МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 13 марта 1997 г. N 137
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 23 ноября
1996 г. N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям" приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об органе управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилагается).
2. Признать утратившим силу Приказ ГКЧС России от 4 ноября
1993 г. N 438.
3. Приказ довести до заместителей министра, начальников
департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России,
начальников региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, начальников органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления в порядке, установленном Приказом МЧС
России от 30 сентября 1994 г. N 602.
Министр
С.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 13 марта 1997 г. N 137
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
1. Орган управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям (далее по тексту орган управления ГОЧС)
создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской
Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от
23 ноября 1996 г. N 1396 "О реорганизации штабов по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" на базе штаба по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также органа
управления, специально уполномоченного на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (там, где
он ранее был создан) и является их правопреемником.
Орган управления ГОЧС создается и осуществляет свою
деятельность на правах:
в республиках - министерства, государственного комитета,
комитета;
в краях, городах Москве и Санкт - Петербурге, Московской и
Ленинградской областях - главного управления;
в областях, еврейской автономной области, автономных округах,
городах и районах городов, отнесенным к группам по гражданской
обороне, закрытых административно - территориальных образованиях,
округах г. Москвы, районах г. Санкт - Петербурга - управления;
в городах и районах (других административно - территориальных
образованиях) городов, не отнесенных к группам по гражданской
обороне, сельских районах - отдела.
Орган управления ГОЧС функционирует как самостоятельное
структурное подразделение в составе или при органе исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и органе местного
самоуправления, предназначенное для организации выполнения
мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
2. Орган управления ГОЧС является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации
и своим наименованием, соответствующие печати и штампы, расчетные
и иные счета в банках Российской Федерации.
3. Орган управления ГОЧС в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, директивами начальника гражданской обороны Российской
Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской
Федерации и органов местного самоуправления, Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, приказами
начальника регионального центра по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных
бедствий (далее по тексту региональный центр ГОЧС) и настоящим
Положением.
4. Орган Управления ГОЧС осуществляет свою деятельность:
а) под руководством Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по вопросам;
подготовки в формировании и установлении основ федеральной
политики и федеральных программ в области гражданской обороны;
подготовки на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации проектов федеральных законов и нормативных актов
Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организации проведения научных исследований в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
определения задач, функций, порядка деятельности, прав и
обязанностей исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществления руководства единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечения создания федеральных резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также определения порядка использования указанных резервов;
осуществления контроля за процессом производства, режимом
хранения, условиями перевозки и порядка использования
радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдения при этом
необходимых мер безопасности;
принятия решений о непосредственном руководстве ликвидации
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их
возникновения;
определения порядка сбора информации в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
порядка обмена указанной информацией между исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления, а также органами управления
ГОЧС;
планирования применения Войск гражданской обороны Российской
Федерации органами управления ГОЧС в мирное время.
б) под руководством главы исполнительного органа
государственной власти - начальника гражданской обороны субъекта
Российской Федерации по вопросам:
подготовки, в соответствии с федеральными законами, законов и
иных нормативных правовых актов в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, по реализации мероприятий в
области гражданской обороны;
осуществления подготовки и содержания в готовности необходимых
сил и средств по гражданской обороне, для защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по
гражданской обороне, способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях;
принятия решений о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечении их проведения;
осуществления в установленном порядке сбора и обмена
информацией в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного
оповещения и информирования населения о мероприятиях по
гражданской обороне, об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций;
организации и проведению аварийно - спасательных и других
неотложных работ, а также поддержанию общественного порядка в ходе
их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращения к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;
осуществления финансирования мероприятий в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создания резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействия устойчивому функционированию организаций,
предприятий, учреждений в чрезвычайных ситуациях;
в) под совместным руководством Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий и главы исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации
(органа местного самоуправления) по вопросам:
разработки предложений по реализации государственной политики
в области гражданской обороны;
проведения карантинных мероприятий;
проведения предупредительных мероприятий по снижению
последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации
их последствий;
г) орган управления ГОЧС осуществляет свою деятельность под
руководством органа местного самоуправления по вопросам в области
гражданской обороны в объеме, предусмотренном для главы
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным
законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.
