МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 1997 г. N П-1-13/946
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ИМПОРТА МЯСА ИЗ КИТАЯ
Минсельхозпрод России по вопросу импорта мяса из Китая
докладывает следующее.
На протяжении ряда последних десятилетий торговля с Китаем
животноводческой продукцией из-за сложной эпизоотической
обстановки по ряду особо опасных болезней животных осуществлялась
с большими ограничениями. Вся закупаемая мясная продукция
использовалась только после термической обработки на ограниченном
количестве мясоперерабатывающих предприятий Сибири и Дальнего
Востока.
Вследствие трудностей в стране с обеспечением населения
животноводческой продукцией завоз китайского мяса был расширен и
на Европейскую территорию России. Одновременно китайская сторона
стала игнорировать выполнение российских ветеринарных требований
при экспорте мясной продукции. В результате из Китая были завезены
в Московскую область ящур свиней, Новгородскую область -
классическая чума свиней. На ликвидацию указанных очагов были
израсходованы десятки миллиардов рублей.
В Кемеровскую, Иркутскую области были поставлены мехсекции с
мясом свинины, зараженной трихинеллезом и рожей свиней, опасными
при употреблении в пищу для здоровья людей.
Значительно снизилось качество поставляемого мяса, в
Красноярский край была доставлена мехсекция с неклейменым мясом.
Российской ветслужбой неоднократно проводились проверки
мясоперерабатывающих предприятий КНР, поставляющих мясо в Россию,
и указывалось на недостатки. Китайская сторона постоянно давала
заверения об устранении претензий. В феврале 1996 г. после
очередной инспекции ветслужбой России был разрешен ввоз говядины и
свинины только со 164 мясокомбинатов из 8300 имеющихся.
Несмотря на это, в августе 1996 г. проверкой, проведенной
российской делегацией во главе с начальником Департамента
ветеринарии Авиловым В.М., были вновь подтверждены все
вышеуказанные факты: в КНР имеют место случаи заболевания ящуром и
классической чумой свиней, до госветслужбы России эта информация
не доводилась. На мясокомбинатах вновь выявлены серьезные
нарушения в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, в
частности практически отсутствовал контроль на трихинеллез.
Несмотря на указанную ситуацию, российской ветслужбой были
приняты меры для продолжения торговли, разработаны и парафированы
образцы новых ветсертификатов на свинину и говядину, совместно с
ветслужбой КНР подписан протокол с гарантиями соблюдения всех
российских веттребований. Однако в последующем китайская сторона
отказалась выполнять ряд согласованных с ними ветеринарных
требований, и Департамент ветеринарии после неоднократных
предупреждений был вынужден временно приостановить с 13 января
1997 г. ввоз говядины и свинины из КНР и продолжить переговоры. В
переговорах постоянно участвовали представители Посольства
Российской Федерации и Торгпредства России в КНР. По официальной
информации Посольства России в КНР действия китайской ветслужбы не
были одобрены соответствующим руководством Китая.
Вся вышеизложенная информация неоднократно доводилась до
сведения Правительства Российской Федерации, а также МИДа России,
МВЭС России.
В настоящее время достигнута договоренность с китайской
стороной о выполнении ими российских ветеринарных требований и по
их приглашению отправлена первая группа ветспециалистов для
отгрузки мяса в Россию и окончательного решения схемы совместного
контроля за экспортом.
Письмо гендиректора ГК "Росвооружение" А.И. Котелкина по
вопросу возобновления импорта китайского мяса написано с грубым
искажением сути проблемы, тенденциозно. Российская сторона на
переговорах с китайцами по вопросу импорта мяса из КНР занимала и
занимает конструктивную позицию.
Позиция ветеринарной службы России по вопросам импорта мяса из
КНР ничего общего не имеет с активизацией деятельности
антиправительственных группировок и не создает прецедента слома
"стройной системы экспортных поставок российского вооружения".
Наоборот, подписание ГК Росвооружением контрактов с КНР в
октябре - ноябре 1996 г. является примером грубого нарушения
российского законодательства, предусматривающего вначале получение
разрешения главного государственного ветеринарного инспектора
России на импорт.
Минсельхозпрод России понимает задачи и обеспокоенность ГК
"Росвооружение", а также трудности страны с обеспечением
мясопродуктами, но это не дает никому права импорта в Российскую
Федерацию недоброкачественной и опасной для здоровья населения и
животноводства страны продукции.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии"
эти вопросы полностью находятся в ведении главного
государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.
Согласно статьи 10 указанного Закона главный государственный
ветеринарный инспектор России является представителем органов
федеральной исполнительной власти, в своей деятельности независим
и руководствуется Ветеринарным законодательством Российской
Федерации. Более того, в соответствии с Положением о
государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации,
утвержденным Правительством РФ 19.06.94 N 706, пункт 16,
говорится: "Любое воздействие на этих лиц в какой бы то ни было
форме, препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или
вмешательства в их деятельность запрещается".
Таким образом, предложение ГК "Росвооружение" принимать
решение по вопросам, находящимся в компетенции Госветнадзора, по
согласованию с МВЭС России и ГК "Росвооружение" противоречит
существующему законодательству Российской Федерации.
Министр сельского хозяйства
и продовольствия России
В.Н.ХЛЫСТУН
|