ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 1997 года
Дело No. 4-Г97-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 17 марта 1997 г. дело по
жалобе Макарова В.А. на действия главы администрации поселка
Загорянский Щелковского района, Совета депутатов Щелковского
района Московской области по вопросу о назначении даты выборов в
представительный орган местного самоуправления пос. Загорянский
Щелковского района Московской области по кассационной жалобе
представителя администрации и Совета депутатов Щелковского района
на решение Московского областного суда от 23 января 1997 г. и по
жалобе Макарова В.А. на дополнительное решение от 13 февраля
1997 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
объяснения представителя главы Щелковского района и Совета
депутатов Щелковского района Шарова В.Н., заявителя Макарова В.А.,
его представителя Кондратьева В.И., заключение прокурора
Гермашевой М.М., полагавшей уточнить решение, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
установила:
Макаров В.А. обратился в суд с жалобой на отказ в назначении
выборов в органы местного самоуправления пос. Загорянский
Щелковского района Московской области и назначении судом даты
проведения выборов в Совет депутатов пос. Загорянский, а также
признании недействительным п. 1.2.2 Положения о территориальных
органах администрации Щелковского района. В обоснование заявленных
требований Макаров В.А. указал на то, что поселок Загорянский
является муниципальным образованием, а поэтому в нем должны быть
сформированы органы местного самоуправления. В соответствии с
Уставом Щелковского района и Положением о территориальных органах
администрации Щелковского района территория пос. Загорянский
включена в состав территории района, без образования территорий
муниципальных образований. Полагал, что в связи с этим нарушены
его права избирать и быть избранным в органы местного
самоуправления муниципального образования пос. Загорянский
Щелковского района, в котором он проживает.
В судебном заседании Макаров поддержал заявленные требования.
Представители администрации пос. Загорянский, администрации и
Совета депутатов района не согласились с доводами заявителя,
полагая, что пос. Загорянский не является самостоятельным
муниципальным образованием, а поэтому в нем не могут быть созданы
органы местного самоуправления.
Московский областной суд решением от 23 января 1997 г. жалобу
Макарова удовлетворил: назначил дату проведения выборов депутатов
Совета депутатов пос. Загорянский на 27 апреля 1997 г.; постановил
провести выборы в соответствии с Уставом пос. Загорянский,
утвержденным решением собрания представителей поселка 26 ноября
1996 г.; признал п. 1.2.2 Положения о территориальных органах
администрации Щелковского района недействительным; возложил
исполнение решения на администрацию поселка Загорянский.
Дополнительным решением от 13 февраля 1997 г. суд взыскал с
администрации Щелковского района в пользу Макарова В.А. 11385 руб.
в возмещение расходов по госпошлине и отказал в удовлетворении
требований о возмещении транспортных расходов и расходов по оплате
помощи представителя. В кассационной жалобе глава Щелковского
района, выполняющий полномочия председателя Совета депутатов
Щелковского района, не согласен с решением суда по тем основаниям,
что суд своим решением изменил границы и состав территории
муниципального образования Щелковского района; пос. Загорянский не
может быть муниципальным образованием, так как не имеет своей
собственности, экономической и финансовой самостоятельности;
Устав, в соответствии с которым суд постановил произвести выборы в
органы местного самоуправления, в установленном законом порядке не
зарегистрирован.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ,
проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, приходит к
следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" нормы этого Закона
подлежат применению в случаях нарушения конституционных прав
граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления. Эти случаи перечислены в самом Законе. Поскольку в
Московской области не принят закон, устанавливающий порядок
образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований, сроки полномочий выборного органа
местного самоуправления в пос. Загорянский истекли, а новые выборы
в срок, указанный в п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", не назначены, Устав пос. Загорянский не
зарегистрирован, суд обоснованно применил нормы Закона "Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и
назначил дату проведения выборов в представительный орган пос.
Загорянский.
Суд правильно не согласился с доводами представителей
администрации пос. Загорянский и администрации и Совета депутатов
Щелковского района о невозможности создания муниципального
образования в пос. Загорянский.
