможенной системы обнаружения
ДРМ "Янтарь" в необходимой для конкретных условий комплектации или
поисковых микропроцессорных дозиметров ДРС-РМ1401.
Вышеуказанные письма были подготовлены в соответствии с
Приказами ГТК России от 10 августа 1993 г. N 314 и от 7 октября
1993 г. N 388, которыми были утверждены соответственно Положение о
таможенных складах и Положение о временном хранении (складах
временного хранения).
Основные особенности указанных складов следующие:
- территория ТС и СВХ является зоной таможенного контроля;
- в выдаче лицензии на учреждение ТС или СВХ может быть
отказано в случаях, если обустройство помещений, предназначенных
для этих складов, не соответствует указанным Положениям и не
отвечает требованиям таможни, если таможня в силу объективных
причин не может в полной мере осуществлять таможенный контроль за
товарами, предполагаемыми для хранения на складе, а также в иных
случаях, когда имеются достаточные основания для отказа;
- обустройство складов должно исключать возможность
поступления товаров и изъятие их со склада помимо таможенного
контроля и обеспечивать сохранность товаров, находящихся на
складе;
- таможня вправе устанавливать конкретные требования к
обустройству таможенного склада.
Дооборудование и техническое обслуживание стационарной
таможенной системы "Янтарь" или поискового дозиметра ДРС-РМ1401
должно производиться в соответствии с этими Положениями владельцем
складов за его счет. Указанные технические средства остаются на
балансе склада и передаются таможенным органам только для их
использования при проведении таможенного контроля.
В качестве основных модификаций системы "Янтарь" в условиях ТС
и СВХ были предложены два варианта ее исполнения - "Янтарь-1С" и
"Янтарь-2С", стоимость которых составляет ориентировочно 6,7 тыс.
дол. и 12,0 тыс. дол. США ( без учета НДС) соответственно, что в 2
раза меньше стоимости аналогичных мониторов США.
Основные характеристики рекомендуемых для размещения на ТС и
СВХ систем "Янтарь-1С" и "Янтарь-2С" были приведены в письме ГТК
России от 06.01.97 N 01-12/138.
ТС и СВХ, размещаемые в аэропортах и портах, открытых для
международного сообщения, в пунктах пропуска через государственную
или таможенную границу, должны дооборудоваться системами "Янтарь"
в необходимом для конкретных условий варианте исполнения -
"Янтарь-1П", "Янтарь-2П", "Янтарь-3П", "Янтарь-1Ж", "Янтарь-2Ж",
"Янтарь-1А", "Янтарь-1А", - в том случае, если технологией
таможенного контроля данного пункта пропуска не предусмотрен
радиационный контроль аналогичными системами товаров и
транспортных средств, ввозимых на склад и вывозимых со склада
непосредственно при их перемещении через таможенную границу.
При этом следует отметить, что система "Янтарь"
разрабатывалась НПЦ "Аспект" (г. Дубна) по ТЗ ГТК России. В связи
с отсутствием в России на момент разработки системы нормативных
документов, определяющих типовые требования к данному классу
аппаратуры и порядок проведения их испытаний, ТЗ на систему было
разработано на основании требований стандартов США к радиационным
мониторам.
Опытные образцы системы "Янтарь" прошли испытания в Российском
федеральном ядерном центре - ВНИИТФ (г. Снежинск) на фактических
ядерных материалах (уран-235, уран-238, плутоний-239) по программе
и методике, основанной также на требованиях американских
стандартов.
В дальнейшем в Лос-Аламосской национальной лаборатории США
были проведены сравнительные испытания системы "Янтарь" с
аналогичными американскими мониторами фирм TSA и Канберра. По
результатам испытаний Лос-Аламосской национальной лабораторией был
выдан системе "Янтарь" сертификат соответствия требованиям
стандартов США (ASTM) С1237-93, С1112-93, С993-92.
