МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 1997 г. N 215
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МВД РОССИИ НА ВЕСЬ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу воспитательной работы с
курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на
весь период обучения.
Заместитель Министра,
генерал-лейтенант милиции
В.И.ФЕДОРОВ
Утверждена
Приказом МВД России
от 9 апреля 1997 г. N 215
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
НА ВЕСЬ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Настоящая Программа направлена на реализацию Концепции
воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных
учреждений органов внутренних дел, утвержденной Приказом
заместителя Министра N 651 от 10 декабря 1996 года, и может
рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов
каждым вузом и ссузом с учетом их специфики и региональных
особенностей.
Логика построения программы соответствует логике процессов
воспитания и развития личности учащихся образовательных учреждений
МВД, охватывая этапы профессиональной ориентации, профессионально-
психологического отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и
слушателей к условиям учебной и служебной деятельности
образовательных учреждений, развития профессионально значимых
качеств учащихся и подготовки выпускников к самостоятельной
профессиональной деятельности.
Программа определяет содержание воспитательной работы с
курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России и
содержит в себе основные организационно-методические мероприятия,
обеспечивающие формирование личности специалиста органов
внутренних дел.
Раздел 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
-------------------T-----------------T---------------------------¬
¦Цели профориента- ¦Задачи воспита- ¦ Примерное содержание ¦
¦ционной работы и ¦тельной работы в ¦ и формы работы ¦
¦профессионально- ¦процессе профори-¦ ¦
¦психологического ¦ентации и профес-¦ ¦
¦отбора ¦сионально-психо- ¦ ¦
¦ ¦логического отбо-¦ ¦
¦ ¦ра ¦ ¦
+------------------+-----------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------+-----------------+---------------------------+
¦Улучшение качест- ¦Совершенствование¦- создание координационного¦
¦венного состава ¦системы ¦ совета по вопросам ¦
¦абитуриентов и ¦информирования о ¦ профориентационной работы¦
¦учащихся образова-¦деятельности ¦ из представителей органов¦
¦тельных учреждений¦образовательных ¦ управления народным ¦
¦МВД России. ¦учреждений МВД ¦ образованием (республики,¦
¦Содействие осоз- ¦России ¦ края, области, города, ¦
¦нанному выбору ¦ ¦ района), учреждений ¦
¦профессии ¦ ¦ народного образования и ¦
¦ ¦ ¦ учебного заведения МВД; ¦
¦ ¦ ¦- расширение сети ¦
¦ ¦ ¦ юридических колледжей, ¦
¦ ¦ ¦ специализированных ¦
¦ ¦ ¦ классов в лицеях и ¦
¦ ¦ ¦ образовательных школах; ¦
¦ ¦ ¦- открытие подготовительных¦
¦ ¦ ¦ отделений для поступающих¦
¦ ¦ ¦ в учебные заведения МВД; ¦
¦ ¦ ¦- создание рекламно- ¦
¦ ¦ ¦ справочной печатной и ¦
¦ ¦ ¦ видеопродукции о системе ¦
¦ ¦ ¦ учебных заведений МВД; ¦
¦ ¦ ¦- издание справочников для ¦
¦ ¦ ¦ поступающих в образова- ¦
¦ ¦ ¦ тельные учреждения МВД; ¦
¦ ¦ ¦- проведение дней открытых ¦
¦ ¦ ¦ дверей образовательных ¦
¦ ¦ ¦ учреждений МВД и ¦
¦ ¦ ¦ тематических вечеров; ¦
¦ ¦ ¦- организация экскурсий в ¦
¦ ¦ ¦ практические органы ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел для ¦
¦ ¦ ¦ учащихся общеобразова- ¦
¦ ¦ ¦ тельных школ и лицеев; ¦
¦ ¦ ¦- проведение на базе ¦
¦ ¦ ¦ образовательных учрежде- ¦
¦ ¦ ¦ ний МВД и практических ¦
¦ ¦ ¦ органов внутренних дел ¦
¦ ¦ ¦ спортивно-массовых и ¦
¦ ¦ ¦ культурных мероприятий ¦
¦ ¦ ¦ для учащихся общеобразо- ¦
¦ ¦ ¦ вательных школ и лицеев; ¦
¦ ¦ ¦- организация в образова- ¦
¦ ¦ ¦ тельном учреждении МВД ¦
¦ ¦ ¦ постоянно действующего ¦
¦ ¦ ¦ семинара по методике ¦
¦ ¦ ¦ профориентационной работы¦
¦ +-----------------+---------------------------+
¦ ¦Совершенствование¦- проведение выборочных ¦
¦ ¦работы по ¦ экспресс-исследований ¦
¦ ¦социально- ¦ профориентационной работы¦
¦ ¦психологическому ¦ с потенциальными абитури-¦
¦ ¦изучению ¦ ентами образовательных ¦
¦ ¦абитуриентов ¦ учреждений МВД; ¦
¦ ¦ ¦- анализ и обобщение мате- ¦
¦ ¦ ¦ риалов профессионально- ¦
¦ ¦ ¦ психологического отбора ¦
¦ ¦ ¦ абитуриентов прошлых лет;¦
¦ ¦ ¦- создание справочно- ¦
¦ ¦ ¦ информационной базы дан- ¦
¦ ¦ ¦ ных "Абитуриент"; ¦
¦ ¦ ¦- разработка модели абиту- ¦
¦ ¦ ¦ риента образовательного ¦
¦ ¦ ¦ учреждения МВД; ¦
¦ ¦ ¦- организация и проведение ¦
¦ ¦ ¦ юридических олимпиад сре-¦
¦ ¦ ¦ ди учащихся специализиро-¦
¦ ¦ ¦ ванных и общеобразова- ¦
¦ ¦ ¦ тельных школ и колледжей ¦
¦ +-----------------+---------------------------+
¦ ¦Установление ¦- проведение психологи- ¦
¦ ¦пригодности ¦ ческого обследования ¦
¦ ¦абитуриентов к ¦ претендентов на обучение;¦
¦ ¦обучению в ¦- проведение индивидуальных¦
¦ ¦образовательном ¦ собеседований и консуль- ¦
¦ ¦учреждении МВД по¦ таций с абитуриентами; ¦
¦ ¦избранной ¦- подготовка заключений по ¦
¦ ¦специальности ¦ результатам психологи- ¦
¦ ¦ ¦ ческого обследования ¦
¦ ¦ ¦ абитуриентов ¦
¦ +-----------------+---------------------------+
¦ ¦Оптимальное ¦- внесение предложений по ¦
¦ ¦комплектование ¦ комплектованию учебных ¦
¦ ¦учебных групп ¦ групп с учетом психологи-¦
¦ ¦курсантов и ¦ ческой совместимости ¦
¦ ¦слушателей ¦ учащихся ¦
L------------------+-----------------+----------------------------
Раздел 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ
КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-----------------T-------------------T---------------------------¬
¦ Цель адаптации ¦ Задачи ¦ Примерное содержание ¦
¦ ¦ воспитательной ¦ и формы работы ¦
¦ ¦ работы в процессе ¦ ¦
¦ ¦адаптации курсантов¦ ¦
¦ ¦ и слушателей к ¦ ¦
¦ ¦учебной и служебной¦ ¦
¦ ¦ деятельности ¦ ¦
+----------------+-------------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------+-------------------+---------------------------+
¦Оптимизация ¦Диагностика ¦- определение исходного ¦
¦сроков адаптации¦исходного уровня ¦ уровня сформированности ¦
¦курсантов и ¦профессионально ¦ профессионально значимых ¦
¦слушателей к ¦значимых и ¦ качеств личности курсан- ¦
¦условиям учебной¦личностных качеств ¦ тов и слушателей; ¦
¦и служебной ¦курсантов и ¦- составление социально- ¦
¦деятельности ¦слушателей ¦ психологических портретов¦
¦образовательных ¦ ¦ курсантов и слушателей; ¦
¦учреждений МВД ¦ ¦- выявление лиц, имеющих ¦
¦России ¦ ¦ склонности к отклоняюще- ¦
¦ ¦ ¦ муся и деструктивному ¦
¦ ¦ ¦ поведению ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Формирование у ¦- обучение учащихся навыкам¦
¦ ¦учащихся установки ¦ самопознания и анализа ¦
¦ ¦на самоанализ и ¦ личностных затруднений; ¦
¦ ¦самосовершенство- ¦- оказание помощи курсантам¦
¦ ¦вание ¦ и слушателям в планирова-¦
¦ ¦ ¦ нии работы по самосовер- ¦
¦ ¦ ¦ шенствованию; ¦
¦ ¦ ¦- проведение индивидуальных¦
¦ ¦ ¦ психологических консуль- ¦
¦ ¦ ¦ таций и педагогических ¦
¦ ¦ ¦ бесед с курсантами и слу-¦
¦ ¦ ¦ шателями, имеющими сни- ¦
¦ ¦ ¦ женную мотивацию на про- ¦
¦ ¦ ¦ должение обучения; ¦
¦ ¦ ¦- преподавание спецкурса ¦
¦ ¦ ¦ "Обучение учению"; ¦
¦ ¦ ¦- информирование курсантов ¦
¦ ¦ ¦ и слушателей о порядке ¦
¦ ¦ ¦ пользования библиотечным ¦
¦ ¦ ¦ фондом образовательного ¦
¦ ¦ ¦ учреждения, о возможнос- ¦
¦ ¦ ¦ тях использования других ¦
¦ ¦ ¦ информационно-библиотеч- ¦
¦ ¦ ¦ ных фондов в городе и ре-¦
¦ ¦ ¦ гионе, обучение навыкам ¦
¦ ¦ ¦ поиска необходимой лите- ¦
¦ ¦ ¦ ратуры; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у учащихся ¦
¦ ¦ ¦ навыков работы с учебной ¦
¦ ¦ ¦ и научной литературой ¦
¦ ¦ ¦ (чтение, конспектирова- ¦
¦ ¦ ¦ ние, реферирование) ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Развитие навыков ¦- изучение особенностей ¦
¦ ¦общения и поведения¦ межличностных взаимоотно-¦
¦ ¦в учебном ¦ шений учащихся в учебных ¦
¦ ¦коллективе ¦ группах; ¦
¦ ¦ ¦- изучение уровня коммуни- ¦
¦ ¦ ¦ кативной компетентности ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей; ¦
¦ ¦ ¦- разработка индивидуальных¦
¦ ¦ ¦ программ адаптации для ¦
¦ ¦ ¦ лиц, имеющих затруднения ¦
¦ ¦ ¦ в межличностном общении; ¦
¦ ¦ ¦- утверждение преподавате- ¦
¦ ¦ ¦ лей-кураторов и команди- ¦
¦ ¦ ¦ ров учебных групп, курсов¦
¦ ¦ ¦ и отделений; обучение их ¦
¦ ¦ ¦ основам педагогики и ¦
¦ ¦ ¦ психологии; ¦
¦ ¦ ¦- создание общественных ¦
¦ ¦ ¦ формирований курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей, выборы ¦
¦ ¦ ¦ актива; ¦
