ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 1997 г. No. 4/8
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
В целях обеспечения правильного применения судами и
арбитражными судами (далее - судами) Федерального закона "Об
акционерных обществах", принятого Государственной Думой 24 ноября
1995 года, а также учитывая, что у судов возникли вопросы,
требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановляют дать судам следующие разъяснения.
1. При рассмотрении дел с участием акционерных обществ судам
необходимо иметь в виду, что действие Федерального закона "Об
акционерных обществах" (далее - Закон) распространяется на все
акционерные общества, созданные или создаваемые на территории
Российской Федерации, если иное не установлено данным Законом и
другими федеральными законами (пункт 2 статьи 1 Закона).
Пунктами 3, 4 и 5 статьи 1 Закона предусмотрены частичные
изъятия из сферы его действия.
Особенности создания и правового положения акционерных обществ
в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а
также обществ, созданных на базе предприятий и организаций
агропромышленного комплекса, реорганизованных в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.
No. 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в
РСФСР", определяются федеральными законами (пункты 3 и 4 статьи 1
Закона). До введения в действие законов, определяющих особенности
создания и правового положения акционерных обществ, перечисленных
в пункте 4 статьи 1 Закона (агропромышленный комплекс), эти
общества согласно пункту 5 статьи 94 Закона действуют на основании
принятых до введения в действие Закона правовых актов Российской
Федерации - соответствующих Указов Президента Российской Федерации
и решений Правительства Российской Федерации.
Особенности создания и правового положения акционерных обществ
при приватизации государственных и муниципальных предприятий
определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации
указанных предприятий (пункт 5 статьи 1 Закона). Такими актами
являются: Закон РСФСР "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР", Указы Президента Российской
Федерации, в том числе от 1 июля 1992 г. No. 721 "Об
организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений государственных предприятий
в акционерные общества", от 24 декабря 1993 г. No. 2284 "О
государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации", от 22 июля
1994 г. No. 1535 "Об Основных положениях государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации после 1 июля 1994 года", от 18 августа
1996 г. No. 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению
интересов государства как собственника и акционера", а также
решения Правительства Российской Федерации по вопросам
приватизации государственных и муниципальных предприятий и
соответствующие нормативные акты иных федеральных органов,
изданные в пределах их компетенции.
Поскольку Закон относит к специальному правовому регулированию
лишь особенности создания и правового положения акционерных
обществ, названных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 1 Закона, во всем
остальном на эти общества распространяется действие Закона, в том
числе содержащихся в нем норм, устанавливающих гарантии и способы
защиты прав акционеров, определяющих порядок подготовки и
проведения общего собрания акционеров.
2. Решая вопрос о применении норм Закона к деятельности
акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и
муниципальных предприятий, следует иметь в виду, что частью 2
пункта 5 статьи 1 Закона ограничен период действия особенностей
правового положения указанных обществ. Это ограничение действует с
момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения
государством или муниципальным образованием 75 процентов
принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее
окончания срока приватизации, определенного планом приватизации
данного предприятия. При определении срока окончания приватизации
конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться
пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа
1996 г. No. 1210, согласно которому сроком следует считать
последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций
(проведения завершающего конкурса или аукциона). Если в
соответствии с законодательством о приватизации в государственной
собственности закрепляется на определенный срок пакет акций
создаваемого акционерного общества (51, 38 процентов или 25,5
процента), сроком завершения приватизации считается окончание
периода, на который закреплен в собственности государства пакет
акций.
По окончании срока приватизации либо с момента, когда
количество акций, принадлежащих государству или муниципальному
образованию, составит не более 25 процентов их общего числа (при
частичной реализации пакета акций до наступления этого срока),
деятельность акционерного общества, созданного на базе
приватизированного государственного или муниципального
предприятия, полностью переходит в сферу регулирования Закона.
Если при приватизации государственного предприятия выпускается
"золотая акция", наделяющая ее держателя правом вето на общем
собрании акционеров, это право сохраняется за держателем "золотой
акции" в течение всего периода ее действия (пункт 4 Указа
Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. No. 1392 "О
мерах по реализации промышленной политики при приватизации
государственных предприятий").
--------------------------------
<*> - Далее - Закон
4. При рассмотрении дел, связанных с требованиями акционеров о
внесении их в реестр акционеров, следует иметь в виду, что в
соответствии со статьями 44 и 45 Закона держатель реестра обязан
внести соответствующую запись в реестр не позднее трех дней с
момента обращения акционера и представления им документов,
предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. Перечень
таких документов приведен в Федеральном законе от 22 апреля
1996 года "О рынке ценных бумаг" (статья 8), Указах Президента
Российской Федерации от 27 октября 1993 г. No. 1769 "О мерах по
обеспечению прав акционеров" (пункт 2) и от 18 августа 1996 г.
