ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 1997 года
Дело No. 42-Г97-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Маслова А.М.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 20 марта 1997 г. дело по
жалобе Кисько В.А. и Власова В.Г. о нарушении их конституционных
прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и
назначении даты выборов в органы местного самоуправления
с. Троицкое Целинного района Республики Калмыкия по кассационной
жалобе Кисько В.А. и Власова В.Г. на решение Верховного Суда
Республики Калмыкия от 7 февраля 1997 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М.,
полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ
установила:
Кисько В.А. и Власов В.Г. обратились в суд с жалобой о
нарушении их конституционных прав избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления с. Троицкое Целинного района
Республики Калмыкия. В обоснование своих доводов ссылались на то,
что выборы в органы местного самоуправления с. Троицкое были
проведены не на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании, а на сходах граждан села. При этом
не все граждане с. Троицкое принимали участие в выборах органов
местного самоуправления. Заявители полагали, что суд должен
назначить дату выборов органов местного самоуправления с.
Троицкое.
В судебном заседании Кисько и Власов полностью поддержали свои
требования.
Представитель представительного и исполнительного органов
власти Целинного района, а также представитель Народного Хурала
(Парламента) Республики Калмыкия не согласились с доводами
заявителей, пояснив, что такой порядок образования органов
местного самоуправления установлен Законами Республики Калмыкия "О
местном самоуправлении в Республике Калмыкия" и "О выборах
представительных органов и должностных лиц местного самоуправления
в Республике Калмыкия".
Верховный Суд Республики Калмыкия решением от 7 февраля 1997
г. в удовлетворении жалобы Кисько В.А. и Власова В.Г. о нарушениях
их конституционных прав избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления и о назначении даты проведения выборов в
органы местного самоуправления с. Троицкое Целинного района
отказал.
В кассационной жалобе Кисько В.А. и Власов В.Г. указывают на
незаконность решения в связи с тем, что суд неправильно применил
нормы Федеральных законов "Об общих принципах организации местного
самоуправления" и "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ,
проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
считает, что решение Верховного Суда Республики Калмыкия подлежит
отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, заявители обратились в
суд с жалобой о нарушении их конституционных прав избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления и назначении судом
даты проведения выборов в органы местного самоуправления
с. Троицкое Целинного района, поскольку выборы были проведены
на собраниях (сходах) граждан. По их мнению, такой порядок
образования органов местного самоуправления не соответствует
принципам участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
Несмотря на то, что выборы в органы местного самоуправления
с. Троицкое уже были проведены, заявители продолжали настаивать на
своих требованиях о назначении судом даты выборов.
При таком положении суду следовало уточнить действительные
требования заявителей, имея в виду, что в связи с состоявшимися
выборами в органы местного самоуправления с. Троицкое ими мог быть
поставлен вопрос о признании их недействительными по основаниям,
указанным в жалобе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении
Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. "О подготовке
гражданских дел к судебному разбирательству", уточнение заявленных
требований, обстоятельств, обосновывающих их, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, является
обязанностью суда.
При проверке обстоятельств, связанных с законностью выборов,
проведенных в Целинном районе, суду следует иметь в виду, что
право гражданина избирать и быть избранным, в том числе и в органы
местного самоуправления, принадлежит к основным правам и свободам
и в качестве такового признается и гарантируется в Российской
Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Регулирование прав и свобод
человека и гражданина Конституцией РФ отнесено к ведению
Российской Федерации (ст. 71 п. "в").
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан" от 6 декабря 1994 г. гражданин
Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
(ст. 3).
Согласно ст. 4 п. п. 10 и 11 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 28 августа 1995 г. к полномочиям органов
государственной власти Российской Федерации в области местного
самоуправления относятся регулирование и защита прав граждан на
осуществление местного самоуправления и установление федеральных
гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с этим же Законом выборы депутатов, членов иных
выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании при
обеспечении установленных законом избирательных прав граждан
(ст. 23 п. 1, ст. ст. 15, 16). Поскольку регулирование прав
гражданина избирать и быть избранным отнесено к ведению Российской
Федерации и закреплено в указанных выше Федеральных законах, то
законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в
этой части не должны противоречить федеральным законам (ст. 76
Конституции РФ).
Таким образом, с точки зрения Конституции РФ и федеральных
законов, выводы суда о том, что выборы в местные органы
самоуправления с. Троицкое в Целинном районе, проведенные на
основе законодательства республики и с соблюдением прав граждан
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления,
являются ошибочными.
Как видно из материалов дела, выборы органов местного
самоуправления с. Троицкое проводились на сходах граждан.
Согласно Положению о собраниях (сходах) граждан в Республике
Калмыкия, утвержденному постановлением Народного Хурала
(Парламента) Республики 5 ноября 1996 г., принятие решения на
собрании (сходе) граждан осуществляется открытым голосованием
(ст. 5) и собрание (сход) граждан считается правомочным при
участии в нем не менее 25% жителей муниципального образования,
обладающих активным избирательным правом (ст. 6). Безусловно, при
проведении выборов в органы местного самоуправления на сходах
граждан с соблюдением указанных требований нарушается право
граждан на участие в выборах на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это
право в соответствии со ст. 55 Конституции РФ может быть
ограничено только федеральным законом и в случаях, прямо
предусмотренных в этой статье. В установленном законом порядке
право граждан избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления не ограничивалось.
В связи с тем, что право гражданина избирать и быть избранным,
в том числе и в органы местного самоуправления, относится к
основным правам и свободам и их регулирование находится в ведении
Российской Федерации, то принимаемые по этим вопросам федеральные
законы имеют прямое действие на всей территории Российской
Федерации.
При рассмотрении настоящего дела суд не учел разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых
вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия" в той части, что если подлежащий
применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому
по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, то исходя
из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации суд
должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4
постановления).
Верховным Судом Республики Калмыкия при рассмотрении дела
указанные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда
РФ не учтены.
С указанием суда на то, что в силу ст. 130 Конституции РФ
возможно формирование органов местного самоуправления, в
частности на сходах граждан, нельзя согласиться, поскольку
указанная норма Конституции определяет систему форм осуществления
гражданами местного самоуправления, и в частности участия граждан
в создании местного самоуправления через выборы. Основные принципы
участия граждан в выборах содержатся в указанных выше Федеральных
законах.
При таких обстоятельствах, когда судом неправильно применены
нормы материального права и нарушены нормы процессуального права,
решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит
отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 февраля 1997
г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
А.М.МАСЛОВ
В.Н.ПИРОЖКОВ
|