Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 18 МАРТА 1997 Г. ОБ ИСКЕ БАНКА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В ДОХОД ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 18 марта 1997 г. No. 6890/95

       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест   Председателя   Высшего   Арбитражного    Суда
   Российской Федерации  на  решение  от  21.04.95 и постановление от
   16.06.95   Мурманского   областного   арбитражного  суда  по  делу
   No. 1-692/17.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Северный Морской  банк  обратился   в   Мурманский   областной
   арбитражный суд  с иском о признании недействительными предложений
   Государственной налоговой  инспекции  по  Мурманской  области   от
   21.02.95 No. 1-07-2/891 по акту проверки от 20.01.95.
       Решением от 21.04.95 исковые требования удовлетворены.
       Постановлением от 16.06.95 решение оставлено без изменения.
       В протесте Председателя Высшего Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации предлагается  названные  судебные акты отменить,  в иске
   отказать.
       Президиум считает,   что  протест  подлежит  удовлетворению  с
   направлением дела на новое рассмотрение.
       Как видно из материалов дела,  Госналогинспекция по Мурманской
   области при проверке движения денежных средств по  ссудным  счетам
   Северного Морского    банка    установила,    что   в   результате
   неправомерных действий  банка  не  исполнены  платежные  поручения
   налогоплательщиков и  распоряжения  налоговых органов о бесспорном
   списании недоимок по налогам и финансовых санкций,  что привело  к
   несвоевременному поступлению   налогов   и   других   обязательных
   платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
       По результатам  проверки госналогинспекцией составлен акт,  из
   которого следует, что денежные средства предприятий, поступившие в
   счет оплаты  за  поставленную  рыбопродукцию,  оказанные  услуги и
   выполненные работы,  направлялись  банком  в  счет  погашения   их
   задолженности по   выданным   кредитам  и  процентам  по  ним.  На
   основании этого  акта  истцу  предложено   перечислить   в   доход
   федерального бюджета    7113316400   рублей   финансовых   санкций
   (6803170700 рублей пени и 310145700 рублей дохода от использования
   неперечисленных сумм   налогов  в  качестве  кредитных  ресурсов),
   установленных статьей 15 Закона Российской Федерации  "Об  основах
   налоговой системы в Российской Федерации".
       Принимая решение   об   удовлетворении   исковых   требований,
   арбитражный суд   исходил  из  того,  что  ответственность  банка,
   предусмотренная указанным    Законом,    наступает    в     случае
   неисполнения им   или   задержки  исполнения  платежных  поручений
   налогоплательщиков на  перечисление  налогов  в  бюджет   или   во
   внебюджетные фонды,  а поскольку плательщики налогов в проверяемом
   периоде не выставляли платежные поручения на перечисление  налогов
   и на их расчетных счетах отсутствовали денежные средства,  которые
   могли быть перечислены банком в первоочередном порядке, то вины со
   стороны банка нет и,  соответственно, нет оснований для применения
   к нему ответственности. Кроме того, суд указал на то, что денежные
   средства, поступавшие  от  сторонних организаций на ссудные счета,
   предназначались для погашения кредитов и процентов  по  ним  и  не
   могли использоваться  не по назначению в соответствии с Положением
   о кредитовании,  действовавшем в банке,  сам  же  банк  не  обязан
   перечислять налоговые  платежи  за  счет  собственных  средств при
   отсутствии их у клиентов.
       Между тем арбитражным судом не учтено следующее.
       Согласно статье 15 Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
   налоговой системы  в  Российской Федерации" платежные поручения на
   перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды банками  и
   кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.
       Такой же  порядок  закреплен  Указом   Президента   Российской
   Федерации от   23.05.94   No.  1005  "О  дополнительных  мерах  по
   нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном
   хозяйстве".
       В соответствии со  статьей  15  упомянутого  Закона  в  случае
   неисполнения (задержки     исполнения)     платежного    поручения
   налогоплательщика по  вине  банка  или  кредитного  учреждения   с
   виновника неисполнения  (задержки)  взыскивается  в  установленном
   порядке пеня.  Кроме того,  в случае использования неперечисленных
   сумм налогов   в   качестве  кредитных  ресурсов  налоговый  орган
   взыскивает полученный  этими  учреждениями  доход  в   федеральный
   бюджет.
       Пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации  от  22.12.93
   No. 2270   "О   некоторых   изменениях   в  налогообложении  и  во
   взаимоотношениях бюджетов    различных    уровней"     установлена
   ответственность в  виде пени в размере 0,7 процента за каждый день
   просрочки в части,  относящейся к  неуплаченной  сумме  налога  не
   только при  неисполнении (задержке исполнения) платежных поручений
   налогоплательщика, но и  платежных  поручений  налогового  органа,
   выставленных на расчетный счет налогоплательщика.
       В пункте 1.9 действующей Инструкции  о  расчетных,  текущих  и
   бюджетных счетах,  открываемых  в  учреждениях  Госбанка СССР,  от
   30.10.86 (с дополнениями и  изменениями)  предусмотрено,  что  для
   хранения денежных средств и осуществления расчетов,  а именно: для
   зачисления выручки от реализации продукции, работ и услуг, доходов
   от внереализационных операций, денежных сумм полученных кредитов и
   иных поступлений,  осуществления  расчетов   с   поставщиками,   с
   бюджетами по  налогам  и  другим обязательным платежам учреждением
   банка юридическим лицам открывается расчетный счет.
       Следовательно, зачисление   банком   выручки   от   реализации
   продукции (работ,  услуг) на ссудный счет является  нарушением,  в
   результате которого  денежные  средства  за отгруженную продукцию,
   выполненные работы  и  оказанные   услуги   на   расчетные   счета
   предприятий-налогоплательщиков не   поступили,   что   привело   к
   несоблюдению первоочередности  налоговых   платежей   и   задержке
   исполнения поручений   налогоплательщиков  и  поручений  налоговой
   инспекции.
       Поэтому банк    правомерно    привлечен   к   ответственности,
   установленной статьей 15 Закона Российской Федерации  "Об  основах
   налоговой системы в Российской Федерации".
       Что касается утверждения суда об отсутствии в банке  платежных
   поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет,  то
   из материалов дела не видно,  что это обстоятельство, так же как и
   обстоятельство,    связанное     с    выставлением    на     счета
   налогоплательщиков инкассовых  распоряжений  налоговой  инспекции,
   судом проверялось.
       Кроме того,  судом не исследована и не  дана  правовая  оценка
   правильности исчисления    пени    и    дохода,   полученного   от
   использования неперечисленных сумм  налога  в  качестве  кредитных
   ресурсов с   учетом   размера   налоговых  платежей  по  указанным
   платежным документам и срока поступления конкретных  сумм  в  счет
   погашения кредитов и процентов по ним.
       При этих обстоятельствах дело подлежит  направлению  на  новое
   рассмотрение.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                          п о с т а н о в и л:

       решение от 21.04.95 и постановление  от  16.06.95  Мурманского
   областного арбитражного суда по делу No. 1-692/17 отменить.
       Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz