ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 1997 года
Дело N 67-В97пр-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Жилина Г.А.
рассмотрела в судебном заседании от 25 марта 1997 года
гражданское дело по иску Б. к прокуратуре Новосибирской области о
взыскании единовременного пособия при увольнении на пенсию в связи
с выслугой лет по протесту заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г.
Новосибирска от 22 августа 1996 года, дополнительное решение того
же суда от 29 августа 1996 года, определение Судебной коллегии по
гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 октября
1996 года и постановление президиума того же суда от 31 января
1997 года.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Л.Л. Корягиной,
поддержавшей протест, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Б. обратился в суд к Новосибирской областной прокуратуре с
требованием о взыскании единовременного пособия при увольнении его
на пенсию в связи с выслугой лет, в обоснование которого указал на
то, что он приказом N 70 от 13 июня 1996 года уволен из
прокуратуры с должности прокурора отдела в связи с уходом на
пенсию по выслуге лет. В соответствии с Федеральным законом "О
прокуратуре РФ" ему должно быть выплачено единовременное пособие в
размере 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный
чин, так как он имеет классный чин "старший советник юстиции" и
работал в прокуратуре 52 года, но ему в выплате данного пособия в
таком размере отказано.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 22
августа 1996 года иск был удовлетворен в размере 20 должностных
окладов с доплатой за классный чин. Решение суда обращено к
немедленному исполнению.
Дополнительным решением того же суда от 29 августа 1996 года
была определена подлежащая взысканию сумма единовременного пособия
в размере 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный
чин - 18 млн. 285 тыс. 200 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам
Новосибирского областного суда от 15 октября 1996 года решение
оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Новосибирского областного суда от 31
января 1997 года из резолютивной части решения от 22 августа 1996
г. и кассационного определения от 15 октября того же года
исключено указание об обращении решения суда к немедленному
исполнению в соответствии со ст. 211 ГПК РСФСР. В остальной части
вынесенные по делу судебные постановления оставлены в силе, а
протест заместителя Генерального прокурора РФ - без
удовлетворения.
Протест принесен на предмет отмены всех состоявшихся по делу
судебных постановлений с вынесением нового решения об отказе в
иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не нашла законных оснований для удовлетворения протеста.
Судом установлено, что Б. с 20 ноября 1943 года работал в
Новосибирской областной прокуратуре (л.д. 5).
14 декабря 1990 года был издан приказ N 94 о его увольнении с
31 декабря 1990 года в связи с уходом на пенсию (л.д. 5). Однако
он уволен не был, так как приказом от 20 декабря 1990 года N 96 он
был вновь зачислен с 4 января 1991 года на должность прокурора
отдела (л.д. 6), которую исполнял по 13 июня 1996 года, т.е. до
его увольнения приказом N 70 от 13 июня 1996 года в связи с
переходом на пенсию по выслуге лет (л.д. 5).
Истец также подтвердил, что он фактически с работы не
увольнялся, а приказ о его увольнении был издан только для
назначения ему пенсии по возрасту которая, была назначена ему.
Таким образом, истец, работавший прокурором отдела
Новосибирской областной прокуратуры и имевший классный чин при
увольнении 13 июня 1996 года (после вступления в силу ст. 44
Федерального закона "О прокуратуре РФ") в связи с переходом на
пенсию по выслуге лет имел право на получение единовременного
пособия за полные свыше 20 лет выслуги в размере 20 месячных
должностных окладов с доплатой за классный чин.
С доводом протеста о том, что по смыслу ст. 22 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" назначение пенсии возможно только
один раз, в последующем ее размер может повышаться путем
начисления надбавок, индексации или выбора другого вида пенсии,
если одновременно гражданин имеет право на различные
государственные пенсии (ст. 5 Закона РСФСР), поэтому истец,
обратившись в 1990 году за назначением пенсии, реализовал свое
право на пенсионное обеспечение, в связи с чем выбор им в 1996
году другого вида государственной пенсии не может считаться уходом
на пенсию по выслуге лет в связи с нахождением его в течение 6 лет
пенсионером, а является лишь основанием к изменению размера
получаемой пенсии, согласиться нельзя.
Как указывалось выше, истец не прекращал работу в Новосибирской
областной прокуратуре, а издание приказов о его увольнении и
приеме на работу вновь последовало одновременно (14 декабря 1990
г. уволен с 31 декабря 1990 года и 20 декабря 1990 г. принят с 4
января 1991 года) и было вызвано назначением пенсии по возрасту.
Увольнение истца было произведено 15 июня 1995 года в связи с
уходом на пенсию по выслуге лет, т.е. после вступления в силу ст.
44 Закона РФ "О прокуратуре РФ".