Стационарная таможенная система "Янтарь" адаптирована к
технологии таможенного контроля, имеет устройство документирования
срабатываний, а также ряд других эксплуатационных достоинств.
В этом году Минатом России с участием Госстандарта России
начал первые попытки по разработке Российского государственного
стандарта "Оборудование радиационного контроля специальных ядерных
материалов. Общие технические требования. Методы испытаний".
Так в марте с.г. отработка этого разрабатываемого стандарта
проводилась на системе "Янтарь" в различных комплектациях по
программе, утвержденной ГП ВНИИМ им. Менделеева Госстандарта
России в РФЯЦ-ВНИИТФ. В настоящее время ГП ВНИИМ им. Менделеева
Госстандарта России оформляет акт сертификационных испытаний
системы "Янтарь". Следует отметить, что указанные сертификационные
испытания аппаратуры данного типа с участием представителей
Госстандарта России на фактических ядерных материалах проводились
впервые.
В отдельных обоснованных случаях, с учетом особенностей
конкретного склада, по решению начальника регионального
таможенного управления или Управления организации таможенного
контроля (для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России)
допускается в состав оборудования ТС и СВХ вводить вместо системы
"Янтарь" - поисковые микропроцессорные дозиметры ДРС-РМ1401,
передаваемые владельцами складов в пользование сотрудникам
соответствующих таможенных органов. Указанное решение должно
приниматься в случае возможности организации таможенным органом
радиационного таможенного контроля на складе переносными
поисковыми дозиметрами ДРС-РМ1401.
Поисковый дозиметр ДРС-РМ1401 разрабатывался СП "Полимастер"
(г. Минск) также по ТЗ ГТК России и удовлетворяет требованиям по
обнаружению ДРМ и эксплуатационным характеристикам при таможенном
контроле. Ориентировочная его стоимость 1200 долл. США.
Выбор предприятий - разработчиков стационарной таможенной
системы "Янтарь" и поискового прибора ДРС-РМ1401 был осуществлен
на основе конкурса, проведенного в 1995 году ГТК России в
РФЯЦ-ВНИИТФ, с участием 14 зарубежных и российских организаций.
ГТК России до введения в действие вышеуказанного Российского
государственного стандарта готов рассмотреть предложения любого
предприятия - разработчика радиационных мониторов, при условии
представления результатов испытаний этих систем, проведенных в
РФЯЦ-ВНИИТФ по той же программе, по которой проверялась система
"Янтарь" на соответствие стандартов США (ASTM) С1237-93, С1112-93,
С993-92.
Мнение отдельных организаций о том, что ввоз радиоактивных
материалов необходимо контролировать только на пограничных пунктах
пропуска ошибочно, так как при этом не все радиоактивные материалы
(особенно перемещаемые автомобильным и железнодорожным
транспортом, с учетом защитных свойств контейнеров и стенок
транспортных средств) могут быть выявлены на пограничных пунктах
пропуска. При поступлении ввозимых в Российскую Федерацию товаров
на склады производится их перегрузка, сортировка, переупаковка, в
ходе которых выявление в них радиоактивных материалов значительно
упрощается.
Кроме того, организация контроля радиоактивных материалов на
складах при вывозе товаров и транспортных средств из Российской
Федерации не позволит выявленные радиоактивные материалы
перемещать по территории России до пограничных пунктов пропуска.
При этом, в случае отсутствия такого контроля на складах,
радиоактивные материалы, помещаемые на него, будут подвергать
радиоактивному облучению другие товары, а также людей.
С учетом изложенного, вышеуказанные письма ГТК России по
уточнению конкретных требований по обустройству таможенных складов
и складов временного хранения техническими средствами
радиационного контроля для организации таможенного контроля не
противоречат Таможенному кодексу и положениям о складах.
Начальник Управления
организации таможенного
контроля ГТК России
А.Г.ВАСИЛЬЕВ
|