ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 1997 г. N 1189-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
творческих работниках и творческих союзах".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по делам
общественных объединений и религиозных организаций до 27 апреля
1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по делам общественных
объединений и религиозных организаций доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
13.02.97
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.И. ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ,
С.С. ГОВОРУХИНЫМ
И В.М. ТАРАСОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет и регулирует
правоотношения органов государственной власти и органов местного
самоуправления с творческими работниками литературы и искусства
(далее - творческие работники), а также порядок создания
деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов.
Цель настоящего Федерального закона - в соответствии с
Конституцией Российской Федерации обеспечить трудовые и социальные
права творческих работников и способствовать деятельности
творческих союзов в интересах сохранения и развития традиций
литературы и искусства.
Государство содействует созданию условий, необходимых для
деятельности творческих работников и творческих союзов своей
бюджетной, налоговой и социальной политикой.
Положения настоящего Федерального закона исходят из принципов
добровольного участия в творческих союзах и равенства прав
творческих работников, как входящих, так и не входящих в такие
объединения, работающих или не работающих по трудовым договорам.
Регулирование вопросов внутренней деятельности творческих
союзов определяется исключительно уставами этих объединений, кроме
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и
Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Статья 2. Предмет регулирования
Предметом регулирования настоящего Федерального закона
являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией
гражданами как свободы литературного и художественного творчества,
так и права на объединение; а также особенности, связанные с
созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией творческого
союза как отдельного вида общественных объединений, его
правоотношения с органами государственной власти и органами
местного самоуправления.
Статья 3. Сфера действия
Действие настоящего Федерального закона распространяется на
творческих работников и творческие союзы, включил их структурные
подразделения: организации, отделения, создаваемые в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона указанные ниже
понятия имеют следующее значение:
творческий работник - физическое лицо (субъект авторского,
смежного и/или трудового права), творческая деятельность которого
заключается в создании, интерпретации произведений литературы и
искусства, переводе произведений литературы, каким бы способом и в
какой бы объективной форме они ни были выражены, а созданные им
произведения, интерпретации, переводы обнародованы в установленном
законодательством порядке, а также не обнародованы, но стали
предметом гражданско - правовых сделок;
расчетная книжка творческого работника - документ,
удостоверяющий выполнение творческим работником отдельных заказов
на основании гражданско - правовых договоров в области литературы
и искусства; подтверждающий оплату труда, факты уплаты страховых
взносов, а также творческие профессии творческого работника.
Образец расчетной книжки творческого работника и порядок ее выдачи
и ведения определяются Правительством Российской Федерации;
творческая профессия творческого работника в области
литературы и искусства - это профессия, предусмотренная Перечнем
творческих профессий в области литературы и искусства (далее -
Перечень), утверждаемом в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации на основе предложений творческих союзов;
творческий союз - общественная организация творческих
работников одного или нескольких видов и жанров литературы или
искусства, создаваемая на основе индивидуального членства;
основными уставными целями творческого союза являются: защита
авторских и смежных, трудовых, социальных прав, интеллектуальной
собственности и профессиональных интересов своих членов, оказание
помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности.
Глава II. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Статья 5. Творческие профессии творческих работников
Принадлежность к той или иной творческой профессии,
содержащейся в Перечне, указывается: для творческих работников,
работающих по трудовому договору - в трудовой книжке, а для
творческих работников, выполняющих отдельные заказы на основании
гражданско - правовых договоров в области литературы и искусства -
в расчетной книжке творческого работника.
Статья 6. Трудовой и социальный статус творческих работников
Творческие работники могут работать по трудовому договору или
по отдельным заказам физических и юридических лиц на основании
гражданско - правовых договоров в области литературы и искусства.
Деятельность творческих работников по реализации своих
авторских и смежных прав не является предпринимательской
деятельностью и не требует обязательной регистрации в качестве
индивидуального предпринимательства.
Обязательное государственное социальное и медицинское
страхование, пенсионное страхование и обеспечение творческих
работников, работающих по трудовым договорам, производится в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательное государственное социальное и медицинское
страхование, пенсионное страхование и обеспечение творческих
работников, работающих по отдельным заказам на основании
гражданско - правовых договоров, осуществляется в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласованными
с творческими союзами.
Глава III. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
Статья 7. Виды и территориальная сфера деятельности творческих
союзов
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные творческие союзы.