Кроме того, орган управления ГОЧС осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа
местного самоуправления и соответствующими комиссиями по
чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
5. Основными задачами органа управления ГОЧС являются:
разработка предложений по реализации государственной политики
в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, участие в установленном порядке в
реализации принятых по ним решений;
планирование, разработка и осуществление мероприятий по
гражданской обороне и контроль за их выполнением;
организация оповещения и информирование населения о приведении
в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения
противника и применения им средств массового поражения;
организация подготовки по гражданской обороне, по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностных лиц
и формирований территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
по тексту РСЧС);
организация и осуществление государственного надзора и
контроля за выполнением установленных требований по гражданской
обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
готовностью органов повседневного управления, сил и средств
территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково -
спасательных, аварийно - спасательных и других неотложных работ
при возникновении чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению
выживания населения в условиях военного времени, организация
работы по обеспечению органов повседневного управления, сил и
средств территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом
документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные
объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения;
участие в планировании, организации проведения работы по
декларированию безопасности объектов повышенного риска
(потенциально опасных объектов);
организация всеобщего обязательного обучения населения по
гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях;
участие в планировании, организации, обеспечении и проведении
совместно с другими подразделениями органа исполнительной власти,
органом местного самоуправления и военным командованием
эвакомероприятий в условиях мирного и военного времени;
обеспечение защиты информации, в том числе и составляющей
государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в
пределах своей компетенции;
организация разработки органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органом местного самоуправления
мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны в
составе мобилизационных планов экономики страны;
организация работы по созданию и совершенствованию нормативной
правовой и организационно - методической документации по
мобилизационной подготовке в части, касающейся мероприятий по
гражданской обороне;
участие в разработке нормативных правовых актов на военное
время субъектом Российской Федерации, органом местного
самоуправления по вопросам в области гражданской обороны, в том
числе в подготовке ежегодных планов разработки региональных
проектов нормативных актов на военное время;
обеспечение функционирования и развития территориальной
подсистемы РСЧС, создание и обеспечение готовности органов
повседневного управления, сил и средств в условиях мирного и
военного времени;
руководство работами по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в том числе на морях и внутренних водах;
организация работы по созданию резерва финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в
субъекте Российской Федерации, органе местного самоуправления.
6. Орган управления ГОЧС в соответствии с возложенными на него
задачами:
организует и контролирует выполнение мероприятий в области
гражданской обороны;
организует работу по созданию, размещению, подготовке и
оснащению сил гражданской обороны, территориальной подсистемы
РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;
организует взаимодействие подразделений органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации (органа местного
самоуправления) и координирует их деятельность в области
гражданской обороны и мероприятий защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника гражданской
обороны субъекта Российской Федерации (органа местного
самоуправления) проекты Плана гражданской обороны и Плана действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит
предложения в региональный План взаимодействия субъектов
Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
снижению ущерба и потерь в случае их возникновения;
организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля
территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а
также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию
территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально
опасных объектов) и угроз возникновения стихийных бедствий;
организует ведение радиационной, химической и неспецифической
бактериологической (биологической) разведки силами и средствами
гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к
выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами
наблюдения и лабораторного контроля;
организует работу по привлечению в установленном порядке к
мероприятиям в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и
трудоспособного населения при их аттестации и соответствующей
подготовке;
организует и обеспечивает контроль за заключением и
выполнением предприятиями и организациями, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, договоров
(контрактов) на выполнение ими мероприятий по гражданской обороне
в военное время;
обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного
заказа в части мероприятий гражданской обороны предприятиями,
организациями, учреждениями в субъекте Российской Федерации;
участвует в разработке и организует реализацию федеральных
целевых и научно - технических программ, организует разработку и
реализацию территориальных программ по вопросам гражданской
обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
повышению устойчивости функционирования объектов экономики в
мирное и военное время;
осуществляет контроль за выполнением норм проектирования
инженерно - технических мероприятий гражданской обороны,
накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений,
средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества,
проведением мероприятий по светомаскировке;
организует функционирование и организационно - техническое
обеспечение деятельности учебно - методических центров по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
организует и контролирует осуществление мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств
РСЧС к действиям при их возникновении, а также по обеспечению
надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных
объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и представляет в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации (орган местного
самоуправления) проекты нормативных правовых актов и решений по
вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
другим вопросам своей компетенции;
организует сбор, обобщение и анализ информации об угрозе и
возникновении чрезвычайной ситуации;
осуществляет организационно - техническое обеспечение
деятельности комиссии по чрезвычайным ситуациям;
обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов
повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС;
обеспечивает защиту информации, в том числе и составляющей
государственную тайну в подчиненных органу управления ГОЧС
учреждениях в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией
чрезвычайных ситуаций, в том числе на морях и внутренних водах (в
границах соответствующей территории);
организует создание и функционирование территориальной системы
оповещения, руководит информационно - управляющим центром
гражданской обороны;
осуществляет информирование в установленном порядке населения
о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций, о приемах и способах защиты от них;
осуществляет методическое руководство работами по повышению
устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных
ситуациях;
организует работу по созданию, сохранению и подготовке к
использованию страхового фонда документации;
организует работу по созданию и использованию резерва
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
организует подготовку населения, должностных лиц органов
повседневного управления и формирований территориальной подсистемы
РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществляет совместно с заинтересованными органами управления
государственный надзор за выполнением мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при
их возникновении;
осуществляет связь с общественностью и средствами массовой
информации по вопросам своей компетенции.
