МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 1997 г. N 07-01-1401-96/97
К ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ПР-2320 ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА И ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N ВЧ-П4-42073 ОТ
24 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации направляем информацию о
деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по
регистрации ведомственных нормативных актов, а также об издании
нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной
власти и результатах государственной регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти в
Министерстве юстиции Российской Федерации в I квартале 1997 года.
Министр юстиции
Российской Федерации,
Государственный
советник юстиции
Российской Федерации
В.А.КОВАЛЕВ
Приложение N 1
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 1997 ГОДА
I
Государственная регистрация нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти проводится Министерством
юстиции Российской Федерации с 15 мая 1992 г. в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 261
"О Министерстве юстиции РСФСР", Постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной
регистрации ведомственных нормативных актов" и Указом Президента
Российской Федерации от 5 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию
органов юстиции Российской Федерации".
Министерство юстиции Российской Федерации в своей работе
руководствуется Положением о порядке государственной регистрации
ведомственных нормативных актов, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305,
Правилами подготовки ведомственных нормативных актов,
утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 722, разъяснениями о
применении Положения о порядке государственной регистрации
ведомственных нормативных актов от 31 мая 1993 года, утвержденными
Министерством юстиции Российской Федерации.
За период с 15 мая 1992 года по 31 декабря 1996 года на
государственную регистрацию поступило 1957 нормативных актов, из
которых зарегистрировано 1226 актов, по различным причинам в
регистрации 264 актов отказано, 279 актов возвращены как не
нуждающиеся в государственной регистрации, т.е. не содержащие
правовых норм, 188 актов министерствами и ведомствами были
отозваны для доработки по предложениям и замечаниям Минюста
России.
В том числе по годам:
---T----------------------T-------T-------T-------T-------T------¬
¦N ¦ Периоды прохождения ¦ Число ¦ Число ¦ Число ¦ Число ¦Число ¦
¦ ¦ госрегистрации ¦ актов,¦зареги-¦ актов,¦ актов,¦актов,¦
¦ ¦ ведомственных ¦ посту-¦стриро-¦в реги-¦не нуж-¦отоз- ¦
¦ ¦ нормативных актов ¦пивших ¦ванных ¦страции¦дающих-¦ванных¦
¦ ¦ ¦на гос-¦ актов ¦которых¦ ся в ¦ведом-¦
¦ ¦ ¦регист-¦ ¦отказа-¦регист-¦ствами¦
¦ ¦ ¦ рацию ¦ ¦ но ¦ рации ¦ ¦
+--+----------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦1.¦С 15 мая 1992 г. по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦31 декабря 1992 г. ¦ 140 ¦ 114 ¦ 8 ¦ 10 ¦ 8 ¦
¦2.¦С 1 января 1993 г. по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦31 декабря 1993 г. ¦ 462 ¦ 331 ¦ 36 ¦ 85 ¦ 10 ¦
¦3.¦С 1 января 1994 г. по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦31 декабря 1994 г. ¦ 454 ¦ 321 ¦ 35 ¦ 50 ¦ 48 ¦
¦4.¦С 1 января 1995 г. по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦31 декабря 1995 г. ¦ 401 ¦ 237 ¦ 45 ¦ 57 ¦ 62 ¦
¦5.¦С 1 января 1996 г. по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦31 декабря 1996 г. ¦ 500 ¦ 223 ¦ 140 ¦ 77 ¦ 60 ¦
+--+----------------------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ Итого ¦ 1957 ¦ 1226 ¦ 264 ¦ 279 ¦ 188 ¦
L-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------
Зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти подлежат обязательному официальному опубликованию в газете
"Российские вести" и Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их
положений, содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования
зарегистрированных правовых актов осуществляет Министерство
юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
По состоянию на 31 марта 1997 г. в редакции газеты "Российские
вести" находится 3 неопубликованных акта.
В связи с тем, что зарегистрированные акты федеральных органов
исполнительной власти публикуются в газете "Российские вести"
только по четвергам, т.е. один раз в неделю, объемные акты не
могут поместиться в одном номере и это приводит к нарушению сроков
опубликования.
