ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 1997 г. N 124/916-II
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
КИРОВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
РАЗРАБОТКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ
Ознакомившись с практикой Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва, избирательных комиссий Кировской и Костромской
областей по взаимодействию с законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов Российской Федерации при
разработке и совершенствовании законодательства о выборах и
референдумах, Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации отмечает, что созданная в указанных субъектах Российской
Федерации нормативная правовая база позволила в 1996 - 1997 годах
успешно провести назначенные выборы, сформировать законодательные
(представительные) органы государственной власти, избрать глав
исполнительной власти, а в Кировской и Костромской областях - в
основном завершить процесс формирования представительных органов
местного самоуправления, избрания глав муниципальных образований и
иных должностных лиц местного самоуправления.
Центральная избирательная комиссия Республики Тыва,
избирательные комиссии Кировской и Костромской областей, имеющие в
своем составе немало юристов, принимают участие в разработке
избирательного законодательства, влияют на процесс обеспечения
гарантий избирательных прав граждан и укрепления региональных
избирательных систем в целом.
Плодотворно взаимодействует с областной Думой Избирательная
комиссия Костромской области. Члены Комиссии с правом решающего
голоса входят в состав областной Рабочей группы по
совершенствованию избирательного законодательства, активно
работают в комиссиях областной Думы, постоянно информируют
депутатов о ходе избирательных кампаний и полученных в результате
их анализа выводах, в частности, о внесении изменений в
действующие законы. Укреплению связей Избирательной комиссии с
Костромской областной Думой способствовало наделение Комиссии
правом законодательной инициативы по вопросам ее ведения.
В целях обеспечения соответствия законов о выборах и
референдумах федеральному законодательству Центральная
избирательная комиссия Республики Тыва, избирательные комиссии
Кировской и Костромской областей направляют подготовленные в этих
субъектах Российской Федерации законопроекты и принятые законы на
правовую экспертизу в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации, а по получении заключений рассматривают их
совместно с законодательными (представительными) органами
государственной власти.
Вместе с тем взаимодействие Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва и Избирательной комиссии Кировской области с
законодательными (представительными) органами государственной
власти по совершенствованию регионального избирательного
законодательства еще не в полной мере отвечает практическим
потребностям практики и не обеспечивает своевременное устранение
несогласованности между федеральным и региональным
законодательством о выборах и референдумах. В разработке
законопроектов принимает участие узкий круг членов избирательных
комиссий, к этому процессу практически не привлекаются работники
прокуратуры и судов, органов юстиции, представители общественных
объединений, не используется опыт избирательных комиссий других
субъектов Российской Федерации.
Нормативная правовая база Республики Тыва до сих пор не
приведена в соответствие с требованиями федерального
законодательства о выборах и референдумах.
Руководствуясь статьей 12 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации",
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить деятельность Избирательной комиссии Костромской
области по взаимодействию с Костромской областной Думой в деле
разработки и совершенствования законодательства о выборах и
референдумах.
2. Оказать консультативную помощь Избирательной комиссии
Костромской области в подготовке и внесении ею на рассмотрение
Костромской областной Думы в порядке законодательной инициативы
проекта избирательного кодекса Костромской области.
3. Центральной избирательной комиссии Республики Тыва
активизировать сотрудничество соответственно с Верховным Хуралом
(Парламентом) Республики, а Избирательной комиссии Кировской
области - с Кировской областной Думой, особенно в области
совершенствования нормативной правовой базы выборов и
референдумов, укрепления гарантий избирательных прав граждан и
обеспечения их соблюдения в ходе избирательных кампаний.
4. Просить Президента Республики Тыва, руководителей
Верховного Хурала (Парламента) Республики рассмотреть с участием
Избирательной комиссии Республики вопрос о соответствии
республиканских законов о выборах и референдумах федеральному
законодательству, внести в них необходимые изменения с соблюдением
установленных парламентских процедур.
5. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской
Федерации проанализировать на совещаниях и семинарах итоги
прошедших выборов в органы государственной власти и в органы
местного самоуправления и согласовать с законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной
власти планы работ по совершенствованию законодательства о выборах
и референдумах.
В целях подготовки необходимых законопроектов создать
совместные рабочие группы с привлечением в их состав членов
избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса,
депутатов, специалистов и ученых, представителей общественных
объединений, активнее использовать опыт законопроектных работ,
накопленный в рамках деятельности межрегиональных ассоциаций
субъектов Российской Федерации.
6. Предложить законодательным (представительным) органам
государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть
на сессиях, парламентских (депутатских) слушаниях, в комитетах и
комиссиях вопросы состояния регионального избирательного
законодательства и перспектив его дальнейшего совершенствования в
целях более полного обеспечения избирательных прав граждан
Российской Федерации.
Поддержать инициативу о внесении в конституции республик,
уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной
области, автономных округов норм о наделении избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации правом законодательной
инициативы по вопросам их ведения.
7. Направить записку Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации по данному вопросу законодательным
(представительным) и исполнительным органам государственной
власти, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации
(прилагается).
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации А.А. Вешнякова.
9. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.ИВАНЧЕНКО
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Приложение
к Постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 марта 1997 г. N 124/916-II
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
КИРОВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТЕЙ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ) ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
НАЗВАННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
РАЗРАБОТКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ
В Республике Тыва, Кировской и Костромской областях в основном
завершилось формирование органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Выборам в органы государственной власти, в представительные
органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц
муниципальных образований предшествовала разработка необходимой
законодательной базы, которая в основном соответствует требованиям
Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". К
примеру, в Костромской области в ходе выборов главы областной
администрации, депутатов областной Думы, а также выборов в
представительные органы местного самоуправления и глав
муниципальных образований в судах рассматривалось лишь четыре
исковых заявления кандидатов о несовершенстве областного
избирательного законодательства, причем по двум искам областным
судом, а затем и Верховным Судом Российской Федерации жалобы
оставлены без удовлетворения, а по двум другим заявители отозвали
свои иски.
В работе по подготовке и принятию законов о выборах и
референдумах избирательные комиссии, многие члены которых имеют
высшее юридическое образование, плодотворно взаимодействовали с
законодательными (представительными) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Связь Избирательной комиссии Костромской области с областной
Думой обеспечивают члены комиссии с правом решающего голоса.
Законопроекты о выборах и референдуме в Костромской области
готовились рабочей группой, объединявшей членов Избирательной
комиссии области, депутатов и специалистов аппарата областной
Думы, работников областной администрации и прокуратуры.
В Кировской области законодательные акты о выборах
разрабатывались в соответствии с планами областной Думы силами
временной комиссии, состоящей в основном из депутатов и работников
аппарата областной Думы. Избирательная комиссия Кировской области
рассматривала законопроекты, готовила по ним заключения и
предложения.
Одним из основных авторов Закона Республики Тыва "О выборах
Президента Республики Тыва" является ответственный секретарь
Центральной избирательной комиссии Республики. Члены Комиссии
принимали участие в разработке Законов "О местном самоуправлении в
Республике Тыва" и "О местном референдуме в Республике Тыва".
В Кировской и Костромской областях законопроекты о выборах и
референдуме публиковались в средствах массовой информации для
всенародного обсуждения, при этом в Костромской области областные
и районные газеты, финансируемые полностью или частично за счет
средств соответствующих бюджетов, выделяли печатную площадь для
законопроектов на безвозмездной основе. Только при обсуждении
проекта областного Закона "О муниципальных выборах в Костромской
области" в рабочую группу поступило свыше ста замечаний и
предложений костромичей. Следует отметить, что Избирательной
комиссии Костромской области предоставлено право в период
проведения выборов и референдума самостоятельно определять
перечень документов, подлежащих бесплатной публикации в
периодических печатных изданиях с государственным или
муниципальным участием.
В целях обеспечения соответствия региональных законов
Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия
Республики Тыва, избирательные комиссии Кировской и Костромской
областей, как правило, направляют принятые законы на правовую
экспертизу в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации, а по получении заключений их обсуждают и доводят до
сведения законодательных (представительных) органов
государственной власти.
В три из пяти действующих избирательных законов Костромской
области областной Думой на основании заключений Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации и при непосредственном
участии Избирательной комиссии области были внесены необходимые
изменения и дополнения.
Помимо направления на правовую экспертизу уже принятых
законов, Избирательная комиссия Кировской области обращалась в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с просьбой
провести также экспертизу законопроектов о выборах.
Сотрудничество Избирательной комиссии Костромской области и
областной Думы по разработке и совершенствованию областного Закона
"О референдумах в Костромской области" способствовало тому, что в
декабре 1996 года на территории области организованно и в
соответствии с требованиями закона был проведен референдум по
вопросу о размещении и строительстве атомной станции в Костромской
области.
Принятая 3 февраля 1997 года Костромской областной Думой
поправка к Уставу (Основному закону) Костромской области закрепила
за Избирательной комиссией области право законодательной
инициативы в областной Думе, что означает признание органами
государственной власти области ведущей роли Комиссии в обеспечении
избирательного процесса, формировании и совершенствовании
региональной избирательной системы.
Вместе с тем взаимодействие Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва и Избирательной комиссии Кировской области с
законодательными (представительными) органами государственной
власти по совершенствованию регионального избирательного
законодательства еще не в полной мере отвечает потребностям
практики и не обеспечивает своевременное устранение
несогласованности между федеральным и региональным
законодательством о выборах и референдумах. В разработке
законопроектов принимает участие узкий круг членов избирательных
комиссий, к этому процессу практически не привлекаются работники
прокуратуры и судов, органов юстиции, представители общественных
объединений, не используется опыт избирательных комиссий других
субъектов Российской Федерации.
В Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 23 октября 1996 года "О ходе выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации" отмечались
серьезные отклонения от требований федерального законодательства,
допущенные в законах Республики Тыва о выборах. Однако выводы и
заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Верховным Хуралом (Парламентом) Республики пока еще не
рассмотрены.
В целях более полного обеспечения конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
государственной власти и в органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдумах Центральной избирательной комиссии
Республики Тыва, избирательным комиссиям Кировской и Костромской
областей необходимо проанализировать на совещаниях и семинарах
итоги прошедших выборов в органы государственной власти и органы
местного самоуправления и согласовать с законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной
власти планы работ по совершенствованию законодательства о выборах
и референдумах.
Для подготовки законопроектов целесообразно создать совместные
рабочие группы с привлечением в их состав избирательных комиссий с
правом решающего и совещательного голоса, депутатов, специалистов
и ученых, представителей общественных объединений, активнее
использовать опыт законопроектных работ, накопленный
межрегиональными ассоциациями субъектов Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации
|