Как установлено судом, на день вступления в силу Закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" на территории пос. Загорянский осуществлялось местное
самоуправление: с декабря 1994 г. действовал представительный
орган местного самоуправления - Собрание представителей поселка
(л.д. 80 - 85); в июле 1995 г. был назначен глава администрации
поселка (л.д. 22 - 26); местное самоуправление осуществлялось в
пределах территории пос. Загорянский, границы которого были
утверждены решением малого Совета Щелковского городского Совета
народных депутатов от 22 декабря 1992 г. (л.д. 65); поселок имел
местный бюджет и распоряжался предоставленной ему в пользование
землей (л.д. 86, 101).
Отсутствие муниципальной собственности как территории
муниципального образования в соответствии со ст. 61 п. 3 Закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не
является основанием упразднения или преобразования
соответствующего муниципального образования.
Суд привел в решении убедительные доводы, подтверждающие
признание недействительным п. 1.2.2 Положения о территориальных
органах администрации Щелковского района, согласно которому
администрация пос. Загорянский включена в систему территориальных
органов администрации Щелковского района, а пос. Загорянский по
существу лишен статуса муниципального образования.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 п. 1 ст. 12 Закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления" местное
самоуправление осуществляется на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях,
и население такого поселения независимо от его численности не
может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
А изменение границ территорий, на которых осуществляется местное
самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий (ст. 131 Конституции РФ, ст. ст. 12, 13
Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации").
Как установлено судом, мнение населения пос. Загорянский по
вопросу o согласии упразднить муниципальное образование пос.
Загорянский и войти в состав муниципального образования Щелковский
район не выяснялось. Как указал Конституционный Суд Российской
Федерации в постановлении от 24 января 1997 г. по делу о проверке
конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля
1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской
Республике" по смыслу ст. 131 ч. 1 в ее связи со ст. ст. 12 и 130
ч. 1 Конституции РФ, городские и сельские муниципальные
образования как таковые предназначены для решения вопросов
местного значения, и приближение их к населению позволяет решить
весь комплекс вопросов местного значения, находящихся в ведении
местного самоуправления.
Таким образом, лишение пос. Загорянский статуса муниципального
образования нарушает конституционные права населения поселка, в
том числе и Макарова как жителя поселка, на осуществление местного
самоуправления и прежде всего право граждан избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах с учетом положений Закона "Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и с
учетом конкретных обстоятельств по делу суд счел возможным
назначить выборы в представительный орган местного самоуправления
на 27 апреля 1997 г. и возложить проведение выборов на
администрацию пос. Загорянский. При этом суд постановил провести
выборы в соответствии с Уставом пос. Загорянский, утвержденным
решением собрания представителей поселка от 26 ноября 1996 г., и в
порядке, установленном Законом Московской области "О выборах
органов и должностных лиц местного самоуправления в Московской
области". Однако с таким решением согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 8 п. 3 Закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав
муниципального образования, принятый представительным органом
местного самоуправления, подлежит государственной регистрации. Как
видно из дела, Устав пос. Загорянский в установленном законом
порядке зарегистрирован не был, а поэтому нельзя его считать
вступившим в законную силу.
Законом "Об обеспечении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления" утверждено Временное положение о проведении
выборов депутатов представительных органов местного самоуправления
и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах
Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления.
В соответствии с указанным положением и должны быть проведены
выборы в представительный орган пос. Загорянский. Решение суда в
этой части должно быть уточнено.
Правильным является дополнительное решение об отказе Макарову
в возмещении расходов, связанных с явкой в суд, и оплате помощи
представителя, поскольку расходы, связанные с явкой в суд, не
относятся к судебным расходам (ст. 79 ГПК РСФСР) и не подлежат
возмещению, а расходы по оплате помощи представителя, как
установлено судом, Макаровым не понесены. Поэтому они не могут
быть взысканы в его пользу.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ
определила:
решение Московского областного суда от 23 января 1997 г. и
дополнительное решение этого же суда от 13 февраля 1997 г.
оставить без изменения, жалобы главы Щелковского района,
выполняющего полномочия председателя Совета депутатов района, и
Макарова В.А. - без удовлетворения.
Уточнить решение суда от 23 января 1997 г., выборы
представительного органа местного самоуправления в пос.
Загорянский Щелковского района Московской области провести в
соответствии с Временным положением о проведении выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской
Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
В.Н.ПИРОЖКОВ
|