No. 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению
интересов государства как собственника и акционера" (пункт 6), во
Временном положении о ведении реестра владельцев именных ценных
бумаг, утвержденном Постановлением Федеральной комиссии по ценным
бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации
от 12 июля 1995 г. No. 3 (пункты 4.10 и 4.11).
Отказ держателя реестра от внесения записи в реестр акционеров
может быть обжалован акционером в суд. Отказ от внесения
соответствующей записи по мотиву непредставления акционером
передаточного распоряжения может быть признан обоснованным лишь
тогда, когда оформление и представление таких распоряжений
обязательно в силу названных выше правовых актов (при переходе
права собственности на акции, относящиеся к государственной или
муниципальной собственности, либо по сделке, совершенной с
участием профессионального участника рынка ценных бумаг). В
остальных случаях достаточным основанием для внесения записи в
реестр акционеров являются иные документы, перечисленные в
указанных актах и подтверждающие переход права собственности на
акции (надлежаще оформленный договор купли - продажи, договор
дарения акций и др.).
Если ведение реестра акционеров поручено специализированному
регистратору (пункт 3 статьи 44 Закона), в качестве ответчиков по
делу должны привлекаться акционерное общество и специализированный
регистратор - держатель реестра.
Владелец акций вправе обратиться с требованием об обязании
акционерного общества (держателя реестра) внести запись о нем в
реестр акционеров и в том случае, если в установленный статьей 45
Закона срок такая запись не внесена и держатель реестра не
направил акционеру в пятидневный срок после получения от него
заявления уведомление с указанием мотивов отказа от внесения его в
реестр.
Суд в случае необоснованности отказа или уклонения держателя
реестра от внесения в него соответствующей записи по требованию
акционера обязывает держателя реестра внести необходимую запись с
той даты, с которой она должна была быть внесена в соответствии с
Законом.
5. Статьей 26 Закона определен минимальный размер уставного
капитала для открытых акционерных обществ - не менее тысячекратной
суммы, а для закрытых акционерных обществ - не менее стократной
суммы минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
При применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что
если на момент государственной регистрации акционерного общества
(при его создании) размер уставного капитала общества
соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период
правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав
общества (регистрации устава в новой редакции), в том числе в
связи с приведением его в соответствие с Законом (пункт 3
статьи 94 Закона), государственный орган, осуществляющий такую
регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву
несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру,
действующему на дату регистрации изменений. Отказ в регистрации
изменений по этому основанию может быть обжалован (оспорен) в
судебном порядке.
Однако судам следует иметь в виду, что в соответствии с
пунктом 1 статьи 29 Закона акционерное общество не вправе
уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер
станет меньше минимального размера уставного капитала,
определяемого на основании Закона на дату регистрации
соответствующих изменений в уставе общества (в данном случае - не
на дату его первоначальной регистрации).
6. В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса
Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть
преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не
исключается возможность преобразований обществ, относящихся к
одной организационно - правовой форме юридического лица
(акционерных обществ) - закрытых в открытые и открытых в закрытые.
При рассмотрении споров, связанных с преобразованием
акционерного общества одного типа в акционерное общество другого
типа необходимо учитывать, что изменение типа общества не является
реорганизацией юридического лица (его организационно - правовая
форма не изменяется), поэтому требования, предусмотренные пунктом
5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5
статьи 15 и статьей 20 Закона - о составлении передаточного акта,
об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа
акционерного общества - в таких случаях предъявляться не должны.
Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации
общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать
выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против
преобразования или не участвовали в голосовании (статья 75
Закона).
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное
общество другого типа осуществляется по решению общего собрания
акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества
(утверждением устава в новой редакции) и государственной
регистрацией их в установленном порядке. Отказ в регистрации таких
изменений может быть обжалован (оспорен) в судебном порядке и
признан неправомерным с вынесением судом решения об обязании
соответствующего государственного органа провести регистрацию,
кроме случаев, когда: а) в результате преобразования открытого
общества в закрытое будет нарушено требование пункта 3 статьи 7
Закона, ограничивающего численность закрытого общества (не более
50 акционеров); б) в результате преобразования общества будет
нарушен пункт 4 статьи 7 Закона, устанавливающий, что если
учредителями акционерных обществ выступают в соответствии с
федеральными законами Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование, то общества могут быть
только открытыми; в) при преобразовании закрытого общества в
открытое размер уставного капитала окажется ниже минимального
уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных
обществ.
