КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 1997 г. N 4/2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления
реабилитационной работы и специального образования Д.С. Шилова,
коллегия отмечает, что в последние годы в ряде регионов Российской
Федерации наметилась тенденция к созданию системы мер по
профилактике школьной дезадаптации.
Важным звеном в системе помощи детям, испытывающим проблемы в
обучении и поведении, являются психолого - медико - педагогические
комиссии, выполняющие функции своевременной диагностики при
определении форм обучения и последующего сопровождения
дезадаптированных детей.
В дошкольных образовательных учреждениях, в группах
компенсирующего вида оказывается помощь детям с выраженными
отклонениями в психосоматическом развитии.
В общеобразовательных учреждениях организованы классы
выравнивания для детей с задержкой психического развития, классы
компенсирующего и коррекционно - развивающего обучения для детей
"группы риска" со школьной и социальной дезадаптацией, призванные
решить проблемы школьной неуспешности и развития дезадаптированных
детей путем создания адекватных условий обучения и воспитания.
Во многих регионах Российской Федерации продолжает развиваться
психологическая служба образования, активно способствующая
гуманизации образовательной среды, предупреждению школьной
дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в
обучении и поведении.
Все большее значение приобретают в настоящее время центры
психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям и
подросткам, оказывающие высококвалифицированную многопрофильную
помощь детям, родителям, образовательным учреждениям.
Особая роль в осуществлении психологической и медико -
социальной реабилитации отводится специальным учебно -
воспитательным учреждениям для детей и подростков с девиантным
поведением открытого и закрытого типа, в которых обучаются
несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением.
Большими возможностями в работе по преодолению школьной
дезадаптации располагают учреждения дополнительного образования,
предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и
реабилитации личности ребенка в процессе индивидуальной и
групповой творческой деятельности.
В ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и достаточно
успешно функционируют региональные системы помощи
дезадаптированным детям и подросткам (Республика Северная
Осетия - Алания, Вологодская, Курганская, Ленинградская,
Московская, Пермская, Свердловская, Ярославская области,
г. Санкт - Петербург).
Во многих педвузах осуществляется целенаправленная подготовка
специалистов для образовательных учреждений, выполняющих работу по
профилактике и коррекции школьной дезадаптации (Орловский,
Череповецкий госуниверситеты, Московский, Тульский, Уральский,
Рязанский, Ярославский госпедуниверситеты, РГПУ им. Герцена,
Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
(Санкт - Петербург), Коломенский, Биробиджанский, Псковский
пединституты).
Вместе с тем условия, предлагаемые в настоящее время детям в
образовательных учреждениях и в семье, нередко способствуют
развитию у них дезадаптации вследствие невозможности и
неспособности учитывать особенности личности конкретного ребенка и
оказать ему своевременную помощь. Негативную роль при этом играют
учебные перегрузки детей.
Недостаточно четко разработаны критерии диагностики
обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении, дифференциация
коррекционных классов.
Значительная часть дезадаптированных детей оказывается вне
системы коррекционно - педагогической помощи. Сеть дошкольных
образовательных учреждений и групп компенсирующего вида охватывает
не более 2,5 - 3 процентов всех детей дошкольного возраста.
Существующая сеть специальных учебно - воспитательных
учреждений для детей с девиантным поведением в условиях
продолжающегося роста правонарушений несовершеннолетних
обеспечивает потребности России в подобных учреждениях не более
чем на 7 - 8 процентов.
Программно - методическое обеспечение в образовательных
учреждениях нуждается в серьезном реформировании. Практически
отсутствует методическая литература для родителей, воспитателей,
педагогов по выявлению, предупреждению и преодолению школьной
дезадаптации.
Одним из основных препятствий, затрудняющих работу по
преодолению причин и последствий школьной дезадаптации, является
отсутствие единой государственной системы защиты прав детей и
подростков, профилактики их безнадзорности и правонарушений,
обеспечивающей межведомственное взаимодействие в решении проблем
несовершеннолетних как на федеральном, так и на региональном
уровнях.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию Управления реабилитационной
работы и специального образования об организации работы с детьми
со школьной дезадаптацией.
2. Одобрить опыт работы по предупреждению школьной
дезадаптации и оказанию помощи детям, испытывающим сложности в
обучении, в Вологодской, Курганской, Ярославской областях.
