УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 258
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1997 г. N 395
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и
профессионального образования Российской Федерации.
2. Министерству общего и профессионального образования
Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции
Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство
Российской Федерации предложения об изменении и признании
утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в
связи с настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1997 г. N 395
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным
органом исполнительной власти, проводящим государственную политику
и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и
дополнительного образования (далее именуется - сфера образования),
а также в сфере научной и научно-технической деятельности
учреждений среднего и высшего профессионального образования,
научных и иных организаций сферы образования (далее именуется -
сфера научной деятельности).
Минобразование России координирует деятельность в сфере
образования иных федеральных органов исполнительной власти.
2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией
наук, Российской академией образования, другими отраслевыми
академиями наук, научными организациями и общественными
объединениями.
4. Основными задачами Минобразования России являются:
1) осуществление государственной политики в сфере образования,
обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства
Российской Федерации и необходимые условия для реализации
конституционных прав граждан России на получение образования и для
удовлетворения потребностей государства и общества в работниках
квалифицированного труда;
2) разработка и реализация системы управления сферой научной
деятельности, координация научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы
образования;
3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере
научной деятельности;
4) совершенствование организационно-экономического механизма
функционирования сферы образования;
5) информатизация сферы образования;
6) организация и развитие международного сотрудничества в
сфере образования, участие в формировании единого образовательного
пространства в Содружестве Независимых Государств.
5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него
задачами выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а
также федеральную программу развития образования, координирует и
контролирует в пределах своей компетенции выполнение федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
учреждениями и организациями сферы образования и другими
исполнителями;
2) участвует в реализации программы поддержки Российской
Федерацией интеграционных процессов в области образования в
Содружестве Независимых Государств;
3) разрабатывает с участием других федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования,
общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и
межведомственные программы и проекты в сфере образования;
4) организует работу по формированию целевых программ
разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования
для образовательных учреждений, формирует программы научно -
исследовательских работ в этой области и обеспечивает их
реализацию;
5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства
Российской Федерации в сфере образования и сфере научной
деятельности;
6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций
развития сферы образования;
7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности
органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя
в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере
образования и сфере научной деятельности;
9) разрабатывает типовые положения об образовательных
учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о
филиалах государственных учреждений высшего профессионального
образования и порядок их организации;
10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов
подготовки специалистов;
11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по
которым ведутся профессиональное образование и профессиональная
подготовка в образовательных учреждениях;
12) координирует деятельность государственных образовательных
учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по
вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов,
а также определяет порядок организации их подготовки по
профессиональным образовательным программам (направлениям,
специальностям);
13) устанавливает для подведомственных образовательных
учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий
обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества
граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования за
счет средств федерального бюджета, учитывая направления
(специальности) подготовки соответствующих специалистов
образовательными учреждениями других федеральных органов
исполнительной власти;
14) устанавливает порядок приема граждан в государственные
учреждения среднего и высшего профессионального образования и
перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
15) участвует в установленном порядке в проведении
психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и
учебно-методической литературы для образовательных учреждений,
обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает
долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и
учебно-методической литературы, аудиовизуальных и технических
средств обучения;
17) координирует издательскую деятельность подведомственных
организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции
государственную поддержку учебного и научного книгоиздания;
18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными
органами, общественными организациями, заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране
труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий
учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы
образования, а также по их социальной защите;
19) организует с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации на основе специальных педагогических программ
и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным
(общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и
умственном развитии для получения ими образования, коррекции
нарушения развития и социальной адаптации;
20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и
попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без
попечения родителей;
21) участвует в разработке и реализации государственной
научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и
развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию
высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества
образовательного процесса;
22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и
организаций с Российской академией наук, Российской академией
образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и
организациями в области интеграции науки и образования, создания и
внедрения наукоемких систем и технологий;
23) утверждает межвузовские научные и научно-технические
программы и проекты;
24) участвует совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной,
научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит
работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального
образования и научно-исследовательских организаций сети
аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции
(работ, услуг) в сфере образования;
25) выступает заказчиком государственных научно-технических
программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям
заказы на реализацию научно-технических разработок,
производственное освоение их результатов, организацию экспертизы,
заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также
предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам
подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных
научных исследований;
26) организует проведение научно-технических конференций,
симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе
международных, в сфере образования;
27) организует разработку государственных образовательных
стандартов и утверждение их федеральных компонентов;
28) осуществляет совместно с органами управления образованием
субъектов Российской Федерации государственный контроль за
качеством образования;
29) устанавливает федеральные требования к содержанию
образования и разработке общеобразовательных программ и
профессиональных образовательных программ;
30) обеспечивает разработку на основе государственных
образовательных стандартов примерных образовательных программ,
учебных планов и программ курсов;
31) утверждает положения о государственной (итоговой)
аттестации выпускников образовательных учреждений;
32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и
серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников
общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
33) утверждает положения об экстернате в образовательных
учреждениях общего и профессионального образования;
34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений;
35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию
образовательных учреждений в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
36) координирует и контролирует деятельность государственных
органов управления образованием по проведению ими аттестации
отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной
законодательством Российской Федерации в области образования;
37) разрабатывает и утверждает формы документов
государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы,
связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих
документов за рубежом в соответствии с международными договорами
Российской Федерации;
38) определяет порядок признания эквивалентности документов о
соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в
иностранных государствах, выдает в соответствии с международными
договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности
указанных документов;
39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере
научной деятельности с учетом современного мирового уровня
развития информационных технологий;
40) определяет порядок накопления и обработки
документированной информации с ограниченным доступом, правила ее
защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной
деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по
информационной безопасности деятельности подведомственных
учреждений и организаций;
41) организует участие подведомственных учреждений и
организаций в создании национальной сети компьютерных
телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с
международными компьютерными сетями;
42) организует и координирует работы по разработке и
использованию новых информационных технологий в образовательном
процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных
учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы
дистанционного образования;
43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам
научно-технической информации образовательных учреждений;
44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки
педагогических кадров образовательных учреждений и работников
органов управления образованием;
45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер
по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и
повышению квалификации рабочих и служащих, а также
профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и
незанятого населения;
46) организует повышение квалификации и переподготовку
научно-педагогических работников государственных учреждений
высшего профессионального образования, государственных научных
организаций, действующих в системе высшего и послевузовского
профессионального образования;
47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений и
работников органов управления образованием, а также
образовательные цензы для педагогических работников;
48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и
научных кадров;
49) утверждает положения о порядке замещения должностей
педагогического и научно-педагогического персонала государственных
образовательных учреждений;
50) открывает в соответствии с законодательством Российской
Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных
организациях независимо от их ведомственной принадлежности
аспирантуру и докторантуру;
51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере
образования и сфере научной деятельности;
52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно -
педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и
дополнительного профессионального образования;
53) согласовывает назначение руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации;
54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику
применения федерального законодательства в сфере образования,
разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в
установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную
правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы
образования, и контролирует соблюдение государственных
образовательных стандартов;
56) согласовывает нормативные документы в области образования,
издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении
которых находятся образовательные учреждения;
57) обеспечивает в установленном порядке осуществление
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти
полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в
системе высшего и послевузовского профессионального образования;
58) участвует в разработке и реализации государственной
финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере
образования;
59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования
подведомственных учреждений и организаций;
60) осуществляет разработку и контроль за выполнением
государственных нормативов материально-технического обеспечения
образовательного процесса в государственных образовательных
учреждениях;
61) создает в установленном порядке государственные фонды
стабилизации и развития сферы образования;
62) готовит с участием других федеральных органов
исполнительной власти предложения по установлению норм труда и
государственных нормативов оплаты труда в образовательных
учреждениях;
63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке
предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы
образования и сферы научной деятельности;
64) осуществляет в установленном порядке за счет средств
федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных
учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта
закрепленного за ними имущества;
65) осуществляет за счет средств федерального бюджета
финансирование научных исследований, проводимых государственными
учреждениями высшего профессионального образования, независимо от