7. Органу управления ГОЧС предоставляется право:
планировать в установленном порядке участие соединений,
воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации в
мероприятиях, направленных на предупреждение и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, в соответствии с возложенными на них в
мирное время задачами;
принимать по вопросам своей компетенции решения, обязательные
для исполнения руководителями подразделений органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации (органа местного
самоуправления);
заслушивать по вопросам своей компетенции должностных лиц
подразделений органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и органа местного самоуправления;
запрашивать и получать от органов государственной статистики,
органов управления исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и органа самоуправления информацию и сведения,
необходимые для выполнения возложенных задач;
принимать по согласованию с органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления)
решения о привлечении сил и средств постоянной готовности,
независимо от их ведомственной принадлежности и размещения на
территории субъекта Российской Федерации, к ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
проводить по вопросам своей компетенции проверку подразделений
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и
органа местного самоуправления;
реализовывать предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот
лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну;
привлекать на договорной основе экспертов для проведения
исследований, экспертиз и подготовки заключений по отдельным
вопросам своей компетенции;
заключать контракты (договоры) с исполнителями работ по
проблемным вопросам компетенции органа управления ГОЧС и в его
интересах;
иметь специальные транспортные средства, оборудованные
утвержденными опознавательными знаками, специальными сигналами и
средствами связи.
Орган управления ГОЧС, укомплектованный военнослужащими,
является воинским учреждением.
8. Численность военнослужащих органа управления ГОЧС
устанавливается в соответствии со штатами и в пределах
установленной численности.
Военнослужащие Войск гражданской обороны Российской Федерации,
находящиеся на должностях в соответствии со штатами в органе
управления ГОЧС, содержатся за счет средств федерального бюджета,
назначаются на эти должности и освобождаются от должностей
министром Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий.
Штатное расписание органа управления ГОЧС по должностям
гражданского персонала утверждается руководителем органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа
местного самоуправления) с учетом типового штатного перечня по
должностям работников органа управления ГОЧС, утверждаемого МЧС
России.
9. Орган управления ГОЧС возглавляет военнослужащий Войск
гражданской обороны Российской Федерации, назначаемый на должность
в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской
обязанности и военной службе", по согласованию с руководителем
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа
местного самоуправления) и является по должности первым
заместителем начальника гражданской обороны.
10. Руководитель органа управления ГОЧС:
осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на
основе единоначалия;
несет ответственность за выполнение задач, возложенных на
орган управления ГОЧС и осуществление функций в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
по результатам проверок состояния гражданской обороны,
выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
готовности к действиям при их возникновении вносит в установленном
порядке предписания руководителям организаций независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности об устранении
выявленных недостатков;
вносит в установленном порядке в Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий предложения по
совершенствованию структуры и штатов органа управления ГОЧС;
несет ответственность за организацию защиты информации, в том
числе сведений, составляющих государственную тайну, создание и
функционирование структурных подразделений по защите
государственной тайны в объеме своей компетенции;
устанавливает обязанности должностных лиц органа управления
ГОЧС и подчиненных ему организаций;
осуществляет в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации прием и увольнение работников;
направляет в служебные командировки военнослужащих и
гражданский персонал органа управления ГОЧС;
осуществляет в установленном порядке представление
военнослужащих к назначению на должности (перемещению по службе),
присвоению воинских званий, увольнению с военной службы;
вносит в установленном порядке предложения о награждении
отличившихся военнослужащих, гражданского персонала органа
управления ГОЧС государственными наградами Российской Федерации,
нагрудными знаками Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий другими видами поощрения;
является распорядителем средств, выделенных из федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, из средств
местного бюджета и других источников на выполнение мероприятий по
гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Решения руководителя органа управления ГОЧС по вопросам
административно - хозяйственной деятельности оформляются приказами
и указаниями.
11. По решению органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в органе управления ГОЧС субъекта Российской
Федерации может образовываться коллегия.
12. Финансирование расходов на содержание органа управления
ГОЧС осуществляется за счет бюджета субъекта Российской Федерации
и средств местного бюджета.
Руководитель органа управления
по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
|