II
В первом квартале 1997 г. на государственную регистрацию
поступило 152 нормативных правовых акта. Работа завершена по 117
из них. Работа продолжается над 35 актами.
По результатам правового анализа:
1. Зарегистрировано 53 акта. Из них:
- в представленном виде 26;
- после внесения изменений, устранивших несоответствие акта
законодательству, 27.
2. Отказано в госрегистрации, так как противоречат
действующему законодательству, 39 актов.
3. Отозваны ведомствами на доработку по замечаниям Минюста
России 10 актов.
4. Возвращены как не подлежащие госрегистрации, т.е. не
содержащие правовых норм, 15 актов.
Из числа зарегистрированных без замечаний получили
регистрационный номер лишь 26 актов. В то же время в 27 актах по
предложениям Минюста России федеральными органами исполнительной
власти были внесены изменения, без которых акты не могли быть
зарегистрированы, поскольку содержали противоречащие действующему
законодательству положения.
Имели место случаи, когда акты отзывались федеральными
органами исполнительной власти, поскольку требовалась их
существенная переработка.
Таким образом, из 102 актов, подлежащих регистрации, в
76 актах содержались нормы, не соответствующие законодательству.
Это свидетельствует о недостатках в работе федеральных органов
исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов.
В первом квартале 1997 г. на госрегистрацию поступили
нормативные правовые акты из 36 федеральных органов исполнительной
власти. Наибольшее количество актов поступило из Министерства
финансов Российской Федерации, Государственного таможенного
комитета Российской Федерации и государственной налоговой службы
Российской Федерации.
Данные по федеральным органам исполнительной власти приведены
в прилагаемой справке.
III
1. При проведении правового анализа нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти в первом квартале
1997 года в 76 актах были выявлены случаи несоответствия их
действующему законодательству.
Так, Министерством юстиции Российской Федерации отказано в
государственной регистрации указания ГТК России от 15.01.97
N 01-14/42 "О контроле таможенной стоимости отдельных товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (письмо
Минюста России от 19.02.97 N 07-02-124-97) в связи с тем, что
положения пункта 3 данного акта возлагают на страны, из которых
вывозятся товары, приведенные в приложении к документу,
обязанность делать отметки таможенного или другого
государственного органа на документах, удостоверяющих стоимость
товаров, что не может быть предметом рассмотрения ведомственного
акта; пункт 5 данного акта возлагает обязанность представления
нотариально заверенного перевода документа, удостоверяющего
стоимость товара, что противоречит действующему законодательству.
Отказано в госрегистрации Приказа ГТК России от 04.04.95 N 203
"О первоочередных мерах по реализации Соглашения о Таможенном
союзе от 20.01.95" (письмо Минюста России от 06.03.97
N 07-02-210-97) по следующим основаниям. В соответствии с
пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
01.04.96 N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении
ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению
поступления доходов в федеральный бюджет" с 1 апреля 1996 года
отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением
нефти и газового конденсата, а с 1 июля 1996 года - на нефть,
включая газовый конденсат. Поэтому упоминание о товарах,
облагаемых вывозными пошлинами, и предъявление особых требований к
таким товарам при их вывозе из Российской Федерации в Республику
Казахстан транзитом через территорию третьих стран (пункт 6
Приказа) не соответствует действующему законодательству Российской
Федерации.
Министерством юстиции Российской Федерации отказано в
госрегистрации разъяснения ГТК России от 27.12.95 N 01-13/18425 "О
некоторых вопросах таможенного оформления морских и смешанного
"река - море" плавания судов, в отношении которых проводятся
ремонтные работы за границей" (письмо Минюста России от 13.03.97
N 07-02-247-97) на основании того, что в соответствии с пунктом
"а" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от
пошлины освобождается имущество, приобретенное за границей в связи
с ликвидацией аварии (поломки) транспортных средств, а не
стоимость ремонтных работ. Таким образом, отдельные положения акта
не соответствуют действующему законодательству Российской
Федерации.