финансирования их образовательной деятельности;
66) обеспечивает развитие материально-технической и
экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных
исследований в подведомственных учреждениях и организациях;
67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку,
анализ и представление государственной статистической отчетности в
сфере образования и сфере научной деятельности;
68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную,
квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность
министерства, подведомственных учреждений и организаций;
69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях
инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния
бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет
внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым
расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;
70) представляет в установленном порядке интересы Российской
Федерации в международных организациях по вопросам образования и
научной деятельности;
71) заключает в соответствии с законодательством Российской
Федерации международные договоры межведомственного характера в
сфере образования и сфере научной деятельности;
72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации,
вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам
образования, программ международного научно-технического
сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;
73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и
физическими лицами и содействует развитию международных связей
подведомственных учреждений и организаций;
74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение,
стажировку и повышение квалификации в соответствии с
международными договорами Российской Федерации;
75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и
специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие
документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и
работников сферы образования и обращается за получением виз
иностранных государств непосредственно в их дипломатические и
консульские представительства в г. Москве;
76) принимает участие в подборе кандидатур на должности
сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств
Российской Федерации, соответствующих групп постоянных
представительств Российской Федерации при международных
организациях, российских центров науки, культуры и образования за
рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской
Федерации;
77) оказывает в установленном порядке содействие
соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ, в
получении ими основного общего образования на родном языке, а
также в изучении русского языка и литературы за рубежом.
6. Минобразование России имеет право:
1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти,
приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты,
включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными
органами исполнительной власти, в ведении которых находятся
образовательные учреждения, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и
организациями, давать разъяснения по ним;
2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и
ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения
и организации;
3) участвовать в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки
развития образования и научно-технической деятельности, в том
числе международных;
4) создавать в установленном порядке при министерстве научные
и координационные советы, научно-технические комиссии, временные
научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для
решения вопросов развития сферы образования и сферы научной
деятельности;
5) запрашивать и получать в установленном порядке от
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их
организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности)
сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления
возложенных на министерство задач и функций;
6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории
Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой
орган управления образованием, а также предоставлять это право
другим государственным органам управления образованием;
7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из
федерального бюджета, выделяемых министерству на содержание
подведомственных учреждений и организаций и проведение
научно-исследовательских работ, и направлять эти средства на
приобретение научно-технического оборудования, бланочно -
аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а
также на организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного
лечения обучающихся и работников сферы образования, международного
сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед
министерством;
8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую
деятельность.
7. Минобразование России возглавляет министр общего и
профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство министерством на основе
единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
8. Министр:
1) распределяет обязанности между заместителями министра;
2) утверждает в пределах установленных численности работников
центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное
расписание, положения о подразделениях центрального аппарата
министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах
утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
3) утверждает уставы подведомственных учреждений и
организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на
должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений
и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними;
4) назначает на должность и освобождает от должности в
установленном порядке работников центрального аппарата
министерства;
5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает
указания, обязательные для исполнения работниками министерства,
подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их
исполнение;
6) вносит в установленном порядке на рассмотрение
Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных
нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию
министерства;
7) представляет в установленном порядке работников сферы
образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального
аппарата министерства, к государственным наградам и присвоению
почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников
подведомственных учреждений и организаций;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе
министра (председатель коллегии), его заместителей по должности,
руководителей ведущих подразделений центрального аппарата
министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей.
Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по
должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на
своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции
Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами
коллегии и проводятся в жизнь приказами министра.
10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата
Минобразования России осуществляется за счет ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете на государственное
управление.
11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет
свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях,
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и
бланки.
Местонахождение Минобразования России - г. Москва.
|