3. Управлению реабилитационной работы и специального
образования (Д.С. Шилову) совместно с Управлением общего среднего
образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением начального
профессионального образования (Е.Я. Бутко), отделом дошкольного
образования (Р.Б. Стеркиной), отделом дополнительного образования
(А.К. Брудновым), Управлением образовательных стандартов и
программ (Г.К. Шестаковым) разработать в 1997 - 1998 годах целевую
программу "Профилактика школьной дезадаптации".
4. Управлению экономики (С.А. Белякову), Управлению
финансирования научных исследований и инноваций (Ю.В. Шленову)
обеспечить в 1997 - 1998 годах финансирование разработки и
реализации мероприятий Целевой программы "Профилактика школьной
дезадаптации".
5. Управлению реабилитационной работы и специального
образования (Д.С. Шилову):
5.1. Совместно с Управлением общего среднего образования
(М.Р. Леонтьевой), Управлением начального профессионального
образования (Е.Я. Бутко), отделом дошкольного образования
(Р.Б. Стеркиной), отделом дополнительного образования
(А.К. Брудновым) завершить в 1997 - 1998 годах разработку
нормативно - правовой базы, обеспечивающей систему мер по
преодолению школьной дезадаптации.
5.2. Обобщить опыт работы органов управления образованием
субъектов Российской Федерации по развитию сети специальных и
реабилитационных учреждений, утвердить номенклатуру этих
учреждений, подготовить предложения о включении их в перечень
базовых образовательных учреждений.
5.3. Разработать предложения по созданию федерального
организационно - методического центра по проблемам профилактики и
коррекции школьной дезадаптации, социальной адаптации и
реабилитации детей, консультирования их родителей и педагогических
работников.
5.4. В течение 1997 года подготовить предложения о создании
Научно - методического совета по проблемам защиты детства при
Министерстве общего и профессионального образования Российской
Федерации.
6. Управлению образовательных стандартов и программ
(Г.К. Шестакову), Управлению реабилитационной работы и
специального образования (Д.С. Шилову), Управлению общего среднего
образования (М.Р. Леонтьевой) совместно с Министерством
здравоохранения Российской Федерации и Российской академией
образования:
6.1. Рассмотреть вопрос о необходимости введения
разноуровневых образовательных стандартов.
6.2. Подготовить к рассмотрению в 1998 году на совместном
заседании коллегий Минздрава России и Минобразования России вопрос
о мерах по укреплению здоровья детей и подростков.
7. Управлению образовательных стандартов и программ
(Г.К. Шестакову), Управлению учебных заведений высшего
профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению учебных
заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову),
Управлению реабилитационной работы и специального образования
(Д.С. Шилову), Управлению общего среднего образования
(М.Р. Леонтьевой), отделу дошкольного образования
(Р.Б. Стеркиной), отделу повышения квалификации и переподготовки
специалистов (В.В. Безлепкину) в течение 1997 года обеспечить
разработку примерных учебных планов и учебных программ,
учебно - методических пособий для педагогических вузов и
педагогических учебных заведений среднего профессионального
образования, институтов переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников по курсу "Основы коррекционной
педагогики и специальной психологии".
8. Управлению учебных заведений высшего профессионального
образования (Ю.А. Новикову), Управлению учебных заведений среднего
профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению
образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестакову), Управлению
реабилитационной работы и специального образования (Д.С. Шилову),
отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(В.В. Безлепкину) разработать во втором полугодии 1997 года
программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров для системы специального образования в
рамках федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников и работников государственных органов
управления образованием.
9. Рекомендовать органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
9.1. Организовать работу по созданию системы мер по
профилактике школьной дезадаптации.
9.2. Создавать условия для развития сети образовательных
учреждений, обеспечивающих психолого - педагогическую и медико -
социальную помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в развитии,
обучении и поведении.
9.3. Подготовить и представить предложения по
перепрофилированию ряда профессиональных училищ в специальные
учебно - воспитательные учреждения для детей с девиантным
поведением и специальные (коррекционные) учреждения для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
9.4. Совершенствовать формы повышения педагогической и
психологической компетенции педагогических работников
образовательных учреждений и родителей обучающихся, воспитанников.
10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Председатель коллегии
В.Г.КИНЕЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|