¦ ¦ ¦- усвоение учащимися норм ¦
¦ ¦ ¦ поведения и традиций в ¦
¦ ¦ ¦ учебном коллективе; ¦
¦ ¦ ¦- обсуждение и принятие ¦
¦ ¦ ¦ группового девиза, другой¦
¦ ¦ ¦ групповой атрибутики; ¦
¦ ¦ ¦- изучение и обсуждение на ¦
¦ ¦ ¦ собраниях групп, курсов ¦
¦ ¦ ¦ основных положений Устава¦
¦ ¦ ¦ образовательного учрежде-¦
¦ ¦ ¦ ния, ознакомление с пра- ¦
¦ ¦ ¦ вами и обязанностями кур-¦
¦ ¦ ¦ сантов и слушателей, нор-¦
¦ ¦ ¦ мами поведения учащихся в¦
¦ ¦ ¦ учебном заведении, обще- ¦
¦ ¦ ¦ житии и общественных ¦
¦ ¦ ¦ местах; ¦
¦ ¦ ¦- проведение конкурсов на ¦
¦ ¦ ¦ лучшую группу образова- ¦
¦ ¦ ¦ тельного учреждения, ¦
¦ ¦ ¦ оформление классов, вы- ¦
¦ ¦ ¦ пуск стенных газет, "мол-¦
¦ ¦ ¦ ний", боевых листков; ¦
¦ ¦ ¦- вовлечение курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей в общественную¦
¦ ¦ ¦ и культурную жизнь обра- ¦
¦ ¦ ¦ зовательного учреждения; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у курсантов ¦
¦ ¦ ¦ и слушателей навыков ¦
¦ ¦ ¦ самоуправления делами ¦
¦ ¦ ¦ учебной группы, курса, ¦
¦ ¦ ¦ факультета; ¦
¦ ¦ ¦- включение курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей в систему ¦
¦ ¦ ¦ самообслуживания; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у курсантов ¦
¦ ¦ ¦ и слушателей первичных ¦
¦ ¦ ¦ навыков организаторской и¦
¦ ¦ ¦ воспитательной работы ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Уяснение курсантами¦- изучение и разъяснение ¦
¦ ¦и слушателями ¦ Закона Российской Федера-¦
¦ ¦уставных отношений ¦ ции "О милиции", Положе- ¦
¦ ¦ ¦ ния о службе в органах ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел России и ¦
¦ ¦ ¦ ведомственных нормативных¦
¦ ¦ ¦ документов о порядке ¦
¦ ¦ ¦ прохождения службы; ¦
¦ ¦ ¦- проведение вечеров ¦
¦ ¦ ¦ вопросов и ответов о ¦
¦ ¦ ¦ порядке прохождения служ-¦
¦ ¦ ¦ бы сотрудниками органов ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- изучение курсантами и ¦
¦ ¦ ¦ слушателями требований ¦
¦ ¦ ¦ Присяги, Кодекса чести и ¦
¦ ¦ ¦ уставов, разъяснение ¦
¦ ¦ ¦ значимости службы в орга-¦
¦ ¦ ¦ нах внутренних дел и лич-¦
¦ ¦ ¦ ной ответственности за ¦
¦ ¦ ¦ исполнение служебного ¦
¦ ¦ ¦ долга, соблюдение ¦
¦ ¦ ¦ дисциплины и законности; ¦
¦ ¦ ¦- проведение "круглых ¦
¦ ¦ ¦ столов" по проблеме пра- ¦
¦ ¦ ¦ вового регулирования вза-¦
¦ ¦ ¦ имоотношений в подразде- ¦
¦ ¦ ¦ лениях органов внутренних¦
¦ ¦ ¦ дел и учебных заведениях ¦
¦ ¦ ¦ системы МВД России; ¦
¦ ¦ ¦- проведение аттестации ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Уяснение курсантами¦- ознакомление курсантов и ¦
¦ ¦и слушателями ¦ слушателей с историей и ¦
¦ ¦морально-этических ¦ традициями учебного заве-¦
¦ ¦норм службы ¦ дениями, с правами и обя-¦
¦ ¦ ¦ занностями обучаемых и ¦
¦ ¦ ¦ сотрудников органов внут-¦
¦ ¦ ¦ ренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- проведение торжественных ¦
¦ ¦ ¦ ритуалов: ¦
¦ ¦ ¦ посвящения в слушатели ¦
¦ ¦ ¦ (курсанты) и вручения ¦
¦ ¦ ¦ зачетных книжек; ¦
¦ ¦ ¦ принятия Присяги; ¦
¦ ¦ ¦ вручения служебного ¦
¦ ¦ ¦ удостоверения, погон и ¦
¦ ¦ ¦ специальной формы ¦
¦ ¦ ¦ одежды; ¦
¦ ¦ ¦ вручения личного оружия;¦
¦ ¦ ¦- организация торжественных¦
¦ ¦ ¦ мероприятий, посвященных:¦
¦ ¦ ¦ Дню независимости ¦
¦ ¦ ¦ России; ¦
¦ ¦ ¦ Дню защитника Отечества;¦
¦ ¦ ¦ Дню Победы в Великой ¦
¦ ¦ ¦ Отечественной войне; ¦
¦ ¦ ¦ Дню милиции; ¦
¦ ¦ ¦ Дню учебного заведения; ¦
¦ ¦ ¦- организация встреч с ве- ¦
¦ ¦ ¦ теранами органов внутрен-¦
¦ ¦ ¦ них дел и образовательно-¦
¦ ¦ ¦ го учреждения; ¦
¦ ¦ ¦- посещение музея милиции, ¦
¦ ¦ ¦ комнат и уголков милицей-¦
¦ ¦ ¦ ской славы; ¦
¦ ¦ ¦- создание экспозиций, ¦
¦ ¦ ¦ стендов, монтажей, посвя-¦
¦ ¦ ¦ щенных героизму и мужест-¦
¦ ¦ ¦ ву работников МВД, прояв-¦
¦ ¦ ¦ ленных при выполнении ¦
¦ ¦ ¦ служебного долга; ¦
¦ ¦ ¦- организация и проведение ¦
¦ ¦ ¦ вечеров "Твоя будущая ¦
¦ ¦ ¦ профессия" ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Адаптация учащихся ¦- информирование курсантов ¦
¦ ¦к уровню требований¦ и слушателей о требовани-¦
¦ ¦по физической ¦ ях к уровню физической ¦
¦ ¦подготовке ¦ подготовки, необходимой ¦
¦ ¦ ¦ для получения избранной ¦
¦ ¦ ¦ специальности; ¦
¦ ¦ ¦- выполнение курсантами и ¦
¦ ¦ ¦ слушателями контрольных ¦
¦ ¦ ¦ упражнений и нормативов ¦
¦ ¦ ¦ профессионально-приклад- ¦
