Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

КОНЦЕПЦИЯ МИНПРОМА РФ ОТ 12.03.1997 N ... КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ПРОЦЕДУРЫ) (УТВ. МИНПРОМОМ РФ 12.03.1997)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                               Министр промышленности
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.А.БЕСПАЛОВ
                                                   12 марта 1997 года
   
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
           ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
                (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ПРОЦЕДУРЫ)
   
             1. Обоснование необходимости реструктуризации
   
       Структура активов предприятий в  условиях  плановой  экономики
   была ориентирована  на  централизованное  распределение  заказов и
   ресурсов для их выполнения.  По существу,  спрос и предложение  на
   производимые товары и услуги формировались в одном месте - органах
   государственного  планирования  и   распределения.   Кроме   того,
   производственные  мощности  и элементы обеспечивающей (социальной,
   мобилизационных    резервов,     нужд     гражданской     обороны,
   природоохранной  и т.п.) инфраструктуры были сосредоточены в целях
   экономии бюджетных средств на предприятиях.
       В результате  реформ в России весьма высокими темпами началось
   формирование товарного   и   финансового    рынков,    существенно
   изменившее параметры спроса и предложения на производимые товары и
   услуги,  что  в  свою  очередь  сформировало  новые  требования  к
   параметрам и структуре активов, задействованных в производственном
   процессе.  Структура активов предприятий оказалась неэффективной в
   смысле  обеспечения  оптимизации  цен  на  производимые  товары  и
   услуги,  их сбыта,  переориентации производства на создание  новой
   конкурентоспособной товарной продукции, а также обеспечения полной
   занятости работающих сотрудников.
       Необходимость реструктуризации    отдельных    предприятий   и
   отраслей промышленности продиктована прежде всего:
       невостребованностью на рынке производимой товарной массы;
       отсутствием работоспособной   в   условиях    рынка    системы
   организации и  управления  производственной,  торговой  и сбытовой
   деятельностью;
       возникшей конкуренцией    с    российскими    и    зарубежными
   товаропроизводителями;
       наличием предприятий - монополистов;
       низкими потребительскими    качествами    значительной    доли
   российских товаров;
       физическим и моральным старением части активов предприятий;
       появившейся возможностью операций с активами предприятий как в
   ходе приватизации, так и после нее;
       высоким уровнем затрат;
       наличием в структуре активов предприятия затратных объектов.
       Решение о  реструктуризации принимается собственниками активов
   предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами
   реструктуризации.    Собственниками    активов    и    кредиторами
   (инициаторами  реструктуризации)   в   условиях   рынка   являются
   государство в лице тех или иных органов исполнительной власти либо
   частные предприятия и организации,  банковские  структуры,  в  том
   числе и зарубежные.
       Смыслом реструктуризации для  частных  собственников  является
   поиск рынков  сбыта,  формирование  рациональной структуры активов
   предприятия, обеспечивающее    рентабельность    производства    и
   конкурентоспособность выпускаемой  продукции.  Для  государства  -
   формирование рациональной  структуры   предприятий   в   отраслях,
   обеспечивающей занятость,   поступления   в  бюджет  и  соблюдение
   национальных интересов.
       Основными задачами   реструктуризации   являются   привлечение
   кредитных и инвестиционных ресурсов,  поиск партнеров  в  бизнесе,
   расширение и укрупнение производства,  внедрение новых технологий,
   диверсификация и   демонополизация     производства,     дробление
   имущественного комплекса на отдельные предприятия.
   