Отказано в государственной регистрации распоряжения
Госкомимущества России от 07.06.95 N 789-р/290-р/147 (письмо
Минюста России от 24.01.97 N 07-02-47-97) в связи с тем, что
положение акта о включении в условия инвестиционного конкурса
обязательства победителя конкурса погасить в месячный срок
просроченную кредиторскую задолженность предприятия - эмитента
перед федеральным бюджетом противоречит Государственной программе
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации N 2284 от 24.12.93, в пункте 5.7 которой в числе
обязательных требований к проведению инвестиционного конкурса нет
нормы, включенной в распоряжение N 789-р. Кроме того, согласно
пункту 5.6 Программы и пункту 3.4.3 Основных положений о
Государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года, утвержденных
Указом Президента Российской Федерации N 1535 от 22.12.94, условия
коммерческого конкурса должны быть установлены положением
Госкомимущества России, которое на государственную регистрацию в
Министерство юстиции Российской Федерации не поступало.
Минюстом России было отказано в регистрации письма ГТК России
и Госналогслужбы России от 11.12.96 N 01-33/22141; ВА-6-03/854 "Об
организации взаимодействия между таможенными органами и
государственными налоговыми инспекциями по документальному
подтверждению вывоза товаров" (письмо Минюста России от 03.03.97
N 07-02-19-2-97), так как требование представления в налоговую
инспекцию копии транспортных документов и копии таможенных
деклараций с отметками таможенных органов страны назначения
(ввоза) для подтверждения вывоза товаров за пределы государств -
участников СНГ не регламентировано нормами международного права и
противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Отказано в регистрации указания ГТК России от 30.12.96
N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств -
участников СНГ" (письмо Минюста России от 06.02.97 N 07-02-58-97)
по следующим основаниям.
Международный акт (Правила определения страны происхождения
товаров) не может являться частью (приложением) ведомственного
нормативного акта.
Документ не согласуется с Правилами определения страны
происхождения товаров, в которых отсутствует положение,
закрепляющее возможность использовать в качестве сертификата о
происхождении товара грузовые, транспортные и иные
товаросопроводительные документы, и в которых установлено, что к
товарам может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего
благоприятствования или преференциальный режим при условии
получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее
чем через год после поставки (выпуска) товара.
Минюстом России отказано в регистрации письма Госналогслужбы
России и Минфина России от 25.12.96 N В3-6-03/890; 109 "О
применении счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную
стоимость с 1 января 1997 года" (письмо Минюста России от 06.02.97
N 07-02-61-97), поскольку названный акт содержит ряд противоречий
положениям Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при
расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля
1996 г. N 914, Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 г.
N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".
Также отказано в регистрации Инструкции Госналогслужбы России
от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления уплаты в бюджет и
целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально -
сырьевой базы" (письмо Минюста России от 31.01.97 N 07-02-35-97),
поскольку содержит противоречия Порядку использования отчислений
на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения
пользователей недр от указанных отчислений, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая
1996 г. N 597.
Отказано в регистрации Приказа Министерства финансов
Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 "О квартальной
бухгалтерской отчетности" (письмо Минюста России от 24.02.97
N 07-02-145-97), поскольку положения Приказа противоречат пункту 4
Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об
основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и
мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" в части
включения в состав имущества, подлежащего амортизации, имущества,
стоимость которого превышает 100-кратный размер установленного
законом минимального месячного размера оплаты труда.
2. Особенно характерными являются случаи, когда в издаваемых
ведомственных нормативных актах неправомерно расширяются
полномочия данного министерства, ведомства.
Так, например, отказано в госрегистрации совместного письма
Госналогслужбы России и Федеральной службы налоговой полиции от
19.06.96 N ПВ-6-10/422 и от 20.06.96 N ВВ-1539 "Об обращении
взыскания на имущество организаций" (письмо Минюста России от
05.03.97 N 07-02-1317-96/97), поскольку данный акт устанавливает
порядок обращения взыскания недоимки на имущество организаций,
хотя данный порядок установлен и утвержден Указом Президента
Российской Федерации от 14.02.96 N 199 "О некоторых мерах по
реализации решений об обращении взыскания на имущество
организаций".