¦ ¦ ¦ ной физической подготовки¦
¦ ¦ ¦ по избранной специаль- ¦
¦ ¦ ¦ ности; ¦
¦ ¦ ¦- врачебно-педагогический ¦
¦ ¦ ¦ контроль за состоянием ¦
¦ ¦ ¦ здоровья, физического ¦
¦ ¦ ¦ развития и физической ¦
¦ ¦ ¦ подготовки курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей; ¦
¦ ¦ ¦- составление индивидуаль- ¦
¦ ¦ ¦ ных программ адаптации к ¦
¦ ¦ ¦ физическим нагрузкам для ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей, ¦
¦ ¦ ¦ имеющих недостаточный ¦
¦ ¦ ¦ уровень физической под- ¦
¦ ¦ ¦ готовленности; ¦
¦ ¦ ¦- вовлечение учащихся в ¦
¦ ¦ ¦ спортивно-массовую ¦
¦ ¦ ¦ работу; ¦
¦ ¦ ¦- пропаганда физической ¦
¦ ¦ ¦ культуры и спорта в стен-¦
¦ ¦ ¦ ной печати, многотиражной¦
¦ ¦ ¦ газете образовательного ¦
¦ ¦ ¦ учреждения ¦
L----------------+-------------------+----------------------------
Раздел 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ
-----------------T------------------T----------------------------¬
¦ Цели ¦ Задачи ¦Примерное содержание и формы¦
¦ воспитательной ¦ воспитательной ¦ работы ¦
¦ работы ¦ работы ¦ ¦
+----------------+------------------+----------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------+------------------+----------------------------+
¦Формирование ¦Повышение уровня ¦- овладение курсантами и ¦
¦профессионально ¦культуры курсантов¦ слушателями основами зна- ¦
¦значимых качеств¦и слушателей ¦ ний в области философии, ¦
¦курсантов и ¦ ¦ истории, экономики, куль- ¦
¦слушателей ¦ ¦ турологии, политологии, ¦
¦ ¦ ¦ эстетики, этики; ¦
¦ ¦ ¦- углубленное изучение ¦
¦ ¦ ¦ курсантами и слушателями ¦
¦ ¦ ¦ иностранного языка; ¦
¦ ¦ ¦- освещение в процессе пре- ¦
¦ ¦ ¦ подавания учебных дисцип- ¦
¦ ¦ ¦ лин морально-этических ¦
¦ ¦ ¦ аспектов деятельности сот-¦
¦ ¦ ¦ рудников органов внутрен- ¦
¦ ¦ ¦ них дел; ¦
¦ ¦ ¦- освещение в процессе ¦
¦ ¦ ¦ изучения учебных дисциплин¦
¦ ¦ ¦ роли органов внутренних ¦
¦ ¦ ¦ дел в сохранении ценностей¦
¦ ¦ ¦ культуры; ¦
¦ ¦ ¦- организация лектория по ¦
¦ ¦ ¦ теории и истории искусст- ¦
¦ ¦ ¦ ва, экскурсий, просмотров ¦
¦ ¦ ¦ спектаклей, фильмов, кон- ¦
¦ ¦ ¦ цертов, посещение выставок¦
¦ ¦ ¦ и музеев; ¦
¦ ¦ ¦- организация работы Универ-¦
¦ ¦ ¦ ситета культуры, творчес- ¦
¦ ¦ ¦ ких объединений, клубов по¦
¦ ¦ ¦ интересам, кружков само- ¦
¦ ¦ ¦ деятельности; ¦
¦ ¦ ¦- организация выставок работ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей, ¦
¦ ¦ ¦ творческих конкурсов в ¦
¦ ¦ ¦ общежитиях; ¦
¦ ¦ ¦- участие курсантов и слуша-¦
¦ ¦ ¦ телей в художественных ¦
¦ ¦ ¦ смотрах, конкурсах и т.д.;¦
¦ ¦ ¦- организация художествен- ¦
¦ ¦ ¦ ного оформления учебных и ¦
¦ ¦ ¦ жилых помещений; ¦
¦ ¦ ¦- введение спецкурсов по ¦
¦ ¦ ¦ технике и культуре речи, ¦
¦ ¦ ¦ общения, педагогической ¦
¦ ¦ ¦ культуре; ¦
¦ ¦ ¦- разработка методических ¦
¦ ¦ ¦ пособий и рекомендаций по ¦
¦ ¦ ¦ данной проблематике; ¦
¦ ¦ ¦- подготовка и проведение ¦
¦ ¦ ¦ тематических встреч с ¦
¦ ¦ ¦ деятелями культуры; ¦
¦ ¦ ¦- встречи-беседы со студен- ¦
¦ ¦ ¦ тами творческих вузов, мо-¦
¦ ¦ ¦ лодыми деятелями культуры ¦
¦ ¦ ¦ и искусства; ¦
¦ ¦ ¦- организация работы клуба ¦
¦ ¦ ¦ "Молодая семья" ¦
¦ +------------------+----------------------------+
¦ ¦Развитие ¦- внедрение в образователь- ¦
¦ ¦творческого ¦ ный процесс современных ¦
¦ ¦мышления курсантов¦ технологий обучения, ¦
¦ ¦и слушателей ¦ основанных на творческой ¦
¦ ¦ ¦ самостоятельной работе ¦
¦ ¦ ¦ учащихся по индивидуальным¦
¦ ¦ ¦ планам и программам; ¦
¦ ¦ ¦- использование в процессе ¦
¦ ¦ ¦ преподавания учебных дис- ¦
¦ ¦ ¦ циплин современных форм и ¦
¦ ¦ ¦ методов обучения: практи- ¦
¦ ¦ ¦ кумов, игр, учений и т.д.;¦
¦ ¦ ¦- разработка методических ¦
¦ ¦ ¦ пособий по методике само- ¦
¦ ¦ ¦ стоятельного изучения ¦
¦ ¦ ¦ учебных курсов; ¦
¦ ¦ ¦- разработка компьютерных ¦
¦ ¦ ¦ программ по изучению конк-¦
¦ ¦ ¦ ретных учебных дисциплин; ¦
¦ ¦ ¦- обеспечение преподавания ¦
¦ ¦ ¦ учебных предметов с ис- ¦
¦ ¦ ¦ пользованием современных ¦
¦ ¦ ¦ достижений науки; ¦
¦ ¦ ¦- участие слушателей в науч-¦
¦ ¦ ¦ ных конференциях по акту- ¦
¦ ¦ ¦ альным проблемам деятель- ¦
¦ ¦ ¦ ности органов внутренних ¦
¦ ¦ ¦ дел; ¦
¦ ¦ ¦- организация вечеров опро- ¦
¦ ¦ ¦ сов и ответов, устных жур-¦
¦ ¦ ¦ налов, диспутов, "круглых ¦
¦ ¦ ¦ столов", читательских ¦
