МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1084-ЮЛ
ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ЛЧ-06-11/1741-ИН
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1302
7 марта 1997 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ
СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИЙ
Настоящие Рекомендации подготовлены во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах
по обеспечению государственного финансового контроля в Российской
Федерации" и поручения Правительства Российской Федерации от
14 февраля 1997 г. N 212-р.
Министерство труда и социального развития Российской
Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство
связи Российской Федерации в целях обеспечения контроля за
правильностью расходования средств, предназначенных на выплату
государственных пенсий, в том числе за правильностью назначения,
перерасчета, выплаты и доставки пенсий, считают необходимым
организовать эту работу путем:
усиления ведомственной контрольно - ревизионной работы в
органах социальной защиты населения, региональных органах
Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях федеральной
почтовой связи;
создания действенной системы вневедомственного контроля за
правильностью расходования пенсионных средств.
1. Задачи контроля - обеспечения обоснованности использования
средств, предназначенных на выплату государственных пенсий,
выявление и обобщение фактов нарушений в расходовании указанных
средств для последующего анализа причин, повлекших эти нарушения,
разработки на его основе и реализации мер по их устранению и
предупреждению.
В этих целях организуется:
1.1. Проверка правильности применения пенсионного
законодательства при назначении и выплате пенсий.
1.2. Проверка целевого использования и своевременности
расходования средств, предназначенных на выплату пенсий.
1.3. Проверка правильности организации бухгалтерского учета,
отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины.
2. Организация контроля.
2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и
другими подразделениями Минтруда России, Пенсионного фонда
Российской Федерации, Минсвязи России, соответствующими службами
органов социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской
Федерации и управлений федеральной почтовой связи в порядке,
установленном ведомственными инструкциями, положениями или иными
документами.
Ведомственный контроль включает проведение ревизий,
инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям
деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе
пенсионного обеспечения).
2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования
средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах
социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой
связи осуществляется Главным контрольно - ревизионным управлением
и другими подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации,
соответствующими подразделениями его региональных отделений с
привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты
населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений
федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в
субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями.
Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку
в органах социальной защиты населения и организациях федеральной
почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не менее
10% пенсионных дел) и выплаты пенсий, а также проверку целевого
использования пенсионных средств, в том числе по пенсиям,
финансируемым на возвратной основе. Соответствующие органы
социальной защиты населения и организации федеральной почтовой
связи представляют все необходимые для целей вневедомственного
контроля документы.
В целях координации контрольной работы органами социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации, региональными
отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями
федеральной почтовой связи определяется периодичность (не реже
одного раза в два года) проведения вневедомственного контроля в
органах социальной защиты населения и организациях федеральной
почтовой связи.
Для обеспечения задач вневедомственного контроля по конкретной
проверке составляется программа, в которой в обязательном порядке
указывается цель проверки, объемы и сроки проверки, а также
участвующие в ней подразделения.
2.3. В зависимости от принятой в субъектах Российской
Федерации технологии обработки пенсионной информации и схемы
финансирования выплаты пенсий ведомственный и вневедомственный
контроль проводится или непосредственно в органах, назначающих или
выплачивающих пенсии в соответствующих подразделениях районных,
городских органов социальной защиты населения, региональных
отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, организациях
федеральной почтовой связи, или в их территориальных органах.
Обоснованность документов, подтверждающих занятость на
работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях,
проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях
и в организациях с участием территориальных органов Госэкспертизы
условий труда. Аналогичным образом осуществляется проверка справок
о заработке для назначения (перерасчета) пенсии с привлечением
представителей Рострудинспекции.
2.4. Результаты ведомственных и вневедомственных проверок
оформляются актами, которые являются основанием для принятия
соответствующими органами мер по устранению выявленных нарушений и
их предупреждению.
Информация о принятых мерах представляется органам,
осуществляющим проверку, в срок не позднее одного месяца после ее
завершения.
3. Предмет контроля.
Предметом ведомственного и вневедомственного контроля являются
операции по назначению (перерасчету), начислению, выплате и
доставке государственных пенсий, банковские операции по
финансированию выплаты пенсий, бухгалтерский учет и отчетность в
органах, участвующих в процессе пенсионного обеспечения (в части
пенсий).
3.1. Проверка правильности назначения (перерасчета) пенсий
включает:
обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий,
в том числе правовую основу документов о трудовом стаже, о
заработке, других правоустанавливающих документов, послуживших
основанием для назначения (перерасчета) пенсии. (При проверке
перерасчета пенсий по стажу и заработку анализируется правильность
выплаты пенсий в период работы пенсионера, в связи с которой
производится перерасчет пенсии, а также соблюдение требований
законодательства о предоставлении информации пенсионным органам о
работе пенсионера);
технологический контроль за вводом правовой информации.
3.2. В целях определения правильности начисления и выплат
пенсий проверке подлежат:
правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и
соответствие их пенсионному делу;
своевременность и обоснованность заявок потребности в
средствах на выплату пенсий;
правильность ведения выплатной документации и отчетности по
выплаченным суммам пенсий;
учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;
выплата пенсий через сберегательные банки, организации
федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;
выплата пенсий при смене места жительства;
своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;
учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;
целевое использование средств на выплату пенсий органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной
почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими
выплачивающими структурами;
исполнение рекомендаций Минтруда России, Пенсионного фонда
Российской Федерации и Минсвязи России в части организации
выплаты пенсий.
3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию
средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и
отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления
банковских документов, по документам, послужившим основанием к
расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями
федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности
составления заявок, своевременности перечисления денежных средств
на выплату пенсий.
Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН
Заместитель Председателя
Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации
Л.И.ЧИЖИК
Заместитель Федерального
Министра связи
Б.А.ЦИБУЛЬСКИЙ
|