Министерством юстиции Российской Федерации было отказано в
регистрации письма ГТК России от 10.10.96 N 01-15-18128 "О
переработке товаров вне таможенной территории" (письмо Минюста
России от 10.02.97 N 07-02-83-97), порядок предоставления тарифных
льгот, установленных Законом Российской Федерации "О таможенном
тарифе", должен устанавливаться Правительством Российской
Федерации, а не Государственным таможенным комитетом Российской
Федерации.
Также было отказано в указании ГТК России от 11.06.96
N 01-14/606 "О таможенном оформлении записанных носителей
информации" (письмо Минюста России от 14.02.97 N 07-02-126-97),
поскольку методы определения таможенной стоимости товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации,
установлены разделом IY Закона Российской Федерации "О таможенном
тарифе", а порядок применения системы таможенной оценки товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации,
устанавливается Правительством Российской Федерации на основании
положений названного Закона.
Минюст России отказал в регистрации Рекомендаций по проведению
конкурсов на право заключения договоров на оборудование системами
безопасности учреждений культуры, утвержденных Приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 08.01.97 N 12
(письмо Минюста России от 14.02.97 N 07-02-119-97), поскольку
порядок организации конкурсов регламентирован нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации (статьи 447 - 449, 1057) и
Министерство культуры Российской Федерации не наделено
полномочиями по утверждению таких рекомендаций.
Отказано в регистрации Постановления Министерства труда и
социального развития Российской Федерации и Министерства финансов
Российской Федерации от 09.12.96 N 12 "О дополнительных видах
денежного довольствия и других денежных выплат, не учитываемых при
удержании алиментов на несовершеннолетних детей военнослужащих и
приравненных к ним лиц" (письмо Минюста России от 20.03.97
N 07-02-307-97). Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 июля 1996 г. N 841 Минтруду России и Минфину России
предоставлено право давать разъяснения по применению Перечня видов
заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание
алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного названным
Постановлением Правительства Российской Федерации, а не перечня
видов заработной платы и иного дохода, из которых удержание
алиментов на несовершеннолетних детей не производится.
3. В отдельных нормативных актах, представленных на
госрегистрацию, возлагались обязанности на иные органы без
соответствующего основания.
Отказано в регистрации Приказа Минфина России от 03.02.97 N 7
"О регистрации договоров купли - продажи слитков золота и серебра"
(письмо Минюста России от 27.02.97 N 07-02-165-97) по причине
того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от
21.11.96 N 1378 на Гохран России не возложены функции регистрации
договоров купли - продажи слитков золота и серебра, а также
функции контроля за совершением сделок с драгоценными металлами и
драгоценными камнями. Эти функции возложены на Министерство
финансов Российской Федерации.
4. Имеют место случаи, когда при подготовке ведомственного
нормативного правового акта то или иное министерство не
согласовывает отдельные положения с другими министерствами в то
время, когда такое согласование обязательно.
Так, Министерство юстиции Российской Федерации отказало в
госрегистрации письма Минфина России от 22.05.96 N 3-А2-02 "Об
одновременном применении пени налоговыми органами и штрафа
органами Федерального казначейства" (письмо Минюста России от
03.03.97 N 07-02-245-97), поскольку акт не был согласован с
Госналогслужбой России.
Отказано в регистрации Порядка предоставления гражданам
Российской Федерации предусмотренных в федеральном бюджете средств
на возвратной, платной и срочной основе для строительства жилья
при реализации Федеральной целевой программы "Свой дом",
утвержденного Министерством финансов Российской Федерации (письмо
Минюста России от 04.02.97 N 07-02-106-97), поскольку названный
порядок в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства
Российской Федерации от 27.06.96 N 753 необходимо согласовать с
Минстроем России и Банком России.
5. Имеется много случаев, когда в своих актах министерства и
ведомства превышали компетенцию, предусмотренную
законодательством.