7. При разрешении споров, связанных с использованием
акционерами закрытого общества (обществом) преимущественного права
приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами данного
общества, необходимо иметь в виду следующее:
1) норма части 4 пункта 3 статьи 7 Закона, закрепляющая за
акционерами закрытого общества такое право, носит императивный
характер, в связи с чем это право не может быть ограничено
договором о создании общества либо его уставом;
2) преимущественное право закрытого общества на приобретение
акций, продаваемых его акционерами, действует в случаях, когда оно
предусмотрено уставом общества. При этом общество может
воспользоваться указанным правом лишь при условии, если акционеры
данного общества не используют принадлежащее им преимущественное
право на приобретение акций;
3) акционеры закрытого общества, а в надлежащих случаях само
общество могут осуществлять преимущественное право приобретения
акций, продаваемых акционерами данного общества, при условии, если
они согласны приобрести эти акции по цене предложения другому
лицу. Если цена, по которой акционеры закрытого общества
(общество) изъявляют готовность приобрести акции, ниже цены
предложения другому лицу, акционер вправе продать их другому лицу;
4) при отчуждении акционером закрытого общества принадлежащих
ему акций другому лицу по цене, которую готовы были уплатить
акционеры данного общества (общество), акционеры или общество, чье
право на преимущественное приобретение акций нарушено, могут
обратиться в суд с требованием о переводе прав и обязанностей
покупателя этих акций на соответствующее заинтересованное лицо;
5) предусмотренное Законом преимущественное право приобретения
акций закрытого акционерного общества не применяется в случаях
безвозмездного отчуждения их акционером (по договору дарения) либо
перехода акций в собственность другого лица в порядке
универсального правопреемства.
8. При рассмотрении исков о признании решения общего собрания
акционеров недействительным следует учитывать, что к нарушениям
Закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска
акционера о признании решения общего собрания акционеров
недействительным, относятся в частности: несвоевременное извещение
(неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания (пункт 2
статьи 52 Закона); непредоставление возможности ознакомиться с
необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в
повестку дня собрания (пункт 3 статьи 52 Закона); несвоевременное
предоставление бюллетеней для голосования при заочном его
проведении (пункт 3 статьи 50 Закона) и др.
Вместе с тем при разрешении таких споров суд вправе с учетом
всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если
голосование данного акционера не могло повлиять на результаты
голосования, допущенные нарушения не являются существенными и
решение не повлекло причинение убытков данному акционеру (пункт 8
статьи 49 Закона).
Если обжалование решения общего собрания акционеров
мотивировано нарушениями организационного или процедурного
характера, при решении вопроса о признании его недействительным
или об оставлении в силе необходимо иметь в виду, что порядок
принятия решений общего собрания акционеров определяется
статьей 49 Закона и уставом общества. Если устав не приведен в
соответствие с Законом, то на основании пункта 3 статьи 94 Закона
он применяется в части, не противоречащей Закону.
9. В случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом
судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или
возражений по иску на решение общего собрания акционеров, но при
этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением
компетенции общего собрания акционеров, при отсутствии кворума,
предусмотренного Законом, либо с иным существенным нарушением
законодательства, суд должен исходить из того, что такое решение
не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части)
независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или
нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона. При этом
следует иметь в виду, что общее собрание акционеров согласно
Закону не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не
отнесенным к его компетенции (пункт 3 статьи 48 Закона), принимать
решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, и
изменять повестку дня (пункт 6 статьи 49 Закона).
10. Решение совета директоров (наблюдательного совета) либо
исполнительного органа акционерного общества (единоличного или
коллегиального) может быть оспорено в судебном порядке путем
предъявления иска о признании его недействительным как в случаях,
когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (статьи 53,
55 и др.), так и при отсутствии соответствующего указания, если
принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных
правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы
акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное
общество.
11. При рассмотрении дела о признании недействительным решения
Совета директоров (наблюдательного совета) об отказе во включении
предложенного акционером вопроса в повестку дня общего собрания
акционеров или кандидата в список для тайного голосования по
выборам в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную
комиссию (статья 53 Закона), а также об отказе от созыва
внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц,
указанных в статье 55 Закона, необходимо учитывать, что перечень
оснований для отказа содержится соответственно в пункте 4 статьи
53 Закона и пункте 4 статьи 55 Закона и является исчерпывающим.
12. При разрешении споров, связанных с привлечением
акционерных обществ к ответственности по обязательствам (долгам)
дочерних обществ необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 105
Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 6
Закона.
Согласно этим нормам основное общество, имеющее право давать
дочернему обществу обязательные для него указания, в том числе по
договору с ним, отвечает солидарно с дочерним обществом по
сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
Основное общество может быть привлечено к субсидиарной
ответственности по долгам дочернего общества, если по его вине
наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.
Кроме того, акционеры дочернего общества вправе требовать
возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине
дочернему обществу. Такие требования могут заявляться путем
обращения акционеров в суд с соответствующим иском в интересах
дочернего общества.
Судам следует иметь в виду, что согласно статье 6 Закона
ответственность основного общества по долгам дочернего общества
при несостоятельности (банкротстве) последнего, а также в случаях
причинения убытков дочернему обществу может наступать лишь при
наличии вины основного общества (статья 401 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
13. При разрешении споров, связанных с требованиями акционеров
о выплате (взыскании с общества) дивидендов, необходимо учитывать
порядок их выплаты, а также ограничения на выплату дивидендов,
установленные статьями 42 и 43 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона общество обязано
выплатить акционерам объявленные дивиденды. В случае задержки их
выплаты акционер вправе обратиться в суд с иском о взыскании с
общества причитающихся ему сумм.
В тех случаях, когда дивиденды за соответствующий период (год,
полугодие, квартал) обществом не объявлены (не принято решение об
их выплате), акционер - владелец обыкновенных акций и акционер -
владелец привилегированных акций, по которым размер дивидендов не
определен уставом, не имеют оснований требовать взыскания их с
общества, поскольку принятие решения о начислении дивидендов или
невыплате их за определенный период является правом общества.
Не подлежат взысканию дивиденды полностью или частично и по
искам акционеров - владельцев привилегированных акций, размер
которых определен уставом, если общим собранием акционеров на
основании пункта 3 статьи 42 Закона принято решение о невыплате
или неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям
данного типа.
В статье 43 Закона перечислены случаи, когда общество не
вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов. Такие
решения не могут приниматься до полной оплаты уставного капитала
общества, если на момент выплаты дивидендов общество отвечает
признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки
появятся у общества в результате выплаты дивидендов, и в других
случаях, указанных в названной статье. Во всех этих случаях
требования акционеров о выплате дивидендов не могут признаваться
обоснованными.
14. При оценке судом крупных сделок, указанных в статье 78
Закона, следует исходить из того, что в соответствии со статьей 79
Закона совершение их акционерным обществом возможно лишь при
наличии единогласного решения Совета директоров (наблюдательного
совета) - при стоимости приобретаемого или отчуждаемого по сделке
имущества от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов
общества на дату принятия такого решения либо по решению общего
собрания акционеров - при стоимости имущества, являющегося
предметом сделки, свыше 50 процентов балансовой стоимости активов
общества на дату принятия решения о ее совершении. На основании
решения общего собрания акционеров заключаются также сделки,
связанные с приобретением или отчуждением обществом имущества
стоимостью от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов
общества, если Совет директоров (наблюдательный совет) не достиг
единогласия относительно совершения такой сделки и передал этот
вопрос на рассмотрение общего собрания акционеров. Сумма (размер)
крупной сделки определяется исходя из стоимости реально
отчуждаемого или приобретаемого имущества (имущества,
передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный
капитал другого общества, и т.д.) в сопоставлении с данными
последнего утвержденного баланса общества.
В случае совершения крупной сделки генеральным директором
(директором) акционерного общества или уполномоченным им лицом при
отсутствии необходимого решения Совета директоров (наблюдательного
совета) или общего собрания акционеров такая сделка является
недействительной. Однако она может быть признана судом имеющей
юридическую силу и создающей для общества вытекающие из нее права
и обязанности, если при рассмотрении спора будет установлено, что
в последующем данная сделка была одобрена соответственно Советом
директоров (наблюдательным советом) либо общим собранием
акционеров общества.
Установленные статьями 78 и 79 Закона нормы, определяющие
порядок заключения акционерным обществом крупных сделок, не
распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе
осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с
приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции и
т.п.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или
отчуждаемого по такой сделке.
15. На основании статьи 75 Закона акционеры - владельцы
голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части
принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества,
совершения крупной сделки, решение о совершении которой
принимается в соответствии с пунктом 2 статьи 79 Закона, а также
внесения изменений или дополнений в устав общества либо принятия
устава в новой редакции, ограничивающих их права, если они
голосовали против принятия соответствующего решения либо не
участвовали в голосовании по этим вопросам. Порядок и сроки выкупа
акций определены статьей 76 Закона. При отказе или уклонении
общества от выкупа акций в случаях, порядке и в сроки,
предусмотренные статьями 75 и 76 Закона, акционер вправе
обратиться в суд с требованием об обязании общества выкупить
акции.
При рассмотрении таких споров необходимо иметь в виду, что
перечень оснований, дающих акционеру право требовать выкупа
обществом принадлежащих данному акционеру акций, установленный
статьей 75 Закона, является исчерпывающим. С исками об обязании
общества выкупить акции в случаях, предусмотренных указанной
статьей Закона, могут обращаться владельцы обыкновенных акций, а
также владельцы привилегированных акций, если в соответствии со
статьей 32 Закона (пункты 3 - 5) и статьей 49 Закона (пункт 1) они
имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса. В
решении суда об обязании акционерного общества выкупить акции
необходимо указывать количество и тип (категорию) акций,
подлежащих выкупу.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М. ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В. ДЕМИДОВ
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума, судья
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С. КОЗЛОВА
|