¦ ¦ ¦ конференций по актуальным ¦
¦ ¦ ¦ вопросам современной науки¦
¦ ¦ ¦ и техники; ¦
¦ ¦ ¦- проведение конкурсов и ¦
¦ ¦ ¦ выставок лучших научных ¦
¦ ¦ ¦ работ, рефератов, докладов¦
¦ ¦ ¦ слушателей и курсантов; ¦
¦ ¦ ¦- создание в высших образо- ¦
¦ ¦ ¦ вательных учреждениях ¦
¦ ¦ ¦ спецкурсов по методологи- ¦
¦ ¦ ¦ ческим вопросам науки, ¦
¦ ¦ ¦ чтение спецкурса "Основы ¦
¦ ¦ ¦ научных исследований"; ¦
¦ ¦ ¦- организация встреч ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей с ¦
¦ ¦ ¦ видными учеными; ¦
¦ ¦ ¦- организация работы научных¦
¦ ¦ ¦ клубов, кружков, объедине-¦
¦ ¦ ¦ ний молодых ученых ¦
¦ +------------------+----------------------------+
¦ ¦Формирование у ¦- обучение курсантов и слу- ¦
¦ ¦учащихся культуры ¦ шателей методам коллектив-¦
¦ ¦профессионального ¦ ного решения творческих ¦
¦ ¦общения и ¦ задач и технике партнерс- ¦
¦ ¦взаимодействия ¦ кого общения; ¦
¦ ¦ ¦- преподавание спецкурса ¦
¦ ¦ ¦ "Конфликтология"; ¦
¦ ¦ ¦- изучение индивидуальных ¦
¦ ¦ ¦ особенностей личности кур-¦
¦ ¦ ¦ сантов и слушателей, про- ¦
¦ ¦ ¦ являемых в процессе меж- ¦
¦ ¦ ¦ личностного и межгруппово-¦
¦ ¦ ¦ го взаимодействия при вы- ¦
¦ ¦ ¦ полнении тренировочных ¦
¦ ¦ ¦ задач; ¦
¦ ¦ ¦- проведение практических ¦
¦ ¦ ¦ занятий, внеучебных ¦
¦ ¦ ¦ мероприятий в практических¦
¦ ¦ ¦ органах внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- изучение и анализ особен- ¦
¦ ¦ ¦ ностей поведения слушате- ¦
¦ ¦ ¦ лей и курсантов в услови- ¦
¦ ¦ ¦ ях, приближенных к экстре-¦
¦ ¦ ¦ мальным; ¦
¦ ¦ ¦- организация помощи отста- ¦
¦ ¦ ¦ ющим в учебе курсантам и ¦
¦ ¦ ¦ слушателям; ¦
¦ ¦ ¦- отражение вопросов учебно-¦
¦ ¦ ¦ служебной деятельности ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей в ¦
¦ ¦ ¦ стенной печати, многоти- ¦
¦ ¦ ¦ ражной газете и т.д.; ¦
¦ ¦ ¦- проведение собраний по ¦
¦ ¦ ¦ подведению итогов учебной ¦
¦ ¦ ¦ и служебной деятельности ¦
¦ ¦ ¦ учащихся; ¦
¦ ¦ ¦- встречи с выпускниками об-¦
¦ ¦ ¦ разовательного учреждения,¦
¦ ¦ ¦ лучшими специалистами ¦
¦ ¦ ¦ органов внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- проведение систематической¦
¦ ¦ ¦ психокоррекционной работы ¦
¦ ¦ ¦ с курсантами и слушателя- ¦
¦ ¦ ¦ ми, имеющими склонности к ¦
¦ ¦ ¦ деструктивному поведению; ¦
¦ ¦ ¦- изучение возникающих в ¦
¦ ¦ ¦ среде курсантов и слушате-¦
¦ ¦ ¦ лей неформальных групп, ¦
¦ ¦ ¦ оценка характера и направ-¦
¦ ¦ ¦ ленности их деятельности; ¦
¦ ¦ ¦- проведение в рамках изуче-¦
¦ ¦ ¦ ния специальных дисциплин ¦
¦ ¦ ¦ тренингов и ролевых игр, ¦
¦ ¦ ¦ направленных на развитие у¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей ¦
¦ ¦ ¦ навыков профессионального ¦
¦ ¦ ¦ общения; ¦
¦ ¦ ¦- обсуждение материалов пе- ¦
¦ ¦ ¦ риодической печати, отра- ¦
¦ ¦ ¦ жающих вопросы взаимодей- ¦
¦ ¦ ¦ ствия сотрудников органов ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел с гражда- ¦
¦ ¦ ¦ нами; ¦
¦ ¦ ¦- обучение элементам лектор-¦
¦ ¦ ¦ ского мастерства в школе ¦
¦ ¦ ¦ молодого лектора; подго- ¦
¦ ¦ ¦ товка к самостоятельному ¦
¦ ¦ ¦ чтению лекций по социаль- ¦
¦ ¦ ¦ но-правовым вопросам в об-¦
¦ ¦ ¦ щеобразовательных школах, ¦
¦ ¦ ¦ других образовательных уч-¦
¦ ¦ ¦ реждениях и трудовых кол- ¦
¦ ¦ ¦ лективах города и региона;¦
¦ ¦ ¦- проведение тематических ¦
¦ ¦ ¦ диспутов, встреч и "круг- ¦
¦ ¦ ¦ лых столов" по вопросам ¦
¦ ¦ ¦ культуры профессионального¦
¦ ¦ ¦ общения; ¦
¦ ¦ ¦- проведение тематических ¦
¦ ¦ ¦ бесед с курсантами и слу- ¦
¦ ¦ ¦ шателями о профессиональ- ¦
¦ ¦ ¦ ной этике начальствующего ¦
¦ ¦ ¦ состава органов внутренних¦
¦ ¦ ¦ дел ¦
¦ +------------------+----------------------------+
¦ ¦Формирование ¦- привлечение курсантов и ¦
¦ ¦общественной и ¦ слушателей к работе орга- ¦
¦ ¦служебной ¦ нов самоуправления; ¦
¦ ¦активности ¦- участие курсантов и слуша-¦
¦ ¦учащихся ¦ телей в проведении хозяйс-¦
¦ ¦ ¦ твенных работ, в субботни-¦
¦ ¦ ¦ ках и воскресниках, строи-¦
¦ ¦ ¦ тельстве и благоустройстве¦
¦ ¦ ¦ учебных и жилых помещений,¦
¦ ¦ ¦ спортивных сооружений и ¦
¦ ¦ ¦ баз; ¦
¦ ¦ ¦- участие курсантов и слуша-¦
¦ ¦ ¦ телей в самообслуживании; ¦
¦ ¦ ¦- подготовка и проведение ¦
¦ ¦ ¦ ежегодной аттестации ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей; ¦
¦ ¦ ¦- обсуждение в группах слу- ¦
¦ ¦ ¦ чаев нарушения дисциплины ¦
