ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 21 марта 1997 г. N 123
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОВОДЯЩЕГО
ДОКУМЕНТА "ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОД ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН
НА МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ"
(2 редакция)
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической
экспертизе" (статья 18) приказываю:
Утвердить заключение экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы, образованной во исполнение Приказа
Госкомэкологии России от 19.02.97 N 63, по материалам руководящего
документа "Правила охраны вод при бурении скважин на морских
нефтегазовых месторождениях" (2 редакция).
Председатель Госкомэкологии РФ
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Утверждено
Приказом Госкомэкологии РФ
от 21 марта 1997 г. N 123
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 марта 1997 года
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО МАТЕРИАЛАМ РУКОВОДЯЩЕГО
ДОКУМЕНТА "ПРАВИЛА ОХРАНЫ ВОД ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН
НА МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ"
(2 редакция)
Экспертная комиссия, утвержденная Приказом Госкомэкологии
России от 19.02.97 N 63, в составе: руководителя - академика
Павлова Д.С., ответственного секретаря - главного специалиста
Госкомэкологии России Прокопук Н.А. и членов экспертной комиссии:
председателя Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов
Сахалинской области - Онищенко Н.И., к.г.н., Чернобровкиной Е.И. -
рассмотрела материалы РД "Правила охраны вод при бурении скважин
на морских нефтегазовых месторождениях", разработанные Научно -
исследовательским и проектно-конструкторским институтом по
проблемам освоения нефтяных и газовых ресурсов континентального
шельфа (ОАО ВНИПИМОРНЕФТЕГАЗ) в 1996 году.
В представленном РД "Правила охраны вод при бурении скважин на
морских нефтегазовых месторождениях" отражены:
основные положения, область применения;
требования к качеству очистки сточных вод, используемых в
оборотных системах водоснабжения;
требования к воде, закачиваемой в нагнетательные скважины;
требования к выполнению мероприятий по предотвращению
загрязнения природной среды при проводке морских скважин;
требования к мониторингу;
вопросы подземного захоронения отходов бурения морских скважин
путем закачки их в поглощающие скважины;
вопросы сбора и утилизации отходов бурения.
РД "Правила охраны вод при бурении скважин на морских
нефтегазовых месторождениях" рассмотрены и согласованы:
Министерством природных ресурсов Российской Федерации (письмо от
30.10.96 N НМ-49/2824), Государственным комитетом санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации (письмо от
29.10.96 N 01-13/377-11), Комитетом Российской Федерации по
рыболовству (письмо от 10.12.96 N 1-2/414).
1. Общая оценка представленных материалов
1.1. Правила охраны вод при бурении скважин на морских
нефтегазовых месторождениях предназначены при проектировании,
строительстве и эксплуатации морских буровых платформ для всех
предприятий, осуществляющих разведку и разработку морских
нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.
1.2. Правила содержат основные положения, регулирующие: сбор и
вывоз избыточного бурового раствора и шлама; очистку буровых и
маслосодержащих сточных вод; вывоз или сжигание продуктов
опробования скважин, технологических и бытовых отходов;
предотвращение попадания в море продуктов неполного сгорания
отработанных газов дизельных агрегатов; предотвращение попадания в
море закачиваемых в подземные горизонты сточных вод; контроль
качества морских вод в зоне влияния промысловых и нагнетательных
скважин; контроль пластовых давлений в нагнетательных скважинах;
сбор, очистку и транспортировку хозяйственно-бытовых сточных вод;
оконтуривание и сбор нефтепродуктов с водной и ледовой
поверхности.
1.3. Правила устанавливают классификацию отходов, а также ряд
требований к выполнению мероприятий по предотвращению загрязнения
природной среды бурении морских скважин.
1.4. Представленные Правила в основном соответствуют
положениям стандартов, предусмотренных при бурении и освоении
морских скважин на нефть и газ.
Вместе с тем по отдельным разделам предложенных Правил имеет
место расхождение с действующими стандартами, а также не учтен ряд
положений федеральных законов.
1.5. В РД Правил не содержится четких инструкций, регулирующих
отличительные особенности порядка проведения работ в
территориальных водах и за их пределами. Поскольку такие работы
регулируются различными Законами ("Водный Кодекс", "О
континентальном шельфе Российской Федерации"), они должны иметь
соответствующие разграниченные правила.
1.6. Недостаточно освещены вопросы регламентации токсичности
веществ, применяемых и образующихся в процессе буровых работ, а
также требований к охране окружающей среды в местах, куда эти
отходы (буровой шлам, буровые растворы) должны вывозиться.