Под общероссийским творческим союзом понимается творческий
союз, ставящий своей задачей объединение творческих работников на
всей территории Российской Федерации и имеющий в соответствии со
своими уставными целями организации, отделения на территории более
половины субъектов Российской Федерации, а также творческий союз,
ставящий своей задачей объединение творческих работников на всей
территории Российской Федерации, территориальная сфера
деятельности которого, в силу специфики творческих профессий его
членов, распространяется на меньшее количество субъектов или
ограничена традиционными культурными центрами Российской
Федерации.
Под межрегиональным творческим союзом понимается творческий
союз, действующий в соответствии со своими уставными целями на
территориях более двух, но менее половины субъектов Российской
Федерации и имеющий в них организации, отделения.
Под региональным творческим союзом понимается творческий союз,
деятельность которого в соответствии с его уставными целями
осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской
Федерации.
Под местным творческим союзом понимается творческий союз,
деятельность которого в соответствии с его уставными целями
осуществляется в пределах территории одного муниципального
образования.
Статья 8. Международный творческий союз
В соответствии с законодательством Российской Федерации
творческий союз, созданный на основе индивидуального членства в
Российской Федерации, признается международным, если в
соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и
осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное
подразделение - организация, отделение.
Деятельность такого творческого союза на территории Российской
Федерации регулируется законодательством Российской Федерации и
настоящим Федеральным законом, а на территории иностранного
государства - законодательством этого государства, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными
договорами Российской Федерации, а также уставом творческого
союза.
Статья 9. Членство в творческом союзе
Члены творческого союза - творческие работники (граждане
Российской Федерации, иностранные граждане или лица без
гражданства), признающие и выполняющие устав данного творческого
союза.
Требования, предъявляемые уставом творческого союза к
вступающим в союз, не должны ущемлять политических, имущественных,
авторских и иных прав граждан, должны содействовать объединению в
его составе наиболее квалифицированных представителей
соответствующих творческих профессий, стимулировать их
профессиональный и творческий рост.
Условия и порядок приема в члены творческого союза, в том
числе их учредителей, а также выхода и исключения из него
определяются уставом творческого союза.
Статья 10. Права творческого союза
1. Для осуществления своих уставных целей творческий союз
обладает следующими правами:
- участвовать в обсуждении и подготовке проектов законов, иных
нормативных правовых актов, в выработке решений органов
государственной власти и решений органов местного самоуправления
по вопросам литературы и искусства, защиты прав, свобод и
интересов творческих работников и творческих союзов;
- в соответствии с законодательством получать от органов
государственной власти информацию о разработке и принятии
нормативных правовых актов по вопросам литературы и искусства,
защиты прав, свобод и интересов творческих работников и творческих
союзов;
- свободно распространять информацию о своей деятельности и
учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую
деятельность;
- в качестве уполномоченной организации: представлять и
защищать авторские, смежные, иные права и охраняемые законом
интересы своих членов перед органами государственной власти и
работодателями; обращаться в судебные органы; создавать
юридические службы и использовать другие формы правовой защиты;
- выступать с предложениями о принятии соответствующими
органами государственной власти нормативных правовых актов о труде
и по другим социально - экономическим вопросам;
- входить в состав контрольно - ревизионных или иных,
наделенных соответствующими полномочиями, органов государственных
фондов: социального страхования, занятости, медицинского
страхования, пенсионного и других фондов, а также их местных
организаций;
- выдавать документы, подтверждающие членство в творческом
союзе;
- подтверждать для органов социального обеспечения и
страхования трудовой стаж членов творческого союза (только в
случае государственной регистрации творческого союза) в
установленном законодательством порядке;
- создавать ассоциации творческих союзов;
- координировать свои действия с органами государственной
власти и органами местного самоуправления, объединениями
работодателей и заказчиков на условиях и в порядке,
предусмотренном специальными нормативными актами в целях
проведения согласованной политики в интересах творческих
работников и творческих союзов;
- формировать по инициативе своих членов - творческих
работников - соответствующие органы общественной самодеятельности
для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных
договоров и соглашений в соответствии с законодательством по их
поручению и от их имени;
- выдвигать творческих работников для представления к
государственным наградам и почетным званиям;
- участвовать в выборах органов государственной власти и
органов местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской Федерации (в случае государственной регистрации
творческого союза и наличия в его уставе положения об участии в
выборах) за исключением случаев, когда такой творческий союз
создан иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их
участием.
Творческий союз обязан:
- способствовать своей деятельностью развитию российской
многонациональной литературы и искусства, созданию материальных
условий для творческой деятельности своих членов;
- представлять и защищать профессиональные интересы,
социальные и иные права и интересы своих членов;
- информировать своих членов и общественность о своей
деятельности, планах и решениях;
- своевременно предоставлять органам, регистрирующим
творческие союзы, требуемые законодательством сведения;
- содействовать повышению международного престижа российской
литературы и искусства;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, настоящий
Федеральный закон, общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской Федерации, а также нормы,
предусмотренные их уставными документами.
Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
Статья 11. Финансовые гарантии деятельности
Органы государственной власти и органы местного самоуправления
гарантируют деятельность творческих работников и творческих
союзов, структурных подразделений творческих союзов, а также
созданных ими для осуществления своих уставных целей коммерческих
и некоммерческих организаций путем предоставления в установленном
законодательством порядке льгот по федеральным и местным налогам,
освобождения от уплаты таможенных сборов и пошлин, регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию и платежей во
внебюджетные фонды.
Статья 12. Гарантии имущественных прав творческих союзов
В собственности творческих союзов, являющихся юридическими
лицами, могут находиться земельные участки, здания, строения,
сооружения, жилищный фонд, дома творчества, творческие мастерские,
ателье - студии, издательства, типографии, а также ценные бумаги,
иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности
творческих союзов.
Творческие союзы вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению
целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.
В целях обеспечения деятельности являющихся юридическими
лицами творческих союзов и их структурных подразделений,
государство оказывает им поддержку путем предоставления в
пользование зданий, служебных и функциональных помещений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Гарантии пенсионного обеспечения творческих
работников
Трудовой стаж для назначения пенсии и исчисление среднего
заработка творческим работникам определяется в порядке,
предусмотренном законодательством о пенсионном обеспечении.
Трудовой стаж творческих работников, работающих по
гражданско - правовым договорам, исчисляется с момента их
заключения или по фактам обнародования произведений, явившихся
результатом их творческой деятельности или предметом сделок, при
условии уплаты за период творческой деятельности страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подтверждается
соответствующими записями в расчетной книжке творческого
работника.
Статья 14. Гарантии условий деятельности творческих работников
В целях обеспечения условий деятельности творческих работников
органы государственной власти и местного самоуправления
гарантируют предоставление им дополнительной жилой площади в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Государственные гарантии защиты социальных и
трудовых прав творческих работников и творческих союзов
Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
должностных лиц за воспрепятствование деятельности творческих
союзов по защите социальных и трудовых прав своих членов, а также
за ущемление законных прав творческих работников, не состоящих в
творческих союзах, наступает в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Глава V. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
Статья 16. Учредители творческого союза
Учредителями творческого союза могут быть творческие работники
(не менее трех физических лиц) - граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением
случаев, установленных федеральными законами или международными
договорами Российской Федерации и/или объединения творческих
работников (юридические лица).
Учредители (члены организаций - учредителей) принимаются в
творческий союз на общих уставных основаниях.
Статья 17. Порядок создания творческого союза и его
структурных подразделений
Учредительное собрание (съезд, конференция) принимает решения
о создании творческого союза, его наименовании и виде
(международный, общероссийский, межрегиональный, региональный,
местный), утверждает устав, формирует руководящие и
контрольно - ревизионные органы.
С момента принятия указанных решений творческий союз считается
созданным и приобретает права, за исключением прав юридического
лица, принимает на себя обязательства, предусмотренные настоящим
Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
Организации, отделения творческого союза создаются на основе
решения органа, предусмотренного его уставом, при наличии в
структурном подразделении не менее трех членов соответствующего
творческого союза.
Организации, отделения могут действовать на основании устава
творческого союза, а также на основании своего собственного
устава, не противоречащего уставу творческого союза.
Статья 18. Порядок государственной регистрации творческого
союза
Государственная регистрация всех видов творческих союзов, а
также их отделений производится в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом, законодательством Российской
Федерации для регистрации общественных объединений.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в
судебном порядке.
Творческий союз вправе не регистрироваться в органах юстиции.
В этом случае он не приобретает прав юридического лица.
Статья 19. Особенности регистрации творческих союзов
В соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона
отсутствие у творческого союза организаций, отделений на
территориях более половины субъектов Российской Федерации не может
служить основанием для отказа в регистрации в качестве
общероссийского творческого союза, если специфика такого союза
соответствует условиям, указанным в статье 7 настоящего
Федерального закона.
Статья 20. Регистрация изменений и дополнений в уставе
творческого союза
При регистрации изменений и дополнений к уставу творческого
союза регистрирующий орган рассматривает исключительно перечень и
содержание статей, в которые внесены изменения и дополнения, на
предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
В этом случае творческий союз представляет следующие
документы:
- заявление полномочного представителя действующего
руководящего органа творческого союза о регистрации изменений и
дополнении в уставе;
- устав творческого союза (нотариально заверенную копию);
- перечень и содержание статей, в которые внесены изменения и
дополнения;
- выписка из протокола с решением полномочного органа
творческого союза о принятии изменении и дополнений в устав;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
(регистрационного сбора).