¦ ¦ ¦ и норм общежития; ¦
¦ ¦ ¦- организация и проведение ¦
¦ ¦ ¦ встреч учащихся с предста-¦
¦ ¦ ¦ вителями средств массовой ¦
¦ ¦ ¦ информации; ¦
¦ ¦ ¦- организация взаимопомощи ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей в ¦
¦ ¦ ¦ учебной и служебной дея- ¦
¦ ¦ ¦ тельности; ¦
¦ ¦ ¦- организация вечеров ¦
¦ ¦ ¦ отдыха; ¦
¦ ¦ ¦- чествование молодоженов, ¦
¦ ¦ ¦ молодых родителей; ¦
¦ ¦ ¦- проведение психолого-педа-¦
¦ ¦ ¦ гогического анализа осо- ¦
¦ ¦ ¦ бенностей поведения кур- ¦
¦ ¦ ¦ сантов и слушателей в ус- ¦
¦ ¦ ¦ ловиях неформального ¦
¦ ¦ ¦ общения; ¦
¦ ¦ ¦- выработка правил, ритуа- ¦
¦ ¦ ¦ лов, традиций, позволяющих¦
¦ ¦ ¦ нейтрализовать (компенси- ¦
¦ ¦ ¦ ровать) негативные прояв- ¦
¦ ¦ ¦ ления во взаимоотношениях ¦
¦ ¦ ¦ между курсантами и слуша- ¦
¦ ¦ ¦ телями ¦
¦ +------------------+----------------------------+
¦ ¦Развитие у ¦- обучение курсантов и слу- ¦
¦ ¦учащихся навыков ¦ шателей методам самоана- ¦
¦ ¦самоанализа, ¦ лиза; ¦
¦ ¦самообразования и ¦- проведение психокоррекци- ¦
¦ ¦самовоспитания ¦ онных мероприятий и педа- ¦
¦ ¦ ¦ гогических бесед с курсан-¦
¦ ¦ ¦ тами и слушателями, имею- ¦
¦ ¦ ¦ щими заниженную самооцен- ¦
¦ ¦ ¦ ку; разработка для данной ¦
¦ ¦ ¦ категории слушателей инди-¦
¦ ¦ ¦ видуальных планов самовос-¦
¦ ¦ ¦ питания; ¦
¦ ¦ ¦- использование в учебном ¦
¦ ¦ ¦ процессе активных методов ¦
¦ ¦ ¦ обучения (тренингов, дело-¦
¦ ¦ ¦ вых и ролевых игр), требу-¦
¦ ¦ ¦ ющих от курсантов и слуша-¦
¦ ¦ ¦ телей самостоятельного ¦
¦ ¦ ¦ принятия решений; ¦
¦ ¦ ¦- изучение особенностей ¦
¦ ¦ ¦ использования курсантами и¦
¦ ¦ ¦ слушателями бюджета време-¦
¦ ¦ ¦ ни, осуществление контроля¦
¦ ¦ ¦ за эффективностью самопод-¦
¦ ¦ ¦ готовки и выполнения уча- ¦
¦ ¦ ¦ щимися домашних заданий; ¦
¦ ¦ ¦- проведение с курсантами и ¦
¦ ¦ ¦ слушателями тренингов по ¦
¦ ¦ ¦ развитию навыков самокон- ¦
¦ ¦ ¦ троля, выработке стиля ¦
¦ ¦ ¦ поведения в конфликтных и ¦
¦ ¦ ¦ кризисных ситуациях; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у курсантов и¦
¦ ¦ ¦ слушателей навыков психо- ¦
¦ ¦ ¦ логической саморегуляции и¦
¦ ¦ ¦ релаксации; ¦
¦ ¦ ¦- разработка индивидуальных ¦
¦ ¦ ¦ программ физического само-¦
¦ ¦ ¦ совершенствования для кур-¦
¦ ¦ ¦ сантов и слушателей, имею-¦
¦ ¦ ¦ щих отставание в физичес- ¦
¦ ¦ ¦ кой подготовленности; ¦
¦ ¦ ¦- выработка форм взаимодей- ¦
¦ ¦ ¦ ствия с родителями учащих-¦
¦ ¦ ¦ ся, проживающих в домашних¦
¦ ¦ ¦ условиях ¦
¦ +------------------+----------------------------+
¦ ¦Формирование у ¦- освещение в процессе изу- ¦
¦ ¦учащихся чувства ¦ чения специальных дисцип- ¦
¦ ¦социально-правовой¦ лин вопросов обеспечения ¦
¦ ¦защищенности, ¦ личной безопасности и со- ¦
¦ ¦развитие навыков ¦ циально-правовой защиты ¦
¦ ¦обеспечения личной¦ сотрудника органов внут- ¦
¦ ¦безопасности ¦ ренних дел и охраны их ¦
¦ ¦ ¦ здоровья; ¦
¦ ¦ ¦- соблюдение права курсантов¦
¦ ¦ ¦ и слушателей на свободу ¦
¦ ¦ ¦ вероисповедания; ¦
¦ ¦ ¦- профилактика и пресечение ¦
¦ ¦ ¦ проявлений дискриминации ¦
¦ ¦ ¦ по национальному и полово-¦
¦ ¦ ¦ му признаку; ¦
¦ ¦ ¦- врачебно-психологический и¦
¦ ¦ ¦ педагогический контроль за¦
¦ ¦ ¦ состоянием здоровья, физи-¦
¦ ¦ ¦ ческим развитием и психо- ¦
¦ ¦ ¦ логическим состоянием ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей; ¦
¦ ¦ ¦- проверка жилищно-бытовых ¦
¦ ¦ ¦ условий семей курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей, проживающих ¦
¦ ¦ ¦ дома и на частных кварти- ¦
¦ ¦ ¦ рах; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у курсантов и¦
¦ ¦ ¦ слушателей навыков оказа- ¦
¦ ¦ ¦ ния первой медицинской ¦
¦ ¦ ¦ помощи; ¦
¦ ¦ ¦- развитие в процессе физи- ¦
¦ ¦ ¦ ческой и боевой подготовки¦
¦ ¦ ¦ навыков самообороны, вы- ¦
¦ ¦ ¦ полнение курсантами и слу-¦
¦ ¦ ¦ шателями контрольных уп- ¦
¦ ¦ ¦ ражнений и нормативов по ¦
¦ ¦ ¦ профессионально-прикладным¦
¦ ¦ ¦ видам спорта и огневой ¦
¦ ¦ ¦ подготовке; ¦
¦ ¦ ¦- доведение до сведения ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей ¦
¦ ¦ ¦ норм положенности на все ¦
¦ ¦ ¦ виды довольствия; ¦
¦ ¦ ¦- обеспечение курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей необходимым ко-¦
¦ ¦ ¦ личеством учебно-методи- ¦
¦ ¦ ¦ ческой, научно-популярной ¦
¦ ¦ ¦ литературы, специальными, ¦