                     2. Содержание реструктуризации
   
       Введение института  частной собственности в России посредством
   приватизации происходило в условиях  общего  падения  производства
   без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей
   промышленности. Структура их  активов  практически  не  претерпела
   изменений. Функционирование  предприятий в таком состоянии привело
   к появлению невостребуемых производственных мощностей,  моральному
   и физическому   старению   основных   фондов,   нецелесообразности
   использования и  неэффективности   содержания   непроизводственных
   активов.
       Характерная структура   активов   предприятий,   как  правило,
   включает в себя имущественный комплекс в составе нескольких  групп
   объектов:
       эффективно функционирующие  в  условиях рынка производственные
   мощности;
       неэффективно функционирующие производственные мощности;
       мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;
       объекты незавершенного строительства;
       объекты соцкультбыта;
       объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и
   муниципальной инфраструктуры.
       У большинства  приватизированных  предприятий указанные активы
   включены в уставный капитал образованных акционерных обществ.
       Многие предприятия,  потеряв рынки и не найдя новых,  получают
   сырье, материалы и энергоресурсы по схеме товарного кредитования и
   не могут   оплатить   их,   поскольку   не   способны  реализовать
   произведенные товары  и услуги,  либо получить за них экономически
   обоснованную цену.
       Без решения    проблемы    задолженностей     реструктуризация
   предприятий или отраслей невозможна, поскольку необходимо согласие
   кредиторов на ее проведение,  существенно  затруднено  привлечение
   кредитных и   инвестиционных   ресурсов,  не  снижается  опасность
   появления новых неплатежей после реструктуризации.
       Характерная структура  задолженности  большинства  предприятий
   включает следующие виды задолженностей:
       бюджетам всех уровней;
       внебюджетным фондам;
       госрезерву;
       кредиты коммерческим банкам;
       предприятиям ТЭК;
       предприятиям, обеспечивающим перевозки и связь;
       предприятиям - смежникам.
       Совокупные размеры задолженности предприятий, сформированных в
   ходе приватизации,  в  десятки или сотни раз превышают их уставные
   капиталы.
       Содержанием реструктуризации      задолженностей      являются
   погашение, списание,   отсрочка,   рассрочка,   продажа,    обмен,
   конвертация или   иные   процедуры,  так  или  иначе  связанные  с
   освобождением предприятия от банкротства, хотя бы временно.
       Реструктуризация задолженности так или иначе должна привести к
   реструктуризации активов,    поскольку    потребует    обеспечения
   имущественных прав  кредиторов  за  счет  активов предприятий,  за
   исключением случаев,  когда  находится  стратегический   инвестор,
   готовый погасить   имеющиеся   задолженности   перед  кредиторами.
   Кредиторов и руководство предприятия могут интересовать одни и  те
   же виды активов,  как с точки зрения их ликвидности, так и с точки
   зрения перспектив их использования в будущем производстве.
       Содержанием реструктуризации активов предприятия является:
       формирование системы управления предприятием,  ориентированной
   на функционирование в условиях рынка;
       дроблением имущественного комплекса на отдельные предприятия;
       ликвидация отдельных нерентабельных производств;
       продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;
       ввод производственных мощностей;
       приобретение, аренда оборудования, освоение новых технологий;
       создание рыночной  инфраструктуры, обеспечивающей  ликвидность
   производимой продукции;
       образование или   вхождение   в   финансово   -   промышленные
   объединения;
       сокращение избыточного  персонала,  переподготовка  или  прием
   нового персонала;
       освобождение предприятий  от  содержания объектов социальной и
   непроизводственной сфер.
       Возможности государства  по  реструктуризации  предприятия или
   отраслей основываются на правах собственника (для  государственных
   предприятий или   акционерных   обществ   со   значительной  долей
   госсобственности) и правах  кредитора  (для  предприятий,  имеющих
   задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления
   реструктуризации предприятий  возможна  национализация   убыточных
   предприятий и последующая их приватизация.
   