Так, Минюстом России было отказано в регистрации Приказа
директора Федеральной пограничной службы России от 17.10.96 N 693
"О дополнительных мерах по социальной защите членов семей
пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженного
конфликта в Чеченской Республике военнослужащих и направленных для
восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики
лиц из числа гражданского персонала органов и войск ФПС России"
(письмо Минюста России от 06.03.97 07-02-226-97), поскольку
определение Федеральной пограничной службой России источников
финансирования затрат и порядка осуществления выплат денежных
средств противоречит Указу Президента Российской Федерации, в
котором определено, что указанные вопросы должны быть определены
Правительством Российской Федерации.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации в
своем письме от 24.11.96 N 01-13-16645 "О применении статьи 273
Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного
законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных
правил" (письмо Минюста России от 25.02.97 N 07-02-123-97) вышел
за пределы своей компетенции, поскольку разъяснял отдельные нормы
действующего законодательства Российской Федерации.
Отказано в государственной регистрации Приказа Госкомэкологии
России от 19.11.96 N 482 "О порядке выдачи разрешений о
возможности ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ" (письмо
Минюста России от 13.01.97 N 07-02-2-97), поскольку в акте
устанавливалась плата за рассмотрение материалов обоснования и
выдачи разрешений на ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ, в то
время как подобная норма должна быть предусмотрена Правительством
Российской Федерации.
Минюст России отказал в регистрации письма Госналогслужбы
России от 19.06.96 N ПВ-6-10/422 и Федеральной службы налоговой
полиции от 20.06.96 N ВВ-1539 "Об обращении взыскания на имущество
организаций" (письмо Минюста России от 05.03.97
N 07-02-1317-96/97), поскольку порядок обращения взыскания
недоимок на имущество организаций установлен Указом Президента
Российской Федерации от 14.02.96 N 199.
Отказано в госрегистрации Типового положения о курорте
федерального значения, утвержденного Постановлением коллегии
Государственного комитета Российской Федерации по физической
культуре и туризму 20 января 1997 г. N 1 (письмо Минюста России от
04.03.97 N 07-02-268-97) в связи с тем, что издание подобного
документа не входит в компетенцию ГКФТ России.
Отказано в регистрации совместного Приказа Государственного
комитета Российской Федерации по кинематографии от 4 февраля
1997 г. N 9-1-19/6 и Министерства финансов Российской Федерации от
20 февраля 1997 г. N 12-6-7 "О внесении изменений и дополнений в
Порядок взимания регистрационного сбора за выдачу прокатного
удостоверения на кино-, видеофильмы, созданные в странах, не
входящих в Содружество Независимых Государств" (письмо Минюста
России от 16.03.97 N 07-02-291-97), поскольку Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 895 не
предоставлены полномочия Госкино России по распределению сумм
регистрационного сбора.
Минюстом России отказано в регистрации Правил безопасности и
порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при
перевозке их по железным дорогам, утвержденных МПС России 25.11.96
и МЧС России 31.10.96 (письмо Минюста России от 11.03.97
N 07-02-242-97), так как Правила содержат порядок привлечения
Вооруженных Сил Российской Федерации для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, который определяется Президентом Российской
Федерации.
6. Имеют место случаи, когда федеральные органы исполнительной
власти издают свои нормативные правовые акты, не учитывая
положения Правил подготовки ведомственных нормативных актов,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
23 июля 1993 г. N 722. Так, Государственная налоговая служба
Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации
при подготовке письма от 17 февраля 1997 г. N В3-4-03/7н; 04-03-06
"Об акцизах" не приняли в расчет пункт 8 названных Правил, в
соответствии с которым, если при подготовке проекта ведомственного
акта выявляется необходимость внесения существенных изменений в
ранее принятые ведомственные нормативные акты или по одному и тому
же вопросу имеется несколько актов, в целях их упорядочения и
устранения множественности разрабатывается единый новый акт.
7. Нередки случаи, когда федеральные органы исполнительной
власти издают свои нормативные правовые акты в видах, не
предусмотренных положениями о них.
Так, Государственная налоговая служба Российской Федерации
совместно с Министерством финансов Российской Федерации издала
телеграмму от 19 марта 1996 г. N В3-6-03/190, содержащую правовые
нормы. Положениями об этих ведомствах не предусмотрено издания ими
нормативных правовых актов в виде телеграммы.
