ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ ОТ 2 АПРЕЛЯ 1997 Г. N 17/7
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПОДГОТОВКЕ И ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Анализ практики прокурорского надзора за исполнением
законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу
свидетельствует, что в течение последних лет комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных и других войск
сопряжено с серьезными трудностями. Принимаемые органами местной
администрации и военного управления меры являются неэффективными.
Не налажен должный учет лиц, подлежащих призыву. Органы милиции и
прокуратуры не принимают предусмотренных законом необходимых мер
к розыску уклоняющихся от призыва граждан, привлечению виновных
лиц к ответственности.
Нарушения закона при призыве молодежи в армию носят
повсеместный характер. Установлены многочисленные факты
незаконного призыва в армию лиц, которые по различным причинам не
должны проходить военную службу. Так, в 1996 г. в военные
комиссариаты возвращено как негодных к прохождению военной службы
1543 человека, а уклонилось от призыва на военную службу 31 983
призывника, в том числе: из войск Ленинградского военного округа
возвращено по состоянию здоровья 135 молодых солдат, уклонилось о
призыва на военную службу 2935 призывников; из войск СКВО
возвращено 293 и уклонилось 5945 человек; из войск ЗабВО
возвращено 86 солдат, а уклонилось 1305 лиц; из войск СибВО
возвращено 179, уклонилось 1143 человека; из войск МВО возвращено
557, уклонилось 17 150 человек; из войск ПриВО возвращено 270
солдат, уклонилось 1302 человека; из войск УрВО возвращено 133,
уклонилось от призыва 1246 человек.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что несмотря на
сокращение личного состава надзорных частей, количество незаконно
призванных больных не уменьшается.
Имеют место случаи, когда в нарушение ст.20 Закона
Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в
армию призываются граждане с непогашенной судимостью за тяжкие
преступления.
Отмеченные недостатки в организации исполнения Закона
Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", а
также отсутствие должной согласованности в действиях военных
комиссариатов и правоохранительных органов отрицательно
сказываются на обеспечении обороноспособности страны.
В этой связи требует активизации надзор за исполнением
Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной
службе", который регламентирует понятие воинской обязанности
граждан и возлагает обеспечение ее в части подготовки и призыва
граждан на военную службу на органы государственной власти и
управления, местную администрацию, должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций в пределах их полномочий, а также на
органы военного управления.
В связи с изложенным, а также с учетом исключительной
важности решения комплектования Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск рядовым и сержантским составом, прошу:
Активизировать надзор за исполнением законодательства,
регламентирующего воинскую обязанность граждан, своевременно
выявлять нарушения закона, исключить случаи незаконного
освобождения виновных от ответственности в строгом соответствии с
Указаниями Генерального прокурора Российской Федерации от
01.04.95 N 20/14 "Об активизации надзора за исполнением
законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу
и разграничении компетенции территориальных и военных прокуроров"
и от 22.11.95 N 52/7 "О неотложных мерах по устранению нарушений
законов в процессе призыва граждан на военную службу".
Основной акцент сделать на пресечении нарушений закона
призывными комиссиями, военными комиссариатами, проверке
соблюдения законности при применении мер административной
ответственности в отношении граждан и должностных лиц, нарушающих
установленный порядок призыва на военную службу. При выявлении
незаконных решений призывных комиссий принимать меры к отмене
этих решений.
Особое внимание обратить на совершенствование координации
этой работы между территориальными и военными прокурорами,
наиболее полное использование ими всех предоставленных полномочий
для устранения нарушений закона.
О проделанной в этом направлении работе доложить докладной
запиской по итогам работы за 1997 г.
Настоящее указание направить прокурорам субъектов Российской
Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам
иных специализированных прокуратур.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Государственный советник
юстиции 1 класса В.И.Давыдов
|