КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 1997 г. N 54-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТКАЧЕНКО ВАЛЕРИЯ ФЕДОРОВИЧА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе судьи-
секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.В. Витрука, Г.А.
Гаджиева, Ю.М. Данилова, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В.
Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
гражданина В.Ф. Ткаченко требованиям Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин В.Ф. Ткаченко направил в Конституционный Суд
Российской Федерации ряд жалоб, в которых просит проверить
конституционность части третьей статьи 29 Федерального закона от
24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". По его мнению, данная норма, как устанавливающая
различный порядок обеспечения работающих и неработающих инвалидов
санаторно-курортными путевками, противоречит положениям статей 7
(часть 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" уведомлял заявителя о несоответствии его
жалоб требованиям названного Закона, однако в очередной жалобе,
поступившей 3 марта 1997 года, он требует принятия Конституционным
Судом Российской Федерации решения по поставленному вопросу.
2. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" предусматривает систему гарантированных
государством мер социальной защиты инвалидов, направленных на
создание им равных с другими гражданами возможностей участия в
жизни общества. Так, согласно его статье 29 неработающим инвалидам
санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной
защиты населения по месту жительства; работающим инвалидам они
предоставляются по месту работы на льготных условиях.
Различия в порядке обеспечения санаторно-курортными путевками
неработающих и работающих инвалидов предопределены не только
разными источниками финансирования (средства местных бюджетов и
средства фонда социального страхования), но и тем, что работающие
инвалиды, получая пенсию и заработную плату, имеют более высокий
уровень материального обеспечения. В то же время, учитывая, что
эта категория работающих нуждается в повышенной охране здоровья,
законодатель установил для них специальный льготный, а не общий
порядок обеспечения санаторно-курортными путевками. Так, в
соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.3 Инструкции о порядке
планирования, выпуска, распределения, реализации и выдачи путевок
в санатории, пансионаты с лечением, учреждения отдыха,
специализированные санаторные пионерские лагеря круглогодичного
действия, городские курортные водогрязелечебницы и курсовок на
амбулаторно-курортное лечение (утверждена Постановлением
Президиума ВЦСПС от 26 апреля 1988 г. N 5-1) работающие инвалиды
обеспечиваются санаторно-курортными путевками за счет средств
социального страхования в первоочередном порядке бесплатно или со
скидкой в 70 процентов их стоимости. Подобная дифференциация
предоставления санаторно-курортных путевок направлена на повышение
уровня социальной защиты работающих инвалидов и не может
рассматриваться как устанавливающая какие-либо ограничения
конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 39 и 41
Конституции Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду также, что решение о предоставлении
конкретному работающему инвалиду санаторно-курортной путевки
принимает комиссия социального страхования предприятия
(организации, учреждения) с учетом размера фонда социального
страхования, количества работающих инвалидов, вида и тяжести
заболевания, а также материального положения обратившегося за
путевкой инвалида. Поэтому предоставление санаторно-курортных
путевок работающим инвалидам в каждом конкретном случае связано с
проверкой и исследованием фактических обстоятельств, от чего
Конституционный Суд Российской Федерации в силу части третьей
статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" должен воздерживаться во всех случаях,
когда это относится к компетенции других судов или иных органов.
Кроме того, заявитель не представил официального документа
(решения комиссии социального страхования, созданной по месту его
работы) о предоставлении или об отказе в предоставлении ему
санаторно-курортной путевки на основании статьи 29 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, жалоба В.Ф. Ткаченко не отвечает требованиям
части второй статьи 96 и пункта 2 статьи 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" и в силу этого не может быть признана допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Ткаченко Валерия Федоровича как не являющейся допустимой в
соответствии с требованиями Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|