Данный перечень документов является исчерпывающим.
Отказ в государственной регистрации изменений и дополнений в
устав творческого союза может быть обжалован в порядке,
предусмотренном в случае отказа в регистрации творческого союза.
Статья 21. Реорганизация и ликвидация творческого союза
Реорганизация и ликвидация творческого союза производится в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. О приведении правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня
вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить
Перечень творческих профессий в области литературы и искусства.
Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"
Проект Федерального закона "О творческих работниках и
творческих союзах" подготовлен для рассмотрения Государственной
Думой в первом чтении совместной рабочей группой Комитета
Государственной Думы по делам общественных объединений и
религиозных организаций и Комитета Государственной Думы по
культуре.
16 апреля 1996 года вышеуказанными комитетами были проведены
парламентские слушания с участием депутатов Федерального Собрания,
представителей Правительства, министерств и ведомств Российской
Федерации, творческих союзов, в ходе которых была отмечена
"необходимость и своевременность разработки" данного Закона.
В работе над проектом Закона были учтены замечания и
предложения, поступившие от Комитета Государственной Думы по
аграрным вопросам, Комитета Государственной Думы по делам
ветеранов, Комитета Государственной Думы по вопросам местного
самоуправления, и Комитета Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике, а также от Фонда
социального страхования Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по управлению государственным
имуществом, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и от
четырнадцати российских творческих союзов.
В целях выработки единого подхода к решению проблем
пенсионного и социального страхования и обеспечения творческих
работников были проведены рабочие встречи с участием
представителей Департамента культуры Аппарата Правительства
Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации,
Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства
труда Российской Федерации.
Учтена большая часть замечаний, изложенных в заключениях
Правительства Российской Федерации, Правового управления
Государственной Думы.
На основании экспертизы, проведенной Институтом
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации и Институтом государства и права Российской
академии наук, была улучшена редакция законопроекта. Наряду с
имеющимися недостатками были отмечены своевременность и
содержательность данного законопроекта.
Изменившаяся общественно - политическая ситуация в России
вызвала и изменения в положении крупнейших творческих союзов.
Утрата ими значения государственных идеологических институтов и
положения привилегированных общественных организаций повлекла и
отмену бюджетного финансирования деятельности творческих союзов.
Разработка проекта Федерального закона "О творческих
работниках и творческих союзах" вызвана необходимостью обеспечить
в новых условиях трудовые и социальные права творческих
работников, работающих или не работающих по трудовому договору,
независимо от их членства в творческих союзах, и способствовать
деятельности творческих союзов в интересах сохранения и развития
традиций литературы и искусства.
Предлагаемый законопроект развивает и конкретизирует Закон "Об
общественных объединениях" и по отношению к нему является
специальным. Специфика его заключается в качестве предмета
регулирования, которым является отдельный вид общественных
объединений - творческий союз в области литературы и искусства.
В соответствии с концепцией настоящего законопроекта
творческие союзы выполняют целый ряд различных функций, присущих
как профессиональным союзам, так и государственным организациям
культуры и искусства. Творческие союзы имеют особенности,
связанные, во-первых, с территориальной сферой деятельности,
которая объективно может быть ограничена естественными условиями
распространенности того или иного вида литературы или искусства,
при том что характер деятельности творческого союза и ее
значимость остаются общероссийскими: во-вторых, с тем, что
творческий союз создается только на основе индивидуального
членства; в-третьих, творческий союз имеет ряд новых, конкретных
прав и обязанностей.
Специфичен и еще один субъект регулирования, обозначенный в
законопроекте как творческий работник, не работающий по трудовому
договору, выполняющий отдельные заказы на основании гражданско -
правовых договоров в области литературы и искусства. Впервые в
предлагаемом проекте Закона осуществлена попытка обеспечить
юридическими, социальными и экономическими правами творческого
работника, не работающего по трудовому договору, или, иными
словами, работника свободной профессии, труд или деятельность
которого не подпадает под уже имеющиеся в российском
законодательстве категории.
