ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
ЗА ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КВАРТАЛЫ 1996 ГОДА
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
5. Введение субъектом Российской Федерации дополнительного
налога признано незаконным.
Решением суда отказано в удовлетворении заявленного прокурором
требования о признании недействительным п. 2 Указа Президента
субъекта Российской Федерации от февраля 1994 года о введении
налога от реализации алкогольных напитков.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
отменила решение и вынесла новое решение об удовлетворении
требования прокурора, указав следующее.
На момент принятия обжалуемого Указа действовал Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями),
согласно п. 2 ст. 18 которого органы государственной власти всех
уровней не вправе были вводить дополнительные налоги и сборы, не
предусмотренные федеральным законодательством. В силу п. 7 Указа
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. No. 2268 "О
формировании республиканского бюджета Российской Федерации и
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994
году" <1>, вступившего в силу со второго квартала 1994 года, после
принятия оспариваемого прокурором Указа, установлено право органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления вводить дополнительные налоги и сборы, не
предусмотренные федеральным законодательством, при условии, что
уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за
счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты
налога на прибыль.
--------------------------------
<1> Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996
г. No. 1214 этот пункт признан утратившим силу с 1 января 1997 г.
Оспариваемый прокурором Указ Президента субъекта Российской
Федерации не только был принят до наделения органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
соответствующими полномочиями, но и в п. 2 установил налоги от
реализации алкогольных напитков не за счет прибыли предприятий, а
от цены товара, что привело к включению надбавки в цену
реализуемой продукции и возложению тяжести дополнительного
налогообложения на потребителей.
Кроме того, оспариваемый Указ Президента субъекта Российской
Федерации противоречит и ст. 74 Конституции Российской Федерации,
поскольку вводит налоги в зависимости от места производства
продукции. Этим самым за счет разницы в цене вводятся
экономические ограничения для свободного перемещения товаров на
территории Российской Федерации, что относится к исключительной
компетенции федерального законодательства.
Суд первой инстанции оставил без внимания, что по существу
введенный этим Указом налог является налогом с оборота, а все
подлежащие дополнительному налогообложению товары федеральным
законодательством отнесены к подакцизным, подлежащим обложению
налогом с оборота и на федеральном уровне. Таким образом,
оспариваемым Указом вводится двойное налогообложение, что
противоречит ст. 6 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Определение No. 31Г-96-5
(Обзор утвержден постановлением
Президиума Верховного Суда
Российской Федерации
от 25 декабря 1996 г.)
|