Утверждаю
Министр промышленности
Российской Федерации
Ю.А.БЕСПАЛОВ
12 марта 1997 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ, ПРОЦЕДУРЫ)
1. Обоснование необходимости реструктуризации
Структура активов предприятий в условиях плановой экономики
была ориентирована на централизованное распределение заказов и
ресурсов для их выполнения. По существу, спрос и предложение на
производимые товары и услуги формировались в одном месте - органах
государственного планирования и распределения. Кроме того,
производственные мощности и элементы обеспечивающей (социальной,
мобилизационных резервов, нужд гражданской обороны,
природоохранной и т.п.) инфраструктуры были сосредоточены в целях
экономии бюджетных средств на предприятиях.
В результате реформ в России весьма высокими темпами началось
формирование товарного и финансового рынков, существенно
изменившее параметры спроса и предложения на производимые товары и
услуги, что в свою очередь сформировало новые требования к
параметрам и структуре активов, задействованных в производственном
процессе. Структура активов предприятий оказалась неэффективной в
смысле обеспечения оптимизации цен на производимые товары и
услуги, их сбыта, переориентации производства на создание новой
конкурентоспособной товарной продукции, а также обеспечения полной
занятости работающих сотрудников.
Необходимость реструктуризации отдельных предприятий и
отраслей промышленности продиктована прежде всего:
невостребованностью на рынке производимой товарной массы;
отсутствием работоспособной в условиях рынка системы
организации и управления производственной, торговой и сбытовой
деятельностью;
возникшей конкуренцией с российскими и зарубежными
товаропроизводителями;
наличием предприятий - монополистов;
низкими потребительскими качествами значительной доли
российских товаров;
физическим и моральным старением части активов предприятий;
появившейся возможностью операций с активами предприятий как в
ходе приватизации, так и после нее;
высоким уровнем затрат;
наличием в структуре активов предприятия затратных объектов.
Решение о реструктуризации принимается собственниками активов
предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами
реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами
(инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются
государство в лице тех или иных органов исполнительной власти либо
частные предприятия и организации, банковские структуры, в том
числе и зарубежные.
Смыслом реструктуризации для частных собственников является
поиск рынков сбыта, формирование рациональной структуры активов
предприятия, обеспечивающее рентабельность производства и
конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для государства -
формирование рациональной структуры предприятий в отраслях,
обеспечивающей занятость, поступления в бюджет и соблюдение
национальных интересов.
Основными задачами реструктуризации являются привлечение
кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе,
расширение и укрупнение производства, внедрение новых технологий,
диверсификация и демонополизация производства, дробление
имущественного комплекса на отдельные предприятия.
2. Содержание реструктуризации
Введение института частной собственности в России посредством
приватизации происходило в условиях общего падения производства
без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей
промышленности. Структура их активов практически не претерпела
изменений. Функционирование предприятий в таком состоянии привело
к появлению невостребуемых производственных мощностей, моральному
и физическому старению основных фондов, нецелесообразности
использования и неэффективности содержания непроизводственных
активов.
Характерная структура активов предприятий, как правило,
включает в себя имущественный комплекс в составе нескольких групп
объектов:
эффективно функционирующие в условиях рынка производственные
мощности;
неэффективно функционирующие производственные мощности;
мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;
объекты незавершенного строительства;
объекты соцкультбыта;
объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и
муниципальной инфраструктуры.
У большинства приватизированных предприятий указанные активы
включены в уставный капитал образованных акционерных обществ.
Многие предприятия, потеряв рынки и не найдя новых, получают
сырье, материалы и энергоресурсы по схеме товарного кредитования и
не могут оплатить их, поскольку не способны реализовать
произведенные товары и услуги, либо получить за них экономически
обоснованную цену.
Без решения проблемы задолженностей реструктуризация
предприятий или отраслей невозможна, поскольку необходимо согласие
кредиторов на ее проведение, существенно затруднено привлечение
кредитных и инвестиционных ресурсов, не снижается опасность
появления новых неплатежей после реструктуризации.
Характерная структура задолженности большинства предприятий
включает следующие виды задолженностей:
бюджетам всех уровней;
внебюджетным фондам;
госрезерву;
кредиты коммерческим банкам;
предприятиям ТЭК;
предприятиям, обеспечивающим перевозки и связь;
предприятиям - смежникам.
Совокупные размеры задолженности предприятий, сформированных в
ходе приватизации, в десятки или сотни раз превышают их уставные
капиталы.
Содержанием реструктуризации задолженностей являются
погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен,
конвертация или иные процедуры, так или иначе связанные с
освобождением предприятия от банкротства, хотя бы временно.
Реструктуризация задолженности так или иначе должна привести к
реструктуризации активов, поскольку потребует обеспечения
имущественных прав кредиторов за счет активов предприятий, за
исключением случаев, когда находится стратегический инвестор,
готовый погасить имеющиеся задолженности перед кредиторами.
Кредиторов и руководство предприятия могут интересовать одни и те
же виды активов, как с точки зрения их ликвидности, так и с точки
зрения перспектив их использования в будущем производстве.
Содержанием реструктуризации активов предприятия является:
формирование системы управления предприятием, ориентированной
на функционирование в условиях рынка;
дроблением имущественного комплекса на отдельные предприятия;
ликвидация отдельных нерентабельных производств;
продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;
ввод производственных мощностей;
приобретение, аренда оборудования, освоение новых технологий;
создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей ликвидность
производимой продукции;
образование или вхождение в финансово - промышленные
объединения;
сокращение избыточного персонала, переподготовка или прием
нового персонала;
освобождение предприятий от содержания объектов социальной и
непроизводственной сфер.
