МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 185
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 94
ПРИКАЗ
от 2 апреля 1997 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и в целях
совершенствования взаимодействия МЧС России и Минздрава России
приказываем:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение о
взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Заместителям министра, начальникам департаментов и
управлений МЧС России, начальникам региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, заместителям министра,
руководителям департамента, управлений, директору Всероссийского
центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России, руководителям
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
обеспечить выполнение требований Положения о взаимодействии МЧС
России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий Челышева А.Н. и первого заместителя министра
здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.ШОЙГУ
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.ДМИТРИЕВА
Приложение
к Приказу МЧС России
и Минздрава России
от 2 апреля 1997 г. N 185/94
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И МИНЗДРАВА РОССИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября
1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 мая 1994 г. N 420 "О
защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при
возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от
28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины
катастроф" и определяет содержание и порядок взаимодействия МЧС
России и Минздрава России (далее именуются Стороны) по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий аварий,
опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий.
2. Взаимодействие Сторон - согласованные и взаимосвязанные по
целям, задачам, месту, времени, объемам и способам выполнения
совместные действия органов управления и сил по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Целью взаимодействия Сторон по предупреждению и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является
обеспечение эффективного использования сил и средств, спасение
жизни и сохранение здоровья людей, оказание пораженным всех видов
медицинской помощи в необходимых объемах и в оптимальные сроки,
ликвидация эпидемических очагов.
4. Взаимодействие осуществляется на основе принципов:
единства государственной политики в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья населения и
профилактики заболеваний;
приоритета сохранения жизни и здоровья населения при
возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных
стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;
единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке
медико-санитарной обстановки при различных чрезвычайных ситуациях,
учете возможностей спасательных и медицинских подразделений,
формирований и учреждений.
5. Взаимодействие Сторон осуществляется на федеральном,
региональном, территориальном и местном уровнях единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в режимах повседневной деятельности, повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации.
6. При организации взаимодействия Стороны руководствуются
законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства
Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, а также
настоящим Положением.
2. Содержание взаимодействия сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
7. Взаимодействие Сторон по предупреждению и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется
с учетом возложенных на них задач по следующим направлениям:
прогнозирование, наблюдение и оценка социально-экономических и
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, относящимся к компетенции
Сторон;
согласование решений о выделении сил и средств для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
согласование совместных действий по медицинской защите
населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным,
организации и проведению санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и других специальных мероприятий;
координация работ по эвакуации пораженных из зон чрезвычайных
ситуаций;
участие в организации обнаружения радиоактивного, химического,
биологического заражения (загрязнения) питьевой воды,
продовольственного сырья, пищевых продуктов и объектов окружающей
среды;
обеспечение мероприятий по сохранению здоровья личного состава
аварийно-спасательных и медицинских подразделений, формирований и
учреждений, других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
создание и использование фондов финансовых, материально -
технических и медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, проведения
гуманитарных акций;
обучение спасателей и населения приемам оказания первой
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
организация подготовки (переподготовки) руководящего состава и
специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и медицины катастроф;
проведение совместных специальных тренировок и учений;
выполнение мероприятий по медицинской реабилитации спасателей
и населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
разработка и реализация целевых программ, нормативных правовых
документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
участие в выполнении научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и
медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
международное сотрудничество в области организации медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
8. В интересах взаимодействующих Сторон:
МЧС России:
обеспечивает информацией медицинские органы управления,
формирования и учреждения Минздрава России об угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций, принимаемых решениях;
организует и осуществляет поиск (обнаружение) пораженных, их
сбор и вынос (вывоз) из опасных зон;
содействует в создании и подготовке медицинских органов
управления, формирований и учреждений Минздрава России,
предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставляет каналы и средства связи для органов управления,
формирований и учреждений Минздрава России;
осуществляет по заявкам Минздрава России доставку сил и
средств Всероссийской службы медицины катастроф в районы
чрезвычайных ситуаций;
содействует в организации и осуществлении материально -
технического обеспечения и охраны сил и средств Минздрава России,
участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет доставку гуманитарных грузов медицинского
имущества для пострадавшего населения;
участвует в выполнении комплекса санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций;
проводит подготовку руководящего состава и специалистов
здравоохранения по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Минздрав России:
предоставляет МЧС России данные о пораженных в чрезвычайных
ситуациях и поступивших в медицинские формирования и учреждения;
участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им
медицинской помощи;
участвует в медицинском обеспечении спасателей и лиц,
принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказывает содействие в пополнении медицинского имущества
аварийно-спасательных подразделений и формирований;
координирует выполнение мероприятий по поддержанию санитарно -
эпидемиологического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций и в
местах размещения эвакуированного населения;
создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств
в установленных объемах, поддерживает их в готовности к экстренным
поставкам для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает документацию, обеспечивающую преемственность в
оказании медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях;
участвует в медицинской подготовке спасателей и населения,
специальной подготовке медицинского состава МЧС России,
разрабатывает и согласовывает необходимые для этого учебно -
методические материалы.