IV
Практика работы государственной регистрации нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти
показывает, что основными причинами указанных недостатков и
нарушений являются:
- отсутствие понимания в ряде федеральных органов
исполнительной власти значения института государственной
регистрации нормативных правовых актов как определенного правового
рычага в деле укрепления законности в деятельности федеральных
органов исполнительной власти;
- отсутствие в ряде федеральных органов исполнительной власти
актов (приказов, распоряжений) по организации работы, связанной с
государственной регистрацией ведомственных нормативных актов;
- необходимость в утвержденных Правительством Российской
Федерации четких, обновленных Правил подготовки и издания
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти;
- отсутствие либо наличие устаревших положений об отдельных
федеральных органах исполнительной власти;
- отсутствие у отдельных федеральных органов исполнительной
власти контрольного фонда актов законодательства Российской
Федерации, что осложняет саму разработку соответствующих
нормативных правовых актов;
- недооценка роли и места в подготовке нормативных правовых
актов юридических служб федеральных органов исполнительной власти,
а в ряде случаев и просто их игнорирование.
Приложение N 2
СПРАВКА
О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В I КВАРТАЛЕ 1997 ГОДА
----T--------------T-------T-------T-------T------T-------T------¬
¦ N ¦ Федеральные ¦ Число ¦ Число ¦ Число ¦Число ¦ Число ¦Число ¦
¦п/п¦ органы ¦ актов,¦зареги-¦ актов,¦актов,¦ актов,¦актов,¦
¦ ¦исполнительной¦ посту-¦стриро-¦в реги-¦отоз- ¦не нуж-¦ нахо-¦
¦ ¦ власти ¦пивших ¦ванных ¦страции¦ванных¦дающих-¦ дя- ¦
¦ ¦ ¦на гос-¦ актов ¦которых¦ведом-¦ ся в ¦ щихся¦
¦ ¦ ¦регист-¦ ¦отказа-¦ствами¦регист-¦ в ра-¦
¦ ¦ ¦ рацию ¦ ¦ но ¦на до-¦ рации ¦ боте ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ку ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-------+-------+-------+------+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---+--------------+-------+-------+-------+------+-------+------+
¦ 1 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 29 ¦ 11 ¦ 7 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 3 ¦
¦ 2 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный таможенный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 23 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 2 ¦ - ¦ 9 ¦
¦ 3 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ная налоговая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 16 ¦ 4 ¦ 6 ¦ - ¦ 2 ¦ 4 ¦
¦ 4 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пограничная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба России ¦ 13 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦ 5 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего и про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фессионального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 4 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ 6 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутренних дел¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 5 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦
¦ 7 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране окружа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ющей среды ¦ 4 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦
¦ 8 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 4 ¦ - ¦ 2 ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ 9 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦энергетическая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комиссия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 3 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦
¦10 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда и соци- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ального разви-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тия Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 5 ¦ 3 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦11 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлению го-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сударственным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имуществом ¦ 3 ¦ - ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦12 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦13 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦14 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыболовству ¦ 2 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦15 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохране- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦16 ¦Российское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агентство по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патентам и то-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦варным знакам ¦ 3 ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦17 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юстиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 4 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦18 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесной, целлю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лозно-бумажной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и деревообра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦батывающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленности¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦19 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба лесного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хозяйства ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦20 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦21 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба безо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦22 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского хо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зяйства и про-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦довольствия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 3 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
¦23 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦природных ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦24 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартиза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ции, метроло- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гии и сертифи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кации ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦25 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистике ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦26 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦путей сообще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦27 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦делам молодежи¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦
¦28 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуре и ту-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ризму ¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦29 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кинематографии¦ 1 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦30 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦31 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба налого-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вой полиции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦32 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦архивная служ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ба России ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦33 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦34 ¦Федеральная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦миграционная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служба России ¦ 3 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦
¦35 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦делам граждан-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ской обороны, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациям и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ликвидации по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦следствий сти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хийных бед- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствий ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦36 ¦Государствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦антимонополь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной политике и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддержке но- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вых экономи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих струк- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тур ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦37 ¦Центральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦банк ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ 2 ¦ - ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------+-------+-------+------+-------+------+
¦ ¦Итого ¦ 154 ¦ 54 ¦ 39 ¦ 10 ¦ 16 ¦ 35 ¦
L---+--------------+-------+-------+-------+------+-------+-------
|