ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 1997 г. N 306
О ПРАВИЛАХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О РАЗМЕЩЕНИИ
И СООРУЖЕНИИ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об
использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила принятия решений о размещении и
сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов
хранения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 марта 1997 г. N 306
ПРАВИЛА
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О РАЗМЕЩЕНИИ И СООРУЖЕНИИ ЯДЕРНЫХ
УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным
законом "Об использовании атомной энергии", другими
законодательными и нормативными правовыми актами Российской
Федерации и распространяются на ядерные установки, радиационные
источники и пункты хранения.
Правила позволяют учесть специфику размещения и сооружения
объектов использования атомной энергии (далее именуются - объекты)
в Российской Федерации.
2. Настоящие Правила распространяются также на атомные суда и
другие плавучие средства, космические и летательные аппараты,
другие транспортные и транспортабельные средства с ядерными
реакторами или перевозящие ядерные материалы, радиоактивные
вещества и радиоактивные отходы с учетом установленных для них
специальных нормативов.
Правила не распространяются на объекты использования атомной
энергии военного назначения.
3. Настоящие Правила регламентируют основные процессы,
связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием
инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой
проектной документации, ее согласованием и утверждением.
4. По условиям принятия решения о размещении и сооружении
объектов согласно положениям Федерального закона "Об использовании
атомной энергии" все объекты разделяются на:
объекты в виде ядерных установок, радиационных источников и
пунктов хранения, находящиеся в федеральной собственности, либо
имеющие федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемые
и сооружаемые на территории закрытых административно-
территориальных образований (далее именуются - объекты
федерального значения);
объекты в виде пунктов хранения и радиационных источников,
имеющие региональное значение (далее именуются - объекты
регионального значения);
объекты в виде радиационных источников, имеющие местное
значение (далее именуются - объекты местного значения).
5. Решения о сооружении объектов федерального значения
принимает Правительство Российской Федерации. Решения о месте
размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, на территории которых предполагается
размещение объектов.
Решения о месте размещения и сооружении объектов регионального
значения принимают органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, на территории которых предполагается их
размещение и сооружение.
Решения о месте размещения и сооружении объектов местного
значения принимают органы местного самоуправления по представлению
эксплуатирующей организации.
6. Для обоснования решений о размещении и сооружении объектов
устанавливается следующая последовательность подготовки
документов:
а) предложения о размещении и сооружении объекта исходят от
заказчика, который на основании потребностей регионов, выявленных
в схемах развития и размещения отраслей народного хозяйства, или
исследований ситуации на рынке продукции и услуг составляет
ходатайство о намерениях.
Ходатайство содержит необходимую информацию о целях, источниках
и возможностях инвестирования, вариантах местоположения, сроках
строительства и ввода объекта в эксплуатацию, технико-
экономических показателях, радиационной и экологической
безопасности объекта;
б) ходатайство о намерениях направляется заказчиком на
рассмотрение:
в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
управление использованием атомной энергии, и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территории которых
намечается размещение объекта, - для объектов федерального и
регионального значений;
в органы местного самоуправления, на территории которых
намечается размещение объекта, - для объектов местного значения.
По результатам положительного рассмотрения ходатайства о
намерениях заказчик принимает решение о разработке в установленном
порядке обоснований инвестиций.
Разработка и согласование намеченных в обосновании инвестиций
решений по сооружению объекта и условий предварительно
согласованного места его размещения производится заказчиком или по
его поручению разработчиками обоснования инвестиций;
в) обоснование инвестиций с приложениями необходимых материалов
согласований и решение о предварительном месте размещения объекта,
соответствующих коммуникаций, а также при необходимости его
санитарной (охранной) зоны направляются заказчиком в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оформления
акта выбора земельного участка в соответствии с земельным
законодательством Российской Федерации, законодательством
Российской Федерации о недрах, законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации. Акт утверждается решением
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для
объектов федерального и регионального значений и местных органов
самоуправления - для объектов местного значения;
г) утверждение обоснования инвестиций заказчиком осуществляется
на основе заключений государственных экспертиз, включая
экологическую, заключений соответствующих федеральных органов
исполнительной власти и решений органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации о согласовании места размещения
объекта;
д) материалы обоснований инвестиций могут использоваться
заказчиком для проведения социологических исследований, опросов
общественного мнения и референдумов о возможности сооружения
объекта, разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение
кредитору или организации гарантии по кредитам, платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта
инвестирования в части возможности выполнения инвестором своих
обязательств;
е) на основе утвержденных обоснований инвестиций заказчик
принимает решение о разработке технико-экономического обоснования,
которое является основным проектным документом на сооружение
объекта;
ж) технико-экономическое обоснование по объектам федерального
значения проходит необходимые согласования, государственные
экспертизы, включая экологическую, осуществляемую в соответствии с
Федеральным законом "Об экологической экспертизе", и утверждается
соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Технико-
экономические обоснования по объектам регионального и местного
значений также проходят соответствующие согласования и экспертизы
и утверждаются соответственно органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и заказчиками;
з) первичным документом для получения разрешения на размещение
и сооружение атомных станций в соответствии с требованиями по
обеспечению безопасности является технико-экономическое
обоснование, на первом этапе подготовки которого (выбор места
размещения объекта) разрабатываются материалы в объеме,
необходимом для обоснования инвестиций;
и) при сооружении объектов, использующих бюджетные средства, на
основании утвержденных обоснований инвестиций или технико-
экономических обоснований для включения объектов соответственно в
федеральные целевые или региональные программы на конкурсной
основе подаются заявки в установленном порядке:
федеральным органом исполнительной власти - для объектов
федерального значения;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации -
для объектов регионального значения.
Утвержденные или одобренные Правительством Российской Федерации
федеральные целевые программы являются одной из форм принятия
решений о размещении и сооружении объектов.
Решение о размещении и сооружении объектов федерального
значения, не включенных в состав федеральных целевых или
региональных программ, может приниматься Правительством Российской
Федерации на основании предложения федерального органа
исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
к) лицензия на сооружение объекта выдается Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору по заявке
эксплуатирующей организации на основании рассмотрения материалов,
разработанных в технико-экономическом обосновании;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
л) принятие решений о расширении, реконструкции, модернизации
или техническом перевооружении действующих объектов, не
затрагивающих границ ранее предоставленных земельных участков, не
требует согласований с соответствующими органами по вопросам
землеустройства.
7. Обосновывающие материалы для принятия решений о размещении и
сооружении объектов должны разрабатываться на основании норм и
правил в области использования атомной энергии и охраны окружающей
среды.
8. При выявлении на любом из этапов сооружения объектов
дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности
этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих
иные неблагоприятные последствия, государственный орган, принявший
решение о сооружении объектов, обязан отменить принятое им решение
либо прекратить или приостановить их сооружение.
|