При разработке настоящего законопроекта учтен практический
опыт нормативно - правового регулирования и уже существующая
правовая база: Федеральный закон "Об общественных объединениях"
(1995 год), Закон "Основы законодательства Российской Федерации о
культуре" (1992 год), Закон "Об авторском праве и смежных правах"
(1993 год), другие российские законы, которые в той или иной
степени регулируют взаимоотношения творческих работников с
государством. Кроме того, настоящий проект основывается на нормах
международного права, действующих в Российской Федерации и
закрепленных в Бернской конвенции об охране литературных и
художественных произведений (в ред. 1971 года), Всемирной
конвенции об авторском праве (ЮНЕСКО, в ред. 1971 года), а также в
ряде документов - рекомендациях ЮНЕСКО по отдельным областям
культуры.
Принятие предлагаемого законопроекта явится также выполнением
Рекомендации Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры о положении творческих работников
(27 октября 1980 г.), в которой говорится о "необходимости
улучшения условий труда социального обеспечения и налогообложения
творческих работников, независимо от того, работают ли они по
найму или являются независимыми, с учетом их вклада в развитие
культуры".
В указах Президента Российской Федерации "О дополнительных
мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской
Федерации" (от 12.11.94 N 1904) и "О мерах по усилению
государственной поддержки культуры и искусства в Российской
Федерации" (от 01.07.96 N 1010) содержатся поручения Правительству
Российской Федерации выделить "в республиканском бюджете
Российской Федерации средства для творческих союзов и их отделений
на местах, полученные от уплаты налога на добавленную стоимость и
внесенные в республиканский бюджет Российской Федерации
производственными предприятиями творческих союзов и их отделений
на местах, при условии расходования этих средств на социальные и
творческие нужды союзов"; оформить права "собственности творческих
союзов Российской Федерации на объекты недвижимого имущества,
находящиеся на балансе творческих союзов и их отделений на
местах", а также передать "в бессрочное и безвозмездное
пользование творческим союзам Российской Федерации и их отделениям
на местах занимаемые ими здания, находящиеся в федеральной
собственности".
В основном эти положения указов оказались не реализованными,
что доказывает необходимость дополнительного законодательного
регулирования вопросов, связанных с правовым положением
творческого работника и одного из видов общественных объединений -
творческого союза.
Предлагаемый законопроект призван в первую очередь
ликвидировать упомянутый пробел в законодательстве.
Проект Федерального закона "О творческих работниках и
творческих союзах" содержит 6 глав и 23 статьи.
В первой главе определяются основные понятия, использованные в
законопроекте, в том числе дается более узкое, нежели в Законе
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" значение
понятия "творческий работник", под которым понимается "физическое
лицо (субъект авторского, смежного и/или трудового права),
творческая деятельность которого заключается в создании или
интерпретации произведений литературы и искусства, переводе
произведений литературы, каким бы способом и в какой бы
объективной форме они ни были выражены, а созданные им
произведения или интерпретации, переводы обнародованы в
установленном законодательством порядке, а также не обнародованы,
но стали предметом гражданско - правовых сделок".
Вторая глава определяет правовое положение творческого
работника: принадлежность к творческой профессии, трудовой и
социальный статус.
В третьей главе определяются виды, территориальная сфера
деятельности и права и обязанности творческих союзов.
Четвертая глава включает все вопросы, касающиеся
государственных гарантий деятельности творческих работников и
творческих союзов. В соответствии с концепцией законопроекта и в
его развитие предполагается разработка и внесение дополнительных
изменений в соответствующие разделы трудового, социального и
налогового законодательства Российской Федерации.
Пятая глава регламентирует порядок создания, регистрации,
реорганизации и ликвидации творческих союзов. В данной главе
учтены основные положения Федерального закона "Об общественных
объединениях", некоторые из которых детализированы и дополнены в
соответствии со спецификой деятельности творческих союзов.
В шестой главе определяется порядок введения в действие
настоящего Федерального закона.
Реализация данного Закона не требует дополнительного
финансирования.
В состав рабочей группы по разработке законопроекта входят
следующие специалисты: Гуревич Леонид Ошерович - президент Союза
переводчиков России, Баташев Алексей Николаевич - председатель
Координационного совета Союза литераторов, Урин Владимир
Георгиевич - секретарь Союза театральных деятелей России,
Лукьянова Анна Алексеевна - специалист - эксперт издательства
"Юридическая литература", Атланов Юрий Михайлович - секретарь
Правления Союза художников России, Тулякова Елена Васильевна -
помощник председателя Союза художников России по правовым
вопросам, Чехарин Владимир Иванович - консультант Комитета по
культуре и Иванян Мария Эдуардовна - консультант Комитета по делам
общественных объединений и религиозных организаций.
Председатель Комитета
Государственной Думы
по делам
общественных объединений
и религиозных организаций
В.ЗОРКАЛЬЦЕВ
|