ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 1997 г. No. 6890/95
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации на решение от 21.04.95 и постановление от
16.06.95 Мурманского областного арбитражного суда по делу
No. 1-692/17.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Северный Морской банк обратился в Мурманский областной
арбитражный суд с иском о признании недействительными предложений
Государственной налоговой инспекции по Мурманской области от
21.02.95 No. 1-07-2/891 по акту проверки от 20.01.95.
Решением от 21.04.95 исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 16.06.95 решение оставлено без изменения.
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в иске
отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению с
направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекция по Мурманской
области при проверке движения денежных средств по ссудным счетам
Северного Морского банка установила, что в результате
неправомерных действий банка не исполнены платежные поручения
налогоплательщиков и распоряжения налоговых органов о бесспорном
списании недоимок по налогам и финансовых санкций, что привело к
несвоевременному поступлению налогов и других обязательных
платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
По результатам проверки госналогинспекцией составлен акт, из
которого следует, что денежные средства предприятий, поступившие в
счет оплаты за поставленную рыбопродукцию, оказанные услуги и
выполненные работы, направлялись банком в счет погашения их
задолженности по выданным кредитам и процентам по ним. На
основании этого акта истцу предложено перечислить в доход
федерального бюджета 7113316400 рублей финансовых санкций
(6803170700 рублей пени и 310145700 рублей дохода от использования
неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов),
установленных статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований,
арбитражный суд исходил из того, что ответственность банка,
предусмотренная указанным Законом, наступает в случае
неисполнения им или задержки исполнения платежных поручений
налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во
внебюджетные фонды, а поскольку плательщики налогов в проверяемом
периоде не выставляли платежные поручения на перечисление налогов
и на их расчетных счетах отсутствовали денежные средства, которые
могли быть перечислены банком в первоочередном порядке, то вины со
стороны банка нет и, соответственно, нет оснований для применения
к нему ответственности. Кроме того, суд указал на то, что денежные
средства, поступавшие от сторонних организаций на ссудные счета,
предназначались для погашения кредитов и процентов по ним и не
могли использоваться не по назначению в соответствии с Положением
о кредитовании, действовавшем в банке, сам же банк не обязан
перечислять налоговые платежи за счет собственных средств при
отсутствии их у клиентов.
Между тем арбитражным судом не учтено следующее.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" платежные поручения на
перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды банками и
кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.
Такой же порядок закреплен Указом Президента Российской
Федерации от 23.05.94 No. 1005 "О дополнительных мерах по
нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном
хозяйстве".
В соответствии со статьей 15 упомянутого Закона в случае
неисполнения (задержки исполнения) платежного поручения
налогоплательщика по вине банка или кредитного учреждения с
виновника неисполнения (задержки) взыскивается в установленном
порядке пеня. Кроме того, в случае использования неперечисленных
сумм налогов в качестве кредитных ресурсов налоговый орган
взыскивает полученный этими учреждениями доход в федеральный
бюджет.
Пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93
No. 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней" установлена
ответственность в виде пени в размере 0,7 процента за каждый день
просрочки в части, относящейся к неуплаченной сумме налога не
только при неисполнении (задержке исполнения) платежных поручений
налогоплательщика, но и платежных поручений налогового органа,
выставленных на расчетный счет налогоплательщика.
В пункте 1.9 действующей Инструкции о расчетных, текущих и
бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР, от
30.10.86 (с дополнениями и изменениями) предусмотрено, что для
хранения денежных средств и осуществления расчетов, а именно: для
зачисления выручки от реализации продукции, работ и услуг, доходов
от внереализационных операций, денежных сумм полученных кредитов и
иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, с
бюджетами по налогам и другим обязательным платежам учреждением
банка юридическим лицам открывается расчетный счет.
Следовательно, зачисление банком выручки от реализации
продукции (работ, услуг) на ссудный счет является нарушением, в
результате которого денежные средства за отгруженную продукцию,
выполненные работы и оказанные услуги на расчетные счета
предприятий-налогоплательщиков не поступили, что привело к
несоблюдению первоочередности налоговых платежей и задержке
исполнения поручений налогоплательщиков и поручений налоговой
инспекции.
Поэтому банк правомерно привлечен к ответственности,
установленной статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Что касается утверждения суда об отсутствии в банке платежных
поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет, то
из материалов дела не видно, что это обстоятельство, так же как и
обстоятельство, связанное с выставлением на счета
налогоплательщиков инкассовых распоряжений налоговой инспекции,
судом проверялось.
Кроме того, судом не исследована и не дана правовая оценка
правильности исчисления пени и дохода, полученного от
использования неперечисленных сумм налога в качестве кредитных
ресурсов с учетом размера налоговых платежей по указанным
платежным документам и срока поступления конкретных сумм в счет
погашения кредитов и процентов по ним.
При этих обстоятельствах дело подлежит направлению на новое
рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 21.04.95 и постановление от 16.06.95 Мурманского
областного арбитражного суда по делу No. 1-692/17 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|