Возможности государства по реструктуризации предприятия или
отраслей основываются на правах собственника (для государственных
предприятий или акционерных обществ со значительной долей
госсобственности) и правах кредитора (для предприятий, имеющих
задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления
реструктуризации предприятий возможна национализация убыточных
предприятий и последующая их приватизация.
3. Направление реструктуризации
Без привязки к конкретным предприятиям и производствам могут
быть выделены общие направления, характерные для современного
состояния мировой экономики: выполнение национальных программ по
ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких
потребительских качеств производимых товаров и услуг,
сертификация, внедрение современных и перспективных технологий,
диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция
промышленного и банковского капитала. Структурные преобразования
промышленности в странах с развитой рыночной экономикой
свидетельствуют об общности подходов в выборе направлений вне
зависимости от масштабов и времени реструктуризации. Эти
направления должны учитываться также и вне зависимости от того,
кто выступает инициатором реструктуризации, - государство либо
частные собственники или кредиторы.
Национальные приоритеты, используемые при планировании
структурных преобразований должны учитывать международный опыт
стран, осуществляющих рыночные преобразования несколько столетий.
К числу направлений реструктуризации, обеспечивающих национальные
приоритеты, могут быть отнесены: независимость от ввоза сырьевых
ресурсов, технологий, рабочей силы, повышение экспортного
потенциала промышленности, создание рабочих мест; снижение
трудоемкости и энергоемкости производимой продукции, обеспечение
высокого прожиточного минимума, решение экологических проблем.
При определении стратегии реструктуризации принято выделять
три группы отраслей промышленности, сформированные по уровню
потребности в инвестиционных ресурсах, - группу базовых отраслей
(производящих инвестиционные ресурсы), группу перспективных
отраслей (способных производить инвестиционные ресурсы после
реструктуризации), группу структурно - депрессивных отраслей или
предприятий (подлежащих полной или частичной ликвидации). Вряд ли
в России существуют отрасли, способные обходиться без привлечения
инвестиционных ресурсов, это возможно только для отдельных
предприятий или групп предприятий.
В структуре отраслей, подведомственных Минпрому России, к
первой группе могут быть отнесены отдельные предприятия
металлургии и нефтехимии. Ко второй группе могут быть отнесены все
остальные предприятия после реструктуризации задолженностей,
способные обеспечить рыночные цены на производимую продукцию и
сформировать рынок ее сбыта. В этом смысле определяющим будет не
отраслевое деление, а возможности ценнобразования с учетом
специфики транспортных издержек, стоимости потребляемых
энергоресурсов, природных условий, необходимости содержать объекты
социально - бытовой сферы. Наиболее вероятными "точками роста"
скорее всего станут предприятия, опирающиеся на уникальные
природные ресурсы России, - золотодобывающие, производящие
химические удобрения, предприятия промышленной химии,
производства, задействованные в авиапромышленности и высоких
оборонных технологиях.
Свертыванию или ликвидации (частичной или полной) должны
подвергаться предприятия, не имеющие потенциала для производства
конкурентоспособной продукции даже после реструктуризации. В
первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых:
не создает существенных социальных проблем;
не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность.
Такими предприятиями могут оказаться ряд предприятий
машиностроительного комплекса, текстильной и легкой промышленности
и часть предприятий золотодобывающей и химической промышленности.
Реструктуризация даже одного предприятия представляет собой
сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых
и материальных ресурсов процесс, планирование которого должно
осуществляться в рамках бизнес - плана.
Для отраслей должны быть разработаны программы
реструктуризации, учитывающие прежде всего отраслевые особенности
и приоритеты, особенности разделения труда, структуры товарных
рынков и рынков рабочей силы.
4. Элементы отраслевых программ реструктуризации
Разработке программы реструктуризации отрасли должен
предшествовать анализ финансового состояния и важнейших технико -
экономических показателей предприятий отрасли, анализ товарных
рынков, разработка направлений реструктуризации, определение
приоритетов и перспектив развития отрасли. Содержание программы
должно быть ориентировано на возможность, после ее утверждения,
реализации конкретных процедур реструктуризации без задержек,
ограничений, дополнительных согласований, иначе значимость и
результативность реализации программы теряет всякий смысл.
Отраслевая программа реструктуризации разрабатывается с целью
определения источников, механизмов финансирования, сроков, задач и
перечней предприятий, реструктуризация которых осуществляется
силами и средствами:
федеральных органов исполнительной власти посредством процедур
приватизации, банкротства, ликвидации;
органами власти субъектов Федерации;
местных органов исполнительной власти;
исключительно предприятий;
кредиторов или инвесторов предприятий;
предприятий с привлечением средств бюджета и других источников
финансирования.
Отраслевая программа реструктуризации должна содержать
следующие основные разделы:
цели реструктуризации отрасли;
направления реструктуризации;
перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в
соответствии с решениями федеральных и местных органов
исполнительной власти, исполнительных органов предприятий,
кредиторов и инвесторов;
порядок и критерии принятия решений о реструктуризации;
способы реструктуризации;
средства, необходимые для проведения реструктуризации, и
механизм финансирования;
сроки реструктуризации;
мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;
меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;
порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе
реструктуризации;
порядок взаимодействия с предприятиями, подлежащими
реструктуризации;
перечень нормативно - правовых документов, обеспечивающих тот
или иной способ реструктуризации.
Программа реструктуризации отрасли может быть утверждена
указом Президента Российской Федерации или постановлением
Правительства Российской Федерации.
Проект программы, с целью ее утверждения, в установленном
порядке представляется на согласование в заинтересованные
министерства и ведомства.
Начальник Департамента
реструктуризации промышленности
и инвестиций
С.А.МИХАЙЛОВ
|