В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона РФ "О
прокуратуре РФ" пенсионное обеспечение прокуроров, следователей и
др., имеющих классные чины, осуществляется применительно к
условиям, нормам и порядку, установленным законодательством РФ для
лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел.
Прокурорам, следователям и др., имеющим классные чины, при
увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности,
также по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями при наличии права на эту пенсию выплачивается
единовременное пособие за полные годы выслуги: свыше 20
календарных лет - 20 месячных должностных окладов с доплатой за
классный чин.
Право на пенсию в связи с выслугой лет у истца имеется, ему
такая пенсия была назначена после введения данного Закона в силу.
Приведенный выше Закон связывает право на выплату
единовременного пособия соответственно проработанному времени
только наличием права на эту пенсию - пенсию в связи с выслугой
лет.
До введения в действие приведенного Закона пенсионное
обеспечение работников органов и учреждений прокуратуры в
Российской Федерации производилось на основании Указа Президента
РФ N 2291 от 24 декабря 1993 года "О пенсионном обеспечении
работников органов и учреждений прокуратуры РФ и их семей".
П. 1 этого Указа предусматривалось, что пенсионное обеспечение
прокуроров, следователей, работников научных и образовательных
учреждений прокуратуры РФ, имеющих классные чины, и их семей
осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку,
установленным законодательством РФ для лиц, проходивших службу в
органах внутренних дел.
П. 2 данного Указа Правительству РФ поручалось определить
порядок финансирования расходов на выплату пенсий за счет средств
федерального бюджета.
Во исполнение данного Указа 12 августа 1994 года Правительством
РФ было принято Постановление N 942 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений
прокуратуры РФ и их семьям", п. 1 которого было установлено:
распространить на прокуроров и следователей, научных и
педагогических работников органов и учреждений прокуратуры РФ,
имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей
прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры действие
Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября
1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в
качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов,
сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их
семьям в РФ".
Никаких ограничений для прокуроров и следователей прокуратуры
РФ приведенный нормативный акт Правительства РФ не содержит,
поэтому Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года,
которым определен порядок исчисления выслуги лет и назначения и
выплаты пособий, распространяется на прокуроров и следователей
прокуратуры РФ без изъятия.
Никакие ограничения не содержатся и в приведенной ст. 44
Федерального закона "О прокуратуре РФ".
В соответствии со ст. 17 приведенного выше Постановления
Правительства РФ от 22 сентября 1993 года (с последующими
изменениями) в случае повторного определения на службу
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел единовременное пособие при последующем увольнении
их со службы выплачивается исходя из общей выслуги на день
последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при
предыдущих увольнениях со службы, но не менее чем в размере
двухмесячного оклада денежного содержания.
Положение приведенного нормативного акта без изъятий, как
указывалось выше, распространяется и на прокуроров, следователей и
др. работников прокуратуры РФ, имеющих классные чины, в связи с
чем суд в соответствии с фактическими обстоятельствами и на
основании приведенного Закона и нормативных правовых актов
удовлетворил требование истца о выплате ему единовременного
пособия при увольнении в связи с уходом на пенсию по выслуге лет в
размере 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин
в сумме 18 млн. 286 тыс. 200 руб. (должностной оклад истца на день
увольнения составлял 755628 руб., доплата за классный чин - 158682
руб., общая сумма за месяц - 914310 руб., а за 20 месяцев -
1828620О руб.).
Выводы, изложенные по делу N 43-пв-96 в Постановлении
Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 1996
года, были учтены при вынесении данного определения.
После введения в действие ст. 44 Федерального закона "О
прокуратуре РФ", т.е. после 1 января 1996 года, которой
предусмотрена выплата единовременного пособия при увольнении в
связи с выслугой лет, прокурорам, следователям и др. работникам
прокуратуры РФ, имевшим классные чины, применительно к условиям,
нормам и порядку, установленным законодательством РФ для лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их
семей. Т.е. Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября
1993 года.
В соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР основаниями к отмене
решения, определения, постановления суда в надзорном порядке
являются: 1. Неправильное применение или толкование норм
материального права. 2. Существенное нарушение норм
процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения,
определения, постановления суда.
При установленных судом фактических обстоятельствах дела и
изложенной выше законодательной базе по данному требованию протест
не содержит доводов, указанных в приведенной выше статье ГПК
РСФСР, которые давали бы суду, рассматривающему дело в порядке
надзора, основание для отмены вынесенных по делу судебных
постановлений, в связи с чем вынесенные по делу судебные
постановления подлежат оставлению в силе, а протест подлежит
оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329 п. 1 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
вынесенные по делу судебные постановления оставить в силе,
протест заместителя генерального прокурора Российской Федерации
оставить без удовлетворения.
|