МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 1997 г. N 15/3-14-6
В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской
Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления.
Вопросы организации и деятельности органов местного
самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми,
оставшимися без попечения родителей, определяются указанными
органами на основании уставов муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая то, что Положение об органах опеки и попечительства
РСФСР (утвержденное Советом Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г.
N 175) утратило силу в связи с принятием Семейного кодекса
Российской Федерации, возникает необходимость принять региональные
законы об организации работы по опеке (попечительству).
В ряде регионов Российской Федерации (Ленинградская область,
Нижегородская область, Ярославская область, Тамбовская область и
др.) такие законы уже приняты.
При разработке вышеуказанных законов полагаем необходимым
учесть, что функции по опеке (попечительству) в отношении
несовершеннолетних традиционно выполняют органы управления
образованием. Выполнение этой работы органами управления
образованием с привлечением педагогов во многом способствуют
правильному и достаточно эффективному решению вопросов, связанных
с устройством и воспитанием детей, нуждающихся в помощи
государства.
Частичное же изъятие из органов управления образованием
функции по опеке, попечительству, расчленение вопроса устройства
детей - сирот с вопросами их социально - правовой защиты в детских
интернатных учреждениях (в ряде регионов Российской Федерации) не
привело к существенному улучшению этой работы, а только разрушило
существующее, не создав принципиально нового.
Учитывая существенно возросший объем работы (оформление анкет
для централизованного учета детей, оставшихся без попечения
родителей, подготовка разрешающих документов при совершении
сделок, связанных с отчуждением жилой площади несовершеннолетних и
т.д.), необходимо рекомендовать органам опеки и попечительства
ввести в штат местных органов управления образованием должности
специалистов по охране детства из расчета не менее 1 специалиста
на 5 тыс. детского (от 0 до 18 лет) населения данной территории.
Необходимо также ввести в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации дополнительные единицы (или создать
соответствующие подразделения) для ведения работы в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа
1996 г. N 919 "Об организации централизованного учета детей,
оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с вышеуказанным Постановлением непосредственно
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
формирует региональный банк данных о детях, ведет учет иностранных
граждан и лиц без гражданства, выдает направления для посещения
детей и т.д., поэтому целесообразно создание соответствующего
подразделения для ведения этой работы непосредственно в штате
органа управления образованием.
Первый заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
|