ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 марта 1997 года
Дело No. 56-Г97-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Жилина Г.А.
рассмотрела в судебном заседании от 7 марта 1997 г. по
кассационной жалобе мэра г. Владивостока на решение Приморского
краевого суда от 17 января 1997 г. дело по заявлениям прокуроров
Ленинского, Фрунзенского, Первомайского, Первореченского и
Советского районов г. Владивостока о назначении даты выборов в
органы местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения мэра г. Владивостока Черепкова В.И.,
представителей мэрии г. Владивостока адвоката Клигмана А.В.,
Кириенко В.В. (доверенность No. И-1742 от 23 декабря 1996 г.),
Царькова П.В. (доверенность No. И-145-м от 28 февраля 1997 г.),
представителей районных администраций г. Владивостока:
Первореченского района - Иванова Н.В. (доверенность No. 7/126 от 3
марта 1997 г.), Советского района - Белецкого Н.М., Первомайского
района - Нечаева В.А., Фрунзенского района - Сковыра В.В.,
Ленинского района - Ильинского Д.С.; заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л.,
полагавшей решение в части назначения выборов должностных лиц
органов местного самоуправления районов г. Владивостока отменить,
а в остальной части - оставить без изменений, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокуроры пяти районов г. Владивостока обратились в суд с
заявлениями о назначении даты выборов представительных органов и
выборных должностных лиц местного самоуправления районов г.
Владивостока в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления", ссылаясь на то, что
необходимая нормативная база для проведения таких выборов в городе
до настоящего времени не создана, уставы г. Владивостока и его
пяти районов не приняты, органы местного самоуправления не
сформированы, что, по мнению заявителей, является нарушением
конституционных прав граждан на осуществление местного
самоуправления.
Решением Приморского краевого суда от 17 января 1997 г.
заявления прокуроров были удовлетворены. Выборы в представительные
органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления пяти районов г. Владивостока были назначены судом
на 30 марта 1997 г. одновременно с повторными выборами депутатов
Владивостокской городской Думы.
В кассационной жалобе мэра г. Владивостока поставлен вопрос об
отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального
права и без учета существенных обстоятельств, препятствующих
проведению выборов в органы местного самоуправления районов г.
Владивостока. Заявителем оспаривается вывод суда о том, что районы
города являются муниципальными образованиями, в которых возможно
создание органов местного самоуправления. По мнению Черепкова
В.И., местное самоуправление осуществляется в г. Владивостоке
избранным населением мэром города вплоть до избрания
представительного органа местного самоуправления города и до
принятия устава города, в котором с учетом данных опроса
населения, проведенного в 1991 г., районное деление города будет
упразднено.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда
подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" он подлежит
применению в тех случаях, когда законодательным (представительным)
органом субъекта Российской Федерации не принят закон,
устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов:
представительным органом местного самоуправления или на
местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании отсутствует выборный
представительный орган местного самоуправления;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются
должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
истекли сроки полномочий выборных органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Этот Закон применяется для регулирования тех правоотношений,
которые не урегулированы законами субъектов Российской Федерации и
принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных
образований.
При вынесении решения о назначении даты выборов в органы
местного самоуправления районов г. Владивостока в соответствии с
указанным Федеральным законом суд сослался на отсутствие в г.
Владивостоке представительного органа местного самоуправления и
устава города, в соответствии с которым могли бы быть организованы
выборы в органы местного самоуправления районов.
Этот вывод суда не может быть признан обоснованным потому, что
в Приморском крае нормативная база, необходимая для проведения
выборов в органы местного самоуправления, была создана с принятием
Законов от 17 октября 1995 г. "О выборах глав муниципальных
образований в Приморском крае" и от 23 апреля 1996 г. (с
изменениями и дополнениями от 25 июля 1996 г.) "О выборах в органы
местного самоуправления Приморского края".
Без учета требований этих Законов Приморского края назначение
выборов в органы местного самоуправления г. Владивостока в
судебном порядке в соответствии с утвержденным Федеральным законом
"Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
Временным положением о проведении выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской
Федерации правильным быть признано не может.
Обосновывая вывод о том, что в районах г. Владивостока
нарушается конституционное право граждан на местное
самоуправление, суд сослался на то, что выборы в органы местного
самоуправления районов, которые являются обособленными
муниципальными образованиями, не назначены в срок, установленный в
ч. 1 ст. 58 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации". При этом судом не
было учтено, что сам г. Владивосток в соответствии с действующим
на территории Приморского края законодательством является
муниципальным образованием, в котором должны быть сформированы
органы местного самоуправления, правомочные в соответствии с ч. 1
ст. 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определять
структуру органов местного самоуправления города.
Повторные выборы во Владивостокскую городскую Думу назначены
на 30 марта 1997 г. Этот орган местного самоуправления города в
соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" имеет право либо
самостоятельно принять устав г. Владивостока, в котором должна
быть установлена структура органов местного самоуправления города,
либо вынести устав на местный референдум.
Вопрос о формировании органов местного самоуправления в
районах г. Владивостока или о нецелесообразности их создания в
соответствии с п. п. 1, 4 ст. 8, ч. 3 ст. 12 указанного
Федерального закона разрешается с учетом мнения населения города
представительным органом местного самоуправления города
самостоятельно в соответствии с уставом города. Судом это
обстоятельство при рассмотрении дела учтено не было, хотя в деле
имеются данные о том, что большинство населения г. Владивостока
при проведении опроса о целесообразности сохранения районного
деления города на выборах Президента Российской Федерации 1991 г.
высказалось по данному вопросу отрицательно.
Как пояснил в заседании суда кассационной инстанции мэр
г. Владивостока, на 23 марта 1997 г. назначен местный референдум,
на который среди других вопросов вынесен и вопрос о том, как
жители города относятся к сохранению районного деления города.
Поскольку выборы в представительный орган местного
самоуправления г. Владивостока - Владивостокскую городскую Думу на
момент рассмотрения настоящего дела в суде уже были назначены на
30 марта 1997 г., у суда не было оснований для назначения даты
выборов в органы местного самоуправления на той же территории,
которая подпадает под юрисдикцию общегородского представительного
органа местного самоуправления, до определения в установленном
порядке структуры органов местного самоуправления в г.
Владивостоке.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и
разрешить вопрос о назначении выборов в органы местного
самоуправления районов г. Владивостока в зависимости от того,
какая структура органов местного самоуправления города будет
установлена с учетом мнения его населения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 29 января 1997 г.
отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд первой
инстанции в ином составе судей.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
Б.А.ГОРОХОВ
Г.А.ЖИЛИН
|