¦ ¦ ¦ общественно-политическими ¦
¦ ¦ ¦ и художественными периоди-¦
¦ ¦ ¦ ческими изданиями, нагляд-¦
¦ ¦ ¦ ными и техническими средс-¦
¦ ¦ ¦ твами обучения, спортивным¦
¦ ¦ ¦ инвентарем ¦
L----------------+------------------+-----------------------------
Раздел 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-----------------T-------------------T---------------------------¬
¦ Цель ¦ Задачи ¦ Примерное содержание ¦
¦ воспитательной ¦ воспитательной ¦ и формы работы ¦
¦ работы ¦ работы ¦ ¦
+----------------+-------------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------+-------------------+---------------------------+
¦Усвоение ¦Уяснение ¦- доведение и разъяснение ¦
¦выпускниками ¦выпускниками ¦ курсантам и слушателям ¦
¦социальных и ¦сущности социальных¦ содержания новых законо- ¦
¦профессиональных¦и профессиональных ¦ дательных актов и норма- ¦
¦ролей будущей ¦ролей будущей ¦ тивных документов, регла-¦
¦служебной ¦служебной ¦ ментирующих деятельность ¦
¦деятельности ¦деятельности ¦ органов внутренних дел, ¦
¦ ¦ ¦ квалификационных характе-¦
¦ ¦ ¦ ристик выпускников и ква-¦
¦ ¦ ¦ лификационных требований ¦
¦ ¦ ¦ к специалистам; ¦
¦ ¦ ¦- преподавание спецкурса ¦
¦ ¦ ¦ "Введение в должность"; ¦
¦ ¦ ¦- освещение в процессе ¦
¦ ¦ ¦ подготовки учащихся к ¦
¦ ¦ ¦ прохождению стажировки и ¦
¦ ¦ ¦ преддипломной практики ¦
¦ ¦ ¦ этических вопросов ¦
¦ ¦ ¦ взаимоотношений молодого ¦
¦ ¦ ¦ специалиста с коллегами в¦
¦ ¦ ¦ коллективе органа ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- усвоение в процессе ¦
¦ ¦ ¦ прохождения преддипломной¦
¦ ¦ ¦ практики стереотипов ¦
¦ ¦ ¦ поведения сотрудника ¦
¦ ¦ ¦ органов внутренних дел в ¦
¦ ¦ ¦ стандартных ситуациях ¦
¦ ¦ ¦ профессиональной ¦
¦ ¦ ¦ деятельности; ¦
¦ ¦ ¦- проведение конференций, ¦
¦ ¦ ¦ семинаров, совещаний по ¦
¦ ¦ ¦ результатам прохождения ¦
¦ ¦ ¦ стажировки и преддиплом- ¦
¦ ¦ ¦ ной практики; ¦
¦ ¦ ¦- проведение психокоррекци-¦
¦ ¦ ¦ онной работы с выпускни- ¦
¦ ¦ ¦ ками по предупреждению ¦
¦ ¦ ¦ влияния криминальной ¦
¦ ¦ ¦ субкультуры; ¦
¦ ¦ ¦- закрепление за курсантами¦
¦ ¦ ¦ и слушателями наставников¦
¦ ¦ ¦ из числа сотрудников ¦
¦ ¦ ¦ органов внутренних дел по¦
¦ ¦ ¦ месту будущей службы, в ¦
¦ ¦ ¦ период прохождения стажи-¦
¦ ¦ ¦ ровки и преддипломной ¦
¦ ¦ ¦ практики; ¦
¦ ¦ ¦- ознакомление курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей с опытом рабо-¦
¦ ¦ ¦ ты общественных организа-¦
¦ ¦ ¦ ций в практических орга- ¦
¦ ¦ ¦ нах внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- встречи выпускников с ¦
¦ ¦ ¦ практическими работниками¦
¦ ¦ ¦ органов внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- проведение торжественных ¦
¦ ¦ ¦ ритуалов по: ¦
¦ ¦ ¦ присвоению первичного ¦
¦ ¦ ¦ офицерского специального ¦
¦ ¦ ¦ звания и вручение ¦
¦ ¦ ¦ офицерских погон; ¦
¦ ¦ ¦ выпуску курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей по окончании ¦
¦ ¦ ¦ учебного заведения; ¦
¦ ¦ ¦- доведение до сведения ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей ¦
¦ ¦ ¦ отзывов органов внутрен- ¦
¦ ¦ ¦ них дел о работе выпуск- ¦
¦ ¦ ¦ ников прошлых лет; ¦
¦ ¦ ¦- чествование отличников ¦
¦ ¦ ¦ учебы, окончивших учебное¦
¦ ¦ ¦ заведение с отличием, ¦
¦ ¦ ¦ занесенных на Доску поче-¦
¦ ¦ ¦ та или в Книгу почета, ¦
¦ ¦ ¦ награжденных правитель- ¦
¦ ¦ ¦ ственными наградами за ¦
¦ ¦ ¦ отличие в службе и учебе;¦
¦ ¦ ¦- организация памятного ¦
¦ ¦ ¦ фотографирования, выпуск-¦
¦ ¦ ¦ ного вечера и прощания ¦
¦ ¦ ¦ выпускников с учебным ¦
¦ ¦ ¦ заведением ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Формирование ¦- разработка и преподавание¦
¦ ¦психолого- ¦ спецкурсов "Основы воспи-¦
¦ ¦педагогической ¦ тательной работы с личным¦
¦ ¦подготовленности ¦ составом органов внутрен-¦
¦ ¦выпускников к ¦ них дел"; "Психология ¦
¦ ¦выполнению ¦ деятельности органов ¦
¦ ¦служебных ¦ внутренних дел в экстре- ¦
¦ ¦обязанностей ¦ мальных условиях" и др.; ¦
¦ ¦ ¦- освещение в процессе ¦
¦ ¦ ¦ преподавания специальных ¦
¦ ¦ ¦ дисциплин психолого- ¦
¦ ¦ ¦ педагогических аспектов в¦
¦ ¦ ¦ деятельности органов ¦
¦ ¦ ¦ внутренних дел; ¦
¦ ¦ ¦- закрепление навыков ¦
¦ ¦ ¦ психолого-педагогического¦
¦ ¦ ¦ изучения личности и ¦
¦ ¦ ¦ социальной группы; ¦
¦ ¦ ¦- развитие у учащихся ¦