3. Порядок взаимодействия сторон по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
9. Взаимный обмен информацией и оповещение осуществляется по
линии оперативных служб Сторон в целях своевременного доведения
обстановки об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации.
Оповещение организуется:
на федеральном уровне - между 151 Центром управления в
кризисных ситуациях МЧС России и Всероссийским центром медицины
катастроф "Защита" Минздрава России;
на региональном уровне - между региональными центрами по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, региональными центрами медицины
катастроф, региональными центрами санитарно-эпидемиологического
надзора;
на территориальном и местном уровнях - между органами
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
создаваемыми при органах исполнительной власти субъектов
Российской федерации и местного самоуправления, органами
управления здравоохранением, центрами медицины катастроф и
центрами санитарно-эпидемиологического надзора.
10. Структурными подразделениями, осуществляющими
взаимодействие в повседневной деятельности, являются:
от МЧС России:
на федеральном уровне - Департамент управления и Медицинское
управление МЧС России;
на региональном уровне - региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
на территориальном и местном уровнях - органы управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или
при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления.
От Минздрава России:
на федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф
"Защита", Департамент санитарно-эпидемиологического надзора
Минздрава России;
на региональном уровне - региональные центры медицины
катастроф и региональные центры санитарно-эпидемиологического
надзора;
на территориальном и местном уровнях - органы управления
здравоохранением, центры медицины катастроф и центры санитарно -
эпидемиологического надзора.
При необходимости взаимодействие могут осуществлять другие
структурные подразделения Сторон.
11. Взаимодействие МЧС России и Минздрава России по
предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций регламентируется планами взаимодействия,
разрабатываемыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
В планах определяются конкретные обязательства Сторон по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План
взаимодействия включает таблицу взаимодействия, пояснительную
записку и при необходимости карту (схему).
12. При угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной
ситуации Стороны уточняют и согласовывают:
прогнозируемую (сложившуюся) обстановку, санитарные потери
среди населения, санитарно-эпидемиологическое состояние зоны
чрезвычайной ситуации;
принимаемые (принятые) решения;
состав сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
порядок их доставки, действий и наращивания;
организацию медицинского обеспечения пострадавшего населения,
выполнение специальных медицинских и противоэпидемических
мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций;
организацию эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
организацию связи;
наличие, порядок использования и пополнения запасов
медицинского имущества, необходимого для ликвидации медико -
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
вопросы материально-технического обеспечения сил, участвующих
в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
объем предоставляемой информации и порядок информирования
населения о степени риска для здоровья и условий жизнедеятельности
людей в результате чрезвычайной ситуации;
другие вопросы в зависимости от конкретной ситуации.
13. Привлечение сил и средств Сторон для предотвращения и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляется в установленном порядке.
14. Вопросы взаимодействия Сторон по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматриваются в рабочем порядке
на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, Межведомственной координационной
комиссии Всероссийской службы медицины катастроф, комиссий по
чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления,
региональных и территориальных межведомственных координационных
комиссий медицины катастроф.
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.ЧЕЛЫШЕВ
Первый заместитель Министра
здравоохранения РФ
А.МОСКВИЧЕВ
|