2. По некоторым положениям Правил экспертной комиссией
высказан ряд следующих конкретных замечаний:
2.1. В представленных Правилах не сформулирована главная
задача (экологическая или природоохранная) - это снижение до
минимума возможного негативного влияния на морскую водную среду
веществ, образующихся в процессе бурения и обеспечения
экологической безопасности, что достигается применением
современных технических средств, технологий и устройств,
обеспечивающих:
снижение токсичности (вредности) применяемых химреагентов и
веществ, снижение их объемов, минимизацию влияния на окружающую
среду, проведение эффективных мер по борьбе с аварийными
ситуациями;
сбор и вывоз избыточного бурового раствора и шлама, содержащих
химреагенты, запрещенные к сбросу в море, на береговые
шламоотвалы;
обработку бурового раствора и шлама до кондиций, позволяющих
их закачку в поглощающие горизонты или сброс в море (размещение на
морское дно);
обработку избыточного бурового раствора и шлама отверждающими
композициями для сокращения их объема и обезвреживания до
устанавливаемых в законном порядке нормативов качества;
сбор и очистку до установленных нормативов качества буровых и
маслосодержащих сточных вод;
сбор и вывоз или сжигание продуктов опробования скважин,
технологических и бытовых отходов;
предотвращение попадания в море продуктов неполного сгорания
отработанных газов дизельных агрегатов;
предотвращение попадания в море закачиваемых в подземные
горизонты сточных вод;
сбор, очистку (до каких нормативов) и транспортировку (в каких
случаях) хоз. бытовых сточных вод.
2.2. В пункте 4.2.1 приводится классификация отходов не по
способу образования, а по видам, вместе с тем она должна быть
приведена по степени опасности.
2.3. По пункту 4.3 Правил необходимо указать, в соответствии с
какими нормативными документами приводятся требования по качеству
вод, подлежащих использованию в замкнутых оборотных системах
водоснабжения для охлаждения компрессоров, каким образом
достигаются такие показатели качества вод на платформах, каким
образом осуществляется контроль за соответствием качества данной
категории вод, приведенным в пункте 4.3.1.
2.4. По пункту 4.4 не ясно, когда используется подземное
захоронение отходов бурения морских скважин путем закачки их в
поглощающие горизонты. В Правилах необходимо четко отражать методы
или способы защиты подземных вод от загрязнения.
2.5. Не ясно, на основании каких регламентирующих документов
органы санитарного надзора решают вопрос о санитарных условиях
закачки.
2.6. По пункту 4.4.3 схема наблюдения за качеством морской
воды должна быть рассмотрена и утверждена в установленном порядке
в плане утверждения программы ведомственного экологического
мониторинга не только с органами МПР, но и с Госкомэкологии
России, с органами Госкомгидромета не в части контроля за
микробиологическими и гидрологическими характеристиками, а в части
гидрометеорологического мониторинга и показателей фонового
экологического состояния морской среды.
2.7. В пункте 4.5 необходимо привести исходный нормативный
документ, согласно которому приведены нормативы качества воды,
закачиваемой в нагнетательные скважины.
2.8. По пункту 4.5.3 не обосновывается, чем регламентируется и
достигается степень очистки морской воды, закачиваемой в пласты,
от механических примесей.
2.9. В проекте Правил нет четкого определения, сбрасывается в
водный объект или транспортируется на береговые базы буровой шлам.
В случае, если сброс бурового шлама, который является отходом,
образующимся на платформе в процессе бурения, разрешается данными
Правилами, то в документе необходим подпункт, регламентирующий
такой сброс в соответствии с Законом Российской Федерации "О
континентальном шельфе Российской Федерации" (статьи 34, 35).
2.10. По пункту 4.6.6 не приведены нормативы для сброса хоз.
бытовых сточных вод при сбросах в море за пределами
территориальных вод. Отсутствуют ссылки на процедуру получения
разрешений на сбросы, нормирования их качества, показатели очистки
(за исключением коли-индекса).
2.11. В Правилах не отражен вопрос обращения с отработанными
ГСМ (удаляются на переработку, сжигаются в топливных системах и
т.д.).
2.12. По пункту 4.7.10 необходимо привести характеристики
оборудования для сбора и ликвидации продукции опробования и
пластовой воды. Какие специальные реагенты - нейтрализаторы, а
также буровые растворы с высокой нейтрализующей способностью могут
применяться при вскрытии продуктивных пластов, содержащих
сероводород.
2.13. По пункту 4.8.3 необходимо определить не количество
нефти, утилизированной из сточных вод, а эффективность очистки,
позволяющую достигать устанавливаемые нормативы воздействия на
морскую среду.
Выводы
1. Представленный руководящий документ "Правила охраны вод при
бурении на морских нефтегазовых месторождениях" не раскрывает
задач, вытекающих из названия документа, а также не учитывает ряд
требований нормативных документов.
2. По результатам рассмотрения РД "Правила охраны вод при
бурении на морских нефтегазовых месторождениях" экспертная
комиссия считает целесообразным доработать указанный документ с
учетом замечаний и рекомендаций, высказанных экспертной комиссией
и представить на рассмотрение в государственную экологическую
экспертизу.
Руководитель экспертной комиссии
Д.С.ПАВЛОВ
Ответственный секретарь
Н.А.ПРОКОПУК
Члены экспертной комиссии:
Н.И.ОНИЩЕНКО
Е.И.ЧЕРНОБРОВКИНА
|