¦ ¦ ¦ навыков психологического ¦
¦ ¦ ¦ воздействия на личность; ¦
¦ ¦ ¦- психологическая подготов-¦
¦ ¦ ¦ ка выпускников к деятель-¦
¦ ¦ ¦ ности в экстремальных ¦
¦ ¦ ¦ условиях; ¦
¦ ¦ ¦- доведение до сведения ¦
¦ ¦ ¦ выпускников информации об¦
¦ ¦ ¦ этнокультурных особеннос-¦
¦ ¦ ¦ тях народов России; ¦
¦ ¦ ¦- психологическая подготов-¦
¦ ¦ ¦ ка выпускников к исполь- ¦
¦ ¦ ¦ зованию спецсредств и ¦
¦ ¦ ¦ оружия; ¦
¦ ¦ ¦- обучение выпускников ¦
¦ ¦ ¦ простейшим психологичес- ¦
¦ ¦ ¦ ким методикам коррекции ¦
¦ ¦ ¦ эмоциональных состояний; ¦
¦ ¦ ¦- развитие у курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей навыков взаи- ¦
¦ ¦ ¦ модействия со средствами ¦
¦ ¦ ¦ массовой информации; ¦
¦ ¦ ¦- организация шефства ¦
¦ ¦ ¦ курсантов и слушателей ¦
¦ ¦ ¦ старших курсов над ¦
¦ ¦ ¦ младшими; ¦
¦ ¦ ¦- оказание выпускниками ¦
¦ ¦ ¦ помощи курсантам и слуша-¦
¦ ¦ ¦ телям младших курсов в ¦
¦ ¦ ¦ организации культурно- ¦
¦ ¦ ¦ массовых и спортивных ¦
¦ ¦ ¦ мероприятий; ¦
¦ ¦ ¦- выступление выпускников ¦
¦ ¦ ¦ перед курсантами и слуша-¦
¦ ¦ ¦ телями младших курсов и ¦
¦ ¦ ¦ различными группами насе-¦
¦ ¦ ¦ ления с сообщениями и ¦
¦ ¦ ¦ докладами по актуальным ¦
¦ ¦ ¦ вопросам права; ¦
¦ ¦ ¦- привлечение курсантов и ¦
¦ ¦ ¦ слушателей к участию в ¦
¦ ¦ ¦ правовом воспитании уча- ¦
¦ ¦ ¦ щихся средних школ, в ра-¦
¦ ¦ ¦ боте с подростками рай- ¦
¦ ¦ ¦ она; оказание практичес- ¦
¦ ¦ ¦ кой помощи инспекции по ¦
¦ ¦ ¦ делам несовершеннолетних ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Формирование у ¦- выявление в процессе ¦
¦ ¦выпускников навыков¦ экзаменов, при написании ¦
¦ ¦самообразования и ¦ дипломных работ (проек- ¦
¦ ¦самовоспитания в ¦ тов) основных пробелов в ¦
¦ ¦условиях ¦ подготовке слушателей и ¦
¦ ¦практической ¦ курсантов; разработка ин-¦
¦ ¦деятельности ¦ дивидуальных программ ¦
¦ ¦ ¦ подготовки к государст- ¦
¦ ¦ ¦ венным экзаменам для кур-¦
¦ ¦ ¦ сантов и слушателей, ¦
¦ ¦ ¦ имевших затруднения в ¦
¦ ¦ ¦ обучении; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у выпускни- ¦
¦ ¦ ¦ ков установок на продол- ¦
¦ ¦ ¦ жение образования; ¦
¦ ¦ ¦- информирование выпускни- ¦
¦ ¦ ¦ ков о возможностях после-¦
¦ ¦ ¦ дипломного образования и ¦
¦ ¦ ¦ повышения квалификации; ¦
¦ ¦ ¦- обучение приемам постро- ¦
¦ ¦ ¦ ения индивидуальных ¦
¦ ¦ ¦ программ самодиагностики ¦
¦ ¦ ¦ и индивидуальных планов ¦
¦ ¦ ¦ самообразования и само- ¦
¦ ¦ ¦ воспитания; ¦
¦ ¦ ¦- формирование у выпускни- ¦
¦ ¦ ¦ ков установки на изучение¦
¦ ¦ ¦ и усвоение опыта коллег- ¦
¦ ¦ ¦ профессионалов (настав- ¦
¦ ¦ ¦ ников) ¦
¦ +-------------------+---------------------------+
¦ ¦Изучение и оценка ¦- изучение и оценка уровня ¦
¦ ¦уровня ¦ сформированности у ¦
¦ ¦сформированности ¦ выпускников личностных и ¦
¦ ¦профессионально ¦ профессионально значимых ¦
¦ ¦значимых качеств ¦ качеств, составление ¦
¦ ¦выпускников в ¦ психологического портрета¦
¦ ¦соответствии с их ¦ выпускника образователь- ¦
¦ ¦квалификационными ¦ ного учреждения; ¦
¦ ¦характеристиками и ¦- проверка профессиональных¦
¦ ¦квалификационными ¦ знаний и навыков выпуск- ¦
¦ ¦требованиями к ¦ ников в период государ- ¦
¦ ¦специалисту ¦ ственных экзаменов; ¦
¦ ¦ ¦- изучение уровня сформиро-¦
¦ ¦ ¦ ванности у выпускников ¦
¦ ¦ ¦ установок на достижение ¦
¦ ¦ ¦ высоких результатов в ¦
¦ ¦ ¦ профессиональной деятель-¦
¦ ¦ ¦ ности; ¦
¦ ¦ ¦- оценка уровня сформиро- ¦
¦ ¦ ¦ ванности у выпускников ¦
¦ ¦ ¦ навыков профессионального¦
¦ ¦ ¦ общения и взаимодействия;¦
¦ ¦ ¦- изучение и оценка особен-¦
¦ ¦ ¦ ностей поведения выпуск- ¦
¦ ¦ ¦ ников в условиях высокой ¦
¦ ¦ ¦ физической и психологи- ¦
¦ ¦ ¦ ческой нагрузки; ¦
¦ ¦ ¦- психолого-педагогический ¦
¦ ¦ ¦ анализ отзывов с мест ¦
¦ ¦ ¦ прохождения преддипломной¦
¦ ¦ ¦ практики; изучение и ¦
¦ ¦ ¦ психолого-педагогический ¦
¦ ¦ ¦ анализ индивидуальных ¦
¦ ¦ ¦ особенностей поведения ¦
¦ ¦ ¦ слушателей и курсантов ¦
¦ ¦ ¦ группы риска в процессе ¦
¦ ¦ ¦ прохождения преддипломной¦
¦ ¦ ¦ практики; ¦
¦ ¦ ¦- формирование информа- ¦
¦ ¦ ¦ ционно-аналитической базы¦
¦ ¦ ¦ данных о развитии профес-¦
¦ ¦ ¦ сионально значимых ка- ¦
¦ ¦ ¦ честв личности курсантов ¦
¦ ¦ ¦ и слушателей в процессе ¦
¦ ¦ ¦ обучения и воспитания ¦
L----------------+-------------------+----------------------------
|