                    3. Направление реструктуризации
   
       Без привязки  к  конкретным предприятиям и производствам могут
   быть выделены  общие  направления,  характерные  для  современного
   состояния мировой  экономики:  выполнение национальных программ по
   ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и  высоких
   потребительских качеств     производимых    товаров    и    услуг,
   сертификация, внедрение современных  и  перспективных  технологий,
   диверсификация производств,   конверсия   предприятий,  интеграция
   промышленного и банковского капитала.  Структурные  преобразования
   промышленности в    странах   с   развитой   рыночной   экономикой
   свидетельствуют об общности  подходов  в  выборе  направлений  вне
   зависимости от   масштабов   и   времени   реструктуризации.   Эти
   направления должны учитываться также и вне  зависимости  от  того,
   кто выступает  инициатором  реструктуризации,  -  государство либо
   частные собственники или кредиторы.
       Национальные приоритеты,    используемые    при   планировании
   структурных преобразований  должны  учитывать  международный  опыт
   стран, осуществляющих  рыночные преобразования несколько столетий.
   К числу направлений реструктуризации,  обеспечивающих национальные
   приоритеты, могут  быть отнесены:  независимость от ввоза сырьевых
   ресурсов,  технологий,   рабочей   силы,   повышение   экспортного
   потенциала   промышленности,   создание   рабочих  мест;  снижение
   трудоемкости и энергоемкости производимой  продукции,  обеспечение
   высокого прожиточного минимума, решение экологических проблем.
       При определении стратегии  реструктуризации  принято  выделять
   три группы   отраслей  промышленности,  сформированные  по  уровню
   потребности в инвестиционных ресурсах,  - группу базовых  отраслей
   (производящих   инвестиционные   ресурсы),   группу  перспективных
   отраслей  (способных  производить  инвестиционные  ресурсы   после
   реструктуризации),  группу  структурно - депрессивных отраслей или
   предприятий (подлежащих полной или частичной ликвидации).  Вряд ли
   в России существуют отрасли,  способные обходиться без привлечения
   инвестиционных  ресурсов,  это  возможно  только   для   отдельных
   предприятий или групп предприятий.
       В структуре  отраслей,  подведомственных  Минпрому  России,  к
   первой   группе   могут   быть   отнесены   отдельные  предприятия
   металлургии и нефтехимии. Ко второй группе могут быть отнесены все
   остальные   предприятия   после  реструктуризации  задолженностей,
   способные обеспечить рыночные цены  на  производимую  продукцию  и
   сформировать  рынок ее сбыта.  В этом смысле определяющим будет не
   отраслевое  деление,   а  возможности  ценообразования   с  учетом
   специфики    транспортных    издержек,    стоимости   потребляемых
   энергоресурсов, природных условий, необходимости содержать объекты
   социально  -  бытовой  сферы.  Наиболее вероятными "точками роста"
   скорее  всего  станут  предприятия,  опирающиеся   на   уникальные
   природные ресурсы   России,   -   золотодобывающие,   производящие
   химические    удобрения,    предприятия    промышленной     химии,
   производства,   задействованные  в  авиапромышленности  и  высоких
   оборонных технологиях.
       Свертыванию или   ликвидации  (частичной  или  полной)  должны
   подвергаться предприятия,  не имеющие потенциала для  производства
   конкурентоспособной продукции   даже   после  реструктуризации.  В
   первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых:
       не создает существенных социальных проблем;
       не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность.
       Такими предприятиями    могут    оказаться   ряд   предприятий
   машиностроительного комплекса, текстильной и легкой промышленности
   и часть предприятий золотодобывающей и химической промышленности.
       Реструктуризация даже  одного  предприятия  представляет собой
   сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых
   и  материальных  ресурсов  процесс,  планирование  которого должно
   осуществляться в рамках бизнес - плана.
       Для отраслей     должны     быть     разработаны     программы
   реструктуризации, учитывающие прежде всего отраслевые  особенности
   и приоритеты,  особенности  разделения  труда,  структуры товарных
   рынков и рынков рабочей силы.
   
            4. Элементы отраслевых программ реструктуризации
   
       Разработке программы    реструктуризации    отрасли     должен
   предшествовать анализ  финансового состояния и важнейших технико -
   экономических показателей  предприятий  отрасли,  анализ  товарных
   рынков, разработка   направлений   реструктуризации,   определение
   приоритетов и перспектив развития  отрасли.  Содержание  программы
   должно быть  ориентировано  на возможность,  после ее утверждения,
   реализации конкретных  процедур  реструктуризации  без   задержек,
   ограничений, дополнительных   согласований,   иначе  значимость  и
   результативность реализации программы теряет всякий смысл.
       Отраслевая программа  реструктуризации разрабатывается с целью
   определения источников, механизмов финансирования, сроков, задач и
   перечней предприятий,   реструктуризация   которых  осуществляется
   силами и средствами:
       федеральных органов исполнительной власти посредством процедур
   приватизации, банкротства, ликвидации;
       органами власти субъектов Федерации;
       местных органов исполнительной власти;
       исключительно предприятий;
       кредиторов или инвесторов предприятий;
       предприятий с привлечением средств бюджета и других источников
   финансирования.
       Отраслевая программа    реструктуризации    должна   содержать
   следующие основные разделы:
       цели реструктуризации отрасли;
       направления реструктуризации;
       перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в
   соответствии с   решениями   федеральных   и    местных    органов
   исполнительной власти,    исполнительных    органов   предприятий,
   кредиторов и инвесторов;
       порядок и критерии принятия решений о реструктуризации;
       способы реструктуризации;
       средства, необходимые   для   проведения  реструктуризации,  и
   механизм финансирования;
       сроки реструктуризации;
       мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;
       меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;
       порядок взаимодействия  с  местными  органами  власти  в  ходе
   реструктуризации;
       порядок взаимодействия    с     предприятиями,     подлежащими
   реструктуризации;
       перечень нормативно - правовых документов,  обеспечивающих тот
   или иной способ реструктуризации.
       Программа реструктуризации  отрасли  может   быть   утверждена
   указом Президента    Российской   Федерации   или   постановлением
   Правительства Российской Федерации.
       Проект программы,  с  целью  ее  утверждения,  в установленном
   порядке представляется   на   согласование   в    заинтересованные
   министерства и ведомства.
   
                                               Начальник Департамента
                                      реструктуризации промышленности
                                                         и инвестиций
                                                         С.А.МИХАЙЛОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz